«ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА И ВОСПИТАТЕЛЯ. ВЕДЕНИЕ И ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ ПО ТЕТРАДИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ»

22.01.2024

КОНСУЛЬТАЦИЯ: «ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА И ВОСПИТАТЕЛЯ. ВЕДЕНИЕ И ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ ПО ТЕТРАДИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ»

Консультацию  разработала и провела:

учитель – логопед: Елена Васильевна Савченко

Успех коррекционно-воспитательной работы в группе компенсирующей направленности для детей со сложным структурным дефектом определяется продуманной системой работы всех специалистов. Педагоги, создают у дошкольника своего рода «фундамент успешности», т. е. максимально развивают высшие психические функции (мышление, память, восприятие, формируют эмоционально волевую сферу, развивают творческий потенциал, корректируют и компенсируют трудности развития.

Эффективность работы учителя-логопеда напрямую зависит от правильно поставленных целей и задач и слаженного взаимодействия с воспитателями, так как они являются важными участниками коррекционно-развивающей работы с ребёнком.

Наше дошкольное учреждение посещают разные категории детей с ОВЗ. Данная категория детей имеет различные нарушения в физическом и психическом развитии. Поэтому для этих детей очень важно создать благоприятные условия предметно-пространственной среды для быстрой адаптации в группе. Они должны быть обеспечены специальными условиями воспитания и обучения, получить своевременную и квалифицированную помощь всех специалистов дошкольного образовательного учреждения.

Взаимодействие в работе учителя-логопеда и воспитателя начинается с начала учебного года, когда группа уже сформирована. После проведения обследования и заполнения документов составляются АОП, которые составляют все специалисты и педагоги, которые работают с этими детьми. Далее составляются лексические темы на учебный год и уточняются наиболее рациональные приёмы проведения коррекции речи у каждого ребёнка. Во многих случаях работа воспитателя предшествует логопедическим занятиям, обеспечивая необходимую базу для формирования речевых умений, в других случаях воспитатель сосредоточивает своё внимание на закрепление достигнутых на занятиях логопеда результатов.

Исходя из этого, функции логопеда и воспитателя разделяются следующим образом:

*в совместной работе по формированию лексико-грамматических средств речи

-воспитатель всем содержанием своей работы обеспечивает полное практическое знакомство с предметами, с применением их в быту по назначению.

-логопед на своих занятиях углубляет словарную работу, формирование у детей лексико-грамматических категорий, а в ходе специальных упражнений обеспечивает их сознательное применение в речевом общении;

*в совместной коррекционной работе по формированию правильного произношения

-логопед формирует первичные речевые навыки у воспитанников;Хочу такой сайт

-воспитатель закрепляет сформированные речевые навыки.

Основным из видов организации совместной деятельности логопеда и воспитателя является взаимодействие через тетрадь взаимосвязи. Задания заполняются один раз в неделю после прохождения лексической темы, которая отрабатывается в течение недели.

Коррекционно-развивающая деятельность в индивидуальной форме проводится воспитателем, как в первой, так и во второй половине дня. Ежедневно воспитатель занимается с каждым ребёнком индивидуально, так как дети имеют разные особенности в развитии.

Воспитатель перед зеркалом проводит артикуляционную гимнастику, выполняет с ребенком задания по автоматизации и дифференциации звуков, а также задания по тем разделам программы, которые дети усваивают с большим трудом. В конце недели воспитатель передаёт тетради с заданиями родителям и даёт рекомендацию по работе с заданиями, если у родителей возникают вопросы. Задания, которые даёт учитель-логопед, не дублируются.

Рекомендации воспитателям по выполнению заданий логопеда:

В соответствии с перспективным планом логопедической работы логопед определяет лексическую тему на неделю для закрепления с детьми материала воспитателями.

Описываются игры и упражнения для занятий с детьми (с примерами выполнения)

Еженедельно логопед указывает игры и упражнения, которые рекомендуется провести с детьми по данной лексической теме. Воспитатель на свое усмотрение распределяет предложенные игры на неделю и проводит их с детьми (желательно одну и ту же игру проводить несколько раз в неделю для получения лучшего результата).

Кроме того, ежедневно логопед рекомендует проводить с некоторыми детьми артикуляционные, дыхательные и другие упражнения по индивидуальным планам работы (по индивидуальным тетрадям, закрепляя выполненные на логопедическом занятии упражнения). Имена (и Фамилии) этих детей указываются ежедневно. В случае, если воспитатель сомневается в методике проведения того или иного упражнения, логопед консультирует воспитателей.

Графа «Отметка о выполнении». В данной графе воспитатель оценивает уровень выполнения упражнений ребенком (качество выполнения) и записывает результат, например: «выполнено», «не справился», «отлично», «хорошо», «выполнил в полном объеме», «справился», «значительные трудности» и др.

По необходимости провожу консультации и мастер-классы с воспитателями и родителями по выполнению домашних заданий и практическим показом артикуляционной и артикуляторной гимнастики.

Таким образом, тесная взаимосвязь учителя-логопеда и воспитателя через тетрадь взаимосвязи позволяет добиваться положительных результатов в коррекционно-развивающей работе с детьми с ОВЗ.

 
Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».