Учебный план
Муниципального дошкольного образовательного учреждения
«Центр развития ребёнка – детский сад №2 «Радуга Детства»
на 2019/2020 учебный год
Пояснительная записка к учебному плану
Учебный план МДОУ ЦРР №2 «Радуга Детства» на 2019/2020 учебный
год составлен в соответствии с
Федеральным государственным
образовательным стандартом дошкольного образования (ФГОС ДО),
Федеральным законом от 29.12.2012г. №273 «Об образовании в РФ», с
учётом целей и задач дошкольного образовательного учреждения, программ,
определённых Уставом.
Основная цель плана – регламентировать непосредственно-образовательную
деятельность, определить её направленность, установить виды и формы
организации, их количество в неделю.
Основными
являются:
задачами
учебного
плана
образовательной
деятельности
Регулирование объёма образовательной нагрузки.
Реализация Федерального государственного образовательного стандарта
дошкольного образования к содержанию и организации образовательного
процесса в ДОУ.
Введение регионального компонента в образовательный процесс ДОУ.
Учебный план содержит в себе пояснительную записку, таблицы с
указанием учебных часов, график (планирование) образовательной
деятельности (ОД), график работы кружков, примечания о работе с детьми в
образовательной
деятельности.
Является
основным
документом,
определяющим количество занятий на изучение дисциплин базового
компонента и компонента дошкольного образовательного учреждения,
устанавливает максимальную нагрузку воспитанников.
Учебный план предусматривает пятилетнее обучение:
первый год обучения (с 2 до 3 лет);
второй год обучения (с 3 до 4 лет);
третий год обучения (с 4 до 5 лет);
четвёртый год обучения (с 5 до 6 лет);
пятый год обучения (с 6 до 7 лет).
В группах компенсирующей направленности предусмотрено двухлетнее
обучение с 5-6 лет и с 6-7 лет. Обучение в данных группах осуществляется по
адаптированной программе, где осуществляется совместная деятельность по
коррекции недостатков в развитии речи и дошкольного образования
нормально развивающихся детей.
Нормативные основания к составлению учебного плана
Учебный план муниципального дошкольного образовательного
учреждения «Центр развития ребенка – детский сад №2 «Радуга Детства»
является локальным нормативным актом, устанавливающим перечень
образовательных областей и объём учебного времени, отводимого на
проведение непрерывной образовательной деятельности (далее НОД) в
учебном году. Учебный план ДОУ на 2019/20 учебный год разработан в
соответствии с:
Федеральный закон от 29.12.2012г. №273- ФЗ «Об образовании в РФ»
(пункты 9,22 статьи 2, статья 12, пункты 1,2, 4,5,6,8 статьи 14;пункт 3
статьи 18);
«Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по
основным общеобразовательным программам – образовательным
программам
дошкольного
образования»
(приказ
Министерства
образования и науки РФ от 30 августа 2013 года №1014 г. Москва);
Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.1.304913
«Санитарно-эпидемиологические
требования
к
устройству,
содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных
организаций», утверждённые постановлением Главного государственного
санитарного врача РФ от 15.05.2013г. №26;
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного
образования (Утверждён приказом Министерства образования и науки РФ
от 17 октября 2013г. №1155;
Письмо Министерства образования РФ от 14.03.2000 №65/23-16 «О
гигиенических требованиях и максимальной нагрузке на детей
дошкольного возраста в организованных формах обучения»;
Письмо Министерства образования и науки РФ от 31.05.2007г. №03-1213
«О методических рекомендациях по отнесению дошкольных
образовательных учреждений к определённому виду»;
Положение
о
лицензировании
образовательной
деятельности,
утверждённым постановлением Правительства РФ от 31.03.2009г №277
Общая информация
В 2019/2020 учебном году в МДОУ «ЦРР №2 «Радуга Детства»
укомплектовано 12 групп, из них:
Возраст детей
Количество
групп
Направленность
С 2 до 3 лет
3 группы
Общеразвивающая
Наименование
Группа раннего возраста
С 3 до 4 лет
С 4 до 5 лет
С 5 до 6 лет
С 5 до 6 лет
1 группа
2 группы
1 группа
1 группы
С 6 до 7 лет
С 6 до 7 лет
3 группы
1 группа
Общеразвивающая
Общеразвивающая
Общеразвивающая
Компенсирующей
направленности
Общеразвивающая
Компенсирующей
направленности
Младшая группа
Средняя группа
Старшая группа
Старшая группа
Подготовительная к школе
Подготовительная к школе
ДОУ работает по программам:
Основная образовательная программа МДОУ ЦРР №2 «Радуга Детства»
разработана с учётом примерной основной образовательной программы
дошкольного образования «Радуга» под редакцией С.Г.Якобсон, Т.И.Гризик,
Т.Н.Дороновой, Е.В.Соловьёвой, Е.А.Екжановой.
Адаптированная программа является выдержкой из основной
образовательной программы дошкольного образования (далее – Программа)
МДОУ ЦРР №2 «Радуга Детства», разработанной на основе примерной
основной образовательной программы дошкольного образования «От
рождения
до
школы»
под
редакцией
Н.Е.Вераксы,
Т.С.Комаровой,М.А.Васильевой и определяет содержание и организацию
образовательной деятельности воспитанников 5-7 лет, посещающих группу
компенсирующей направленности и обеспечивает развитие личности детей в
различных видах деятельности с учётом их возрастных, индивидуальных
психологических и физиологических особенностей.
Реализация выделенных в адаптированной образовательной программе
образовательных областей осуществляется с использованием коррекционной
программы «Программа логопедической программы по преодолению общего
недоразвития речи у детей» Т.Б.Филичевой, Г.В.Чиркиной.
Парциальные программы:
О.А.Воронкевич – «Добро пожаловать в экологию».
Н.В.Нищева – «Обучение грамоте детей дошкольного возраста».
О.В.Солнцева – «Основная и адаптированная образовательные программы
дошкольного образования».
И.А.Лыкова – «Мир без опасности».
И.А.Лыкова – «Цветные ладошки».
О.П.Радынова – «Музыкальные шедевры».
Т.С.Комарова – «Изобразительная деятельность в детском саду».
Л.В.Куцакова – «Конструирование и ручной труд».
Т.Н.Доронова – «Из детства - в отрочество».
Т.Э.Токаева «Будь здоров дошкольник. Программа физического развития
3-7 лет»
Вариативная часть
Дополнительные общеразвивающие программы: «Топает малыш»Г.В.Байрамалова; «Разноцветная палитра» - Л.Б.Токтеева; « Вокальнохоровая студия «Капельки» -А.А.Бродягина; «Весёлый английский»Г.А.Демина; «Весёлый каблучок» - Г.А.Демина; «Шахматное
королевство» - Г.А.Демина; «Маленький исследователь» - Е.Н.Конева;
«Чудеса за кулисами» - Н.Ю.Фатеева;
Базовый
компонент
программы
составляют
основные
образовательные области: физическое развитие, познавательное развитие,
речевое развитие, социально-коммуникативное развитие, художественноэстетическое развитие.
Значительная часть работы
по образовательной области
социально-коммуникативное
развитие
предполагается
за
рамками
непосредственно-образовательной деятельности.
Коррекционная работа (инклюзивное образование) направлена на:
обеспечение коррекции нарушений развития различных категорий
детей с ограниченными возможностями здоровья, оказание им
квалифицированной помощи в освоении Программы;
освоение детьми с ограниченными возможностями здоровья
Программы, их разностороннее развитие с учётом возрастных и
индивидуальных
особенностей
и
особых
образовательных
потребностей, социальной адаптации.
Коррекционная работа (инклюзивное образование) детей с
ограниченными возможностями здоровья, осваивающих Программу в
группах компенсирующей направленности, учитывает особенности развития
и специфические образовательные потребности каждой категории детей.
Программы по дополнительному образованию разработаны в
соответствии с Конституцией РФ, законом РФ-273-ФЗ «Об образовании в
РФ», Порядком организации и осуществления образовательной деятельности
по дополнительным общеобразовательным программам, утверждённых
Приказом Минобрнауки РФ от 29.08.2013г. №1008, Уставом МДОУ «ЦРР
№2 «Радуга Детства».
Особенности реализации базовой и вариативной части учебного плана
Фундаментальной предпосылкой воспитания и обучения детей в ДОУ
является забота об укреплении их здоровья. Поэтому данный учебный план
не превышает максимальный объём нагрузки воспитанников при 5-ти
дневной рабочей неделе.
Учебный год начинается с 01.09.2019 г., заканчивается 31.05.2020г.
С 01.09 по 15.09, с 18.12 по 29.12 и с 21.05 по 31.05 ежегодно
проводится мониторинг уровня освоения образовательных областей и
достижения детьми планируемых результатов.
С 1 августа по 15 августа – адаптационный период в группах раннего и
младшего дошкольного возраста, выявление начального уровня развития
дошкольников.
В середине учебного года, с 25.12.2019г. по 12.01.2019г. для
воспитанников организуются зимние каникулы, с 01.06 по 31.08 – летний
оздоровительный период. В летний период занятия познавательного цикла не
проводятся. В соответствии с постановлением Главного государственного
санитарного врача РФ от 15.05.2013 №26 «Об утверждении СанПиН
2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству,
содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных
учреждений» в работе с детьми приоритетными являются мероприятия
художественно-эстетического и физкультурно-оздоровительного цикла.
Основным средством реализации содержания воспитания и обучения в
детском саду является график (планирование) образовательной деятельности
(ОД), который позволяет распределить программный материал на весь
учебный год и обеспечить целостность педагогического процесса в условиях
вариативности.
График ОД учитывает особенности детей и составляется на основе
рекомендаций
примерной
основной
образовательной
программы
дошкольного образования «Радуга» под редакцией С.Г.Якобсон, Т.И.Гризик,
Т.Н.Дороновой,
Е.В.Соловьёвой,
Е.А.Екжановой,
инструктивнометодического письма «О методической нагрузке на детей дошкольного
возраста в организованных формах обучения» и с соблюдением требований
санитарно-эпидемиологических правил и нормативов (СанПиН 2.4.1.3049-13)
для ДОО.
Согласно графику, в группе раннего возраста проводится 9 занятий в
неделю, в младшей группе 10 занятий, в средней группе 10 занятий, в
старшей группе 13 занятий, в подготовительной к школе группе – 14 занятий.
Фактический объём недельной образовательной нагрузки для детей не
превышает максимально допустимого.
Максимально допустимый объём образовательной нагрузки в первой
половине дня в младших и средних группах не превышает 30 и 40 минут
соответственно, а в старшей и подготовительной 45 минут и 1,5 часа
соответственно. В середине времени, отведённого на непрерывную
образовательную деятельность, педагоги проводят динамическую паузу.
Перерывы между периодами непрерывной образовательной деятельности –
не менее 10 минут.
Регламентирование образовательного процесса
Максимальное
количество ОД в
течение недели
Продолжительность
ОД
Продолжительность
ОД согласно
возраста в день
Перерыв между
НОД
Недельная нагрузка
по
дополнительному
образованию
(совместная
деятельность с
педагогами)
Объём недельной
нагрузки по
образовательной
деятельности
Группа
раннего
возраста
с 2-3 лет
9
Младшая
группа
с 3-4 лет
Средняя
группа
с 4-5лет
Старшая
группа
с 5-6 лет
Подготовительная
к школе группа
с 6-7 лет
10
10
13
14
8-10 минут
15 минут
20 минут
25 минут
30 минут
8 мин.
первая
половина
дня +10
мин. вторая
половина
дня
10 минут
30 мин.
первая
половина
дня
40 минут
первая
половина
дня
1,5 часа первая
половина дня
10 минут
10 минут
45 мин
первая
половина
дня + 25
мин вторая
половина
дня
10 минут
-
-
-
-
-
2 часа 30
минут
3 часа 30
минут
5 часов
7 часов 30 минут
1 час 20
минут
10 минут
Образовательная деятельность физкультурно-оздоровительного и
художественно-эстетического цикла с детьми занимает не менее 50% общего
времени, отведённого на образовательную деятельность. Образовательная
деятельность, требующая повышенной познавательной активности и
умственного напряжения детей, проводится в первую половину дня и в дни
наиболее высокой работоспособности (вторник, среда), сочетается с
физкультурными и музыкальными занятиями. В середине образовательной
деятельности статического характера педагоги проводят динамическую паузу
или физкультминутку.
С 1 сентября 2019 г. по 31 мая 2020г. образовательная деятельность ведётся
по следующим образовательным областям:
Структура содержания:
Инвариантная часть
Образов
Основные задачи
ательны
е
области
Физиче Приобретение опыта в следующих видах деятельности детей:
ское
вигательной, в том числе связанной с выполнением упражнений, направленных на
развит
развитие таких физических качеств, как координация и гибкость;
ие
пособствующих правильному формированию опорно-двигательной системы
организма, развитию равновесия, координации движения, крупной и мелкой
моторики обеих рук, а также с правильным, не наносящем ущерба организму,
выполнением основных движений (ходьба, бег, мягкие прыжки, повороты в обе
стороны);
ормирование начальных представлений о некоторых видах спорта;
владение подвижными играми с правилами;
тановление ценностей здорового образа жизни, овладение его элементарными
нормами и правилами.
Социал
ьнокоммун
икатив
ное
развит
ие
своение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и
нравственные ценности;
азвитие общения и взаимодействия ребёнка со взрослыми и сверстниками;
тановление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных
действий;
азвитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости,
сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со
сверстниками, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности
к своей семье и к сообществу детей и взрослых в ДОО;
ормирование позитивных установок к различным видам труда и творчества;
ормирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе.
Познава
тельно
е
развит
ие
ормирование познавательных действий, становление сознания;
азвитие воображения и творческой активности;
ормирование первичных представлений :
себе, других людях, объектах окружающего мира;
свойствах и отношениях объектов окружающего мира;
малой родине и отечестве;
редставлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных
праздниках и традициях;
планете Земля как общем доме людей, об особенностях её природы, многообразии
стран и народов мира.
Речевое
развит
ие
ладение речью как средством общения и культуры;
богащение активного словаря;
азвитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической
речи;
азвитие речевого творчества;
азвитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха;
накомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов
различных жанров детской литературы;
ормирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки
обучения грамоте.
Художе
ственн
оэстети
ческое
развит
ие
ормирование элементарных представлений о видах искусства;
осприятие музыки, художественной литературы, фольклора;
тимулирование сопереживания персонажам художественных произведений;
еализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной,
конструктивно-модельной, музыкальной и др.).
Вариативная часть
Вариативная часть программы (до 40%) предполагает реализацию ОД,
досуговой, игровой деятельности по программам дополнительного
образования.