ОГЛАВЛЕНИЕ № п/п Мероприятия 1.3 РАЗДЕЛ I Комплекс основных характеристик программы Пояснительная записка Цели и задачи реализации рабочей программы художественно–эстетической направленности по театрализованной деятельности «Зазеркалье» Содержание общеразвивающей программы 1.4 Планируемые результаты 1.1 1.2 Страница 3 7 8 16 РАЗДЕЛ II Комплекс организационно – педагогических условий 2.1 2.2 Условия реализации программы Формы аттестации/контроля и оценочные материалы Список литературы 17 17 34 1 I. КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ПРОГРАММЫ 1.1 ОЯСНИТЕЛЬНАЯЗАПИСКА «Театр – это волшебный мир. Он дает уроки красоты, морали, нравственности. А чем они богаче, тем успешнее идет развитие Духовного мира детей…» (Б.М.Теплов) Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Зазеркалье» разработана в соответствии с «Законом об образовании в Российской Федерации» (№ 273-ФЗ от 29 декабря 2012 г.), Концепцией развития дополнительного образования детей, с «Порядком организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» (приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 09.11.2018 г. №196), с учётом норм СанПиН 2.4.4.3172-14(от 04.07.2014 №4). Важная роль в духовном становлении личности принадлежит театральному искусству, которое, удовлетворяя эстетические потребности личности, обладает способностью формировать ее сознание, расширять жизненный опыт и обогащать чувственно-эмоциональную сферу. «Значение произведений искусств заключается в том, что они позволяют «пережить кусочек жизни» через осознание и переживание определенного мировоззрения, чем «создают определенные отношения и моральные оценки, имеющие несравненно большую силу, чем оценки, просто сообщаемые и усваиваемые» (Б.М. Теплов). Самый короткий путь эмоционального раскрепощения, снятие зажатости, заторможенности, обучения чувствованию слова и художественному воображению – это путь через игру, сочинительство, фантазирование. Все это может дать театрализованная деятельность. Программа активизирует у дошкольников мышление, познавательный 3 интерес, пробуждает фантазию и воображение, любовь к родному слову, учит сочувствию и сопереживанию. 1.1.1. Направленность (профиль) программы Дополнительная общеразвивающей программы - художественная направленность. Для современного этапа развития системы дошкольного образования характерны поиск и разработка новых технологий обучения и воспитания детей. При этом в качестве приоритетного используется деятельностный подход к личности ребенка. Одним из видов детской деятельности, широко используемой в процессе воспитания и всестороннего развития детей, является театрализованная деятельность. Программа “Зазеркалье” рассчитана на 2 года занятий с детьми старшего дошкольного возраста. Приоритет программы – воспитание свободного, уверенного в себе человека, с активной жизненной позицией, стремящегося творчески подходить к решению различных жизненных ситуаций, имеющего своё мнение и умеющего отстаивать его. В программе большое внимание уделяется воспитанию в детях патриотических чувств, любви к Родине, гордости за ее достижения, уверенности в том, что Россия – великая многонациональная страна с героическим прошлым и счастливым будущим. 1.1.2. Актуальность программы. Актуальность программы заключается в том, что она ориентирована на всестороннее развитие личности ребенка, стимулирует способность детей к образному и свободному восприятию окружающего мира. Важная роль в духовном становлении личности принадлежит театральному искусству, которое, удовлетворяя эстетические потребности личности, обладает способностью формировать ее сознание, расширять жизненный опыт и обогащать чувственно-эмоциональную сферу. «Значение произведений искусств заключается в том, что они позволяют «пережить кусочек жизни» 4 через осознание и переживание определенного мировоззрения, чем «создают определенные отношения и моральные оценки, имеющие несравненно большую силу, чем оценки, просто сообщаемые и усваиваемые» (Б.М. Теплов). Самый зажатости, короткий путь эмоционального заторможенности, обучения раскрепощения, чувствованию снятие слова и художественному воображению – это путь через игру, сочинительство, фантазирование. Все это может дать театрализованная деятельность. Программа активизирует у дошкольников мышление, познавательный интерес, пробуждает фантазию и воображение, любовь к родному слову, учит сочувствию и сопереживанию. 1.1.3. Отличительные особенности Отличительными особенностями данной программы является её практическая направленность, реализуемая через участие детей в различных формах театрализованной деятельности, а также использование современных информационно-коммуникативных технологий в образовательном, воспитательном и развивающем процессах. 1.1.4. Адресат программы В реализации программы участвуют дети в возрасте 5 – 7 лет. В возрасте 5-7 лет ребенок обладает существенными возможностями для проявления себя в театральном творчестве. Происходит дальнейшее развитие высшей нервной деятельности ребенка, повышается работоспособность нервной системы, появляется способность активного мышления. Становится достаточно развитой речь, дети свободно высказывают свои суждения о содержании художественного произведения. Формируется система оценок, восприятие становится целенаправленным. Общий и художественный кругозор, наличие достаточного багажа представлений о жизненных явлениях, определенный запас впечатлений от произведений литературы, изобразительного искусства, от праздников и развлечений способствует развитию детской фантазии, творческого 5 воображения. Всё это положительно сказывается на творческих проявлениях детей. Объем программы 1.1.5. Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом образовательного учреждения на реализацию программы «Зазеркалье» составляет: - Количество часов в год – 37 - Общее количество за 2 года – 74 5-6 лет (1 раз в неделю во 2 половину дня 25 минут, 37 часа в год); 6-7 лет (1раз в неделю во 2 половину дня 30 минут, 37 часа в год). Количество детей в группе – до 10 человек. 1.1.6. Форма обучения Форма обучения по программе «Зазеркалье» – очная. 1.1.7. Методы обучения В программе в тесной взаимосвязи используются все методы обучения, способствующие формированию интереса детей к театру: - Словесные (рассказ, объяснение, беседы, описание и др); - Наглядные (наблюдение, демонстрация, выразительное чтение); - Практические (самостоятельные задания, инсценировки, игры) 1.1.8. Тип занятия Основными типами занятий по программе «Зазеркалье» являются: - Теоретический - Практический - Контрольный 1.1.9. Формы проведения занятий Программой «Зазеркалье» предусмотрены следующие формы проведения занятий: беседы, обобщающие занятия, сценки. 1.1.10. Срок освоения программы Исходя из содержания программы «Зазеркалье» предусмотрены следующие сроки освоения программы обучения: 6 1 год обучения - 37 недель в год - 9 месяц в год 2 год обучения - 37 недель в год - 9 месяц в год Всего 18 месяцев 1.1.11. Режим занятий Занятия по программе «Зазеркалье» проходят периодичностью 1 раз в неделю. Продолжительность одного занятия составляет 25 минут, во 2 половине дня, время незанятое образовательной деятельностью, в соответствии с требованиями СанПин 2.4.1.3049-13. 1.2 ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ ПРОГРАММЫ Цель программы - создание образовательной среды, способствующей развитию социальных, интеллектуальных, творческих интересов дошкольников средствами театрального искусства. Задачи программы: Образовательные: 1. Познакомить обучающихся с различными видами театров (кукольный, драматический, музыкальный, детский, театр зверей и др.). 2. Приобщить детей к театральной культуре, обогатить их театральный опыт: знания детей о театре, его истории, театральных профессиях, костюмах, атрибутах, театральной терминологии. Развивающие: 1. Развивать интерес к театрализованной игре, желание попробовать себя в разных ролях; 2. Развивать память, внимание, воображение, фантазию; 3. Формировать умение выстраивать линию поведения в роли, используя атрибуты, детали костюмов, маски; 7 4. Развивать желание выступать перед родителями. 5. Создать условия для совместной театрализованной деятельности детей и взрослых (постановка совместных сценок, этюдов, небольших спектаклей, с участием детей, родителей, сотрудников ДОУ), организация выступлений детей старших групп перед младшими и пр. 6. Развивать интонационно-речевую выразительность, побуждать к импровизации средствами мимики, выразительных движений и интонации. Воспитательные: 1. Воспитывать у детей художественный вкус. 2. Формировать морально-этические нормы поведения. 3. Формировать в каждом ребенке творческую личность, обладающую бесконечной внутренней свободой и нравственной ответственностью. Дополнительная общеразвивающая программа «Зазеркалье» представляет полноценное учебно-методическое обеспечение для создания условий дополнительного образования в ДОУ. 1.3 СОДЕРЖАНИЕ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНЫЙ - ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ПЕРВЫЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ № Тема п/п 1 Кол-во Теория Практика часов «Здравствуй театр!» 2 Формы аттестации. 1 1 Беседа диагностика 2 «В гости к куклам». 2 1 1 Беседа 3 «Волшебное перевоплощение» 2 1 1 Коллективное обсуждение 5 «Уроки мудрого сверчка» 2 1 1 Беседа Путешествие по сказкам» 2 1 1 Викторина 8 6 «В гости к Буратино» 2 1 1 Наблюдение 7 Язык жестов 2 1 1 Наблюдение Теневой театр 2 1 1 Беседа Пальчиковый театр 2 1 1 Творческое 9 задание 10 Театр би-ба-бо 2 1 1 Творческое задание 11 Настольный театр 2 1 1 Наблюдение 12 Театр марионеток 2 1 1 Наблюдение 2 1 1 Инсценировка 13 Возможности театральной ширмы 14 Музыка в театре 2 1 1 Беседа 15 «Вот так яблоко! 2 1 1 Творческое Импровизация сказки «Яблоко» задание 16 Репетиция сказки «Яблоко» 2 1 1 Наблюдение 17 Репетиция сказки «Яблоко» 2 1 1 Беседа 18 Репетиция сказки «Яблоко» 2 1 1 Коллективное обсуждение, диагностика 19 Итоговое занятие, драматизация 1 0,5 0,5 сказки «Яблоко» Анализ выступлений ВТОРОЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ № Тема Кол-во Теория Практика часов 1 Вспомним, что знаем «Театр и 2 Формы аттестации 1 1 дети!» Беседа, диагностика 2 «Ты меня понимаешь?» 2 1 1 Наблюдение 3 «Чудесный мешочек» 2 1 1 Наблюдение 4 «Удивительный мир кукол» 2 1 1 Творческое задание 9 5 Музыка в театре 2 1 1 Беседа 6 Волшебные предметы». 2 1 1 Беседа 7 «Дудочка и кувшинчик», 2 1 1 Наблюдение 8 Репетиция сказки «Дудочка и 2 1 1 Творческое кувшинчик». 9 Репетиция сказки «Дудочка и задание 2 1 1 Беседа 2 1 1 Коллективный кувшинчик». 10 Репетиция сказки «Дудочка и кувшинчик». 11 Драматизация сказки «Дудочка и анализ 1 0 1 Наблюдение 2 1 1 Беседа Беседа кувшинчик». 12 «Снегурочка» по мотивам пьесы Н.Островского. 13 «Снегурочка» 2 1 1 14 «Сам себе режиссер» 1 0,5 0,5 Творческое задание 15 «Сам себе режиссер» 2 1 1 Наблюдение 16 «Волшебные сундуки» 2 2 0 Беседа 17 «Сундучок,откройся» 1 0,5 0,5 Наблюдение 1 0,5 0,5 Беседа 1 0,5 0,5 Наблюдение 1 0,5 0,5 Творческое 18 Чтение сказки Г.-Х. Андерсена «Огниво» 19 Репетиция сказки «Огниво» 20 Репетиция сказки «Огниво» 21 Репетиция сказки задание 1 0,5 0,5 Наблюдение 1 0,5 0,5 Беседа 1 0 1 «Огниво» 22 Репетиция сказки «Огниво» 23 Итоговое занятие, «Играем Диагностика спектакль «Огниво» 10 СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНО - ТЕМАТИЧЕСКОГО ПЛАНА ПЕРВЫЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ № Тема Программное содержание п/п реализации «Здравствуй театр!» 1 Срок Познакомиться с детьми и рассказать им о Сентябрь, том, какую роль играет театральная 2022 деятельность в жизни человека. 2 «В гости к куклам» Учить из готовых форм конструировать Октябрь, бумажных кукол на основе конуса; 2022 активизировать речь детей; способствовать преодолению застенчивости, раскрепощению, повышению самооценки. 3 «Волшебное Развивать воображение, фантазию и память; Октябрь, перевоплощение» умение общаться в предлагаемых 2022 ситуациях. 4 «Уроки мудрого Развивать правильное речевое дыхание; Ноябрь, сверчка» совершенствовать двигательные 2022 способности 5 «Путешествие по Этюды на выразительность движений; Ноябрь, сказкам» этюды на выражение основных эмоций 2022 (Минаева В.М. «Развитие эмоций дошкольников»). 6 «В гости к куклам» Учить из готовых форм конструировать Декабрь, бумажных кукол на основе конуса; 2022 активизировать речь детей; способствовать преодолению застенчивости, раскрепощению, повышению самооценки детей детей. 7 Язык жестов Развивать выразительность движений, Декабрь, умение владеть своим телом; учиться 2022 передавать эмоциональное состояние с помощью жестов, поз, мимики и др. 11 8 Теневой театр Особенности показа теневого театра: с Декабрь, помощью плоскостных персонажей и яркого 2022 источника света, изображение персонажа с помощью пальцев рук. 9 Пальчиковый театр Знакомство с техникой управления Январь, персонажами пальчикового театра, способы 2023 изготовления; создание мини-этюдов. 10 11 12 Театр би-ба-бо Настольный театр Театр марионеток Знакомство с техникой управления куклами Январь, би-ба-бо, создание мини-этюдов. 2023 Знакомство с техникой управления куклами Февраль, настольного театра, создание мини-этюдов. 2023 Знакомство с техникой управления Февраль, куклами-марионетками, создание мини- 2023 этюдов. 13 Возможности Обучение техники взаимодействия Март, театральной ширмы нескольких кукол за ширмой на коротком 2023 фрагменте, устройство ширмы, назначение. 14 15 Музыка в театре Роль музыки в театральном действии. Виды Март, музыки. Жанры. Настроение. 2023 «Вот так яблоко! Чтение сказки В. Сутеева «Яблоко»; беседа Апрель, Импровизация сказки по содержанию, мимические этюды. 2023 « Яблоко» Развивать действия с воображаемыми предметами, умение действовать согласовано. Формировать четкую, грамотную речь. 16 Репетиция сказки Формировать четкую, грамотную речь, Апрель, «Яблоко» совершенствовать умение создавать образы 2023 с помощью мимики и жестов. Развивать действие с воображаемыми предметами, умение действовать согласовано. 17 Репетиция сказки Формировать четкую, грамотную речь, Май, «Яблоко» совершенствовать умение создавать образы 2023 с помощью мимики и жестов. Развивать действие с воображаемыми предметами, 12 умение действовать согласовано. 18 Репетиция сказки Формировать четкую, грамотную речь, Май, «Яблоко» совершенствовать умение создавать образы 2023 с помощью мимики и жестов. Развивать действие с воображаемыми предметами, умение действовать согласовано. 19 Драматизация сказки Итоговое. «Яблоко» Май, 2023 СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКОГО ПЛАНА ВТОРОГО ГОДА ОБУЧЕНИЯ № Тема Программное содержание п/п 1 Срок реализации Вспомним, что знаем Вспомнить и повторить с детьми о том, какую Сентябрь, 2022 «Театр и дети!» роль играет театральная деятельность в жизни человека. 2 «Ты меня понимаешь?» Развивать память, внимание, образное Сентябрь, 2022 мышление. 3 «Чудесный мешочек» Беседа о видах театра, рассматривание Октябрь, 2022 иллюстраций, знакомство с правилами поведения в театре 4 «Удивительный мир Показать способы действия с разными видами Октябрь, кукол» кукол в театрах, упражнять детей в подборе 2022 движений для передачи игрового образа. 5 Музыка в театре Роль музыки в театральном действии. Виды Ноябрь, 2022 музыки. Жанры. Настроение. 6 7 Волшебные предметы». Развивать воображение, фантазию и память; Ноябрь, умение общаться в предлагаемых ситуациях. 2022 «Дудочка и Чтение сказки В. Катаева; беседа по Декабрь, кувшинчик», содержанию. Развивать у детей творческое 2022 воображение; совершенствовать навыки групповой работы. 13 8 9 10 11 Репетиция сказки Формировать четкую грамотную речь, Декабрь, «Дудочка и совершенствовать умение создавать образы с 2022 кувшинчик». помощью мимики и жестов. Репетиция сказки Формировать четкую грамотную речь, Декабрь, «Дудочка и совершенствовать умение создавать образы с 2022 кувшинчик». помощью мимики и жестов. Репетиция сказки Формировать четкую грамотную речь, Январь, «Дудочка и совершенствовать умение создавать образы с 2023 кувшинчик». помощью мимики и жестов. Драматизация сказки Показ сказки «Дудочка и кувшинчик» «Дудочка и Январь, 2023 кувшинчик». 12 13 «Снегурочка» по Познакомить со стихотворным текстом сказки Февраль, мотивам пьесы «Снегурочка» по мотивам пьесы 2023 Н.Островского. Н.Островского. «Снегурочка» Тренировать дикцию, расширять диапазон Февраль, голоса и уровень громкости, 2023 совершенствовать элементы актерского мастерства. 14 «Сам себережиссер» Развивать воображение и фантазию; Развивать самостоятельность и умения согласованно Февраль, действовать; выразительно передавать 2023 характерные особенности сказочных героев. 15 «Сам себережиссер» Формировать четкую, грамотную речь, Март, совершенствовать умение создавать образы с 2023 помощью мимики и жестов. 16 «Волшебные сундуки» Развивать у детей творческое воображение; совершенствовать навыки Март, 2023 групповой работы. 17 18 «Сундучок,откройся» Развивать воображение, фантазию и память; Апрель, умение общаться в предлагаемых ситуациях. 2023 Чтение сказки Г.-Х. Чтение сказки Г.-Х. Андерсена «Огниво»; Апрель, Андерсена «Огниво»; беседа по содержанию, развивать речь детей, 2023 воображение, фантазию. 14 Репетиция сказки «Огниво» 19 Репетиция сказки Развивать воображение и фантазию; Развивать Апрель, «Огниво» самостоятельность и умения согласованно 2023 действовать; выразительно передавать характерные особенности сказочных героев; формировать четкую, грамотную речь, совершенствовать умение создавать образы с помощью мимики и жестов. 20 Репетиция сказки Развивать воображение и фантазию; Развивать Апрель, «Огниво» самостоятельность и умения согласованно 2023 действовать; выразительно передавать характерные особенности сказочных героев; формировать четкую, грамотную речь, совершенствовать умение создавать образы с помощью мимики и жестов. 21 Репетиция сказки Развивать воображение и фантазию; Развивать Май, «Огниво» самостоятельность и умения согласованно 2023 действовать; выразительно передавать характерные особенности сказочных героев; формировать четкую, грамотную речь, совершенствовать умение создавать образы с помощью мимики и жестов. 22 Репетиция сказки Развивать воображение и фантазию; Развивать Май, «Огниво» самостоятельность и умения согласованно 2023 действовать; выразительно передавать характерные особенности сказочных героев; формировать четкую, грамотную речь, совершенствовать умение создавать образы с помощью мимики и жестов. Итоговое занятие, 3 «Играем спектакль Итоговое. Май, 2023 “Огниво» 15 1.4 ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ По окончанию учебного года обучающийся должен показать результаты: Предметные: - Понимать содержание произведения. - Проявлять фантазию в изготовлении декораций и персонажей к спектаклям. - Импровизировать с куклами разных систем в работе над спектаклем. - Умеют использовать мимику, пантомимику Метапредметные: - Понимать и выполнять инструкцию взрослого; - Делать умозаключения; - Умеют выражать настроение в рисунках и поделках. - Участвовать в дискуссиях. Личностные: - Чёткая дикция, применение чистоговорок, скороговорок. - Умеют придумывать разные сказки, рассказы. - Уметь произносить одну и туже фразу или скороговорку с разными интонациями. 2. КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ 2.1. Форма обучения Очная КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК Общая Режим Кол-во продолжитель- занятий часов ность (кол-во (календарных час.) дней) в день 184 1 37 Теория Практи- Промежуточ- Итоговая ка (кол-во ная аттестация аттестачас.) (кол-во (кол-во час, ция (колчас.) видПА) во час, видИА) 18 19 2 2 Наблюдение Диагностика Очная 184 1 37 18 19 2 Наблюдение 2 Диагностика 16 2.2. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ Материально-техническое обеспечение: Занятия проходят на базе МДОУ ЦРР № 2 «Радуга Детства». В музыкальном зале на 2 этаже, помещение соответствует санитарным нормам. Сценическая площадка; Музыкальные инструменты Музыкальный центр; Фонотека и видеотека; Атрибуты необходимые для спектаклей (ширмы, декорации, бутафория и др.) Стулья или кубы; Разные виды театра: бибабо, перчаточный, пальчиковый, настольный, теневой и др. Подбор литературно-художественного материала (сказки, стихи, загадки, пословицы, поговорки и др.) Лэпбуки, картотеки, папки передвижки, Проектор, ноутбук; Микрофоны. Кадровое обеспечение Программу реализует педагог (воспитатель 1 квалификационной категории) дошкольного образования, соответствующий установленным требованиям к педагогическим работникам. Информационное обеспечение: специальная литература, аудио-, видео-, фото - материалы. Интернет-ресурсы: NSPORTAL Портал Маам Портал Мультиурок Русская поэзияhttp://rupoem.ru/silver.aspx#bunin История театра в России ttp://ru.wikipedia.org/wiki 17 2.3. МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ Каждый ребенок одарен природной способностью творить, и развить эти способности именно в дошкольном возрасте и является первоочередной задачей данной программы. Данная программа направлена на развитие артикуляции, развитие музыкальных и артистических способностей, а также приобщение к миру искусства. В основе программы лежит интеграция предметов художественноэстетического цикла. Все эти предметы направлены на развитие духовной личности, творческих способностей ребенка, умения видеть и творить прекрасное. Интегрированное обучение, использование природной музыкальности ребенка в сочетании с игрой, как ведущим видом деятельности дошкольника и позволяет наиболее полно раскрыть и развить творческие способности. Данная программа предполагает поддерживать тесный контакт с родителями, привлекая их к изготовлению костюмов, разучиванию ролей. На одном занятии могут изучаться темы из разных разделов, и руководитель театрального кружка строит свою работу таким образом, чтобы не нарушать целостность педагогического и творческого процесса, учитывая поставленные цели и задачи эстетического воспитания. Каждое занятие состоит из четырех этапов – введение в тему, теоретический этап, практический этап, рефлексия. Вводная часть обеспечивает мотивацию детей. Проводится в игровой форме, через сказочно-игровую ситуацию, проблемную ситуацию, сюрпризный момент. Теоретическую часть педагог планирует с учётом возрастных, психологических и индивидуальных особенностей обучающихся. Детям сообщается новое знание, новые слова, новое правило. На практическом этапе в игровой ситуации происходит отработка нового материала на практике. Работа проводится в группе, в парах. Программа предусматривает проведение занятий, интегрирующих в себе различные формы и приемы игрового обучения, проектной, литературно-художественной, 18 изобразительной, физической и других видов деятельности. Этап рефлексии очень важен. Дети учатся оценивать собственную деятельность в ходе занятия – было легко. Или было трудно, какую оценку поставил себе, над, чем хотел бы поработать, что хотел бы узнать ещё и т.д. Учебный материал подается в игровой форме, которая не дает ребенку устать и потерять интерес к занятию. В образовательном процессе используются различные творческие задания, которые способствуют развитию воображения и помогают лучше усвоить пройденный материал. Ведущий методический прием – метод художественной импровизации. Теоретические сведения по всем разделам программы даются непосредственно по ходу занятий, которые включают в себя проведение бесед об искусстве, работу над пьесой. Итогом деятельности кружка является воспитание у ребят активного восприятия искусства, участие в постановке спектаклей. 2.4. ФОРМЫ АТТЕСТАЦИИ Мониторинг образовательного процесса включает изучение уровня творческой активности обучающихся. Поскольку результатом работы считается отслеживание динамики развитие художественно-творческих способностей обучающихся средствами театрализованной деятельности. Формы отслеживания, фиксации, а так же формы предъявления и демонстрации образовательных результатов обучающихся: педагогическое наблюдение, педагогический анализ результатов (участие в мероприятиях (фестивалях, конкурсах и т.д.). Общие параметры оценивания включают: музыкальные способности (слуховая память, звук высотный слух), восприятие музыки, освоение образовательной программы (репертуар), сценическое искусство. Текущий контроль регулярно (в рамках расписания) осуществляет педагог, реализующий программу. Промежуточная аттестация определяет, насколько успешно 19 происходит развитие обучающегося и усвоение им образовательной программы на каждом этапе обучения. Итоговая аттестация проходит в форме отчётного концерта. ОЦЕНОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ 2.5. Перечень диагностических методик: - анкета по мотивации выбора объединения; - мониторинг результатов обучения по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе (диагностическая карта); - мониторинг личностного развития ребенка в процессе усвоения им дополнительной общеобразовательной программы (диагностическая карта). Диагностические задания для определения уровня развития художественно-творческих способностей обучающихся первого года обучения. Игра «Карусель» Цель: Выявление умений детей ускорять и замедлять темп речи Методика проведения: Дети играют в эту игру на занятиях, организованные по подгруппам. Каждый ребенок по очереди становиться водящим, который «заводит» карусель и говорит при этом слова игры, то ускоряя, то замедляя темп речи: Еле, еле, еле, еле Завертелись карусели. А потом, потом, потом Все бегом, бегом, бегом! (Ускоряя темп) Тише, тише не спешите (Замедляя темп) Карусель остановите Диагностическое задание «Скажи фразу» Цель: Определение у ребенка уровня интонационной выразительности речи. Методика проведения: 20 Проводится индивидуально с каждым ребенком. Ребенка просят произнести фразу: «Я пойду гулять» с разной интонацией (вопросительной, с радостной, с грустной, сердито, удивленно и др.). Словесная игра «Чудо-лесенка» Цель: Определить уровень умения ребенка изменять голос. Методика проведения: Проводится индивидуально с каждым ребенком. Ребенка просят произнести слова игры, при этом, начиная говорить низким голосом, постепенно повышая тон, и заканчивая высоким и наоборот. Чудо-лесенкой шагаю, голосок свой поднимаю, Вверх Чудо-лесенкой шагаю, голосок свой опускаю. Вниз Пантомима «Маленький гном» Цель: Определить уровень пластической выразительности у детей, умения владеть своим телом. Методика проведения: Проводится с каждым ребенком в малой подгруппе или индивидуально. Ребенка просят изобразить с помощью пантомимы этюд: Маленький гном несет на своих плечах в мешке большую шишку, потом он остановился, положил мешок на землю у своих ног, всем своим видом показывая, как он устал. Пантомима «После дождя» Цель: Определить уровень пластической выразительности у детей, умения владеть своим телом. Методика проведения: Проводится с подгруппами (4-5 человек). Дети разыгрывают этюд: Жаркое лето. Только что прошел дождь. Дети осторожно идут вокруг воображаемых луж, стараясь не замочить ноги. Потом, расшалившись, прыгают по лужам так сильно, что брызги летят во все стороны. Им очень весело. 21 Пантомима «Осторожные мышата» Цель: Определить уровень пластической выразительности у детей, умения использовать выразительные жесты. Методика проведения: Проводится в малых подгруппах (3 ребенка). Игровая ситуация: один ребенок играет котика, а двое – мышат. Кот спит около тарелки с сыром, а мышата, идут тихо, показывая друг другу жестами, что нельзя шуметь, а то кот проснется. Тело напряжено, шея вытянута, дети идут «на цыпочках», указательный палец приставлен к губам, кивают на кота. Кот спит, свернувшись. Сценки-миниатюры по сказке «Кот, петух и лиса» Цель: Определить уровень способности выражать эмоции с помощью мимики, использовать жест. Методика проведения: Проводится в малых подгруппах (3 человека). Детям предлагается разыграть по ролям этюд: Кот строго предупреждает петушка, чтобы тот не высовывался в окно, петушок ничего не понимает, удивляется. Лисичка в это время подслушивает под окошком. Игра «Король и работники» Цель: Определения уровня развития способности у детей договариваться друг с другом, творчески проявлять себя, придумывая интересные движения. Определить уровень пластической выразительности у детей, умения владеть своим телом. Определение степени активности каждого ребенка. Методика проведения: Проводится в подгруппах. Игровая ситуация: один ребенок – Король, остальные работники. Работники приходят к Королю, заранее договорившись о том, какую работу они умеют делать, чтобы показать это с помощью пантомимы. 22 Ход игры: Работники: Здравствуй, Король! Король: Здравствуйте! Работники: Нужны ли Вам работники? Король: Нужны. А что вы умеете делать? Работники показывают с помощью пантомимы, что они умеют делать, а Король отгадывает. Инсценировка стихотворения «Котята» С. Маршака Цель: Определения уровня творческих проявлений, выявление коммуникативных навыков, умения использовать невербальные средства выразительности. Методика проведения: Проводится в малых подгруппах (3 ребенка). Детям дается задание распределить между собой роли действующих лиц в стихотворении, выбрать предметы, которые они будут использовать для инсценировки. Д Разыгрывание сценки «Петушок и Курочка» Е. Насауленко Цель: Определения уровня творческих проявлений, выявление коммуникативных навыков, умения использовать невербальные и не вербальные средства выразительности. Методика проведения: Проводится в малых подгруппах (3 ребенка). Детям предлагается предварительно распределить роли и приготовить нужные атрибуты. Затем они разыгрывают по ролям стихотворение. Слова автора говорит педагог. Петушок бежит в аптеку С громким криком «Ку-ка-ре-ку!» «Курочка больная – вот беда, какая!» У нее температура! Очень ей нужна микстура… Порошки, таблетки, мятные конфетки. Дали курочке микстуру, и прошла температура. Курочка теперь здорова и кудахчет снова! 23 Беседа 1 Вопросы к беседе с детьми по прочитанному художественному произведению 1. Понравилось или нет художественное произведение? Почему? 2.Что больше всего понравилось в произведении? 3. Какие были персонажи в произведении? 4. Кто больше всех понравился? Почему? 5. Какой характер у героев произведения? 6. Какое настроение было у героя в какой-то определенный момент? 7. Как поступил бы ты на месте героя? Беседа 2 Вопросы к беседе об основных понятиях невербальных средств выразительности 1. Что такое жест? 2. Покажи жестом: - иди ко мне - прощай - не знаю - стой - не хочу 3. Для чего нужен жест? 4. Что такое мимика? 5. Какие чувства можно предать мимикой? Беседа 3 Вопросы к беседе о театральном искусстве 1. Знаешь ли ты что такое театр? 2. Ты был в театре? Тебе там понравилось? 3. Кто выступает в театре? 4. Как называется место, где выступают актеры? 5. Что находится на сцене? Без кого невозможен театр? 24 6. Кто сидит в зрительном зале? 7. Знаешь ли ты, кто такие: режиссер, костюмер, гример, декоратор, осветитель, кассир, гардеробщик? Что они делают в театре? 8. Какие виды театров ты знаешь? Чем они отличаются друг от друга? 9. Какие виды кукольных театров ты знаешь? Назови их. 10. Для чего нужен театр? Диагностические задания для определения уровней художественно – эстетических способностей воспитанников второго года обучения. Творческое задание №1 Разыгрывание сказки «Лисичка-сестричка и серый волк» Цель: разыграть сказку, используя на выбор настольный театр, театр на фланелеграфе, кукольный театр. Задачи: понимать основную идею сказки, сопереживать героям. Уметь передать различные эмоциональные состояния и характеры героев, используя образные выражения и интонационно-образную речь. Уметь составлять на столе, фланелеграфе, ширме сюжетные композиции и разыгрывать мизансцены по сказке. Подбирать музыкальные характеристики для создания образов персонажей. Уметь согласовывать свои действия с партнерами. Материал: наборы кукол театров кукольного, настольного и на фланелеграфе. Ход проведения. 1. Воспитатель вносит «волшебный сундучок», на крышке которого изображена иллюстрация к сказке «Лисичка-сестричка и серый волк». Дети узнают героев сказки. Воспитатель поочередно вынимает героев и просит рассказать о каждом из них: от имени сказочника; от имени самого героя; от имени его партнера. 2. Воспитатель показывает детям, что в «волшебном сундучке» спрятались герои этой сказки из различных видов театра, показывает поочередно героев кукольного, настольного, теневого, театра на фланелеграфе. Чем отличаются эти герои? (Дети называют различные виды театра и 25 объясняют, как эти куклы действуют.) 3. Воспитатель предлагает детям разыграть сказку. Проводится жеребьевка по подгруппам. Каждая подгруппа разыгрывает сказку, используя театр на фланелеграфе, кукольный и настольный театры. Детям предлагаются детские музыкальные инструменты, фонограммы русских народных мелодий для музыкального сопровождения сказки. 4. Самостоятельная деятельность детей по разыгрыванию сюжета сказки и подготовке спектакля. 5. Показ сказки зрителям. Творческое задание № 2 Создание спектакля по сказке «Заячья избушка» Цель: изготовить персонажи, декорации, подобрать музыкальные характеристики главных героев, разыграть сказку. Задачи: понимать главную идею сказки и выделять единицы сюжета (завязку, кульминацию, развязку), уметь их охарактеризовать. Давать характеристики главных и второстепенных героев. Уметь рисовать эскизы персонажей, декораций, создавать их из бумаги и бросового материала. Подбирать музыкальное сопровождение к спектаклю. Уметь передать эмоциональные состояния и характеры героев, используя образные выражения и интонационно-образную речь. Проявлять активность в деятельности. Материал: иллюстрации к сказке «Заячья избушка», цветная бумага, клей, цветные шерстяные нитки, пластиковые бутылочки, цветные лоскутки. Ход проведения. 1. К детям приходит грустный Петрушка и просит ребят помочь ему. Он работает в кукольном театре. К ним в театр приедут малыши; а все артистыкуклы на гастролях. Надо помочь разыграть сказку малышам. Воспитатель предлагает помочь Петрушке, изготовить настольный театр самим и показать сказку малышам. 2. Воспитатель помогает по иллюстрациям вспомнить содержание сказки. Показывается иллюстрация, на которой изображена кульминация, и 26 предлагаются вопросы: «Расскажите, что было до этого?», «Что будет потом?» Ответить на этот вопрос надо от лица зайчика, лисы, кота, козлика и петуха. 3. Дети рисуют эскизы персонажей, коллективно выбирают самые интересные работы. Воспитатель предлагает детям по эскизам изготовить из материалов, которые на столе (цветная бумага, цветные нитки, пластиковые бутылочки), главных героев и декорации к сказке. 4. Воспитатель обращает внимание, что сказка будет малышам интересна, если она будет музыкальной, и советует выбрать музыкальное сопровождение к ней (фонограммы, детские музыкальные инструменты). 5. Воспитатель организует деятельность по изготовлению персонажей, декораций, подбору музыкального сопровождения, распределению ролей и подготовке спектакля. 6. Показ спектакля малышам. Творческое задание № 3 Сочинение сценария и разыгрывание сказки Цель: импровизировать на тему знакомых сказок, подбирать музыкальное сопровождение, изготовить или подобрать декорации, костюмы, разыграть сказку. Задачи: побуждать к импровизации на темы знакомых сказок, творчески интерпретируя знакомый сюжет, пересказывая его от разных лиц героев сказки. Уметь создавать характерные образы героев, используя мимику, жест, движение и интонационно-образную речь, песню, танец. Уметь использовать различные атрибуты, костюмы, декорации, маски при разыгрывании сказки. Проявлять согласованность своих действий с партнерами. Материал: иллюстрации к нескольким сказкам, детские музыкальные и шумовые инструменты, фонограммы с русскими народными мелодиями, маски, костюмы, атрибуты, декорации Ход проведения. 1. Воспитатель объявляет детям, что сегодня в детский сад придут гости. Они 27 услышали, что в нашем детском саду есть свой театр и очень захотели побывать на спектакле. Времени до их прихода остается мало, давайте придумаем, какую сказку мы покажем гостям. 2. Воспитатель предлагает рассмотреть иллюстрации сказок «Теремок» «Колобок», «Маша и медведь» и другие (по выбору воспитателя). Все эти сказки знакомы детям и гостям. Воспитатель предлагает собрать всех героев этих сказок и поместить их в новую, которую дети сочинят сами. Чтобы сочинить сказу, нужно придумать новый сюжет. • Как называются части, которые входят в сюжет? (Завязка, кульминация, развязка). • Какие действия происходят в завязке, кульминации, развязке? Воспитатель предлагает выбрать главных героев и придумать историю, которая с ними произошла. Самая интересная коллективная версия берется за основу. 3. Воспитатель проводит жеребьевку с жетонами, на которых обозначены: исполнители ролей; гримеры и художники по костюмам; музыкантыоформители; художники-декораторы. 4. Организуется деятельность детей по работе над спектаклем. 5. Показ спектакля гостям. Диагностика изучения игровых интересов и предпочтений старших дошкольников в играх-драматизациях Примерные вопросы для собеседования с ребенком. 1. Знаешь ли ты, что такое театр? Ты был в театре? Что тебе понравилось в театре больше всего? 2. Какой спектакль ты смотрел последний раз? Тебе нравится смотреть спектакли? Почему? 3. Знаешь ли ты, кто такой режиссер, актер, художник-оформитель? Что они делают для того, чтобы спектакль можно было посмотреть? 4. Зачем в театр приходят зрители? Что они делают на спектакле? 5. Любишь ли ты играть в «театр»? 28 6. В какой «театр» ты любишь играть? (ребенку предлагаются картинки с разными видами театра). Почему? 7. Что ты делаешь, играя в «театр»? Тебе это нравится? 8. Тебе нравится исполнять роли сказочных героев? Почему? 9. Есть ли у тебя любимая роль? Какая? 10. Ты можешь по выражению лица узнать настроение героя? 11. Когда ты вырастешь, ты бы хотел работать в театре? Кем бы ты хотел быть: режиссером, актером, художником-оформителем? 12. Есть ли у тебя любимая книжка? Какая? 13. В спектакле с какими персонажами ты бы хотел поучаствовать? Анализируйте ответы с точки зрения представлений о театре, театральном искусстве, активности детей в процессе театрализованной деятельности. Обратите внимание на интерес ребенка к той или иной позиции в театрализованной игре и обоснования данного выбора. Диагностическая карта развития артистических способностей в театрализованной деятельности Фамилия, Основы Речевая Эмоционально – Основы имя театральной культура образное коллективной ребенка культуры. развитие творческой Основные деятельности навыки кукловождения. Начало Конец Начало Конец Начало Конец Начало Конец года года года года года года года года 29 Механизм оценки получаемых результатов Акцент в организации театрализованной деятельности с дошкольниками делается не на результат, в виде внешней демонстрации театрализованного действия, а на организацию коллективной творческой деятельности в процессе создания спектакля. 1. Основы театральной культуры. Высокий уровень – 3 балла: проявляет устойчивый интерес к театральной деятельности; знает правила поведения в театре; называет различные виды театра, знает их различия, может охарактеризовать театральные профессии. Средний уровень – 2 балла: интересуется театральной деятельностью; использует свои знания в театрализованной деятельности. Низкий уровень – 1 балл: не проявляет интереса к театральной деятельности; затрудняется назвать различные виды театра. 2. Речевая культура. Высокий уровень – 3 балла: понимает главную идею литературного произведения, поясняет свое высказывание; дает подробные словесные характеристики своих героев; творчески интерпретирует единицы сюжета на основе литературного произведения. Средний уровень – 2 балла: понимает главную идею литературного произведения, дает словесные характеристики главных и второстепенных героев; выделяет и может охарактеризовать единицы литературного изведения. Низкий уровень – 1 балл: понимает произведение, различает главных и второстепенных героев, затрудняется выделить литературные единицы сюжета; пересказывает с помощью педагога. 3. Эмоционально-образное развитие. Высокий уровень – 3 балла: творчески применяет в спектаклях и инсценировках знания о различных эмоциональных состояниях и характерах героев; использует различные средства выразительности. 30 Средний уровень – 2 балла: владеет знания о различных эмоциональных состояниях и может их продемонстрировать; использует мимику, жест, позу, движение. Низкий уровень – 1 балл: различает эмоциональные состояния, но использует различные средства выразительности с помощью воспитателя. 4. Навыки кукловождения. Высокий уровень – 3 балла: импровизирует с куклами разных систем в работе над спектаклем. Средний уровень – 2 балла: использует навыки кукловождения в работе над спектаклем. Низкий уровень – 1 балл: владеет элементарными навыками кукловождения. 5. Основы коллективной творческой деятельности. Высокий уровень - 3 балла: проявляет инициативу, согласованность действий с партнерами, творческую активность на всех этапах работы над спектаклем. Средний уровень – 2 балла: проявляет инициативу, согласованность действий с партнерами в коллективной деятельности. Низкий уровень – 1 балл: не проявляет инициативы, пассивен на всех этапах работы над спектаклем. Так как программа является развивающей, то достигнутые успехи демонстрируются воспитанниками во время проведения творческих мероприятий: концерты, творческие показы, вечера внутри группы для показа другим группам, родителям. Характеристика уровней знаний и умений театрализованной деятельности Диагностический инструментарий Для гармоничного развития ребенка необходимо создавать соответствующие условия, и здесь очень важно понимать, что есть параметры врожденные, а есть изменяемые. Иными словами, существуют 31 определенные характеристики, которые нельзя изменить ни воспитанием, ни наказаниями, а есть характеристики, которые поддаются изменению без вреда для психики ребенка. Определив врожденные особенности психики ребенка можно более грамотно подойти к созданию условий для него. А самое главное, можно построить общение с ребенком наилучшим образом. Эту непростую задачу и призваны решить различные виды диагностик. В словаре С.И. Ожегова: «диагностика» - это опробование, проверка, испытание, распознание, тест, проба. Психологическая диагностика — это исследование личности, которое позволяет получить информацию о врожденных способностях человека и, соответственно, научиться их грамотно использовать. В дошкольной педагогике диагностика применяется для создания индивидуальных и мини-групповых методик развития детей, что повышает эффективность воспитания и обучения в целом. Диагностика помогает осознать свои внутренние ресурсы, найти свое место в жизни и максимально реализовать врожденные способности. В настоящее время проблема раскрытия внутренних качеств личности ребёнка и самореализации ее творческого потенциала одна из актуальных проблем дошкольной педагогики и детской психологии. Её исследовали Л.С.Выготский, А.Н.Леонтьев, Л.И.Венгер, Н.А.Ветлугина, Б.М.Теплов, О.М.Дьяченко, А.И.Волков и многие другие. Творческие способности – это индивидуальные особенности качества человека, которые определяют успешность выполнения им творческой деятельности различного рода. Необходимо развивать творческие способности детей в целенаправленном педагогическом процессе. Чем благоприятнее условия, тем активнее раскрывается детский творческий потенциал. Наиболее ярко творческие способности детей проявляются в процессе театрализованной деятельности. В связи с этим я обратилась к 32 театрализованной игре, как к средству развития творческих способностей и игровых умений у детей старшего дошкольного возраста. Этому виду деятельности, его изучению и внедрению в педпроцес, я посветила 10 лет своего педагогического труда. При определении путей формирования творческих способностей и игровых умений у детей в театрализованных играх я опираюсь на основные принципы отечественной психологии — единство сознания и деятельности, а также развитие психики в деятельности (Л.С.Выготский, А.Н.Леонтьев, С.Л. Рубинштейн). Детский сад работает по программе «Радуга». Наблюдение проходит в течение с октября по май, методика заимствована из программы «Театр – Творчество – Дети» авт. Н. Ф. Сорокина, Миланович., пособия «Театрализованные занятия в детском саду» М.Д. Маханёвой. Список литературы для педагогов: 1. Григорьева Т.С. Программа «Маленький актёр» для детей 5-7 лет.- М., Сфера, 2012. 2. ГончароваО.В. Театральная палитра. Программа художественно- эстетического воспитания.- М., Сфера, 2010. 3. Гавришева Л.Б. Музыка, игра – театр!- С.-П., «Детство-Пресс», 2004 4.Гавришева Л.Б., Нищева Н.В. Логопедические распевки - СПб, ДетствоПресс, 2009 5. Зацепина М.Б. Развитие ребёнка в театрализованной деятельности. - М., Сфера,2010 6. Каплунова И., Новоскольцева И.. Праздник каждый день.- Санкт- Петербург, 2008 7. Короткова Л.Д. Сказкотерапия для дошкольников и младшего школьного возраста. - М., ЦГЛ, 2003 8. Маханева М.Д. Занятия по театрализованной деятельности в детском саду. –М., сфера, 2010 9. Мигунова Е.В. Театральная педагогика в детском саду.- М., Сфера, 2009 33 10. Насауленко С.Г. Музыкальные игры и новые песни -Колокольчик №38- 2007 11. Пименов В.А. Театр на ладошках.- ВГУ, 1998 12. Погребинская М.М. Музыкальные скороговорки/ СПб, «Композитор», 2007 13. Чурилова Э.Г. Методика и организация театрализованной деятельности дошкольников и младших школьников.- М., Владос, 2001 14. Баряева Л., Вечканова И., Загребаева Е., Зарин А. Театрализованные игры-занятия с детьми с проблемами в интеллектуальном развитии. С.-П., «Союз», 2001 15. Щеткин, А. В. Театральная деятельность в детском саду / А. В. Щеткин.: Мозаика-синтез, 2010. 16Петрова, Т. И. Театрализованные игры в детском саду / Т.И.Петрова, Е.Л.Сергеева, Е.С.Петрова.: 2000. Список литературы для детей и родителей 1. Андерсен Г.-Х. Полное собрание сказок и историй. 1 том. – М.: Альфакнига, 2013 2. Воспитание детей в игре. - М.: Просвещение, 2010 3. Лопатина А., Скребцова М. Беседы и сказки о семье. - М.: Амрита-Русь, 2014 4. Михалков С. Стихи и сказки для детей. – М.: Альфа – книга, 2010 5. Савкова З.В. Искусство оратора. – СПб.: Знание, 2013 6. Сборник Сказки русских писателей. - М.: Правда, 2011 7. Смирнов Ю.И. Славянские мифы. – СПб.: Паритет, 2010 34