МИНИСТЕРСТВО СОДЕРЖАНИЕ: Раздел 1. КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ПРОГРАММЫ 1.1. Пояснительная записка 1.2. Цели и задачи программы 1.3. Содержание программы 1.4. Планируемые результаты освоения программы Раздел 2. КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО – ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ 2.1. Календарный учебный график 2.2. Условия реализации программы 2.3. Формы аттестации 2.4. Список используемой литературы СТРАНИЦА 3 3 5 5 14 16 16 16 19 19 Раздел 1. КОМПЛЕКС ПРОГРАММЫ 1.1. Пояснительная записка ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК Дополнительная общеразвивающая программа «Грамотейка» имеет социально гуманитарную направленность и способствует социализации, общению, интеллектуальному развитию дошкольников, подготовке их к дальнейшему обучению в школе, формированию у них более высокого уровня познавательного и личностного развития. Актуальность программы базируется на анализе педагогического опыта и определяется запросом со стороны детей и родителей на программы для подготовки к школе старших дошкольников в области развития речи и обучения их первоначальному чтению и письму. Поступление ребенка в школу – важный этап в его жизни, который меняет социальную ситуацию его развития. И, что самое главное, предъявляет к нему новые более высокие требования, как к личности в целом, так и к его интеллектуальным способностям. В багаже знаний современного первоклассника часто бывает востребован навык чтения, особенно при поступлении в различные учебные заведения. Именно востребованность данного навыка и явилась толчком к разработке данной программы адаптированной к работе с дошкольниками. Существует много способов научить ребенка читать до школы, и каждый из них хорошо по- своему. Но при этом очень важно учитывать следующее: во-первых, система обучения должна быть согласована со школьными программами и обязательно иметь познавательную основу; во- вторых, необходимо использование игровых приемов, не утомляющих и не напрягающих ребенка. Поэтому методы обучения, используемые в работе по данной программе, соответствуют возрастным особенностям детей, а не дублируют школу. Данная программа педагогически целесообразна, так как при её реализации дети получают достаточный уровень развития речи, навыков чтения, графических умений, необходимых для обучения в школе. Программа основана на методике известного логопеда, кандидата педагогических наук Натальи Валентиновны Нищевой. Обучение планируется вести по парциальной программе обучения грамоте. А также на этапе обучения чтению занятия планируется проводить по «Букварю» Н.С.Жуковой, который является пособием по обучению дошкольников правильному чтению и рекомендован Министерством общего и профессионального образования Российской Федерации. Целесообразность. Обучение чтению дошкольников – это важный этап на пути подготовки к школе, т.к. читающие дети легче и быстрее усваивают школьную программу, проще переносят адаптационный период в начальной школе, испытывают большее чувство уверенности в своих возможностях, что позволяет им показывать хороший уровень знаний и умений. Актуальность программы определяются ее направленностью на создание условий для развития познавательных способностей детей, общих учебных умений и навыков. Для успешного обучения необходимо, чтобы ребенок пришел в школу подготовленным. От того, насколько высока эта готовность, зависит процесс адаптации к школе и дальнейшие успехи в учебе. Парциальная программа по обучению дошкольников грамоте, разработана логопедом Н. В. Нищевой, предусматривает развитие аналитических способностей ребёнка, запоминания образа буквы и развитие навыков чтения и развития связной речи. В основе обучения грамоте в соответствии с данной программой лежит звуковой аналитико-синтетический метод, опирающийся на овладение детьми навыками языкового анализа и синтеза. Букварь Надежды Сергеевны Жуковой, рекомендованный Министерством образования РФ, как пособие по обучению чтению дошкольников. И программа и букварь Н.С. Жуковой опираются на традиционную методику обучения чтению – от звука к букве, т.е. звуковой аналитико-синтетический метод. Программа предназначена для развития детской речи и направлена на обучение дошкольников правильному чтению. Отличительные особенности и новизна программы: Специальные игры и игровые упражнения, включенные в определенную систему работы с детьми, способствуют развитию внимания, памяти, воображения, творческих проявлений. Развивающие игры, представленные в программе, изучаются от простых заданий к сложным, что дает возможность детям получать знания уверенно и с интересом. Адресат программы Образовательная программа дополнительного образования детей «Грамотейка» предназначена для обучения детей в возрасте от 6 до 7 лет. Занятия по программе проводятся с детьми одного возраста с постоянным и переменным составом, допускается работа в разновозрастном коллективе обучающихся, в зависимости от набора детей. Контингент воспитанников набирается по желанию. Количество обучающихся в объединении – 10-12 человек (может быть больше – по количеству детей в группе). Объём и срок освоения программы Программа рассчитана на 9 месяцев обучения, 37 часа (один учебный год). Формы обучения Форма обучения- очная. Основная форма организации образовательной деятельности с воспитанниками – групповые занятия с осуществлением дифференцированного подхода при выборе методов обучения в зависимости от индивидуальных возможностей детей. Занятия строятся в занимательной, игровой форме. Уровень программы – стартовый Особенности организации образовательного процесса: - формы реализации образовательной программы – построенная по модульному принципу; формы проведения занятий подбираются в соответствии с содержанием занятий, количеством обучающихся, местом проведения занятий. - организационные формы обучения – группа воспитанников подготовительной к школе группы (6-7 лет); Основные формы проведения занятий: фронтальная, работа в парах, работа в группах, самостоятельная работа, и такие виды деятельности как, познавательная, исполнительская, творческая, интеллектуальная. - режим занятий - занятия проводятся 1 раз в неделю по 1 занятию в день в вечернее время (2-я половина дня). Продолжительность занятия 30 минут. Данная образовательная программа рассчитана на один учебный год, что составляет 9 календарных месяцев, включает 37 занятия. 1.2. Цели и задачи программы Цель программы: обучение ребенка чтению и развитие его, создание необходимой базы для обучения грамоте в первом классе, предупреждение ошибок при чтении и на письме. Задачи программы: - учить ориентироваться в звуко - буквенной системе родного языка; - формировать навык слогослияния; -формировать мотивацию к чтению, ориентированную на удовлетворение познавательных интересов детей. 1.3. Содержание программы Учебный (тематический) план: Количество часов Месяц Сентябрь Октябрь Ноябрь Декабрь Январь Февраль Тема Всего/ часов Теория/ часов I период работы (сентябрь, октябрь, ноябрь) Диагностика воспитанников 1 0.5 ч. Диагностика воспитанников 1 0.5 ч. Буква А, а и звук [а]. 1 0.5 ч. Буква У, у и звук [у]. 1 0.5 ч. 0.5 ч. Буква О, о и звук [о]. 1 Звук [и] и буква И. 1 0.5 ч. Звук [т], [т'] и буква Т. 1 0.5 ч. Звук [п], [п'] и буква П. 1 0.5 ч. Повторение и закрепление 0.5 ч. 1 пройденного. Звук [н], [н'] и буква Н. 1 0.5 ч. Звук [м], [м'] и буква М. 1 0.5 ч. Звук [к], [к'], и буква К. 1 0.5 ч. II период (декабрь, январь, февраль) Звуки [б], [б'] и буква Б. 1 0.5 ч. Звуки [д], [д'] и буква Д. 1 0.5 ч. Звуки [г], [г'] и буква Г. 1 0.5 ч. Повторение и закрепление 0.5 ч. 1 пройденного. Звуки [ф], [ф'] и буква Ф. 1 0.5 ч. Звуки [в], [в'] и буква В. 1 0.5 ч. Звук [х], [х'] и буква Х 1 0.5 ч. Звук [ы] и буква Ы. 1 0.5 ч. Звук [с], [с'] и буква С. 1 0.5 ч. Звук [з], [з'] и буква З. 1 0.5 ч. Повторение и закрепление 0.5 ч. 1 пройденного. Практика/ часов 0.5 ч. 0.5 ч. 0.5 ч. 0.5 ч. 0.5 ч. 0.5 ч. 0.5 ч. 0.5 ч. 0.5 ч. 0.5 ч. 0.5 ч. 0.5 ч. 0.5 ч. 0.5 ч. 0.5 ч. 0.5 ч. 0.5 ч. 0.5 ч. 0.5 ч. 0.5 ч. 0.5 ч. 0.5 ч. 0.5 ч. Март Апрель Май Итого/ часов: III период (март, апрель, май) Звук [ш] и буква Ш. 1 Звук [ж] и буква Ж. 1 Звук [э] и буква Э. 1 Звук [ц] и буква Ц. 1 Звук [ч] и буква Ч. 1 Звук [щ], буква Щ. 1 Звуки [л], [л'] и буква Л. 1 Звуки [р], [р'] и буква Р. 1 Повторение и закрепление 1 пройденного. 1 Буква Й, й и звук [j]. Буквы Е, е, Ё, ё, Ю, ю, Я, я и звук 1 [jа], [jо], [jу], [jэ]. Буквы Ь,Ъ. Диагностика воспитанников Итоговое мероприятие (развлечение). 1 1 1 37 занятий/ 37 ч. 0.5 ч. 0.5 ч. 0.5 ч. 0.5 ч. 0.5 ч. 0.5 ч. 0.5 ч. 0.5 ч. 0.5 ч. 0.5 ч. 0.5 ч. 0.5 ч. 0.5 ч. 0.5 ч. 0.5 ч. 0.5 ч. 0.5 ч. 0.5 ч. 0.5 ч. 0.5 ч. 0.5 ч. 0.5 ч. 0.5 ч. 0.5 ч. 0 18 ч. 0.5 ч. 0.5 ч. 1 ч. 19 ч. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПЛАНА 1- 2 Тема: Диагностика воспитанников 1-2 неделя сентября. 3 Тема:Буква А, а и звук [а]. Теория: Ознакомление с артикуляцией звука [А]. Введение понятия «гласный звук». Формирование умения узнавать звук [А] в ряду гласных звуков, ударный начальный звук [А] в словах. Знакомство с буквой А. Формирование умения узнавать букву А в словах, слогах. Практика: Выполнение правильного артикуляционного уклада при произнесении звука, Конструирование и печатание буквы А. Оборудование. Палочки, пластилин, пластмассовые объемные буквы, буквы для магнитной доски, предметные картинки для организационного момента, «Мой букварь»2 и рабочая тетрадь по числу детей, контейнеры с цветными карандашами, контейнер с песком, лист красного картона, влажные салфетки. 4 Тема: Буква У, у и звук [у]. Теория: Ознакомление с артикуляцией звука [у]. Введение понятия «гласный звук». Формирование умения узнавать звук [у] в ряду гласных звуков, ударный начальный звук [у] в словах. Знакомство с буквой У. Формирование умения узнавать букву У в словах, слогах. Практика: Выполнение правильного артикуляционного уклада при произнесении звука, Конструирование и печатание буквы У. Чтение слияний Ау, уа. Оборудование. Палочки, пластилин, пластмассовые объемные буквы, буквы для магнитной доски, предметные картинки для организационного момента, «Мой букварь»2 и рабочая тетрадь по числу детей, контейнеры с цветными карандашами, контейнер с песком, лист красного картона, влажные салфетки. 5 Тема: Буква О, о и звук [о]. Теория: Ознакомление с артикуляцией звука [о]. Формирование умения узнавать звук [о] в ряду гласных звуков, ударный начальный звук [о] в словах. Знакомство с буквой О. Практика: Конструирование и печатание буквы О. Формирование умения узнавать букву О в словах. Составление и чтение слияний АО, ОА, УО, ОУ. Оборудование: Магнитная доска, предметные картинки для организационного момента, красные шнурки, картинка с изображением мальчика, пласт массовые объемные буквы, «Мой букварь» и рабочая тетрадь по числу детей, цветные карандаши, массажные мячики. 6 Тема: Буква И, и и звук [и]. Теория: Ознакомление с артикуляцией звука [и]. Формирование умения узнавать звук [и] в ряду гласных звуков, ударный начальный звук [и] в словах. Знакомство с буквой И. Практика: Конструирование и печатание буквы И и. Формирование умения узнавать букву И в словах. Составление и чтение слияний АИ, ИА, ИО, ОИ. Оборудование: Игрушка-лошадка, палочки, пластмассовые объемные буквы, ведерко, «Мой букварь» и рабочие тетради по числу детей, простые и цветные карандаши. 7 Тема: Ознакомление с буквой Т. Буква Т, т и звук [т], [т']. Теория: Ознакомление с артикуляцией звука [т]. Формирование умения узнавать звук [т] в ряду гласных звуков, ударный начальный звук [т] в словах. Знакомство с буквой Т. Практика: Конструирование и печатание буквы Т т. Формирование умения узнавать букву Т в словах. Составление и чтение слияний ТА, ТИ, ТО, ОТ, АТ, ИТ, УТ и др., чтение и составление слогов и двусложных слова с буквой. Оборудование: Магнитные кружки и раздаточный материал для звукового анализа, магнитные палочки, пластмассовые объемные буквы, буквы для магнитной доски, предметные картинки для организационного момента, «Мой букварь» и рабочая тетрадь по числу детей, цветные карандаши, сюжетные картинки, пальчиковый бассейн. 8 Тема: Ознакомление с буквой П. Буква П, п и звук [п], [п']. Теория: Ознакомление с артикуляцией звука [П]. Формирование умения выделять конечный и начальный звук [П]. Формирование навыка подбора слов, заканчивающихся звуком [П]. Формирование навыка подбора слов, начинающихся со звука [П]. Практика: Конструирование и печатание буквы П. Чтение обратных и прямых слогов с буквой П. Чтение двусложных слов с буквой П. Узнавание буквы П в словах. Оборудование: Магнитные кружки и раздаточный материал для звукового анализа, магнитные палочки, пластмассовые объемные буквы, буквы для магнитной доски, предметные картинки для организационного момента, «Мой букварь» и тетрадь по числу детей, цветные карандаши, сюжетные картинки, «волшебный мешочек», цветовые сигналы. 9 Тема: Повторение и закрепление пройденного материала. Теория: Различение звуков [П] - [Н] в ряду звуков, слогов, слов. Подбор слов на заданный звук. Синтез и анализ слогов из двух звуков. Слоговой анализ двусложных слов. Составление и чтение слогов и слов из пройденных букв. Закрепление знания правила: «Имена людей и клички животных пишутся с большой буквы». Практика: Конструирование и печатание буквы М - Н. Чтение обратных и прямых слогов с буквами М - Н. Чтение двусложных слов с буквами М - Н. Узнавание букв М и Н в словах. Формирование понятия о предложении, чтение коротких предложений. Оборудование: «Волшебный мешочек» с магнитными картинками, магнитная доска, магнитный алфавит, флажки по числу детей, тетради и простые карандаши по числу детей, красные и белые цветки с написанными на них буквами, подносы с сухим песком по числу детей. 10 Тема: Ознакомление с буквой Н. Буква Н, н и звук [н], [н'] . Теория: Ознакомление с артикуляцией звука [Н]. Формирование умения выделять конечный и начальный звук [Н]. Формирование навыка подбора слов, заканчивающихся звуком [Н]. Формирование навыка подбора слов, начинающихся со звука [Н]. Деление двусложных слов (Нина, Ната, нота) на слоги. Буква Н. Практика: Конструирование и печатание буквы Н. Чтение обратных и прямых слогов с буквой Н. Чтение двусложных слов с буквой Н. Узнавание буквы Н в словах. Оборудование: Магнитные кружки и раздаточный материал для звукобуквенного анализа, магнитные палочки и магнитные буквы, магнитная доска, «Мой букварь» и рабочие тетради по числу детей, простые и цветные карандаши, ведерко с мелкими игрушками, три куклы в разноцветных платьях, комплект предметных картинок для игры«Поможем куклам»,цветовые сигналы по числу детей. 11 Тема: Ознакомление с буквой М. Буква М, м и звук [м], [м'] . Теория: Ознакомление с артикуляцией звука [М]. Формирование умения выделять конечный и начальный звук [М]. Формирование умения подбирать слова, заканчивающиеся звуком [М]. Формирование умения подбирать слова, начинающиеся со звука [М]. Формирование умения делить двусложные слова (мама, Тома, Тима, пимы) на слоги. Совершенствование навыка звукового анализа слов (МАК). Знакомство с буквой М. Практика: Конструирование и печатание буквы М. Чтение обратных и прямых слогов с буквой М. Чтение двусложных слов с буквой М. Узнавание буквы М в словах. Формирование понятия о предложении. Оборудование: «Мой букварь» и рабочая тетрадь по числу детей, простые и цветные карандаши, предметны картинки со звуком [м]в названиях ,синие воздушные шары по числу детей, магнитные палочки, объемные пластмассовые буквы. 12 Тема: Ознакомление с буквой К. Буква К, к и звук [к], [к'] . Теория: Ознакомление с артикуляцией звука [К]. Выделение конечного и начального звука [К].Подбор слов, заканчивающихся звуком [К]. Подбор слов, начинающихся со звука [К]. Практика: Деление двусложных слов (маки, мука, кати) на слоги. Звуковой анализ слов (КОТ, КИТ, ПАУК). Конструирование и печатание буквы К. Чтение обратных и прямых слогов с буквой К. Чтение односложных и двусложных слов с буквой К. Узнавание буквы К в словах. Оборудование: Сигналы двух цветов, книга «Мой букварь», рабочая тетрадь по числу детей, магнитные палочки, контейнеры с простыми и цветными карандашами. 13 Тема: Ознакомление с буквой Б. Буква Б, б и звук [б], [б']. Теория: Ознакомление с артикуляцией звуков [Б] и БЬ. Формирование понятий о твёрдости – мягкости, глухости – звонкости согласных звуков. Практика: Выделение начальных звуков [Б] и Бь с опорой на символы звука и слова. Подбор слов, начинающихся со звуков [Б] и БЬ. Звуковой анализ слогов со звуками Б и БЬ. Буква Б. Конструирование и печатание буквы Б. Чтение обратных и прямых слогов с буквой Б. Чтение односложных и двусложных слов с буквой Б. Узнавание буквы Б в словах. Выкладывание схемы предложения. Оборудование: Наборное полотно, магнитная доска, предметные картинки, буквари и тетради по числу детей, контейнер с цветными карандашами, подносы с пластилином и салфетками по числу детей, синие шары по числу детей, фишки, ведерко с пластмассовыми буквами. 14 Тема: Ознакомление с буквой Д. Буква Д, д и звук [д], [д']. Теория: Ознакомление с артикуляцией звуков [Д] и ДЬ. Формирование понятий о твёрдости – мягкости, глухости – звонкости согласных звуков. Выделение начальных звуков [Д] и ДЬ с опорой на символы звука и слова. Практика: Подбор слов, начинающихся со звуков [Д] и ДЬ. Звуковой анализ слов (ДОМ, ДЫМ). Конструирование и печатание буквы Д. Чтение обратных и прямых слогов с буквой Д. Чтение односложных и двусложных слов с буквой Д. Узнавание буквы Д в словах. Оборудование: «Волшебный мешочек» с мелкими игрушками, синее и зеленое ведерки, наборное полотно, магнитная доска, буквари и тетради по числу детей, контейнеры с цветными карандашами, разноцветные флажки по числу детей. 15 Тема: Ознакомление с буквой Г. Буква Г, г и звук [г], [г']. Теория: Ознакомление с артикуляцией звуков [Г] и ГЬ. Формирование понятий о твёрдости – мягкости, глухости – звонкости согласных звуков. Выделение начальных звуков [Г] и ГЬ с опорой на символы звука и слова. Практика: Подбор слов, начинающихся со звуков [Г] и ГЬ. Звуковой анализ слогов со звуками Г и ГЬ. Определение места звука Г в слове. Буква Г. Конструирование и печатание буквы Г. Чтение обратных и прямых слогов с буквой Г. Чтение односложных и двусложных слов с буквой Д. Узнавание буквы Г в словах. Оборудование: Карточки для чтения с капельками на «липучках», контейнеры с кружками для звукового анализа, магнитная доска, буквы, палочки и кружки для магнитной доски, тетради и буквари по числу детей, контейнеры с цветными карандашами, синие воздушные шары по числу детей, светофорчики и фигурки гусей по числу детей. 16 Тема: Повторение и закрепление пройденного материала. Теория: Упражнения в выделении начальных звуков из слов и соотнесении их с соответствующими буквами. Практика: Чтение слов и предложений с пройденными буквами. Оборудование: Магнитная доска, магнитные буквы, магнитные игрушки, пальчиковый бассейн с песком, буквари и тетради по числу детей, контейнеры с цветными карандашами, светофорчики, фигурки котят по числу детей. 17 Тема: Ознакомление с буквой Ф. Буква Ф, ф и звук [ф], [ф']. Теория: Ознакомление с артикуляцией звуков [Ф], ФЬ. Формирование понятий о твёрдости – мягкости, глухости – звонкости согласных звуков. Выделение звуков [Ф] и ФЬ с из слов. Практика: Подбор слов, начинающихся со звуков [Ф] и ФЬ. Звуковой анализ слогов со звуками Ф и ФЬ. Упражнение в выделении начальных звуков в словах и их соотнесении с соответствующими буквами. Буква Ф. Конструирование и печатание буквы Ф. Чтение обратных и прямых слогов с буквой Ф. Чтение слов с буквой Ф. Узнавание буквы Ф в словах. Закрепление понятия о предложении. Оборудование: Пальчиковый бассейн с желудями, магнитные буквы, магнитные предметные картинки, магнитная доска, тетради и буквари по числу детей, контейнеры с карандашами, флажки, фишки, элементы для выкладывания букв на магнитной доске, карточки-шифровки. 18 Тема: Ознакомление с буквой В. Буква В, в и звук [в], [в']. Теория: Ознакомление с артикуляцией звуков [В], ВЬ. Формирование понятий о твёрдости – мягкости, глухости – звонкости согласных звуков. Выделение звуков [В] и ВЬ из слов. Подбор слов, начинающихся со звуков [В] и ВЬ. Звуковой анализ слогов со звуками В и ВЬ. Упражнение в выделении начальных звуков в словах и их соотнесении с соответствующими буквами. Практика: Буква В. Конструирование и печатание буквы В. Чтение обратных и прямых слогов с буквой В. Чтение слов с буквой В. Узнавание буквы В в словах. Оборудование: Магнитная доска, рабочие тетради и буквари по числу детей, контейнеры с карандашами, контейнеры с деталями букв, цветок с четырьмя лепестками, паровозик и вагончики из «Играйки, Читайки». 19 Тема: Ознакомление с буквой Х. Буква Х, х и звук [х], [х']. Теория: Ознакомление с артикуляцией звуков [Х], ХЬ. Закрепление понятий о твёрдости – мягкости, глухости – звонкости согласных звуков. Выделение звуков [Х] и ХЬ из слов. Подбор слов, начинающихся со звуков [Х] и ХЬ. Звуковой анализ слогов со звуками Х и ХЬ. Упражнение в различении звуков Х и К в ряду звуков, слогов, слов, предложениях. Упражнение в выделении начальных звуков в словах и их соотнесении с соответствующими буквами. Практика: Буква Х. Конструирование и печатание буквы. Чтение обратных и прямых слогов с буквой Х. Оборудование: Яркие подносы с тонким слоем песка по числу детей, магнитная доска, рабочая тетрадь и «Мой букварь» по числу детей, контейнеры с карандашами, синие флажки по числу детей, фишки, элементы букв для магнитной доски, карточки«шифровки». 20 Тема: Ознакомление с буквой Ы. Буква ы и звук [ы]. Теория: Ознакомление с артикуляцией звука [Ы]. Упражнение в узнавании звука Ы в ряду звуков, слогов, слов. Упражнения в различении звуков Ы и И в словах. Упражнения в делении данных слов на слоги. Ознакомление с буквой Ы. Практика: Формирование навыка печатание буквы Ы, слогов и слов с ней. Совершенствование навыка звукового анализа трёхзвучных слов. Оборудование: Магнитная доска, палочки и полукруги для составления букв на магнитной доске, рабочие тетради, буквари, красные флажки по числу детей, контейнеры с простыми и цветными карандашами, фишки, предметные картинки для организационного момента, паровозик и вагончики из «Играйки. Читайки», контейнеры с кружками и буквами для игры «Веселый поезд», предметные картинки для игры «Разноцветные вагоны». 21 Тема: Ознакомление с буквой С. Буква С, с и звук [с], [с']. Теория: Ознакомление с артикуляцией звуков [С], СЬ. Закрепление понятий о твёрдости – мягкости, глухости – звонкости согласных звуков. Выделение звуков [С] и СЬ из слов. Подбор слов, начинающихся со звуков [С] и СЬ. Звуковой анализ слогов со звуками С и СЬ. Упражнение в определении места звука С в словах. Совершенствование навыка звукового анализа слов (СОМ, СЛОН). Практика: Буква С. Конструирование и печатание буквы. Чтение обратных и прямых слогов с буквой С. Упражнение в делении слов на слоги. Оборудование: Магнитная доска, контейнер с чечевицей, мелкие предметы, семафоры, буквари и рабочие тетради по числу детей, фишки, светофорчики и шелковые бабочки. 22 Тема: Ознакомление с буквой З. Буква З, з и звук [з], [з']. Теория: Ознакомление с артикуляцией звуков [З], [ЗЬ] . Закрепление понятий о твёрдости – мягкости, глухости – звонкости согласных звуков. Выделение звуков [З] и ЗЬ из слов. Подбор слов, начинающихся со звуков [З] и ЗЬ. Звуковой анализ слогов со звуками З и ЗЬ. Упражнение в определении места звука З в словах. Практика: Буква З. Конструирование и печатание буквы . Чтение слогов. Слов, предложений с буквой З. Оборудование: Магнитные буквы, синие и красные ведерки, магнитная доска, тетради и буквари по числу детей, контейнеры с карандашами, синие и зеленые флажки, контейнер с полосками и фишками для анализа предложений. 23 Тема: Повторение и закрепление пройденного материала. Теория: Упражнения в выделении начальных звуков из слов и соотнесении их с соответствующими буквами. Практика: Чтение слов и предложений с пройденными буквами. Оборудование: Магнитная доска, магнитные буквы, магнитные игрушки, пальчиковый бассейн с песком, буквари и тетради по числу детей, контейнеры с цветными карандашами, фигурки животных по числу детей. 24 Тема: Ознакомление с буквой Ш. Буква Ш, ш и звук [ш], [ш']. Теория: Ознакомление с артикуляцией звука Ш. Формирование умения выделять этот звук из ряда звуков, слогов, слов, определять его место звука в слове, различать его со звуком С. Совершенствование навыка звукового анализа слов (МИШКА). Практика: Ознакомление с буквой Ш. Формирование навыка чтения слогов, слов, и предложений с этой буквой. Формирование умения конструировать и печатать новую букву. Оборудование: Предметные картинки для организационного момента, магнитные буквы, магнитная доска, буквари и рабочие тетради по числу детей, контейнеры с фишками и карандашами, светофорчики, утята, мяч. 25 Тема: Ознакомление с буквой Ж. Буква Ж, ж и звук [ж], [ж']. Теория: Ознакомление с артикуляцией звука Ж. Формирование умения выделять этот звук из ряда звуков, слогов, слов, определять его место звука в слове, различать его со звуком С. Совершенствование навыка звукового анализа слов (ЖУК). Ознакомление с буквой Ж. Практика: Формирование навыка чтения слогов, слов, и предложений с этой буквой. Формирование умения конструировать и печатать новую букву. Совершенствование навыка узнавания пройденных букв в условиях наложения или «зашумления». Оборудование: Магнитная доска, предметные картинки, рабочая тетрадь и «Мой букварь» по числу детей, контейнер с карандашами, контейнер с фишками, контейнеры с магнитными буквами и элементами букв. 26 Тема: Ознакомление с буквой Э. Буква Э, э и звук [э], [э']. Теория: Ознакомление с артикуляцией звука Э. Формирование умения выделять этот звук из ряда звуков, слогов, слов. Упражнение в делении данных слов на слоги. Ознакомление с буквой Э. Практика: Формирование навыка чтения слогов, слов, и предложений с этой буквой. Совершенствование навыка звукового анализа трёхзвучных слов. Формирование умения конструировать и печатать новую букву. Оборудование: Магнитная доска, палочки и полукруги для составления букв на магнитной доске, рабочие тетради и «Мой букварь» по числу детей, плоскостные изображения звезд по числу детей, контейнеры с цветными карандашами, фишки, разноцветные шнурки. 27 Тема: Ознакомление с буквой Ц. Буква Ц, ц и звук [ц], [ц']. Теория: Ознакомление с артикуляцией звука Ц. Формирование умения выделять этот звук из ряда звуков, слогов, слов, определять его место звука в слове, различать его со звуком С и Т. Совершенствование навыка звукового анализа слов. Практика: Ознакомление с буквой Ц. Формирование навыка чтения слогов, слов, и предложений с этой буквой. Формирование умения конструировать и печатать новую букву. Совершенствование навыка узнавания пройденных букв в условиях наложения или «зашумления». Оборудование: Магнитная доска, контейнер с палочками Кюизенера, материалы для определения места звука в слове, синие флажки, буквари и рабочие тетради по числу детей, контейнеры с карандашами и ручками, контейнер с песком, предметные картинки. 28 Тема: Ознакомление с буквой Ч. Буква Ч, ч и звук [ч]. Теория: Ознакомление с артикуляцией звука Ч. Формирование умения выделять этот звук из ряда звуков, слогов, слов, определять его место звука в слове, различать его со звуком СЬ и ТЬ. Закрепление о понятии звонкости и глухости, твёрдости и мягкости согласных звуков. Совершенствование навыка звукового анализа слов. Практика: Ознакомление с буквой Ч. Формирование навыка чтения слогов, слов, и предложений с этой буквой. Формирование умения конструировать и печатать новую букву. Совершенствование навыка узнавания пройденных букв в условиях наложения или «зашумления». Оборудование: Магнитная доска, контейнер с палочками Кюизенера, материалы для определения места звука в слове, синие флажки, буквари и рабочие тетради по числу детей, контейнеры с карандашами и ручками, контейнер с песком, предметные картинки, мяч. 29 Тема: Ознакомление с буквой Щ. Буква Щ, щ и звук [щ]. Теория: Ознакомление с артикуляцией звука Щ. Формирование умения выделять этот звук из ряда звуков, слогов, слов, определять его место звука в слове, различать его со звуком СЬ. Закрепление о понятии звонкости и глухости, твёрдости и мягкости согласных звуков. Совершенствование навыка звукового анализа слов. Практика: Ознакомление с буквой Щ. Формирование навыка чтения слогов, слов, и предложений с этой буквой. Формирование умения конструировать и печатать новую букву. Совершенствование навыка узнавания пройденных букв в условиях наложения или «зашумления». Оборудование: Магнитная доска, контейнеры с палочками Кюизенера, буквари и рабочие тетради по числу детей, контейнеры с карандашами и ручками, предметные картинки, материалы для определения места звука в слове. 30 Тема: Ознакомление с буквой Л. Буква Л, л и звук [л], [л']. Теория: Ознакомление с артикуляцией звуков Л, ЛЬ. Закрепление о понятии звонкости и глухости, твёрдости и мягкости согласных звуков. Совершенствование навыка звукового анализа слов (ЛУНА, ЛЕС). Формирование навыка узнавания звуков Л и ЛЬ в ряду звуков, слогов, слов, в предложении. Практика: Ознакомление с буквой Л. Формирование навыков конструирования и печатания новой буквы, чтение новых слов и предложения с ней. Оборудование: Магнитная доска, буквари и тетради по числу детей, контейнеры с карандашами, материалы для определения места звука в слове, звуковые схемы, материалы для звукового анализа, предметные картинки, «Чудо - дерево» и слоги на «липучках», мяч среднего размера. 31 Тема: Ознакомление с буквой Р. Буква Р, р и звук [р], [р']. Теория: Ознакомление с артикуляцией звуков Р, РЬ. Закрепление о понятии звонкости и глухости, твёрдости и мягкости согласных звуков. Совершенствование навыка звукового анализа слов (РОЗА, РЫБА). Формирование навыка узнавания звуков Р и РЬ в ряду звуков, слогов, слов, в предложении. Практика: Ознакомление с буквой Р. Формирование навыков конструирования и печатания новой буквы, чтение новых слов и предложения с ней. Оборудование: Магнитная доска, буквари и тетради по числу детей, контейнеры с карандашами, материалы для определения места звука в слове, материалы для звукового анализа, конверты со словами. 32 Тема: Повторение изученного материала. Теория: Повторение ранее изученных букв и звуков, проведение звуко – буквенного анализа слов с пройденными буквами и звуками. Практика: Совершенствование навыка чтения и печатания букв и слов с изученными буквами, учиться видеть строку, развивать моторику рук. Оборудование: Магнитная доска, элементы для составления букв на магнитной доске, рабочие тетради и «Мой букварь» по числу детей, контейнеры с цветными карандашами и ручками, предметные картинки, содержащие в названиях с ранее изученными звуками, полоски и игрушечные зайки для определения мест звука в слове, схемы слов. 33 Тема: Ознакомление с буквой Й. Буква Й, й и звук [j]. Теория: Ознакомление с артикуляцией звуков Й. Совершенствование навыка звукового анализа слов с изученным звуком. Практика: Совершенствование навыка чтения слов и предложений с пройденными буквами. Совершенствование навыков слогового анализа слов и предложений. Оборудование: Магнитная доска, элементы для составления букв на магнитной доске, рабочие тетради и «Мой букварь» по числу детей, контейнеры с цветными карандашами и ручками, предметные картинки, содержащие в названиях звук [j], полоски и игрушечные зайки для определения мест звука в слове, схема слова, цифры «2» и «3». 34 Тема: Ознакомление с буквами Е, Ё, Ю, Я. Буквы Е, е, Ё, ё, Ю, ю, Я, я и звук [jа], [jо], [jу], [jэ]. Теория: Ознакомление с артикуляцией звуков Й. Совершенствование навыка звукового анализа слов с изученным звуком. Практика: Совершенствование навыка чтения слов и предложений с пройденными буквами. Совершенствование навыков слогового анализа слов и предложений. Оборудование: Магнитная доска, элементы для составления букв на магнитной доске, рабочие тетради и «Мой букварь» по числу детей, контейнеры с цветными карандашами и ручками, предметные картинки, содержащие в названиях звук [j]. 35 Тема: Ознакомление с буквами Ъ, Ь. Буквы Ъ,Ь. Теория: Ознакомление с буквами Ь,Ъ. Формирование понятия о том, что эта буква не обозначает звука. Практика: Формирование навыков конструирования и печатания новой буквы, чтение новых слов и предложения с ней. Оборудование: Магнитная доска, буквари и тетради «Развитие фонематических процессов и навыков звукового анализа и синтеза у старших дошкольников» по числу детей, «Играйка. Различайка», «Играйка. Читайка», мяч среднего размера, контейнеры с материалами для анализа предложений, контейнер с разноцветными магнитами, контейнеры с буквами. 36 Тема: Диагностика воспитанников. 37 Тема: Итоговое мероприятие: познавательная олимпиада: «Хочу всё знать». 1.4. Планируемые результаты освоения программы В результате обучения у детей формируются такие качества, как организованность, дисциплинированность, умение общаться со сверстниками, доброжелательность, коллективизм, уважение к старшим и бережное отношение к младшим. Прививается интерес к учебной деятельности и желание учиться в школе. За время обучения формируются умения понимать и выполнять учебную задачу под руководством педагога и самостоятельно. Компетенции и личностные качества, которые могут быть сформированы и развиты у детей в результате занятий по программе. Учебно-познавательные компетенции. Умение учиться, организовать своё рабочее место, пользоваться карандашом, работать с тетрадью. Ориентироваться в тетрадях в клеточку. Коммуникативные компетенции. Умение задать вопрос, высказываться по заданной теме, сотрудничать с другими при выполнении общего задания, умение представить группе итог проделанной работы, работать в группе, ответить на вопросы своих товарищей. Компетенции личностного самосовершенствования направлены на освоение способов знания элементарных правил личной гигиены, правил безопасности. За период освоение программы будут формироваться личностные качества: ✓ любознательность, активность; ✓ интерес к занятиям, ✓ воображение, фантазия. Личностные, метапредметные и предметные результаты, которые приобретет ребенок по итогам освоения программы. Личностные: ✓ у воспитанников сформируются нравственные качества, а именно терпимость, доброжелательность по отношению к окружающим; ✓ сформируется культура речевого общения; ✓ сформируется интерес к чтению; ✓ у детей сформируется положительная самооценка; ✓ будет формироваться потребность в самоорганизации: трудолюбие, основы самоконтроля, самостоятельность; ✓ дети приобретут навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций; ✓ воспитанники будут знать и соблюдать правила безопасного поведения. Метапредметные: ✓ у детей сформируется мотивация к обучению чтению, самостоятельности, ответственности, активности, аккуратности и т.п.; ✓ дети смогут применять условные знаки, схемы, для решения и оформления учебных и познавательных задач; ✓ научатся связно говорить; ✓ будет формироваться умение использовать разные части речи в своей речи ✓ разовьётся мелкая моторика ✓ сформируется интерес к познавательной деятельности; ✓ дети овладеют первичными навыками учебно-исследовательской и проектной деятельности. Предметные результаты: В конце обучения воспитанники овладеют базовыми знаниями и умениями по предмету: ✓ хорошо владеют понятиями: «слово», «звук», «буква», «предложение»; ✓ знают порядок букв и их названия (алфавит); ✓ различают гласные и согласные звуки; ✓ правильно ставят ударение в знакомых словах; ✓ свободно и осознанно читают трехбуквенные слова; правильно, плавно читают по слогам с постепенным переходом к чтению целыми словами; ✓ правильно составляют из букв разрезной азбуки слоги всех видов и слова простой структуры; ✓ умеют составлять простые предложения и интонационно правильно проговаривают их в соответствии со знаком на конце (.!?); ✓ проявляют любовь и интерес к чтению, родному языку. Раздел 2. КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО – ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ 2.1. Календарный учебный график Форма обучения Очная Общая прод-ть (календых дней) 186 Режим занятий Количест во часов Теория (кол-во часов) Практик а (кол-во часов) Сам.рабо та (колво час) 1 37 18 ч. 19 ч. - Итоговая аттест (кол-во часов) - 2.2 Условия реализации программы Материально – техническое обеспечение № Наименование 1 Стол письменный 2 Зеркало настенное 3 Столы для детей 4 Стул большой 5 Стул детский 6 Мольберт 7 Освещение кабинета – 1 лампа 8 Шкафы и полка для методической литературы 9 Коробки и папки для пособий Кол-во 1шт 3 шт 1 шт 1шт 4 шт 1 шт 1 шт. 3 шт. 10 шт. Методические материалы 1. Магнитная доска. 2. Подвижная азбука или наборное полотно с ячейками для тридцати трех букв (по 10—12 карточек с каждой буквой, высота букв — 6 см); используется для составления слогов, слов, слоговых таблиц на магнитной доске. С обратной стороны каждой карточкибуквы надо приклеить кусочек магнитной ленты. 3. Индивидуальные разрезные азбуки. Можно использовать готовую «Кассу букв, слогов и счета» (ПО «Парус». Арт. 2С142). Желательно из плотного полиэтилена сшить две кассы с ячейками: одну — для букв (размером 14x21 см, 5 ячеек по горизонтали, 7 — по вертикали), другую — для слогов (размером 22x32 см, 10 ячеек по горизонтали, 15 — по вертикали). Обе заполняются постепенно по мере прохождения букв. Такие кассы удобны в работе, поскольку буквы и слоги не высыпаются из ячеек. 4. Карточки для совершенствования техники чтения с рисунком на одной стороне и названием изображенного — с другой. Ребенок сначала читает, а затем, перевернув карточку, рассматривает рисунок. 5. Тетради для индивидуальной работы. У каждого ребёнка в тетрадь вклеивается задание для закрепления графического образа буквы и для совершенствования навыков анализа слов, чтения их. Каждому ребенку дается индивидуальное задание: вместе с родителями вырезать из старых газет и журналов, а затем наклеить в тетрадь по 3 слова с заданным звуком (буквой) в трех позициях — в начале, в середине и в конце слова. (Мелкий газетный шрифт исключается.) 6. Дидактические игры с буквами. «Буквенное лото», «Собери букву», «Буква потерялась», «Буква заблудилась», «Буквенный коврик», «Прочитай по первым буквам», «Собери словечко», «Слоги и слова» и т.д. 7. Цветные шнурки для каждого по 3 штуки 8. Разноцветные стеклянные камушки, пуговицы для каждого по 10 – 15 штук. 9. Картон и пластилин, цветные и простые карандаши для каждого (для лепки и рисования букв). 10. Наборы картинок по различным темам. 11.Карточки с рисунками для артикуляционной гимнастики и для характеристики звуков. 12.Крупные буквы на магнитиках 13.Предметные картинки (ПО ПЛАНУ ЗАНЯТИЯ) 14. Карточки для звукового анализа слов (на магнитиках) 15. Фишки: зелёная, синяя, красная (на магнитиках) 16. Полотно в клетку, для показа, как правильно печатать буквы. 17. Маркеры: синий, зелёный, красный. 18. Буквари 19. Конвертики с разрезной азбукой, комплект на каждого ребёнка. 20. Цветные карандаши 21. Простые карандаши Информационное обеспечение: 1. Столы и стулья по количеству детей (в соответствии с антропометрическими данными). 2. Компьютер для показа обучающего мультфильмов 3. Подключение к электричеству – 220 Вт. 4. Принтер для распечатки заданий в тетрадь. Кадровое обеспечение: Ф.И.О. Савченко Елена Васильевна Наименование должности Учитель-логопед Категория первая Дата рождения 08.07.1986. Образование Высшее, УРГПУ, 2014 Стаж работы Общий: 18 лет Педагогический: 18 лет В должности: 7 лет Виды выполняемой ✓ проведение занятий по коррекции произношения; деятельности ✓ развитие лексико-грамматических форм речи; ✓ обучение грамоте; ✓ формирование речевой культуры; обследование детей; ✓ проведение консультаций, бесед, практических занятий с педагогическим персоналом, родителями; ✓ распространение информации через стенды, родительские собрания, педсоветы, совещания учреждения. Дата последней 15.11.2021 год аттестации 2.3. Формы аттестации: Формы отслеживания и фиксации образовательных результатов: Выполнение практических заданий, материалы анкетирования и тестирования, грамоты, дипломы, сертификаты, полученные учащимися за участие на занятии. Формы предъявления и демонстрации образовательных результатов: Итоговые занятие за I и II учебные полугодия Оценочные материалы Диагностический материал обследования речевого развития ребенка 6-7 лет (по методике Н.В. Нищевой). (Диагностическая карта прилагается) Форма подведения итогов реализации программы: мониторинг. По окончанию учебного года дети овладевают знаниями и умениями: Ребёнок к концу учебного года умеет: − произносить звуки изолированно, в словах, во фразовой речи; − различать короткие и длинные слова, похожие и непохожие, громкие и тихие; − определять и называть первый звук в слове; − произвольно регулировать темп, силу голоса, речевое дыхание; − выполнять упражнения для пальцев и кистей рук; − составлять 2-3 предложения по картине; − заучивать небольшие стихотворения. Ребёнок к концу учебного года знает: − буквы русского алфавита; − понимает и использует в речи термины «звук» и «буква» − Ребёнок к концу второго года обучения умеет: − правильно артикулировать звуки − читать слова − проводить фонетический разбор слова − определять место звука в слове: в начале, в средине и в конце − различать гласные и согласные звуки, твердые и мягкие, звонкие и глухие согласные звуки − делить слова на слоги, складывать из них простейшие слова − пользоваться графическим обозначением звуков − произвольно регулировать темп, силу голоса, речевое дыхание − записывать слово, предложение условными обозначениями. Для контроля знаний воспитанников предусмотрены следующие мероприятия: открытые итоговые занятия для родителей; праздник – развлечение для детей. Способы проверки на: • Выявление уровня подготовки детей на начало года; • Выявление уровня подготовки детей на конец года. Педагог дополнительного образования проводит консультирование родителей по итогам диагностики (по запросу родителя). Критерии оценки уровня освоения программы детьми Показатели достижений детей в освоении программы «ГРАМОТЕЙКА» № Показатели достижений Фамилия, имя ребёнка 1 Умение делить слова на слоги. 2 3 Умение называть слова с заданным звуком. Умение проводить звуковой анализ слова. 7 Умение различать согласные звуки: твёрдые и мягкие. Умение понимать роль звука в слове. Умение вычленять ударение, определять его место в слове. Умение различать слово и предложение. 8 Навык чтения 4 5 6 2.4. СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ: Для педагогов: 1. Диагностический материал обследования речевого развития ребенка 6-7 лет (по методике Н.В. Нищевой). (Диагностическая карта прилагается) 2. М.Д. Маханёва, Н.А.Гоголева, Л.В.Цыбирова «Обучение грамоте детей 5-7 лет (игры, физминутки). 3. Н. В. Нищева «Обучение грамоте детей дошкольного возраста» «Парциальная программа» 4. Степанова О.А. Подготовка детей к школе: Развивающие игры и упражнения. 5. Фалькович Т.А. Развитие речи, подготовка к освоению письма: Занятия для дошкольников в учреждениях дополнительного образования Для воспитанников: 1. Н. Созонова, Е. Куцина « Грамматика для дошкольников» 2. Серия «Папка дошкольника» АБВГДЕ - йка знакомство с буквами (Солнечные ступеньки) 3. М.И.Мирошник, В.А. Самохвалова «Я читаю» (игровой материал) курс «Подготовка к чтению» 4. Н.С Жукова букварь (пособие по обучению дошкольников правильному чтению) 5. Н. Созонова, Е. Куцина « Лексика, грамматика, связная речь» (4-7 лет