Веселый оркестр

1

Оглавление
№
п/п

Мероприятия

Страница

Раздел № 1 « Комплекс основных характеристик программы»
1.1. Пояснительная записка

3

1.2. Цель и задачи общеразвивающей программы

6

1.3. Содержание общеразвивающей программы

7

1.4. Планируемые результаты

12

Раздел № 2 « Комплекс организационно – педагогических условий»
2.1. Условия реализации программы

12

2.2. Формы аттестации/ контроля и оценочные материалы

14

Список литературы

17

Приложения

18

2

I. КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ПРОГРАММЫ
1.1. Пояснительная записка
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
«Весёлый оркестр» разработана на основе и с учетом Федерального закона
«Об образовании в Российской федерации» №273-ФЗ от 29.12.2012
(последняя редакция); Приказа Министерства просвещения Российской
федерации №196 от 9.11.2018 «Об утверждении порядка организации и
осуществления образовательной деятельности по дополнительным
общеобразовательным программам»; Письма Министерства образования и
науки РФ от 11.12.2006 N 06-1844 "О Примерных требованиях к программам
дополнительного образования детей"; Письма Министерства образования и
науки РФ № 09-3242 от 18.11.2015 «О направлении информации»; Приказ
Департамента
образования
Свердловской областиОб
утверждении
методических
рекомендаций
"Правила
персонифицированного
финансирования дополнительного образования детей в Свердловской
области" от 26 июня 2019 года N 70-Д.
Исполнительство на детских музыкальных инструментах – важный вид
деятельности детей в процессе музыкально-эстетического воспитания в
дошкольных учреждениях наряду с пением, слушанием музыки, музыкальноритмическими движениями. Одной из форм коллективной музыкальной
деятельности в детском саду является игра в оркестре (ансамбле). Она
стимулирует более быстрое развитие музыкальных способностей и
обогащает музыкальные впечатления детей, повышает ответственность
каждого ребенка за правильное исполнение своей партии, помогает
преодолеть неуверенность, робость.
Игра в оркестре способствует не только музыкальному развитию детей,
но и формированию таких важнейших психических качеств, как
произвольная деятельность, внимание, самостоятельность, инициативность.
В этом виде деятельности развиваются не только сенсорные музыкальные
способности – чувство ритма и музыкальный слух, но и музыкальное
мышление, поскольку участие в исполнении музыки – это одновременно и
форма ее анализа.
В процессе игры на детских музыкальных инструментах ярко
проявляются индивидуальные особенности каждого ребенка. Игра на детских
музыкальных инструментах – один из видов исполнительской деятельности
детей, являющейся лучшей формой приобщения к совместному
коллективному музицированию.
1.1.1.Направленность (профиль) программы
3

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Весёлый
оркестр» художественной направленности создана для развития духовной культуры
ребенка.

1.1.2. Актуальность программы
Актуальность программы заключается в том, что она нацелена на
решение задач, определенных в Стратегии развития воспитания в Российской
Федерации на период до 2025 года от 29 мая 2015 г. № 996-р г., а именно:
Приоритетной задачей Российской Федерации в сфере воспитания детей
является развитие высоконравственной личности, разделяющей российские
традиционные духовные ценности, обладающей актуальными знаниями и
умениями, способной реализовать свой потенциал в условиях современного
общества, готовой к мирному созиданию и защите Родины.
Развитие духовного мира ребенка, его творческих способностей,
созидательного отношения к себе и окружающим может быть источником
укрепления его физического, душевного и социального здоровья. Оно дает
чувство принадлежности к обществу, ощущение "нужности", возможность
выражения своих чувств, формирования и развития личности.
Музыка воспринимается детьми, как нечто приятное, делающие жизнь
богаче и интереснее, а самое главное то, что она доступна для каждого
ребенка и дает возможность восприятия и самовыражения.
Музыка непосредственно связана с этим миром, передает, отражает,
обрабатывает весь спектр звуковой информации, окружающей человека.
Актуальность программы заключается в ее общедоступности.
Программа ставит конкретные задачи, решение которых предполагает
последовательность и постепенность музыкального развития воспитанников,
с учетом их возрастных особенностей и особенными возможностями
здоровья. Актуальность программы также в том, что главный акцент ставится
на творческом развитии обучающихся (воспитанников), на знакомство с
шедеврами музыкального искусства.
1.1.3.Отличительные особенности программы
Программа разработана с учётом современных тенденций в
образовании по принципу блочно-модульного освоения материала, что
максимально отвечает запросу социума на возможность выстраивания
ребёнком индивидуальной образовательной траектории и имеет 3 модуля.
Программа соответствует «ознакомительному» уровню сложности.
Воспитательно-образовательный процесс по данной программе
основывается на принципах творческого обучения, которое ведет к развитию
творческих способностей детей.
Содержание программы «Весёлый оркестр» включает знакомство с
многообразным миром музыки, доступной для детского восприятия. Помочь
детям в постижении удивительного, прекрасного, но и сложного мира
музыкального искусства и расширить их познания о нем.
4

Несомненной
привлекательностью
программы
является
иллюстративность при прослушивании музыкальных произведений. Это дает
возможность ребенку легче запоминать, интенсивнее усваивать и овладевать
достаточно сложной, но необходимой информацией.
1.1.4 Адресат программы
Данная программа предназначена для воспитанников возраста от 6 до 7 лет.
Подготовительная к школе группа (от 6 до 7 лет)
В этом возрасте продолжается приобщение детей к музыкальной культуре.
Воспитывается художественный вкус, сознательное отношение к отечественному
музыкальному наследию и современной музыке. Совершенствуется звуковысотный,
ритмический, тембровый, динамический слух. Продолжают обогащаться музыкальные
впечатления детей, вызывается яркий эмоциональный отклик при восприятии музыки
разного характера. Продолжает формироваться певческий голос, развиваются навыки
движения под музыку.
Дети различают музыкальные произведения разных жанров, стилей, эпох, узнают и
называют знакомые произведения отечественных и зарубежных композиторов-классиков.
Интерес к восприятию – слушанию музыки становится достаточно устойчивым.
Развиваются и совершенствуются музыкально-сенсорные способности.
Ребенку седьмого года жизни свойственны эмоциональный подъем и переживание
чувства волнения от участия в спектакле, празднике, выступлении детского оркестра или
хора. Они характеризуют изменившееся отношение ребенка к исполнению музыки.
Желание качественно исполнить роль или музыкальное произведение показывает, что
главным для него становится не процесс участия в деятельности, а ее результат.
Детям свойственна направленность на результат, на создание понятного и
выразительного образа, стремление получить одобрение зрителей свидетельствует о том,
что участие в музыкальной деятельности становится для ребенка не игрой, а
художественным творчеством.

1.1.5 Объем программы
Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом
образовательного учреждения на реализацию программы «Весёлый оркестр»
составляет:
 Общее количество часов за 1 год – 38 часов.
1.1.6 Формы обучения
Форма обучения по программе «Весёлый оркестр» - очная
1.1.7 Методы обучения
В программе в тесной взаимосвязи используются все общепринятые
методы обучения, способствующие формированию живого интереса к
музыке:
 Словесные: объяснение, разъяснение, рассказ, беседа, описание и др.
 Наглядные: наблюдение, демонстрация, рассматривание объектов,
просмотр фильмов и др.
 Практические: игры,
упражнения,
самостоятельные
задания,
практические работы
5

1.1.8 Тип занятия
Основными типами занятий по программе «Весёлый оркестр» являются:
 Теоретический
 Практический
 Контрольный
1.1.9 Формы проведения занятий
Программой «Весёлый оркестр» предусмотрены следующие формы
проведения занятий: беседа, викторина, открытое занятие, обобщающее
занятие.
1.1.10 Срок освоения программы
Исходя из содержания программы «Весёлый оркестр» предусмотрены
следующие сроки освоения программы обучения:
 38 недель в год
 9 месяцев в год
1.1.11 Режим занятий
Занятия по программе «Весёлый оркестр» проходят 1 раз в неделю.
Продолжительность одного занятия составляет 30 минут во 2 половину дня,
время незанятое образовательной деятельностью, в соответствии с
требованиями СанПин 2.4.1.3049-13.
1.2. Цель и задачи программы
Цель программы
Цель программы – удовлетворение индивидуальных потребностей
обучающихся в художественно-эстетическом и нравственном развитии;
развитие общечеловеческих ценностей и любви к музыке. Совершенствовать
и развивать музыкальные способности детей посредствам игры на детских
музыкальных инструментах.








Задачи программы:
образовательные (предметные):
приобщение детей к музыкальному искусству, формировать систему
основных понятий и представлений о мире музыке;
формирование навыков слушать, чувствовать - переживать музыку во
всём богатстве её форм и жанров;
развивающие (метапредметные):
развитие памяти, речи, внимания, воображения, мышления;
развитие и совершенствование умения слушать, анализировать
прослушанные музыкальные произведения, вести диалог;
развитие интереса к классической музыке;
воспитательные (личностные):
воспитывать коммуникативную культуру;
6

 воспитывать в детях чуткость, восприимчивость
музыкально – художественного воздействия.
1.3. Содержание программы
Учебный (тематический) план
№

1
2
3

Модули

Музыка-мир волшебных звуков
Знакомство с музыкальными инструментами
Путешествие в оркестр
Итого:

средствами

Теория

Практика

Всего

5
7
4
16

7
7
8
22

12
14
12
38

Учебно-тематический план. Музыка-мир волшебных звуков»
№

Темы

Теория

Практика

Всего

1
2

Вводное занятие
Что звучит вокруг? (Звуки природы, шумовые и
музыкальные звуки) Особенности музыкального
звука
Из чего складывается музыка? (Мелодия.
Гармония. Ритм)
Контрольно-проверочные мероприятия
Итого:

1
2

3

1
5

2

3

5

5

1
7

1
12

3
4

Учебно-тематический план. «Знакомство с музыкальными
инструментами»
№
1
2
3
4
5

Темы
Теория Практика Всего
Вводное занятие
1
1
Знакомство с музыкальными инструментами
1
1
2
(Фортепиано – король инструментов)
Знакомство с музыкальными инструментами
2
2
4
(Скрипка, гитара)
Знакомство с музыкальными инструментами
3
3
6
(баян, аккордеон, домра, балалайка)
Контрольно-проверочные мероприятия
1
1
Итого:
7
7
14
Учебно-тематический план. «Путешествие в оркестр»

№
1
2
3

Темы
Теория Практика Всего
Вводное занятие
1
1
Оркестр, дирижер. Разновидности оркестров.
1
2
3
Инструменты симфонического оркестра Состав
2
5
7
оркестра русских народных инструментов
7

4

Контрольно-проверочные мероприятия
Итого:

4

1
8

1
12

Содержание учебно-тематического плана
Модуль «Музыка-мир волшебных звуков»
Цель: Ознакомление с основным материалом музыки – музыкальным звуком
и его свойствами.
Задачи:
Обучающие:
 актуализация имеющихся знаний и опыта детей;
 формирование знаний о музыкальном звуке
Развивающие:
 развитие интереса к звучанию различных инструментов и
человеческого голоса(вокал);
 развитие слуха, внимания, воображения, памяти, мышления и речи;
Воспитательные:
 воспитание чувства ответственности за свою деятельность;
 формирование уважения к себе и сверстникам.
Предметные ожидаемые результаты
Обучающийся должен знать:
 особенности музыкального искусства, иметь представление о
музыкальном звуке, его свойствах, средствах музыкальной
выразительности;
 владеть терминологией: высота звука, длительность, громкость, тембр;
нота, нотный стан; регистр, темп, мелодия ,гармония, лад.
Обучающийся должен уметь:
 определять на слух регистры;
 внимательно
слушать
произведения
классической
музыки.
Обучающийся должен приобрести навык:
 активного интереса к новым знаниям, к внимательному и осознанному
слушанию музыки.
Содержание темы «Музыка - мир волшебных звуков»
1.Вводное занятие
Теория.
Инструктаж по технике безопасности. Введение в модуль. Музыка как один
из видов искусства. Виды искусства (музыка, хореография, литература,
скульптура, архитектура, изобразительное искусство, декоративно прикладное искусство, театр, кино, фотография). Чтение литературных
отрывков, прослушивание музыкальных отрывков, просмотр репродукций,
фрагментов балета, кинофильма и театральных постановок.
8

2. «Что звучит вокруг?»
Теория.
Звуки, окружающие нас — звуки природы и шумовые звуки. Музыкальный
звук как физическое явление; основные свойства музыкального звука
(определенная высота, длительность, громкость, тембр); Практика:
прослушивание отрывков Глюк, "Орфей и Эвридика", Н. А. РимскийКорсаков "Садко", просмотр репродукций.
3. Из чего складывается музыка?
Теория:
Основные выразительные средства создания музыкального образа (регистр,
лад, тональность, метр, ритм, мелодия, гармония, темп, инструментовка,
фактура). Практика: закрепление пройденного материала на прослушивании
и разборе музыкальных отрывков.
4. Контрольно-проверочные мероприятия:
Практика.
Контрольное занятие по пройденному материалу в форме викторины.
Тема «Знакомство с музыкальными инструментами»
Цель: Ознакомление детей с историей создания и звучанием таких
инструментов как фортепиано, скрипка, баян, аккордеон, домра, балалайка,
гитара.
Задачи:
Обучающие:
 актуализация имеющихся знаний и опыта детей;
 формирование знаний о происхождении, конструкции музыкальных
инструментов, приемов игры и особенностях звучания;
Развивающие:
 развитие интереса к различным музыкальным инструментам и
произведениям классической музыки;
 развитие внимания, воображения, памяти, мышления и речи.
Воспитательные:
 воспитание чувства ответственности за свою деятельность;
 формирование уважения к чужому труду, к себе и своим сверстникам.
Предметные ожидаемые результаты
Обучающийся должен знать:
 названия изучаемых музыкальных инструментов;
 термины: тембр, корпус, гриф, голосник, струны, подставка для струн
Обучающийся должен уметь:
 правильно называть музыкальные инструменты;
 определять на слух их звучание;
Обучающийся должен приобрести навык:
9

 слухового анализа;
 определения звучания различных инструментов.
Содержание модуля «Знакомство с музыкальными инструментами»
1.Вводное занятие
Теория: Знакомство с предметом; мир музыки – путь к прекрасному;
проведение инструктажа по ТБ и ПТБ. Прослушивание музыкальных
отрывков, просмотр репродукции, чтение литературных отрывков.
2.Знакомство с музыкальными инструментами (Фортепиано — король
инструментов)
Теория: История возникновения инструмента, его предшественникимонохорд, спинет, клавесин, клавикорд. Разновидности фортепиано-пианино
и рояль.
Практика: Просмотр фильма о фортепиано. Прослушивание фортепианных
произведений. Просмотр видеозаписей концертов великих пианистов.
3.Знакомство с музыкальными инструментами (Скрипка, гитара).
Теория: История возникновения инструмента. Части инструмента и приемы
игры. Великие скрипичные мастера и исполнители. Великие исполнителигитаристы.
Практика: Прослушивание произведений для скрипки и гитары.
4.Знакомство с музыкальными инструментами (Баян, аккордеон, домра,
балалайка).
Теория: История возникновения инструмента. Части инструмента и приемы
игры. Великие исполнители на баяне и аккордеоне. Великие исполнителидомристы и балалаечники.
Практика: Прослушивание произведений для баяна, аккордеона, домры и
балалайки.
5. Контрольно-проверочные мероприятия:
Практика. Контрольное занятие по пройденному материалу в форме
викторины
Модуль «Путешествие в оркестр»
Цель: Ознакомление детей с разновидностями оркестров и составом
инструментов.
Задачи:
Обучающие:
 актуализация имеющихся знаний и опыта детей;
 формирование знаний об оркестре и его разновидностях;
 инструментальный состав симфонического оркестра, духового
оркестра и оркестра народных инструментов;
Развивающие:
10

 развитие интереса к симфонической и народной музыке;
 развитие внимания, воображения, памяти, мышления и речи.
Воспитательные:
 воспитание чувства ответственности за свою деятельность;
 формирование уважения к чужому труду, к себе и своим сверстникам.
Предметные ожидаемые результаты
Обучающийся должен знать:
 термины: оркестр, дирижер, партитура,
 группы симфонического оркестра;
 группы оркестра русских народных инструментов
Обучающийся должен уметь:
 правильно называть музыкальные инструменты различных групп
оркестра;
 определять на слух их звучание;
Обучающийся должен приобрести навык:
 слухового анализа;
 определения звучания различных инструментов.
Содержание модуля «Путешествие в оркестр»
1. Вводное занятие
Теория: Знакомство с предметом; мир музыки – путь к прекрасному;
проведение инструктажа по ТБ и ПТБ. Прослушивание музыкальных
отрывков, просмотр репродукции, чтение литературных отрывков.
2. Оркестр, дирижер. Разновидности оркестров.
Теория: Понятие оркестр, дирижер, партитура, клавир. Разновидности
оркестров: духовой оркестр, камерный, оркестры народных инструментов.
Практика: Прослушивание звучания различных оркестров.
3. Инструменты симфонического оркестра.
Состав оркестра русских народных инструментов.
Теория: Возникновение и формирование симфонического оркестра.
Группы инструментов симфонического оркестра: струнно-смычковая
группа (скрипка, альт, виолончель, контрабас); группа деревянных
духовых инструментов (флейта, гобой, кларнет, фагот); группа медных
духовых инструментов (труба, тромбон, валторна, туба); группа ударных
инструментов (малый, большой барабан, литавры, тарелки, оркестровые
колокола и др.).История создания оркестра русских народных
инструментов. Группы инструментов оркестра: группа домр, группа
балалаек, группа баянов, группа ударных инструментов.
Практика: прослушивание звучания групп инструментов симфонического
оркестра и оркестра русских народных инструментов. Прослушивание
симфонической сказки «Петя и волк» С. С. Прокофьева.
11

4. Контрольно-проверочные мероприятия:
Практика. Контрольное занятие по пройденному материалу в форме
викторины.
1.4.Планируемы результаты по программе
По окончании учебного года обучающийся должен показать результаты:
предметные
 иметь общее представление об искусстве;
 иметь представление об особенностях музыкального искусства;
 различать жанры музыки;
 узнавать звучание различных инструментов;
 имеет представление о поведении во время выступления артистов;
метапредметные
 понимает и выполняет инструкции взрослого;
 делает умозаключения;
 участвует в дискуссиях и викторинах;
личностные
 может адекватно выражать свои эмоции;
 умеет общаться со взрослыми и сверстниками;
 проявляет добрые, нравственные качества.
2. КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ
2.1. Календарный учебный график
Форма
обучения

Общая
продолжител
ьность
календарных
дней

Режим
занятий
(кол-во
часов в
день)

Кол-во
часов

Теория
(кол-во
часов)

Практика
(кол-во
часов)

Диагностика
(кол-во
часов)

Очная

184

1

38

16

22

3

2.2. Условия реализации программы
Для успешной реализации программы необходимы:
 Помещение, отводимое для занятий, должно отвечать санитарногигиеническим требованиям: быть сухим, светлым, тёплым, с
естественным доступом воздуха, хорошей вентиляцией, с площадью,
достаточной для проведения занятий группы в 12-15 человек. Для
проветривания помещений должны быть предусмотрены форточки.
Проветривание помещений происходит в перерыве между занятиями
 Общее освещение кабинета лучше обеспечивать люминесцентными
лампами в период, когда невозможно естественное освещение.
12

 Рабочие столы и стулья должны соответствовать ростовым нормам.
Материально-техническое обеспечение.
Программа реализуется в МДОУ «ЦРР №2 «Радуга Детства»
Яблоневая,88,музыкальный зал
№
п/п
1.
2.
3.
4.

Наименование оборудования, программного обеспечения
Стулья для детей (синие)
Стулья для детей (белые)
Цифровое фортепиано:
Проектор

ул.

Количест
во
25
25
1
1

5.
6.

Экран для проектора
Стулья для взрослых

1
29

7.
8.
9.
10.
11.
12.

Музыкальный центр
Микрофон проводной
Стеллаж для пособий
Шкаф выдвижной для костюмов
Микрофон радио
Звуковая система
Музыкальные инструменты
Металлофон
Бубны
Ложки деревянные большие
Ложки деревянные маленькие
Барабаны
Колокольчики
Погремушки
Маракасы большие
Маракасы маленькие
Треугольник
Гитара
Дудочки
Бубенцы
Кастаньеты
Губная гармошка
Балалайка
Аккордеон
Синтезатор

1
1
2
1
2
1

1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18

11
5
42
40
6
15
42
6
12
5
3
11
4
4
6
1
1
1

Информационное обеспечение:
13

Операционная система: Microsoft Windows 10 Professional
 Файловый менеджер: Cloud Commander
 Антивирусная программа: Avast Free Antivirus
 Программа-архиватор: WinRAR 6.01
 Текстовый редактор: Microsoft Word
 Программа разработки презентаций: PowerPoint
 Браузер: Яндекс
Кадровое обеспечение:
Программу реализует музыкальный руководитель, соответствующий
установленным требованиям к педагогическим работникам.
2.3. Формы аттестации
В результате освоения программы происходит развитие личностных
качеств, общекультурных и специальных знаний, умений и навыков,
расширение опыта творческой деятельности. Контроль или проверка
результатов обучения является обязательным компонентом процесса
обучения: контроль имеет образовательную, воспитательную и развивающую
функции.
Кроме знаний, умений и навыков, содержанием проверки достижений
является социальное и общепсихологическое развитие обучающихся,
поскольку реализация программы не только формирует знания, но и
воспитывает и развивает. Содержанием контроля является также
сформированность мотивов учения и деятельности, такие социальные
качества, как чувство ответственности, моральные нормы и поведение
(наблюдение, диагностические методики).
Формы промежуточной аттестации: педагогическое наблюдение,
опрос или практическая работа.
Контроль усвоенных знаний и навыков осуществляется в каждом
модуле во время проведения контрольно-проверочных мероприятий. На
усмотрение педагога контроль может также осуществляться по каждой теме
модуля.
2. Формы предъявления и демонстрации образовательных результатов:
- участие в утренниках и концертах в ДОУ;
- участие в конкурсах дошкольного творчества;
- открытые занятия согласно учебному плану.
2.4. Оценочные материалы
Диагностирование
осуществляется
в
процессе
обязательных
музыкальных совместных образовательных деятельностях в дошкольном
учреждении, во время которых музыкальный руководитель с помощью
воспитателя фиксирует уровень двигательных и певческих навыков детей, их
14

интерес к слушанию музыки, чувства ритма. Поэтому специальных
мероприятий диагностирования в кружке дополнительного образования
проводить не нужно. В рамках своей программы дополнительного
образования выделены следующие параметры диагностирования детей.
Педагогу важно быть доброжелательным в общении с дошкольником,
помогать ему, ориентироваться в заданиях посредством простых и понятных
вопросов. Выслушивать ребенка педагог должен до конца, не перебивая и не
поправляя его ответы. В ходе диагностики необходимо широко использовать
наглядный материал. Действия педагога в процессе диагностики должны
осуществляться четко по соответствующему алгоритму.
Цель: Развивать музыкальные и творческие способности детей (с
учетом возможности каждого) посредством обучения игры на музыкальных
инструментах.
Используемые методы диагностики:
1. Диагностические параметры;
2. Беседа с детьми;
3. Анкетирование родителей;
4. Беседа с воспитателями.
1. Параметры диагностирования детей
Подготовительная группа: (в кружке дополнительного образования)
- знает и называет инструменты симфонического и народного оркестров;
- самостоятельно выбирает музыкальные инструменты для оркестровки
песни;
- владеет навыками игры на всех инструментах;
- точно передаёт ритмический рисунок;
- проявляет желание музицировать.
2. Беседа с детьми. Проводится с целью выявить степень
заинтересованности детей заниматься музыкальной деятельностью и в
желании играть на музыкальных инструментах.
3. Анкетирование родителей. Проводится с целью выявить степень
заинтересованности родителей в музыкальном развитии детей, и отношение
их к желанию детей заниматься музыкальной деятельностью, играть на
музыкальных инструментах.
4. Беседа с воспитателями. Проводится с целью выявить степень
заинтересованности воспитателей в музыкальном развитии детей.
2.5. Методические материалы
Создание в детском саду оркестра – дело непростое, ведь для этого
должны быть определённые условия – наличие инструментов, фонотека,
наглядные средства и пособия. Основу нашего детского оркестра составили
детские шумовые инструменты, какие как бубны, погремушки, маракасы,
колокольчики, дудочки, трещотки, музыкальные коробочки. Кроме этого в
состав оркестра можно включить звуковысотные инструменты –
металлофоны, детский баян, аккордеон.
15

Подбирается фонотека с записью лучших образцов классической,
народной и современной детской музыки, на основе которой подбирался
репертуар оркестра. Кроме этого, ребята знакомятся с инструментами
симфонического оркестра в видеозаписи, в форме презентаций, материалы
для которых черпаются из интернета. Подобрана литература по темам,
дидактические игры, наглядные пособия, что позволило проводить занятия
кружка на достаточно высоком уровне.
На первых занятиях ребята закрепляют навыки игры на инструментах, не
имеющим звукоряда, таких, как бубны, маракасы, треугольники, ложки.
Основная задача на этом этапе – научить детей передавать простые
ритмические рисунки небольших песенок, попевок. Ребята сначала
проговаривают текст, затем прохлопывают ритмические рисунки и лишь,
затем воспроизводят их на музыкальных инструментах. Для осознания
соотношений длительности звуков мелодии применяется моделирование с
помощью широких и узких полосок, которые дети выкладывают на
фланелеграфе. С этой же целью используются дидактические игры. Чтобы
закрепить появляющееся у детей чувство ритма, музыкальные инструменты
используются в повседневной жизни детского сада. В каждой группе имеется
музыкальный уголок с необходимым набором детских музыкальных
инструментов, музыкальных игрушек.
Следующий этап – обучение детей игре на музыкальных инструментах,
имеющие звукоряд. Наиболее удобен для этого металлофон. Сначала ребята
учились правильно держать музыкальный молоточек, с помощью которого
извлекаются звуки. Это не простая задача и не все ребята сразу с ней
справлялись, поэтому обучение игре на этом инструменте проводили
индивидуально.
После того, как дети научились передавать ритмический рисунок разных
мелодий, построенных на одном звуке, и освоили приёмы игры на
металлофоне, происходит переход к разучиванию попевок, построенных на
двух соседних звуках.
Чтобы облегчить детям понимание расположения звуков по высоте,
применяются такие приёмы, как выкладывание звуков-кружочков на разной
высоте на фланелеграфе, пропевание, показ рукой движения мелодии,
дидактические пособия и игры. Ребятам, которые довольно быстро и легко
осваивали приёмы игры на металлофоне, поручается исполнение ведущих
партий во время игры в оркестре. После того, как ребята в основном освоили
приѐмы игры на шумовых и звуковысотных инструментах, начинается работа
над музыкальным произведением. Ребята слушают музыкальное
произведение в исполнении музыкального руководителя и оркестра (для
сравнения). Затем ребята предлагают инструменты, для которых можно
оркестровать данное произведение. Совместно решаются, кому и на каких
инструментах играть. Чтобы у ребят не было обид, им разрешается поиграть
на любом выбранном инструменте. После того, как все «наиграются», ребята
сами предлагают, кого выбрать для игры на самых «ответственных»
16

инструментах. Все партии разучиваются индивидуально и только затем,
происходит объединение всех музыкантов в оркестр. Во время игры большое
значение имеет слаженная и совместная игра. Чтобы играть слаженно и
согласованно, слышать не только свою игру, но и игру всех своих товарищей,
требуется не одна репетиция.
Венцом всех занятий является выступление оркестра на концерте,
которое всегда ждут с большим нетерпением, ведь игра маленьких
музыкантов – украшение любого праздника. Именно на таких выступлениях
ребята
учатся
быть
ответственными,
дисциплинированными,
внимательными. А если зрители – не только ребята, но ещё и любимые
родители, то и радость от успеха чувствуется вдвойне.
 Наглядные пособия (иллюстрации, портреты композиторов);
музыкального материала (CD, DVD, аудио кассеты, видеозаписи и
т.д.)
 Технические средства: музыкальный центр, D проигрыватель,
видеоаппаратура, ПК.
3. Список литературы
Список литературы для педагогов:
1. С. Бублей. «Детский оркестр./ Пособие для музыкальных руководителей
детских дошкольных учреждений» – Ленинград, «Музыка» ,1983 г.
2. Т. Девятова. Программа «3вук - волшебник» – Москва, «Линка-пресс»,
2006 г.
3. И. Каплунова. Программа «Ладушки» / методическое пособие «Наш
веселый оркестр», 2013 г.
4. В.В. Кирюшин. «Сказка о мишке Форте», «Сказка о двух братьях» – М.,
ПО «Детская книга», 1992 г.
5. Н.Г. Кононова. «Обучение дошкольников игре на детских музыкальных
инструментах. Книга для воспитателя и муз.руководителя детского сада» –
М., «Просвещение», 1990 г.
6. О. Радынова. «Музыкальное развитие детей» – М., 1997 г.
7. Т. Тютюнникова. Программа «Элементарное музицирование с
дошкольниками», – «Дошкольное воспитание»,1988 г.
8. Т. Тютюнникова. «Музыкальные инструменты». Из опыта работы. –
«Дошкольное воспитание», 1997 г.
Список литературы для воспитанников:
Тема: Музыкальные инструменты
1. Братья Гримм «Бременские музыканты»
2. «Сколько же здесь свирелей»
3. «Флейта и ветер»
4. Эди Огнецвет «Дудка» «Бубен», Цимбалы» «Скрипка»
5. В Семерин «Музыка всюду живет»
6. Ю. В. Гурин «Музыкальная кошка»
17

ПРИЛОЖЕНИЕ.
ДИАГНОСТИЧЕСКАЯ ТАБЛИЦА
Уровень овладения необходимыми навыками и умениями по программе дополнительного образования
художественно-эстетической направленности «Весёлый оркестр»
Подготовительная к школе группа. Музыкальный руководитель: Ванеева М.А. Дата:______________
№
п/п

Фамилия, имя ребёнка

Знакомство с
музыкальными
инструментами

Моделирование
элементов
муз.языка

Музыкальноритмические
игры и упр-ия

Игра в оркестре
(ансамбле)

Музыкальноигровое
творчество

Итоговый
результат

18

19


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».