Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Центр развития ребенка – детский сад № 2 «Радуга Детства» (МДОУ «ЦРР № 2 «Радуга Детства») СОГЛАСОВАНО Председатель первичной профсоюзной организацией Муниципального дошкольного образовательного учреждения «Центр развития ребенка – детский сад №2 «Радуга Детства» Общероссийского союза работников народного образования и науки РФ УТВЕРЖДАЮ Директор муниципального дошкольного образовательного учреждения «Центр развития ребенка – детский сад №2 «Радуга Детства» ___________ Брылина В.В. приказ № ________ от «___» ______________20__г. Председатель ____________ Сидорова А.В. «___» ______________20__г. М.П. Положение о проведении санитарно-гигиенических, профилактических и оздоровительных мероприятий, обучении и воспитании в сфере охраны здоровья детей дошкольного возраста ГО Богданович, 2021 1. Общие положения 1.1. Настоящее Положение о проведении санитарно – гигиенических, профилактических и оздоровительных мероприятий, обучении и воспитании в сфере охраны здоровья детей дошкольного возраста в Муниципальном дошкольном образовательном учреждении «Центр развития ребенка – детский сад № 2 «Радуга Детства» (далее – Положение) разработано в соответствии со ст. 41 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ, на основе «Инструкции по охране жизни и здоровьядетей в детских садах и на детских площадках», утвержденной Министерством просвещения РСФСР 30.08.1955 г., СанПиН 2.4.1.3049-13, Федеральными требованиями к образовательным учреждениям в части охраны здоровья обучающихся, воспитанников, утвержденных приказом Министерства образования и науки РФ от 28.12.2010 г. № 2106, Федерального Закона РФ от 23.02.2013 г. № 15-ФЗ «Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий курения табака», ст. 7, 18, 31, 54 Федерального Закона РФ от 21.11.2011 г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», Приказа Министерства здравоохранения РФ от 05.11.2013 г. № 822-н «Об утверждении порядка оказания медицинской помощи несовершеннолетним, в том числе в период обучения и воспитания в образовательных учреждениях», Письма Минобрнауки РФ от 04.07.2008 г. № 03-1423 «Методические рекомендации по участию в создании единой системы обеспечения безопасности образовательных учреждений Российской Федерации». 1.2. Образовательная организация несет ответственность в установленном законодательством РФ порядке за жизнь и здоровье воспитанников. 1.3. Правила, изложенные в настоящем Положении, обязательны для исполнения всеми работниками образовательной организации. 2. Цель и задачи 2.1. Основная цель: сохранение и укрепление психического и физического здоровья детей, формирование у воспитанников, педагогов, родителей ответственности в деле сохранения собственного здоровья.. 2.2. Задачи: повышение показателей здоровья воспитанников, за счет качественного улучшения работы по укреплению здоровья детей: осознанного отношения к своему здоровью, формирование представлений и знаний о пользе занятий физическими упражнениями, об основных гигиенических требованиях и правилах; воспитание у всех участников образовательного процесса потребности в здоровом образе жизни, как показателей общечеловеческой культуры; разработка системы медико-педагогического и профилактикопротивоэпидемиологического контроля за организацией образовательного процесса на его соответствие требованиям здоровьесбережения. 2 3. Принципы построения работы 3.1. Научности (использование научно – обоснованных и апробированных программ, технологий, методик). 3.2. Доступности (использование здоровьесберегающих технологий в соответствии с возрастными особенностями детей). 3.3. Активности (участие всего коллектива педагогов, специалистов и родителей в поиске эффективных методов оздоровления дошкольников). 3.4. Сознательности (осознанное понимание и отношение детей к своему здоровью). 3.5. Единства диагностики и коррекции (правильная интерпретация результатов медицинской, педагогической, психофизической диагностики; планирование способов, методов и приемов коррекции, развития и оздоровления на основе полученных данных). 3.6. Систематичности (реализация оздоровительных, профилактических мероприятий постоянно, систематически). 3.7. Целенаправленности (подчинение комплекса медико – педагогических воздействий четко определенной цели). 3.8. Оптимальности (разумно сбалансированные причины психофизической нагрузки). 4. Принципы реализации мероприятий 4.1. Комплексный подход к осуществлению санитарно – гигиенических, профилактических и оздоровительных мероприятий, к обучению и воспитанию в сфере охраны здоровья детей дошкольного возраста, предполагающий совместную работу администрации ДОО, воспитателей, медицинского персонала, педагога – психолога, родителей (законных представителей). 4.2. Осуществление преемственности в работе ДОО и детской поликлиники. 4.3. Вовлечение родителей (законных представителей) в процесс формирования здорового образа жизни ребенка. 4.4. Анализ имеющейся информации для выделения приоритетных направлений работы по направлениям. 4.5. Непрерывность проведения мероприятий на протяжении всего периода пребывания детей в ДОО. 4.6. Периодическая оценка эффективности проводимой работы (снижение острой заболеваемости, улучшение показателей физического развития детей, улучшение самочувствия дошкольников и т.д.). 5. Основные направления деятельности 5.1. Консультативно-информационное образование детей, персонала, родителей. 5.2. Здоровьесберегающая инфраструктура ОУ (кадры, медицинский блок, физкультурный зал, спортивная площадка). 5.3. Организация рационального питания. 5.4. Комплексная физкультурно-оздоровительная работа. 3 6. Содержание деятельности 6.1. Проведение санитарно – гигиенических мероприятий 6.1.1. Ежедневное наблюдение за санитарным состоянием помещений ДОО. 6.1.2. Наблюдение за личной гигиеной воспитанников, состоянием их белья, одежды и обуви. 6.1.3. Наблюдение за личной гигиеной сотрудников, осмотр работников пищеблока на предмет выявления гнойничковых заболеваний. 6.1.4. Контроль соблюдения санитарных правил работниками ДОО. 6.1.5. Техническое обучение обслуживающего персонала ДОО санитарному минимуму. 6.1.6. Проведение текущей уборки помещений ДОО (по специальному графику). 6.1.7. Проведение генеральной уборки помещений ДОО (по отдельному графику). 6.1.8. Наличие аптечек в группах, пищеблоке, постирочной, их пополнение медикаментами, перевязочным материалом. 6.1.9. Обеспечение работников моющими средствами, уборочным инвентарем, средствами индивидуальной защиты, спецодеждой. 6.1.10. Мытье игрушек. 6.1.11. Маркировка уборочного инвентаря, посуды, детской мебели. 6.1.12. Соблюдение температурного режима. 6.2. Проведение профилактических мероприятий 6.2.1. Анализ: показателей заболеваемости за квартал, полугодие, год; лечебно – оздоровительной работы; диспансерного наблюдения за воспитанниками; летней оздоровительной работы; санитарно – просветительской работы. 6.2.2. Углубленный медицинский осмотр, проведение антропометрических измерений, анализ физического развития детей. 6.2.3. Осмотр детей во время утреннего приема в ДОО, опрос родителей. 6.2.4. Наблюдение за детьми, имеющими хронические заболевания. 6.2.5. Осмотр детей врачом – педиатром. 6.2.6. Комплексный осмотр врачами – специалистами детей подготовительной группы. 6.2.7. Обследование детей и персонала на гельминты. 6.3. Проведение противоэпидемической работы 6.3.1. Проведение прививок детям. 6.3.2. Постановка реакции Манту детям; направление детей с гиперпробой к фтизиатру. 6.3.3. Прохождение работниками медицинских осмотров. 6.3.4. Флюорографическое обследование работников. 6.3.5. Учет инфекционных больных, карантинов. 6.3.6. Строгое соблюдение принципа изоляции при карантинах. 6.3.7. Проведение мероприятий по недопущению заноса инфекций в ДОО. 6.3.8. Осмотр детей на педикулез. 4 6.3.9. Проведение инструктажа с вновь принятыми на работу сотрудниками. 6.3.10. Проведение противоэпидемических мероприятий при вспышках ОРВИ, гриппа и других инфекционных заболеваниях. 6.3.11. Соблюдение адаптационного периода при приеме детей раннего возраста в ДОО. 6.3.12. Общее кварцевание помещений в период роста заболеваемости. 6.3.13. Витаминизация третьего блюда (витамин С). 6.3.14. Использование в питании народных средств (употребление чеснока, лука и др.). 6.3.15. Закладывание в носовые ходы оксолиновой мази. 6.3.16. Ароматизация групповых помещений (чесночные ингаляции). 6.4. Проведение оздоровительной работы 6.4.1. Обеспечение воздушного режима в помещениях ДОО. 6.4.2. Обеспечение естественного и искусственного освещения в групповых помещениях. 6.4.3. Проведение с детьми утренней и дыхательной гимнастики. 6.4.4. Осуществление режима двигательной активности детей в течение дня. 6.4.5. Осуществление закаливающих процедур. 6.4.6. Полоскание рта противовоспалительными травами, чистка зубов после приема пищи. 6.4.7. Проведение сезонного кварцевания. 6.4.8. Хронометраж физкультурных занятий с определением физиологической кривой и тренирующего эффекта. 6.4.9. Применение фиточая. 6.4.10. Прогулки на свежем воздухе. 6.4.11. Оздоровительный бег. 6.4.12. Организация сбалансированного питания. 6.5. Обучение и воспитание детей в сфере охраны здоровья 6.5.1. Проведение занятий по профилактике травматизма. 6.5.2. Привитие гигиенических навыков детям, воспитание здорового образа жизни 6.5.3. Проведение физкультурных занятий и развлечений. 6.5.4. Проведение дней, неделей здоровья. 6.5.5. Точечный массаж, самомассаж отдельных частей тела. 6.5.6. Обучение уходу за своим телом, навыкам оказания элементарной помощи. 6.5.7. Формирование элементарных представлений об окружающей среде, опасных ситуациях в быту, выработке знаний и умений действовать в опасных жизненных ситуациях. 6.5.8. Формирование привычки ежедневных физических упражнений. 6.5.9. Развитие представлений о строении собственного тела, назначении органов, представлений о том, что полезно и что вредно организму. 7. Контроль за мероприятиями 7.1. Контроль за санитарно – гигиеническим состоянием мест проведения непосредственно образовательной деятельности, оборудования и т.д. 5 7.2. 7.3. Контроль за качеством проведения утреннего приема в группах. Контроль за режимом проветривания в группе, проведением влажной уборки. 7.4. Контроль за осуществлением проветривания помещений, в соответствии с графиком. 7.5. Контроль за соблюдением правил применения (дезинфекции) и хранения моющих средств. 7.6. Контроль организации сбалансированного питания. 7.7. Систематический контроль за соблюдением требований СанПиН. 6