СОДЕРЖАНИЕ № п/п Мероприятия Страница Раздел №1 «Комплекс основных характеристик программы» 1.1 Пояснительная записка 4 1.2. Цели и задачи реализации программы 9 1.3. Содержание общеразвивающей программы 10 1.4. Планируемые результаты 13 Раздел №2 «Комплекс организационно – педагогических условий» 2.1. Календарный учебный график 16 2.2. Условия реализации программы 16 2.3. Формы аттестации/ контроля и оценочные материалы 17 Список литературы 18 Приложения 1 1.КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ПРОГРАММЫ 1.1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Программа спроектирована с учётом ФГОС дошкольного образования, особенностей образовательного учреждения, образовательных потребностей и запросов родителей (законных представителей) воспитанников. Направленность программы: физкультурно-спортивная. Программа определяет цели, задачи, планируемые результаты, содержание и организацию образовательного процесса на ступени дошкольного образования. При разработке данной программы использовались следующие нормативно - правовые документы: Федеральный уровень • Федеральный закон «Об образовании в РФ». • Постановление главного государственного врача РФ «Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях» • Приказ Министерства образования и науки РФ об утверждении ФГОС ДО. • Приказ Минобрнауки России «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам-образовательная программа ДО. Локальные акты • Устав МДОУ «Радуга Детства» • Программа развития МДОУ «Радуга Детства» • Основная образовательная программа дошкольного образования МДОУ «Радуга Детства» Программа разработана в силу особой актуальности проблемы укрепления и сохранения здоровья детей, направлена на профилактику и коррекцию функциональных отклонений со стороны опорно-двигательного аппарата у детей и является модифицированным вариантом, так как содержание обучения базируется на практических рекомендациях известных авторов. Программа разработана на основе методических пособий: Анисимовой Т.Г., УльяноваС.А. «Формирование правильной осанки и коррекция плоскостопия у дошкольников»; Коновалова Н.Г. «Профилактика плоскостопия у детей дошкольного возраста»; Недовесова Н.П. «Профилактика и коррекция плоскостопия у детей» 2 Актуальностьпрограммы состоит в том, сегодня жизнь ставит перед нами много новых проблем, среди которых самой актуальной на сегодняшний день является проблема сохранения и укрепления здоровья. В настоящее время общество стремится к тому, чтобы все дети, начиная с раннего возраста, росли здоровыми и гармонически развитыми. Вместе с тем результаты научных исследований свидетельствуют о том, что уже в дошкольном возрасте здоровых детей становится все меньше и меньше. По данным опубликованным в Государственном докладе о состоянии здоровья населения РФ, 60% детей в возрасте от 3 до 7 лет имеют функциональные отклонения в состоянии здоровья и только 10% детей приходят в школу абсолютно здоровыми. Все чаще и чаще в детском саду стали встречаться дети с плоскостопием, а значит и с нарушением осанки, так как эти заболевания взаимосвязаны. Плоскостопие чаще всего встречается среди ослабленных детей с пониженным физическим развитием и слабым мышечно-связочным аппаратом. Нередко нагрузка при ходьбе, беге, прыжках для сводов стоп таких детей оказывается чрезмерной. Связки и мышцы стопы перенапрягаются, теряют пружинящие свойства. Своды стоп расплющиваются, опускаются, и возникает плоскостопие: про дольное, поперечное или продольно - поперечное. Наиболее часто встречающей патологией у детей дошкольного возраста является деформация свода стопы ее уплощение. Речь идет о продольном плоскостопии, так как поперечное плоскостопие в детском возрасте встречается сравнительно редко. Плоскостопие - это не только косметический дефект. Оно часто сопровождается болями в стопах, голенях, повышенной утомляемостью при ходьбе, затруднениями при беге, прыжках, ухудшением координации движений, перегрузкой суставов нижних конечностей, более ранним появлением болевых синдромов остеохондроза. Дошкольный возраст - это важный период, когда закладывается основы здоровья, развиваются двигательные навыки, закаливается организм, создается фундамент физического совершенствования человеческой личности. Профессор И.А. Аршанский, более тридцати лет назад дал формулу важнейшего закона развития: ведущей системой в организме ребенка является скелетно-мышечная, а все остальные развиваются в зависимости от нее. Нагружая скелетно-мышечную систему, мы не только делаем ребенка сильным и ловким, но тем самым развиваем и укрепляем его сердце, легкие, все внутренние органы. Включение в интенсивную работу скелетно-мышечной системы ведет к совершенствованию всех органов и систем - к созданию резервов мощности и прочности организма, которые, в свою очередь, и определяют меру крепости здоровья. В настоящее время идет постоянный поиск новых и совершенствование старых форм, средств методов оздоровления детей дошкольного возраста в условиях организованных детских коллективов. 3 Отличительные особенности программы. - Комплексный подход, включающий различные компоненты, совокупность которых способствует укреплению и сохранению здоровья детей. - Наличие физиологического обоснования программы с учетом возрастных особенностей детей. - Данная программа может применяться в любом дошкольном учреждении благодаря простоте большинства рекомендуемых средств и методов, отсутствию необходимости в приобретении дорогостоящей аппаратуры. - Знания, умения и навыки детей, полученные на занятиях, имеют практическую значимость. - Программа не дублирует ни один из предметов. Она закладывает основы укрепления здоровья и предусматривает активную практическую деятельность детей и воспитателя. Объем общеобразовательной программы – общее количество учебных часов 37. Виды образовательной деятельности Коррекционное занятие по программе «Топает малыш» Средняя группа Старшая группа 4-5 лет нед. год 5-6лет нед. год 1 37 1 37 Подготовите льная к школе группа 6-7лет нед. год 1 37 (коррекция плоскостопия) Итого 37 37 37 Форма обучения: очная. Уровень программы: стартовый. Организованные формы обучения - фронтальный способ - все дети одновременно выполняют одно и то же или разные упражнения. Групповой способ-дети делятся на несколько подгрупп (по 2 - 4 человека), и каждая подгруппа выполняет отдельное задание. После того как выполнят упражнение несколько раз, подгруппы меняются местами. Применяется на этапе совершенствования двигательных навыков. Индивидуальный способ каждый выполняет упражнение индивидуально. 4 Посменный способ - дети выполняют упражнения посменно по несколько человек одновременно; остальные в это время наблюдают и оценивают. Поточный способ-все делают упражнение по очереди, друг за другом, непрерывно-поточно. Для осуществления большой повторности упражнения могут быть организованы в 2-3 потока. Разновидность поточного способа – круговое («станционное»). При такой организации передвигаются по кругу, переходит от одной «станции» к другой и выполняют без перерыва серию упражнений. Методы и виды занятий, которые используются на учебных занятиях наглядный метод - наглядно - зрительные приемы: показ физических упражнений; использование наглядных пособий (использование фотографий,таблиц и т.д.); имитация (подражание); зрительные ориентиры (предметы, разметка поля); наглядно- слуховые приемы (музыка, песни); тактильно - мышечные приемы (непосредственная помощь). Словесный метод - объяснение; пояснение; указание; напоминание; подача команд, распоряжений, сигналов; вопросы к детям; оценка; образный сюжетный рассказ; беседа; словесная инструкция. Практический метод- повторение упражнений с изменениями и без изменений; массаж; проведение упражнений в соревновательной форме. Игровой метод -проведение упражнений в игровой форме; использование подвижных игр; организация двигательной деятельности детей в соответствии с игровым сюжетом; Срок освоения реализации Программы–зависитот результатов медицинских работников. Режим занятий: Занятия проводятся из расчета: 1 академический час, который равен 30 минутам, 1 раз в неделю во 2-ю половину дня, т.е. 37 часов в год. Адресат Программы: В реализации программы участвуют дети с медицинским осмотром. Данная образовательная программа может быть частично реализована с использованиемдистанционных технологий. Обучение в дистанционной форме осуществляется в дни непосещения занятий обучающимися (воспитанниками) по причине неблагоприятных погодных условий, на период карантина, в методические дни, обусловленные производственной необходимостью, состояние здоровья обучающихся (воспитанников). Средний дошкольный возраст (от 4 до 5 лет) • Дети знают исходные положения, последовательность выполнения упражнений, понимают их профилактическое и оздоровительное значение. 5 • Имеют осознанное представление о своем организме, в частности о ЗОЖ. • Соблюдают правила личной гигиены. • Принимают и удерживают правильную осанку у стены. • Сохраняют правильную рабочую позу при письме и чтении сидя. • Правильно стоят у гимнастической стенки. • Выполняют упражнения на самовытяжение и расслабление. • Выполняют различные упражнения, в разных исходных положениях и с разнообразным спортивным инвентарем. • Выполняют под контролем инструктора самостоятельную дыхательную гимнастику. • Самостоятельно выполняют специальные коррекционные упражнения. • Умеют ходить ритмично, сохраняя правильную осанку, направление и темп. • Умеют выполнять упражнения на перестроение. Старший дошкольный возраст (от 5 до 7 лет) • Дети знают исходные положения, последовательность выполнения упражнений, понимают их профилактическое и оздоровительное значение. • Дети знают исходные положения, последовательность выполнения упражнений, понимают их профилактическое и оздоровительное значение, выполняют самостоятельно. • Соблюдают правила безопасности и профилактики травматизма. • Соблюдают правила личной гигиены и закаливание организма. • Знают значение экипировки и использования спортивного инвентаря. • Имеют осознанное представление о своем организме, в частности о ЗОЖ. • Принимают и удерживают правильную осанку у стены. • Сохраняют правильную осанку при письме и чтении сидя. • Правильно стоят у гимнастической стенки. • Выполняют различные упражнения, в разных исходных положениях и с разнообразным спортивным инвентарем. • Выполняют самостоятельно дыхательную гимнастику. • Самостоятельно выполняют специальные коррегирующие упражнения. • Ходят ритмично, сохраняя правильную осанку, направление и темп. 6 1.2. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ ПРОГРАММЫ Цель программы: укрепление здоровья детей дошкольного возраста (4 – 7 лет, профилактика деформации свода стопы (плоскостопия, а так же привитие навыков к систематическим занятиям физической культурой оздоровительной направленности. В ходе реализации этой цели решаются следующиезадачи: Оздоровительные • сохранять и укреплять здоровье детей; • содействовать правильному и своевременному формированию физиологических изгибов позвоночника и свода стопы; • оказывать общеукрепляющее воздействие на организм ребенка; • укреплять связочно-суставной аппарат, мышцы спины и брюшного пресса, как необходимое условие для профилактики плоскостопия и нарушения осанки; • обучать правильной постановке стоп при ходьбе; Метапредметные (развивающие) • развивать психофизические качества (быстроту, силу, гибкость, выносливость, ловкость); • двигательные способности детей (функции равновесия, координации движений); • дружеские взаимоотношения через игру и общение в повседневной жизни; Личностные (воспитательные) • воспитывать и закреплять навык правильной осанки и стереотипа правильной походки; • корректировать проявление эмоциональных трудностей детей (тревожность, страхи, агрессивность, низкая самооценка); • воспитывать потребность в здоровом образе жизни; Дополнительная общеразвивающая программа «Топает малыш» представляет полноценное учебно – методическое обеспечение для создания условий дополнительного образования в ДОУ. В основе методологического построения программы лежат принципы, определенные федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования: ▪ Принцип научности – подкрепление всех проводимых мероприятий, направленных на укрепление здоровья, научно обоснованными и практически апробированными методиками. 7 ▪ Принцип активности и сознательности – участие всего коллектива педагогов и родителей в поиске новых, эффективных методов и целенаправленной деятельности по оздоровлению детей. ▪ Принцип комплексности и интегративности - решение оздоровительных и профилактических задач в системе всего учебно-воспитательного процесса. ▪ Принцип природосообразности – определение форм и методов воспитания на основе целостного психолого-педагогического знания о ребенке его физиологических и психологических особенностей. Формирование у дошкольников стремления к здоровому образу жизни. ▪ Принцип взаимодействия детского сада и семьи, преемственности при переходе в школу направлен на создание условий для более успешной реализации способностей ребенка и обеспечения возможности сохранения здоровья при дальнейшем обучении в школе. ▪ Принцип систематичности и последовательности предполагает взаимосвязь умений и навыков. ▪ Принцип связи теории с практикой формирует у детей умение применять свои умения и навыки по сохранению и укреплению здоровья в повседневной жизни. ▪ Принцип повторений умений и навыков – один из самых важнейших, так как в результате многократных повторений вырабатываются динамические стереотипы. Все принципы методологического построения программы отражают современные научные взгляды, обеспечивают решение задач обучения детей основам здорового образа жизни. Программа является открытой, возможны внесения изменений в содержательную часть на последующие годы реализации, в зависимости от возможности потребностей и пожеланий родителей (законных представителей). 1.3. СОДЕРЖАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ 1.3.1. Организация образовательной деятельности Программа «Топает малыш» рассчитана на детей среднего и старшего дошкольного возраста 4-7 лет. Срок реализации программы три учебных года. Занятия по программе дополнительного образования осуществляется в виде кружковой работы в соответствии стребованиями ФЗ «Об образовании в РФ», Сан ПиН 2.4.1.3049 -13 «Санитарно-эпидемиологические требования к 8 устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организаций», ФГОС ДО, устава ДОУ. Организация и режим проведения занятий зависит от возраста ребенка. Для детей среднего, старшего дошкольного возраста и подготовительной к школе группы занятия проводятся 1 раз в неделю, во второй половине дня. Помимо основной организованной образовательной деятельности реализуются и другие формы работы с детьми в свободной или совместной деятельности: игры по профилактике и коррекции плоскостопия. 1.3.2. Учебный тематический план (с детьми 4-7 лет) №п\п Название темы 1 Комплекс «Диа След» 2 4 0,5 0,5 3 Овощи и фрукты Утята 4 0,5 0,5 4 Поход 4 0,5 0,5 5 Строители 4 0,5 0,5 6 Матрешки 4 0,5 0,5 7 Дикие животные Домашние птицы Перелетные птицы Комплекс «Диа След» 4 0,5 0,5 4 0,5 0,5 4 0,5 0,5 2 0,5 0,5 8 9 10 Количество часов Всего Теоретиче Практиче часов ская часть ская часть 2 0,5 0,5 Формы промежуточной аттестации Получить картинку распределения давления под стопой Педагогическое наблюдение Педагогическое наблюдение Педагогическое наблюдение Педагогическое наблюдение Педагогическое наблюдение Педагогическое наблюдение Педагогическое наблюдение Педагогическое наблюдение Получить картинку распределения давления под 9 11 Развлечение: «Игры с прыжками» 1 0,5 0,5 37 0,5 0,5 стопой Формировать навыки в прыжках, координации движений укреплять связочномышечный аппарат стопы. 1.3.3.Содержание учебного плана: 1. Комплекс «Диа След» - (2 часа) - получить картинку распределения давления под стопой 2. «Овощи и фрукты» (4 часа) октябрь Теория:показ упражнений Практическая часть: Ходьба и бег на пятках, переступание через кубики на полу, ходьба по гимнастической палке, общеразвивающие упражнения, ходьба по ребристой доске. Материалы: гимнастические палки, мячи, кубики. 3. «Утята» (4 часа) ноябрь Теория:показ упражнений Практическая часть: Ходьба перекатом с пятки на носок, ходьба «гусиным шагом», общеразвивающие упражнения, спокойная ходьба. Материалы: оздоровительные дорожки. 4. «Птицы и насекомые» (4 часа) декабрь Теория:показ упражнений Практическая часть: Ходьба на носках с переходом на бег, ходьба на наружном своде стопы, ходьба крадучись с постановкой ноги с носка на всю ступню, общеразвивающие упражнения, ходьба по рейке гимнастической скамейки, по ребристой доске. Материалы:гимнастическая скамейка, ребристая доска. 5. «Строители» (4 часа) январь Теория:показ упражнений 10 Практическая часть: Ходьба на носках с переходом на бег, ходьба на наружном своде стопы, ходьба крадучись с постановкой ноги с носка на всю ступню, общеразвивающие упражнения, ходьба по рейке гимнастической скамейки, по ребристой доске. Материалы: гимнастическая скамейка, ребристая доска. 6. «Матрешки» (4 часа) февраль Теория:показ упражнений Практическая часть:ходьба на наружном своде стопы, ходьба на носках по наклонной поверхности вверх, массаж стопы,общеразвивающие упражнения, спокойная ходьба. Материалы:наклонная доска. 7. «Дикие животные» (4 часа) март Теория:показ упражнений Практическая часть:ходьба на носках, ходьба на наружных краях стоп, общеразвивающие упражнения, балансирование на набивном мяче, , ходьба крадучись с постановкой ноги с носка на всю ступню. Материалы:канат, набивные мячи. 8. «Домашние птицы» (4 часа) апрель Теория:показ упражнений Практическая часть: Ходьба на носках, ходьба на наружном своде стопы, перекатом с пятки на носок, ходьба по гимнастической палке прямо и боком, легкий бег на носках, общеразвивающие упражнения, спокойная ходьба. Материалы:мелкие предметы. 9. «Перелетные птицы» (4 часа) май Теория:показ упражнений Практическая часть: Ходьба на носках с высоким подниманием бедра, легкий бег на носках, ходьба «гусиным шагом», общеразвивающие упражнения, спокойная ходьба. Материалы:гимнастические палки, листы бумаги. 10. Комплекс «Диа След» - (2 часа) - получить картинку распределения давления под стопой 11. Развлечение: «Игры с прыжками» - формировать навыки в прыжках, координации движений укреплять связочно-мышечный аппарат стопы. 11 1.4. Планируемые результаты Средняя группа (от 4 до 5 лет) • Дети научатся выполнению исходных положений, последовательности выполнения упражнений, стараются понять их профилактическое и оздоровительное значение. • Начинают осознавать представления о своем организме, в частности о ЗОЖ. • Закрепляют правила личной гигиены. • Стараются удерживать правильную осанку у стены. • Пытаются выполнять различные упражнения, в разных исходных положениях и с разнообразным спортивным инвентарем. • Выполняют под контролем инструктора самостоятельную дыхательную гимнастику. • Под контролем инструктора выполняют специальные коррекционные упражнения. • Умеют ходить ритмично, сохраняя правильную осанку, направление и темп. • Умеют выполнять упражнения на перестроение Старшая группа (от 5 до 6 лет) • Дети знают исходные положения, последовательность выполнения упражнений, понимают их профилактическое и оздоровительное значение. • Имеют осознанное представление о своем организме, в частности о ЗОЖ. • Соблюдают правила личной гигиены. • Принимают и удерживают правильную осанку у стены. • Сохраняют правильную рабочую позу при письме и чтении сидя. • Правильно стоят у гимнастической стенки. • Выполняют упражнения на самовытяжение и расслабление. • Выполняют различные упражнения, в разных исходных положениях и с разнообразным спортивным инвентарем. • Выполняют под контролем инструктора самостоятельную дыхательную гимнастику. • Самостоятельно выполняют специальные коррекционные упражнения. • Умеют ходить ритмично, сохраняя правильную осанку, направление и темп. • Умеют выполнять упражнения на перестроение. 12 Подготовительная к школе группа (от 6 до 7 лет) • Дети знают все исходные положения, последовательность выполнения упражнений, понимают их профилактическое и оздоровительное значение, выполняют самостоятельно. • Имеют осознанное представление о своем организме, в частности о ЗОЖ. • Соблюдают правила безопасности и профилактики травматизма. • Соблюдают правила личной гигиены и закаливания организма. • Знают назначение экипировки и использования спортивного инвентаря. • Делают самостоятельно некоторые упражнения на Фитболах. • Умеют принимать и удерживать правильную осанку у стены. • Сохраняют правильную рабочую позу при письме и чтении сидя. • Выполняют упражнения на самовытяжение и расслабление. • Выполнять различные упражнения, в разных исходных положениях. • Пользуются современным спортивным инвентарем и оборудованием с целью повышения эффективности самостоятельных форм занятий адаптивной физической культурой. • Выполняют самостоятельно дыхательную гимнастику. • Самостоятельно выполняют специальные корригирующие упражнения. • Ходят ритмично, сохраняя правильную осанку, направление и темп. • Умеют выполнять все упражнения на перестроение. • Умеют самостоятельно выполнять комплексы адаптивной физкультуры. • Используют свои умения и навыки в повседневной жизни. 2. Комплекс организационно – педагогических условий 2.1. Календарный учебный график Форма обучения Режим занятий Количеств о часов Теория (кол-во часов) Практика (кол-во часов) Сам.рабо та (колво час) Итоговая аттест (кол-во часов) Очная 1 37 18,5 18,5 - Медиц инский осмотр 2.2. Условия реализации программы I. Материальное- техническое обеспечение Программа реализуется в МДОУ «ЦРР №2 «Радуга Детства», улица Яблоневая, 88, в кабинете дополнительного образования. 13 Организационные условия, позволяющие реализовать содержание учебного курса, предполагает наличие учебной зоны вспортивном зале. Так же необходимы: 1.Специальные материалы: • Мячи резиновые. • Мячи – массажеры. • Коврики резиновые шипованные. • Полусфера с шипами • Палки гимнастические. • Кегли. • Карандаши. • Платочки. • Обручи круглые. • Массажные дорожки. • Скамейки гимнастические. II. Информационное обеспечение Электронные ресурсы: 1. Интернет-ресурсы для педагогов и родителей (полезные ссылки): Федеральные образовательные порталы Портал государственных и муниципальных услуг 2. Всероссийский форум «Здоровье нации — основа процветания России» http://www.znopr.ru Безопасность и здоровье: ресурсы, технологии и обучение 3. Портал ―Всеобуч‖- справочно-информационный образовательный сайт, единое окно доступа к образовательным ресурсам – http://www.edu-all.ru/ · III.Кадровое обеспечение Программа реализует инструктор по физической культуре дошкольного образования, соответствующий установленным требованиям к педагогическим работникам. Видео: Серия видео- просмотров упражнений по плоскостопию: http://sustavy.znaju-kak.com/ym/ortopedicheskie-stelki-pri-ploskostopii. Игры и дополнительный раздаточный материал: Картинки по плоскостопию – онлайн доступ: https://ortopanda.ru/stati/ploskostopie-u-detej-doshkolnogo-vozrasta Список литературы, рекомендованной воспитателям: 14 Учебно – методические пособия 1.Здоровье сберегающие технологии в ДОУ/ Л.В. Гаврич, Творческий центр, Москва, 2007 2. Здоровьесберегающая система ДОУ/ М.А. Павлова, М.В.Лысогорская, издательство «Учитель», 2012 3. Здоровьесберегающее пространство в ДОУ/ Н.И. Крылова, издательство «Учитель», 2015 2.3. Формы аттестации/ контроля и оценочные материалы Формы отслеживания и фиксации образовательных результатов: Выполнение практических занятий. (смотреть в разделе 1.3.) Формы предъявления и демонстрации образовательных результатов: Итоговые занятия за IиII учебные полугодия 2.4. Оценочные материалы: Комплекс «Диа След» позволяет объективно качественно и количественно оценить функцию стопы: получить картинку распределения под стопой в статистике и динамике, комплексно оценить рессорную, балансировочную, опорную и толчковую функции на основании анализа изменения давления различными отделами стопы на опору при стоянии и ходьбе. (КоноваловаН.Г. «Профилактика плоскостопия у детей дошкольного и младшего школьного возраста», стр.29) 3. Список литературы для педагогов: 1.Профилактика плоскостопия у детей. Издательство «Учитель» Н.Г. Коновалова, Волгоград 2012г. 2. Формирование правильной осанки. Коррекция плоскостопия. Издательство «Учитель» Т.Г. Ульянова, Р.А. Еремина. 2009г. 3. Игры, которые лечат для детей от 1 до 3 лет. А.С.Галанов, Москва, 2007г. 4. Игры, которые лечат для детей от 5 до 7 лет. А.С.Галанов, Москва, 2007г. 5. Использование оздоровительной гимнастики в физкультурнооздоровительной деятельности детей дошкольного и младшего школьного возраста. СГУФКиС, М.П. Асташина, В.П. Шульпина, Омск 2007г. Список литературы для обучающихся: Учебно - методическое пособие Страничка автора ВредныйХрычСсылка: https://fabulae.ru/autors_b.php?id=6808 15 16