Учебный план Муниципального дошкольного образовательного учреждения «Центр развития ребёнка – детский сад №2 «Радуга Детства» на 2019/2020 учебный год Пояснительная записка к учебному плану Учебный план МДОУ ЦРР №2 «Радуга Детства» на 2019/2020 учебный год составлен в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (ФГОС ДО), Федеральным законом от 29.12.2012г. №273 «Об образовании в РФ», с учётом целей и задач дошкольного образовательного учреждения, программ, определённых Уставом. Основная цель плана – регламентировать непосредственно-образовательную деятельность, определить её направленность, установить виды и формы организации, их количество в неделю. Основными являются: задачами учебного плана образовательной деятельности Регулирование объёма образовательной нагрузки. Реализация Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования к содержанию и организации образовательного процесса в ДОУ. Введение регионального компонента в образовательный процесс ДОУ. Учебный план содержит в себе пояснительную записку, таблицы с указанием учебных часов, график (планирование) образовательной деятельности (ОД), график работы кружков, примечания о работе с детьми в образовательной деятельности. Является основным документом, определяющим количество занятий на изучение дисциплин базового компонента и компонента дошкольного образовательного учреждения, устанавливает максимальную нагрузку воспитанников. Учебный план предусматривает пятилетнее обучение: первый год обучения (с 2 до 3 лет); второй год обучения (с 3 до 4 лет); третий год обучения (с 4 до 5 лет); четвёртый год обучения (с 5 до 6 лет); пятый год обучения (с 6 до 7 лет). В группах компенсирующей направленности предусмотрено двухлетнее обучение с 5-6 лет и с 6-7 лет. Обучение в данных группах осуществляется по адаптированной программе, где осуществляется совместная деятельность по коррекции недостатков в развитии речи и дошкольного образования нормально развивающихся детей. Нормативные основания к составлению учебного плана Учебный план муниципального дошкольного образовательного учреждения «Центр развития ребенка – детский сад №2 «Радуга Детства» является локальным нормативным актом, устанавливающим перечень образовательных областей и объём учебного времени, отводимого на проведение непрерывной образовательной деятельности (далее НОД) в учебном году. Учебный план ДОУ на 2019/20 учебный год разработан в соответствии с: Федеральный закон от 29.12.2012г. №273- ФЗ «Об образовании в РФ» (пункты 9,22 статьи 2, статья 12, пункты 1,2, 4,5,6,8 статьи 14;пункт 3 статьи 18); «Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования» (приказ Министерства образования и науки РФ от 30 августа 2013 года №1014 г. Москва); Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.1.304913 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций», утверждённые постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 15.05.2013г. №26; Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (Утверждён приказом Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013г. №1155; Письмо Министерства образования РФ от 14.03.2000 №65/23-16 «О гигиенических требованиях и максимальной нагрузке на детей дошкольного возраста в организованных формах обучения»; Письмо Министерства образования и науки РФ от 31.05.2007г. №03-1213 «О методических рекомендациях по отнесению дошкольных образовательных учреждений к определённому виду»; Положение о лицензировании образовательной деятельности, утверждённым постановлением Правительства РФ от 31.03.2009г №277 Общая информация В 2019/2020 учебном году в МДОУ «ЦРР №2 «Радуга Детства» укомплектовано 12 групп, из них: Возраст детей Количество групп Направленность С 2 до 3 лет 3 группы Общеразвивающая Наименование Группа раннего возраста С 3 до 4 лет С 4 до 5 лет С 5 до 6 лет С 5 до 6 лет 1 группа 2 группы 1 группа 1 группы С 6 до 7 лет С 6 до 7 лет 3 группы 1 группа Общеразвивающая Общеразвивающая Общеразвивающая Компенсирующей направленности Общеразвивающая Компенсирующей направленности Младшая группа Средняя группа Старшая группа Старшая группа Подготовительная к школе Подготовительная к школе ДОУ работает по программам: Основная образовательная программа МДОУ ЦРР №2 «Радуга Детства» разработана с учётом примерной основной образовательной программы дошкольного образования «Радуга» под редакцией С.Г.Якобсон, Т.И.Гризик, Т.Н.Дороновой, Е.В.Соловьёвой, Е.А.Екжановой. Адаптированная программа является выдержкой из основной образовательной программы дошкольного образования (далее – Программа) МДОУ ЦРР №2 «Радуга Детства», разработанной на основе примерной основной образовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой,М.А.Васильевой и определяет содержание и организацию образовательной деятельности воспитанников 5-7 лет, посещающих группу компенсирующей направленности и обеспечивает развитие личности детей в различных видах деятельности с учётом их возрастных, индивидуальных психологических и физиологических особенностей. Реализация выделенных в адаптированной образовательной программе образовательных областей осуществляется с использованием коррекционной программы «Программа логопедической программы по преодолению общего недоразвития речи у детей» Т.Б.Филичевой, Г.В.Чиркиной. Парциальные программы: О.А.Воронкевич – «Добро пожаловать в экологию». Н.В.Нищева – «Обучение грамоте детей дошкольного возраста». О.В.Солнцева – «Основная и адаптированная образовательные программы дошкольного образования». И.А.Лыкова – «Мир без опасности». И.А.Лыкова – «Цветные ладошки». О.П.Радынова – «Музыкальные шедевры». Т.С.Комарова – «Изобразительная деятельность в детском саду». Л.В.Куцакова – «Конструирование и ручной труд». Т.Н.Доронова – «Из детства - в отрочество». Т.Э.Токаева «Будь здоров дошкольник. Программа физического развития 3-7 лет» Вариативная часть Дополнительные общеразвивающие программы: «Топает малыш»Г.В.Байрамалова; «Разноцветная палитра» - Л.Б.Токтеева; « Вокальнохоровая студия «Капельки» -А.А.Бродягина; «Весёлый английский»Г.А.Демина; «Весёлый каблучок» - Г.А.Демина; «Шахматное королевство» - Г.А.Демина; «Маленький исследователь» - Е.Н.Конева; «Чудеса за кулисами» - Н.Ю.Фатеева; Базовый компонент программы составляют основные образовательные области: физическое развитие, познавательное развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное развитие, художественноэстетическое развитие. Значительная часть работы по образовательной области социально-коммуникативное развитие предполагается за рамками непосредственно-образовательной деятельности. Коррекционная работа (инклюзивное образование) направлена на: обеспечение коррекции нарушений развития различных категорий детей с ограниченными возможностями здоровья, оказание им квалифицированной помощи в освоении Программы; освоение детьми с ограниченными возможностями здоровья Программы, их разностороннее развитие с учётом возрастных и индивидуальных особенностей и особых образовательных потребностей, социальной адаптации. Коррекционная работа (инклюзивное образование) детей с ограниченными возможностями здоровья, осваивающих Программу в группах компенсирующей направленности, учитывает особенности развития и специфические образовательные потребности каждой категории детей. Программы по дополнительному образованию разработаны в соответствии с Конституцией РФ, законом РФ-273-ФЗ «Об образовании в РФ», Порядком организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам, утверждённых Приказом Минобрнауки РФ от 29.08.2013г. №1008, Уставом МДОУ «ЦРР №2 «Радуга Детства». Особенности реализации базовой и вариативной части учебного плана Фундаментальной предпосылкой воспитания и обучения детей в ДОУ является забота об укреплении их здоровья. Поэтому данный учебный план не превышает максимальный объём нагрузки воспитанников при 5-ти дневной рабочей неделе. Учебный год начинается с 01.09.2019 г., заканчивается 31.05.2020г. С 01.09 по 15.09, с 18.12 по 29.12 и с 21.05 по 31.05 ежегодно проводится мониторинг уровня освоения образовательных областей и достижения детьми планируемых результатов. С 1 августа по 15 августа – адаптационный период в группах раннего и младшего дошкольного возраста, выявление начального уровня развития дошкольников. В середине учебного года, с 25.12.2019г. по 12.01.2019г. для воспитанников организуются зимние каникулы, с 01.06 по 31.08 – летний оздоровительный период. В летний период занятия познавательного цикла не проводятся. В соответствии с постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 15.05.2013 №26 «Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных учреждений» в работе с детьми приоритетными являются мероприятия художественно-эстетического и физкультурно-оздоровительного цикла. Основным средством реализации содержания воспитания и обучения в детском саду является график (планирование) образовательной деятельности (ОД), который позволяет распределить программный материал на весь учебный год и обеспечить целостность педагогического процесса в условиях вариативности. График ОД учитывает особенности детей и составляется на основе рекомендаций примерной основной образовательной программы дошкольного образования «Радуга» под редакцией С.Г.Якобсон, Т.И.Гризик, Т.Н.Дороновой, Е.В.Соловьёвой, Е.А.Екжановой, инструктивнометодического письма «О методической нагрузке на детей дошкольного возраста в организованных формах обучения» и с соблюдением требований санитарно-эпидемиологических правил и нормативов (СанПиН 2.4.1.3049-13) для ДОО. Согласно графику, в группе раннего возраста проводится 9 занятий в неделю, в младшей группе 10 занятий, в средней группе 10 занятий, в старшей группе 13 занятий, в подготовительной к школе группе – 14 занятий. Фактический объём недельной образовательной нагрузки для детей не превышает максимально допустимого. Максимально допустимый объём образовательной нагрузки в первой половине дня в младших и средних группах не превышает 30 и 40 минут соответственно, а в старшей и подготовительной 45 минут и 1,5 часа соответственно. В середине времени, отведённого на непрерывную образовательную деятельность, педагоги проводят динамическую паузу. Перерывы между периодами непрерывной образовательной деятельности – не менее 10 минут. Регламентирование образовательного процесса Максимальное количество ОД в течение недели Продолжительность ОД Продолжительность ОД согласно возраста в день Перерыв между НОД Недельная нагрузка по дополнительному образованию (совместная деятельность с педагогами) Объём недельной нагрузки по образовательной деятельности Группа раннего возраста с 2-3 лет 9 Младшая группа с 3-4 лет Средняя группа с 4-5лет Старшая группа с 5-6 лет Подготовительная к школе группа с 6-7 лет 10 10 13 14 8-10 минут 15 минут 20 минут 25 минут 30 минут 8 мин. первая половина дня +10 мин. вторая половина дня 10 минут 30 мин. первая половина дня 40 минут первая половина дня 1,5 часа первая половина дня 10 минут 10 минут 45 мин первая половина дня + 25 мин вторая половина дня 10 минут - - - - - 2 часа 30 минут 3 часа 30 минут 5 часов 7 часов 30 минут 1 час 20 минут 10 минут Образовательная деятельность физкультурно-оздоровительного и художественно-эстетического цикла с детьми занимает не менее 50% общего времени, отведённого на образовательную деятельность. Образовательная деятельность, требующая повышенной познавательной активности и умственного напряжения детей, проводится в первую половину дня и в дни наиболее высокой работоспособности (вторник, среда), сочетается с физкультурными и музыкальными занятиями. В середине образовательной деятельности статического характера педагоги проводят динамическую паузу или физкультминутку. С 1 сентября 2019 г. по 31 мая 2020г. образовательная деятельность ведётся по следующим образовательным областям: Структура содержания: Инвариантная часть Образов Основные задачи ательны е области Физиче Приобретение опыта в следующих видах деятельности детей: ское вигательной, в том числе связанной с выполнением упражнений, направленных на развит развитие таких физических качеств, как координация и гибкость; ие пособствующих правильному формированию опорно-двигательной системы организма, развитию равновесия, координации движения, крупной и мелкой моторики обеих рук, а также с правильным, не наносящем ущерба организму, выполнением основных движений (ходьба, бег, мягкие прыжки, повороты в обе стороны); ормирование начальных представлений о некоторых видах спорта; владение подвижными играми с правилами; тановление ценностей здорового образа жизни, овладение его элементарными нормами и правилами. Социал ьнокоммун икатив ное развит ие своение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности; азвитие общения и взаимодействия ребёнка со взрослыми и сверстниками; тановление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий; азвитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в ДОО; ормирование позитивных установок к различным видам труда и творчества; ормирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе. Познава тельно е развит ие ормирование познавательных действий, становление сознания; азвитие воображения и творческой активности; ормирование первичных представлений : себе, других людях, объектах окружающего мира; свойствах и отношениях объектов окружающего мира; малой родине и отечестве; редставлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных праздниках и традициях; планете Земля как общем доме людей, об особенностях её природы, многообразии стран и народов мира. Речевое развит ие ладение речью как средством общения и культуры; богащение активного словаря; азвитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; азвитие речевого творчества; азвитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; накомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; ормирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте. Художе ственн оэстети ческое развит ие ормирование элементарных представлений о видах искусства; осприятие музыки, художественной литературы, фольклора; тимулирование сопереживания персонажам художественных произведений; еализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.). Вариативная часть Вариативная часть программы (до 40%) предполагает реализацию ОД, досуговой, игровой деятельности по программам дополнительного образования.