положение о взаимодействии с родителями воспитанников

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«Центр развития ребенка – детский сад № 2 «Радуга Детства»
(МДОУ «ЦРР № 2 «Радуга Детства»)

СОГЛАСОВАНО
Председатель первичной профсоюзной
организацией Муниципального дошкольного
образовательного учреждения «Центр
развития ребенка – детский сад №2 «Радуга
Детства» Общероссийского союза работников
народного образования и науки РФ

УТВЕРЖДАЮ
Директор муниципального дошкольного
образовательного учреждения «Центр
развития ребенка – детский сад №2 «Радуга
Детства»
Брылина В.В.
приказ №
от «

Председатель
«
»

Щипачева П.А.
20 г.

»

20 г.

М.П.

Положение о
взаимодействии с родителями воспитанников

ГО Богданович, 2021

1. Общие положения

.1.
Настоящее Положение о взаимодействии ДОУ с семьями
воспитанников разработано в соответствии с законодательства Российской
Федерации и Уставом Муниципального дошкольного образовательного
учреждения «Центр развития - детский сад №2» «Радуга Детства» ГО Богданович.
.2.
Данное Положение о взаимодействии с семьями воспитанников
является локальным нормативным актом ДОУ и вводится в целях организации
новых форм работы с родителями (законными представителями) детей, вовлечения
их в единое пространство детского развития в дошкольном образовательном
учреждении.
.3.
Положение вводится в целях организации новых форм
взаимодействия ДОУ с семьей, работы с родителями (законными представителями)
воспитанников в соответствии с ФГОС ДО, вовлечения родителей (законных
представителей) в единое пространство детского развития.
.4.
В основе взаимодействия детского сада и семьи лежат
сотрудничество, инициатором которого выступают педагоги дошкольного
образовательного учреждения.
.5.
Настоящее Положение о взаимодействии ДОУ с семьей определяет
концептуальные основы взаимодействия педагогов и родителей, направления,
цели, задачи, принципы, механизмы и направления совместной деятельности для
обеспечения комплексного подхода к формированию ценностных ориентиров у
воспитанников дошкольного образовательного учреждения.
.6.
Положение устанавливает критерии оценки эффективности работы
взаимодействия с семьями воспитанников, критерии оценки эффективности работы
дошкольного образовательного учреждения
с семьей,
документацию,
регламентирует контроль осуществления взаимодействия.
.7.
Взаимодействие педагогов с семьями воспитанников проходит в
рабочее время.
2.Основные направления, цели и задачи работы
2.1 Основные направления работы:

работа с работниками ДОУ по организации взаимодействия с семьей,
ознакомление педагогов с системой новых форм работы с родителями (законными
представителями) воспитанников;

повышение педагогической
культуры
родителей
(законных
представителей) воспитанников и формирование традиций семейной культуры;

изучение опыта семьи с целью выяснения ее возможностей в области
формирования ценностных ориентиров;

вовлечение родителей (законных представителей) воспитанников в
деятельность дошкольного образовательного учреждения, совместная работа по
обмену опытом.
2.2 Цели взаимодействия
•
создание условий для участия родителей (законных представителей) в
образовательной деятельности и поддержка родителей (законных представителей)
в воспитании детей, охране и укреплении их здоровья, а так же вовлечение семей

непосредственно в образовательную деятельность;
•
сплочение родителей (законных представителей) воспитанников и
педагогов дошкольного образовательного учреждения;
•
формирование единых ориентиров у детей дошкольного возраста.
2.3 Основные задачи работы:
•
организация
сотрудничества
дошкольного
образовательного
учреждения с семьей;
•
установление партнерских отношений с семьей каждого воспитанника
дошкольного образовательного учреждения;
•
создание атмосферы взаимопонимания, общности интересов,
эмоциональной взаимной поддержки;
•
оказание помощи родителям (законным представителям) в воспитании
детей, охране и укреплении их физического и психического здоровья, в развитии
индивидуальных способностей и необходимой коррекции нарушений их развития;
•
взаимодействие с родителями (законными представителями)
воспитанников по вопросам образования ребенка, непосредственного вовлечения
их в образовательную деятельность, в том числе посредством создания
образовательных проектов совместно с семьей на основе выявления потребностей
и поддержки образовательных инициатив семьи;
•
осуществление консультативной поддержки родителей (законных
представителей) по вопросам образования и охраны здоровья детей, в том числе
инклюзивного образования (в случае его организации)
•
активизация и обогащение воспитательных умений родителей
(законных представителей) воспитанников, поддержка их уверенности в
собственных педагогических возможностях;
•
выработка общих взглядов и педагогических установок на воспитание
ценностных ориентиров у детей дошкольного возраста средствами приобщения
воспитанников ДОУ к традиционной культуре;
•
обеспечение психолого-педагогической
поддержки семьи и
повышение компетентности родителей (законных представителей) в вопросах
развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей.
•
выявление эффективных форм сотрудничества с родителями
(законными представителями) воспитанников и повышение эффективности
взаимодействия родителей и педагогов в области формирования базиса личностной
культуры детей;
•
гармонизация детско-родительских взаимоотношений, оказание
помощи в организации семейного досуга;
•
повышение
правовой
грамотности
родителей
(законных
представителей) воспитанников в области защиты прав и достоинств ребенка;
•
повышение педагогической компетентности и воспитательной
культуры родителей (законных представителей) воспитанников по всем
фундаментальным
основам
воспитания:
физического,
социальнокоммуникативного, художественно-эстетического, познавательного, речевого,
технического развития детей;
•
создание условий для обмена педагогическим и семейным опытом,
установления дружеских взаимоотношений семей.
3. Основные принципы работы ДОУ

3.1 Планирование работы по взаимодействию дошкольного
образовательного учреждения с семьями воспитанников строится в соответствии с
принципами
Основные принципы работы дошкольного образовательного учреждения:
•
принцип
гумманизации, предполагает установление подлинно
человеческих, равноправных и партнерских отношений в системе «ДОУ - семья»;
•
принцип
индивидуализации,
требует
глубокого
изучения
особенностей семей воспитанников, а так же создания управляемой системы форм
и методов индивидуального взаимодействия;
•
принцип открытости, позволяет осознать, что только общими
усилиями семьи и образовательного учреждения можно построить полноценный
процесс обучения, воспитания и развития ребенка.
•
принцип непрерывности преемственности между дошкольным
образовательным учреждением и семьёй воспитанника на всех ступенях обучения;
•
принцип психологической комфортности заключается в снятии всех
стрессовых факторов воспитательно-образовательного процесса, в создании в
детском саду эмоционально-благоприятной атмосферы;
•
принцип доступности (каждый желающий может участвовать в
мероприятиях, коллективных делах) и открытость (сайт дошкольного
образовательного учреждения);
•
принцип доброжелательности всех участников содружества;
•
принцип добровольности (в процессе реализации задач и содержания
образовательной программы дошкольного образовательного учреждения не
допускается никакого принуждения).
•
принцип формирования ценностно-смысловых ориентаций (доброта,
красота, познание, здоровый образ жизни), морально-эстетических ценностей,
идеалов художественного вкуса и творческой самореализации, приобщение детей и
их семей к традиционной культуре;
•
принцип организации развивающего взаимодействия детей со
взрослыми (родителями и педагогами) и другими детьми (в разно- и
одновозрастном коллективах);
принцип тактичности и соблюдения прав родителей (законных
представителей) воспитанников ДОУ на осуществление ведущей роли в
воспитании и образовании ребенка и понимания неизбежной субъективности точки
зрения педагогического работника.

4.Организация работы
4.1 Разрабатывается план работы по организации взаимодействия ДОУ с
семьями воспитанников на учебный год, который утверждает Педагогический
совет дошкольного образовательного учреждения. Его содержание определяется
задачами, стоящими перед детским садом и конкретными условиями работы.
Организация взаимодействия дошкольного образовательного учреждения и
семьи предполагает следующие этапы работы:

изучение семьи с целью выяснения ее возможностей по воспитанию
детей;

группировка семей по принципу возможности их нравственного
потенциала для воспитания своего ребенка, других детей группы;


составление программы совместных действий педагога и родителей
(законных представителей);

анализ промежуточных и конечных результатов их совместной
воспитательной деятельности.
Требования к организации взаимодействия ДОУ и семьи:

целенаправленность (каждое мероприятие направлено на достижение
конкретной цели по предупреждению типичных ошибок родителей
воспитанников);

планомерность и систематичность (непрерывность, последовательное
усложнение и расширение круга проблем, комплексный подход в формировании
системы ценностных ориентиров и развитию личности ребенка);

конкретный и дифференцированный подход (учет различия в системе
общечеловеческих и традиционных для той или иной культуры, нации или религии
ценностей).
Общепедагогические и специфические условия к организации
взаимодействия ДОУ и семьи:
•
сочетание индивидуального подхода к каждой семье с организацией
работы со всеми родителями (законными представителями) группы;
•
взаимосвязь разных форм работы с родителями (законными
представителями) воспитанников дошкольного образовательного учреждения;
•
одновременное влияние на родителей (законных представителей) и
детей, позволяющее сформировать ценностно-ориентированные отношения;
•
обеспечение в работе с родителями (законными представителями)
определенной
последовательности,
системы
согласования
личных,
индивидуальных и общественных, общечеловеческих ценностей;
•
учет своеобразия условий жизни и ценностей каждой семьи, возраста
родителей, уровня подготовленности к решению вопросов воспитания на основе
приобщения детей к ценностям традиционной культуры;
•
ценностно-ориентированный характер взаимоотношений работников
дошкольного образовательного учреждения с родителями (законными
представителями) воспитанников: доверие во взаимоотношениях между
педагогами и родителями;
•
соблюдение такта, чуткости, отзывчивости по отношению к
родителям
(законным
представителям)
воспитанников
дошкольного
образовательного учреждения.
Методы и формы организации взаимодействия с родителями:

посещение семей на дому; анкетирование;
наглядная пропаганда педагогических знаний;
■
родительские собрания (показ занятий-бесед, обсуждение увиденного
и ранжирование своих впечатлений, выработка общих ценностных установок,
раздача памяток по теме собрания); консультации, инструктажи, папкипередвижки; семинары-практикумы; презентации опыта работы;
дни открытых дверей (открытые просмотры образовательной
деятельности);
круглые столы;
деловые игры;
тренинги;

почта доверия;
семейные проекты;
творческие проекты;
■
тематические выставки художественного творчества, фестивали,
конкурсы;
вечера вопросов и ответов (концентрированная педагогическая информация
по самым разнообразным вопросам, в том числе и по формированию ценностных
установок детей);
■
совместные праздники, досуги, развлечения, спектакли.
Организация методической работы с педагогами:
•
семинары-практикумы, консультации для педагогов (подготовка и
проведение родительских собраний, повышение активности родителей и
формирование ценностно-ориентированного общения детей и взрослых в семье и
детском саду, рекомендации по подготовке и проведению нетрадиционных форм
работы с родителями, современные методики воспитания и обучения детей).
Методы и приемы сотрудничества ДОУ с семьей:
•
методы активизации: выявление и формирование запроса родителей,
поиск форм и методов реализации, корректировки;
•
методы организации совместной деятельности (планирование,
организация и контроль);
•
методы формирования рефлексии (самоанализ и самооценка,
коллективное обсуждение результатов сотрудничества, экспертная оценка).
5. Внутреннее и внешнее взаимодействие ДОУ и семьи
5.1
Внутреннее взаимодействие - активное взаимодействие всех
участников образовательного процесса в дошкольном образовательном
учреждении, формирование партнерского сообщества работников, детей и их
родителей (законных представителей) воспитанников.
5.2
Условия внутреннего взаимодействия:
•
создание в ДОУ атмосферы общности интересов педагогических
работников и родителей (законных представителей) воспитанников, их
эмоциональной взаимной поддержки;
переориентация педагогов во взаимоотношениях с родителями с назиданий и
поучений на партнерство и поддержку их педагогических возможностей,
взаимопроникновение в проблемы друг друга;
•
соблюдение принципа единства воспитательных воздействий
дошкольного образовательного учреждения и семьи;
•
тактичность и соблюдение прав родителей (законных представителей)
воспитанников на осуществление ведущей роли в воспитании и образовании
ребенка и понимание неизбежной субъективности точки зрения педагога.
5.3. Внешнее взаимодействие - взаимодействие детско-родительского и
педагогического коллектива дошкольного образовательного учреждения с
общественными и социальными структурами: общеобразовательной школой,
домом культуры, музыкальной школой, краеведческим музеем, другими
дошкольными образовательными учреждениями.

6. Обязательства ДОУ в рамках взаимодействия с семьями воспитанников
6.1
Информировать родителей (законных представителей) воспитанников
и общественность относительно целей дошкольного образования, общих для всего
образовательного пространства Российской Федерации, а также основной
образовательной программы дошкольного образования, и не только семьи, но и
всех заинтересованных лиц, вовлечённых в образовательную деятельность.
6.2
Обеспечивать открытость дошкольного образования.
6.3
Создавать условия для участия родителей (законных представителей)
воспитанников в образовательной деятельности.
6.4
Поддерживать родителей (законных представителей) в воспитании
детей, охране и укреплении их здоровья.
6.5
Обеспечивать вовлечение семей непосредственно в образовательную
деятельность, в том числе посредством создания образовательных проектов
совместно с семьёй на основе выявления потребностей и поддержки
образовательных инициатив семьи.
6.6
Создавать условия для родителей (законных представителей) по
поиску, использованию материалов, обеспечивающих реализацию образовательной
программы дошкольного образования, в том числе в информационной среде, а
также для обсуждения с родителями (законными представителями) воспитанников
вопросов, связанных с ее реализацией.
7. Критерии оценки эффективности работы ДОУ с семьей
7.1
Изменение характера вопросов родителей (законных представителей)
воспитанников к воспитателям, старшему воспитателю, заведующему ДОУ, как
показатель роста педагогических интересов, знаний о воспитании детей в семье,
желание их совершенствовать.
7.2
Рост посещаемости родителями (законными представителями)
воспитанников мероприятий по педагогическому просвещению, стремление
родителей анализировать собственный опыт и опыт других родителей (законных
представителей).
7.3
Изменение микроклимата в семьях в положительную сторону.
7.4
Проявление у родителей осознанного отношения к воспитательной
деятельности, стремление к пониманию ребенка, анализу своих достижений и
ошибок, использование родителями педагогической литературы, участие
родителей в клубах, объединениях, семейных конкурсах, праздниках,
организуемых в дошкольном образовательном учреждении.
7.5
Осознание взрослыми членами семьи не только практической, но и
воспитательной значимости их помощи ДОУ в педагогической деятельности.
7.6
Положительное общественное мнение родителей (законных
представителей) воспитанников о воспитании детей в дошкольном
образовательном учреждении.
7.7
Критерии анализа годового плана:
•
планирование задач на диагностической основе с учетом анализа
достижений и трудностей в работе с семьей за прошлый год;
•
учет интересов и запросов родителей (законных представителей)
воспитанников при планировании содержания мероприятий;

разнообразие планируемых форм работы;
планирование
работы
по
повышению
профессиональной
компетентности педагогических кадров по вопросам взаимодействия с семьей;
•
разнообразие
форм
методической
помощи
педагогическим
работникам ДОУ в вопросах взаимодействия с семьей (педагогические советы,
семинары, работа в творческих группах, консультации, деловые игры, тренинги и
т.д.);
•
выявление, обобщение, внедрение успешного опыта работы
отдельных педагогов с семьями воспитанников;
•
выявление
передового
опыта
семейного
воспитания
и
распространение его в дошкольном образовательном учреждении.
7.8
Критерии анализа планов воспитательно-образовательной работы
педагогов:
•
планирование содержания мероприятий на основе учета интересов,
нужд, потребностей родителей (законных представителей) воспитанников;
•
разнообразие планируемых форм работы с семьей.
7.9
Критерии анализа протоколов родительских собраний:
•
разнообразие тематики и форм проведенных собраний;
•
отражение в протоколе активности родителей (вопросы, пожелания,
предложения со стороны родителей);
•
учет мнения и пожеланий родителей (законных представителей)
воспитанников при организации последующих мероприятий в дошкольном
образовательном учреждении.
•
•

8. Контроль
8.1. Взаимодействие с семьями воспитанников является одним из звеньев по
реализации основной образовательной программы дошкольного образовательного
учреждения.
8.2. Контроль над организацией взаимодействия ДОУ с семьями
воспитанников осуществляется заведующим и старшим воспитателем дошкольного
образовательного учреждения в соответствии с настоящим Положением.
8.3. Заместитель заведующего в рамках контроля имеет право:
•
посещать групповые родительские собрания с заблаговременным
информированием об этом воспитателя;
•
изменить планирование работы по взаимодействию с родителями
(законными
представителями)
воспитанников
по
производственной
необходимости;
•
привлекать родителей воспитанников к мероприятиям (выставкам,
конкурсам и т.д.) в дошкольном образовательном учреждении.
8.4. Координатором внутренних и внешних взаимодействий детского сада и
развития партнерства является Совет ДОУ - постоянный коллегиальный орган
управления, в состав которого избираются работники дошкольного
образовательного учреждения, родители, представители Учредителя.
Совет дошкольного образовательного учреждения имеет полномочия:
•
определение
основных направлений
развития
дошкольного
образовательного учреждения;
•
организация работы по защите прав и интересов участников

образовательного процесса;
•
контроль над соблюдением надлежащих условий обучения,
воспитания и труда в детском саду, сохранения и укрепления здоровья
воспитанников и работников;
•
поддержка общественных инициатив по совершенствованию и
гармоничному
развитию
воспитанников
дошкольного
образовательного
учреждения;
•
участие в рассмотрении конфликтных ситуаций между участниками
образовательного процесса в случаях, когда это необходимо.
9. Документация
9.1. Каждый педагогический работник ДОУ имеет документацию,
отражающую основное содержание, организацию и методику работы по
взаимодействию с семьями воспитанников.
9.2. В перечень документации включены:
•
планы работы с родителями (законными представителями)
воспитанников по дошкольному образовательному учреждению на учебный год;
•
протоколы групповых родительских собраний;
•
конспекты мероприятий;
•
отчеты педагогов о проведенных педагогических наблюдениях,
диагностических исследованиях, анкетировании с выводами, мониторинге;
•
протоколы заседаний Совета дошкольного образовательного
учреждения.
9.3. Итоговое заседание Педагогического совета предполагает заслушивание
отчета о проделанной работе по взаимодействию с семьями и перспективах
дальнейшей деятельности.
9.4. Документация хранится в дошкольном образовательном учреждении в
течение 3 лет.
10. Заключительные положения
10.1 Настоящее Положение является локальным нормативным актом,
принимается на Педагогическом совете, согласовывается с Родительским
комитетом и утверждается (либо вводится в действие) приказом заведующего
дошкольным образовательным учреждением.
10.2 Все изменения и дополнения, вносимые в настоящее Положение,
оформляются
в
письменной
форме
в
соответствии
действующим
законодательством Российской Федерации.
10.3 Настоящее Положение о взаимодействии ДОУ с семьями
воспитанников принимается на неопределенный срок. Изменения и дополнения к
Положению принимаются в порядке, предусмотренном п.10.1 настоящего
Положения.
10.4 После принятия Положения (или изменений и дополнений отдельных
пунктов и разделов) в новой редакции предыдущая редакция автоматически
утрачивает силу.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».