От салфеток до квиллинга

1

СОДЕРЖАНИЕ
№
п/п

Мероприятия

Страница

Раздел № 1 « Комплекс основных характеристик программы»
1.1. Пояснительная записка
3
1.2. Цель и задачи общеразвивающей программы
7
1.3. Содержание общеразвивающей программы
8
1.4. Планируемые результаты
26
Раздел № 2 « Комплекс организационно – педагогических условий»
2.1. Календарный учебный график
26
2.2. Условия реализации программы
27
2.3. Формы аттестации/ контроля и оценочные материалы
28
Список литературы
31
Приложения
32

2

1. КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ПРОГРАММЫ
1.1.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
«Всегда найдется дело для умелых рук,
Если хорошенько посмотреть вокруг.
Мы чудо сотворить сумеем сами
Вот этими умелыми руками»

Предлагаемая программа имеет художественную направленность и
оформлена в соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2012 года
№ 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», Приказом
Минпросвещения РФ «Об утверждении Порядка организации и
осуществления образовательной деятельности по дополнительным
общеобразовательным программам от 9 ноября 2018 г. N 196,
Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 4 июля
2014 г. N 41 «Об утверждении санитарно-эпидемиологических правил и
нормативов
СанПиН
2.4.4.3172-14
«Санитарно-эпидемиологические
требования к устройству, содержанию и организации режима работы
образовательных организаций дополнительного образования детей».
Уровень освоения программы – ознакомительный.
Актуальность программы. Являясь наиболее доступным для детей,
прикладное творчество обладает необходимой эмоциональностью,
привлекательностью, эффективностью. Декоративно-прикладное искусство
является самым интересным и привлекательным направлением в детском
творчестве, а также важным средством художественно-эстетического
воспитания детей старшего дошкольного возраста. Занятия с ребенком
творческой деятельностью - является неоценимым шансом формирования
гармонично развитой личности. Для ребенка занятия лепкой, рисованием,
конструированием из бумаги — это настоящий праздник, масса новых
эмоций и впечатлений. Кроме того, одной из главных задач обучения и
воспитания детей на занятиях прикладным творчеством является обогащение
мировосприятия воспитанника, т.е. развитие творческой культуры ребенка
(развитие творческого нестандартного подхода, воспитание трудолюбия,
интереса к практической деятельности, радости созидания и открытия для
себя чего-то нового). В настоящее время искусство работы с бумагой в
детском творчестве очень актуально. Бумага – это уникальный инструмент
для творчества, который доступен каждому. Это первый материал, из
которого дети учатся творить и мастерить интересные поделки и изделия.
Работа с бумагой дает большой простор для детского творчества и фантазии.
Она помогает ребенку почувствовать себя в роли конструктора, дизайнера
или художника. Цветная и белая, бархатная и глянцевая, папирусная и
3

гофрированная — она доступна всем без исключения. Обычный материал —
бумага — приобретает новое современное направление, им можно работать в
разных техниках. Бумажная филигрань, бумажная пластика - старинная
техника обработки бумаги, распространенная и в наше время, получившая
название «квиллинг». Техника квиллинга удивительна: с ее помощью можно
получить различные шедевры, напоминающие тонкую кружевную паутинку.
Педагогическая целесообразность программы заключается в том, что
«Волшебный квиллинг» предлагает развитие ребенка в самых различных
направлениях: конструкторское мышление, художественно-эстетический
вкус, образное и пространственное мышление. Все это необходимо
современному человеку, чтобы осознать себя гармонично развитой
личностью. Квиллинг для детей – прекрасная возможность развивать
творческие способности, настойчивость и моторику рук, фантазию и
художественные возможности. Ведущая идея наших занятий — создание
комфортной среды общения, развитие способностей, творческого потенциала
каждого ребенка и его самореализации. В процессе реализации программы
―Волшебный квиллинг‖ дети смогут совмещать и объединять в одно целое
все компоненты бумажного образа: материал, изобразительное и цветовое
решение, технологию изготовления, назначение и др. Занятия квиллингом
развивают у детей чувство прекрасного, помогают самовыражаться, а
шедевры, которые рождаются из-под детских пальчиков невозможно
недооценивать. Направленный опытной рукой, ребенок не просто клеит
аппликацию, он закрепляет цвета и фигуры, объем и размер. Квиллинг
является идеальным занятием для подготовки ребенка к школе. Данная
программа является особенной, потому что она дает возможность каждому
ребенку открыть для себя чудесный мир декоративноприкладного искусства,
проявить и реализовать свою фантазию и творческие способности. Тематика
занятий строится с учетом интересов учащихся, возможности их
самовыражения. В ходе усвоения детьми содержания программы
учитывается темп развития специальных умений и навыков, уровень
самостоятельности, умение работать в коллективе. Программа построена по
принципу «от простого к сложному». Рассматриваются различные методики
выполнения изделий из бумаги и картона с использованием самых
разнообразных техник.
Новизна программы заключается в разработке, изготовлении и
применении дидактического материала, учитывающего возрастные
особенности детей. Это позволяет создать условия для более успешного
развития творческого потенциала каждого ребенка.
Отличительными особенностями программы являются: новаторские
приемы создания композиций группой воспитанников, изучение истории
4

происхождения и развития искусства квиллинга, вещей и инструментов,
изучение правил защиты авторских прав на оригинальные идеи и поделки.
Данная программа составлена с использованием практических пособий
по квиллингу Черкасовой И. А., Руснак В. Ю., Бутова М. В. От салфеток до
квиллинга. – М.: ООО «Издательство «Скрипторий 2003», 2013г., Букиной
C., Букина М. Волшебство бумажных завитков. (Санкт-Петербург).: Феникс,
2012 г., Зайцевой А. Квиллинг новые идеи для творчества.: Эксмо - Пресс
2010 г.
Адресат программы: участвующих в реализации данной программы
5-7 лет. Данная программа рассчитана на детей 5-7 лет, без степени
предварительной подготовки, без разделений по гендерной принадлежности.
От 5 до 6 лет
В продуктивной деятельности дети могут изобразить задуманное
(замысел ведет за собой изображение). Развитие мелкой моторики влияет на
совершенствование техники художественного творчества. Могут проводить
узкие и широкие линии (концом кисти и плашмя), рисовать кольца, дуги,
делать тройной мазок из одной точки, смешивать краску на палитре для
получения светлых, темных тонов и новых оттенков, разбеливать основной
тон для получения более светлого оттенка, накладывать одну краску на
другую. Дети в состоянии лепить из целого куска глины, моделируя форму
кончиками пальцев, сглаживать места соединения, оттягивать детали
пальцами от основной формы, украшать свои работы с помощью стеки и
налепов, украшать их. Совершенствуются и развиваются практические
навыки работы с ножницами: дети могут вырезать круги из квадратов, овалы
из прямоугольников, преобразовывать одни геометрические фигуры в
другие: квадрат в несколько треугольников, прямоугольник - в полоски,
квадраты и маленькие прямоугольники. Создавать из нарезанных фигур
изображения разных предметов или декоративные композиции.
Дети конструируют по условиям, заданным взрослым, но уже готовы к
самостоятельному творческому конструированию из разных материалов. У
них формируются обобщенные способы действий и обобщенные
представления о конструируемых ими объектах.
От 6 до 7 лет
В продуктивной деятельности дети знают, что они хотят изобразить и
могут целенаправленно следовать к своей цели, преодолевая препятствия и
не отказываясь от своего замысла, который теперь становится опережающим.
Способны изображать все, что вызывает у них интерес. Созданные
изображения становятся похожи на реальный предмет, узнаваемы и
включают множество деталей. Это не только изображение отдельных
предметов и сюжетные картинки, но и иллюстрации к сказкам, событиям.
Совершенствуется и усложняется техника рисования. Дети могут
передавать характерные признаки предмета: очертания формы, пропорции,
5

цвет. В рисовании дети могут создавать цветовые тона и оттенки, осваивать
новые способы работы гуашью (по «сырому» и «сухому»), использовать
способы различного наложения цветового пятна, а цвет как средство
передачи настроения, состояния, отношения к изображаемому или выделения
в рисунке главного. Становятся доступны приемы декоративного украшения.
В лепке, дети могут создавать изображения с натуры и по
представлению, а также передавая характерные особенности знакомых
предметов и используя разные
способы лепки: пластический,
конструктивный, комбинированный.
В аппликации осваивают приемы вырезания одинаковых фигур или
деталей из бумаги сложенной пополам, гармошкой. У них проявляется
чувство цвета при выборе бумаги разных оттенков.
Дети способны конструировать по схеме, фотографиям, заданным
условиям, собственному
замыслу постройки из
разнообразного
строительного материала, дополняя их архитектурными деталями.
Путем складывания бумаги в разных направлениях делать игрушки. Из
природного материала создавать фигурки людей, животных, героев
литературных произведений.
Наиболее важным достижением детей в данной образовательной
области является овладение композицией (фризовой, линейной, центральной)
с учетом пространственных отношений, в соответствии с сюжетом и
собственным замыслом. Дети могут создавать многофигурные сюжетные
композиции, располагая предметы ближе, дальше.
Проявляют интерес к коллективным работам и могут договариваться
между собой, хотя помощь воспитателя им все еще нужна.
Мир не только устойчив в восприятии ребенка, но и может выступать
как релятивный (все можно всем); складывающийся в предшествующий
период развития условный план действия воплощается в элементах
образного мышления, воспроизводящего и творческого продуктивного
воображения; формируются основы символической функции сознания,
развиваются сенсорные и интеллектуальные способности. К концу периода
ребенок начинает ставить себя на место другого человека: смотреть на
происходящее с позиций других и понимать мотивы их действий;
самостоятельно строить образ будущего результата продуктивного действия.
В отличие от ребенка раннего возраста, который способен лишь к
элементарному различению таких сфер действительности, как природный и
рукотворный мир, "другие люди" и "Я сам", к концу дошкольного возраста
формируются представления о различных сторонах каждой из этих сфер.
Зарождается оценка и самооценка. К 7 годам формируются
предпосылки для успешного перехода на следующую ступень образования.
Объём программы, срок освоения: Срок реализации программы «От
салфеток до квиллинга » составляет два года,78 часов
6

Особенности организации образовательного процесса
По программе «От салфеток до квиллинга» предполагаются занятия с
учебными группами постоянного состава, одной возрастной категории.
Оптимальное количество обучающихся в группе 12-14 человек.
Формы реализации образовательной программы: традиционная.
Режим занятий: Недельная учебная нагрузка не превышает
максимально допустимого объёма. Продолжительность занятий не
превышает нормы.
Кружок посещают дети старшей и подготовительной к школе группы.
Занятия проводятся 1 раз в неделю. Продолжительность занятия 25 минут, 30
минут.
Продолжительность частей занятия по формированию художественноэстетической направленности с учетом возраста детей.

1.2.

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ ПРОГРАММЫ

Цель программы: всестороннее интеллектуальное и эстетическое
развитие детей старшего дошкольного возраста в процессе овладения
элементарными приемами техники квиллинга; развитие художественноэстетического мышления детей, посредством работы в технике квиллинг.
Сформировать у детей чувство успеха, уверенности в себе, пробудить
желание постоянно творить. Эта цель обуславливает следующие задачи:







Предметные (обучающие):
познакомить детей с основными понятиями и базовыми формами
квиллинга;
обучать различным приемам работы с бумагой;
формировать умения следовать устным инструкциям;
знакомить детей с основными геометрическими понятиями: круг,
квадрат, треугольник, угол, сторона, вершина и т.д.
обогащать словарь ребенка специальными терминами;
создавать композиции с изделиями, выполненными в технике
квиллинга.

Метапредметные (развивающие):
 развивать внимание, память, логическое и пространственное
воображения;
 развивать мелкую моторику рук и глазомер;
 развивать художественный вкус, творческие способности и фантазии
детей;

7

 развивать у детей способность работать руками, приучать к точным
движениям пальцев, совершенствовать мелкую моторику рук,
развивать глазомер;
 развивать пространственное воображение.





Личностные (воспитательные):
воспитывать интерес к искусству квиллинга;
формировать культуру труда и совершенствовать трудовые навыки;
способствовать
созданию
игровых
ситуаций,
расширять
коммуникативные способности детей;
умению бережно и экономно использовать материал, содержать в
порядке рабочее место.

1.3.

СОДЕРЖАНИЕ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ ПРОГРАММЫ
1.3.1. Учебный план (старшая группа: 5-6 лет)

№
п/п

1

Название темы

Диагностика

Количество часов
Всего
часов
2

Теоретичес
кая часть
-

2

«Медальон»

2

1

3

«Ромашка»

3

-

4

«Кленовый листочек»

2

-

5
6

«Бахромчатые цветы»
«Снежинки»

2
2

-

7

Новогодняя открытка
«Ёлочка»

2

-

Формы
промежуточной
аттестации

Практичес
кая часть
2
Изучение
интересов
и
возможностей
детей
1
Изучение умений
детей и
педагогическое
наблюдение
3
День творчества
(добавление в
предложенную
работу своих
компонентов)
2
Педагогическое
наблюдение
2
Презентация работ
2
Самооценка детей
о своих знаниях и
умениях
2
Педагогическое
наблюдение
8

8

Диагностика

1

-

1

9

Магнитик
«Рождественский венок»

3

-

3

10

2

-

2

2

-

2

3

-

3

13

Коллективная работа
«Зимний лес»
Открытка «День
Защитника Отечества»
«Первые цветы для
мамы»
«Тюльпаны»

3

-

3

14

«Бабочка-красавица»

3

-

3

15

«Котёночек с
клубочком»
Итоговая композиция
«Фантазия»
Диагностика

2

-

2

3

-

3

2

-

2

39

1

38

11
12

16
17

Итого:

Изучение
интересов и
возможностей
детей
Создание
проблемного
задания и решение
его с помощью
шаблона
Групповая оценка
совместной работы
Педагогическое
наблюдение
Дидактическая
игра
День творчества
(добавление в
предложенную
работу своих
компонентов)
Организация
выставки работ
Педагогическое
наблюдение
Творческий отчет
(выставка)
Изучение
интересов и
возможностей
детей

1.3.2. Содержание учебного плана (старшая группа 5-6 лет)
1.Диагностика (2 часа) – Сентябрь 1-2 недели
Практическое задание: Изучение интересов и возможностей детей.
2.«Медальон» (2 часа) – Сентябрь 3-4 недели
Теория: Знакомство с правилами техники безопасности. Организация
рабочего места. Знакомство с историей возникновения техники квиллинг.
Показ как скручивать полоску, чтобы получить первый элемент.
Практическое задание: Скручивание полоски в тугую спираль,
закрепление конца полоски клеем. Составление цветка из скрученных
9

элементов.
Материалы: полоски для квиллинга (5 мм) разных цветов, шаблон
медальона с ленточкой, клей ПВА.
3. «Ромашка». (3 часа) – Октябрь 1-2-3 недели
Практическое задание: Закрепление скручивания полоски в тугую
спираль. Знакомство с новым элементом квиллинга «капля». Показ как
правильно распустить полоску и превратить свободную спираль в «каплю».
Приклеивание готовых элементов на основу. Скручивание полосок в
свободную спираль, закрепление конца полоски клеем. Выполнение элемента
«капля». Приклеивание готовых элементов (лепесточков) на основу.
Материалы: полоски для квиллинга (5 мм) белого и зелѐного цвета,
клей ПВА, ножницы, клеѐнка, картон.
4. «Кленовый листочек». (2 часа)– Октябрь 4 неделя и Ноябрь 1 неделя
Практическое задание: Закрепление скручивания полоски в
свободную спираль и превращение элементов в «капельки». Скручивание
полосок, превращение элементов в «капельки» разного размера.
Приклеивание готовых форм на шаблон в виде кленового листочка.
Материалы: полоски для квиллинга (5 мм) осенних цветов, клей ПВА,
шаблон кленового листочка.
5. «Бахромчатые цветы». (2 часа) – Ноябрь 2-3 недели
Практическое задание: Показ нарезания бахромы ножницами на
широкой полоске бумаги. Скручивание полоски в тугую спираль,
закрепление клеем конца полоски. Нарезание бахромы ножницами,
скручивание полоски в тугую спираль, раскрывание цветка пальчиками,
приклеивание готовых цветов на основу.
Материалы: Полоски двухсторонней цветной бумаги (1,5 см), клей
ПВА, ножницы, картон.
6. «Снежинка». (2 часа) – Ноябрь 4 -5 недели
Практическое задание: Знакомство с новыми элементами квиллинга
«глаз», «полумесяц». Показ скручиваний элементов (индивидуально).
Скручивание элементов «свободная спираль», «глаз», «капля», «полумесяц».
Приклеивание элементов друг к другу.
Материал: полоски для квиллинга белого и голубого цвета, клей ПВА,
ленточка золотистого цвета.
7. Новогодняя открытка «Ёлочка». (2 часа) –Декабрь 1-2 недели
Практическое задание: Закрепление нарезание бахромы. Знакомство с
новой техникой «торцевания». Нарезание бахромы ножницами,
приклеивание (в виде ѐлочки) на основу. Приклеивание белых квадратиков
гофрированной бумаги с помощью карандаша в технике «торцевания».
Материалы: полоски для квиллинга (1,5 см) зеленого цвета, клей ПВА,
10

шаблон открытки, гофрированная бумага, карандаш.
8. Диагностика (1 час) Декабрь 3 неделя
Практическое задание: Изучение интересов и возможностей детей
9. Магнитик «Рождественский венок». (3 час) Декабрь 4 неделя и Январь
1-2 недели
Практическое задание: Скручивание элементов «капля», «конус»
(помощь педагога). Сборка венка, приклеивание элементов друг к другу,
приклеивание магнита.
Материалы: полоски для квиллинга зеленого, желтого цвета (5 мм),
клей ПВА, кусочки магнита.
10. Коллективная работа «Зимний лес». (2 часа) Январь 3-4 недели
Практическое задание: Закрепление скручивания элементов «капля»,
«глаз», «полумесяц», «конус». Знакомство с новыми элементами
«треугольник», «квадрат», «стрела». Скручивание новых элементов
«треугольник», «квадрат», «стрела». Приклеивание элементов на картон,
составление зимнего пейзажа (деревья, ѐлки, лесной домик). Оформление
работы совместно с педагогом.
Материалы: полоски для квиллинга (5 мм), клей ПВА, картон, рамка,
гуашь, клеёнка, кисточки, ножницы, цветная бумага.
11. Открытка «День защитника отечества». (2 часа) Февраль 1-2недели
Практическое задание: Показ составления цветка гвоздика.
Закрепление элементов «конус», «Стрела». Скручивание элементов «стрела»,
составление цветка гвоздика. Оформление рамочки.
Материалы: полоски для квиллинга красного и зеленного цвета, клей
ПВА, георгиевская лента, шаблон открытки, напечатанное поздравление для
папы.
12. «Первые цветы для мамы». (3 часа) Февраль 3-4 недели и Март 1
неделя
Практическое задание: Закрепление элементов «глаз», «капля».
Знакомство с новым элементом «наконечник стрелы». Показ составления
цветка подснежник. Скручивание элементов «наконечник стрелы», «капля»,
«глаз». Составление букета подснежников.
Материалы: полоски для квиллинга белого и голубого цвета (5 мм),
картон с рамкой, атласная лента, клей ПВА, декорирование рамки
вырезанными цветам из цветной бумаги.
13. «Тюльпаны» (3 часа) Март 2-3-4 недели
Практическое задание: Скручивание элемента «капля» из тугой
спирали. Составление букета из тюльпанов, приклеивание цветов на картон.
11

Скручивание элементов и составление букета из тюльпанов (помощь
педагога). Оформление рамки с помощью техники «торцевания».
Материалы: полоски для квиллинга красного, розового, желтого цвета,
клей ПВА, гофрированная бумага, плотный картон, ножницы.
14. «Бабочка красавица». (3 часа) Март 5 неделя и Апрель 1-2 недели
Практическое задание: Закрепление элементов «глаз», «капля»,
«конус». Составление объѐмной бабочки с ажурными крыльями (показ
педагога индивидуально). Скручивание элементов, приклеивание элементов
друг к другу, составление крыльев и туловища бабочки.
Материалы: полоски для квиллинга (5 мм) разного цвета, клей ПВА,
картон, пинцет.
15. «Котёнок с клубочком». (2 часа) Апрель 3-4 недели
Практическое задание: Закрепление изученных форм квиллинга
«глаз», «капля», «свободная спираль», «полумесяц», «конус», «наконечник
стрелы». Скручивание элементов, составление из готовых форм котёнка
(показ индивидуально).
Материалы: полоски для квиллинга (5 мм), клей ПВА, картон, цветная
бумага, шаблоны цветочков, нитки.
16. Итоговая композиция «Фантазия» (3 часа) Май 1-2-3 недели
Практическое задание: Закрепление всех изученных элементов,
подведение итогов, выполнение работы по выбору детей. ( на свободную
тему). Скручивание элементов и составление итоговой композиции на тему
«Фантазия»
Материалы: полоски для квиллинга(5 мм), разных цветов, картон,
клей ПВА, ножницы, пинцет.
17. Диагностика (2 часа) Май 4-5 недели
Практическое задание: Изучение интересов и возможностей детей

1.3.3. Учебный план (подготовительная группа: 6 -7 лет)
№
п/п

Название темы

Количество часов
Всего
часов

1

Диагностика

2

Теорети
ческая
часть
-

Формы
промежуточной
аттестации

Практиче
ская
часть
2
Изучение
интересов

и
12

2

1

1

3

Знакомство с техникой
квиллинг
(бумагокручение)
«Бабочка»

3

-

3

4

«Корзинка с фруктами»

2

0,5

1,5

5

2

-

2

6

Коллективная
композиция «Облака
плывут по небу»
«Еж готовится к зиме»

2

0,5

1,5

7

«Снежинки»

2

-

2

1

-

1

Коллективная работа
«Морозные узоры»
«Веточка ели в инее»

2

-

2

2

-

2

Работа в парах «Снегирь
на веточках рябины»
Поздравительная
открытка для папы и
дедушки «Парусник»
Поздравительная
открытка для мамы и
бабушки «Душистая
мимоза»

3

-

3

2

-

2

3

-

3

Коллективная работа
«Подснежники на

2

-

2

2

8

9
10

11
12

13

14

Диагностика

возможностей
детей
Педагогическое
наблюдение
День творчества
(добавление в
предложенную
работу своих
компонентов)
Педагогическое
наблюдение
Групповая оценка
совместной работы
Самооценка детей
о своих знаниях и
умениях
Создание
проблемного
задания и решение
его с помощью
шаблона
Изучение
интересов
и
возможностей
детей
Групповая оценка
совместной работы
Самооценка детей
о своих знаниях и
умениях
Организация
выставки работ.
Презентация работ
День творчества
(добавление в
предложенную
работу своих
компонентов)
Презентация работ
13

15
16
17

18

проталинке»
Коллективная работа
«Космос»
Коллективная работа
«Овечки на лугу»
Итоговая композиция
«Насекомые» (бабочка,
стрекоза и др.)
Диагностика

Итого:

2

-

2

2

-

2

3

-

3

2

-

2

39

1

Организация
выставки работ.
Групповая оценка
совместной работы
Творческий отчет
(выставка)
Изучение
интересов
возможностей
детей

и

38

1.3.4. Содержание учебного плана (подготовительная группа 6-7 лет)
1. Диагностика (2 часа) Сентябрь 1-2 недели.
Практическое задание: Изучение интересов и возможностей детей.
2. Знакомство с техникой квиллинг (бумагокручение) (2 часа).
Сентябрь 3-4 недели.
Теория: Напоминание о правилах техники безопасности. Организации
рабочего места. Вспомнить способы работы с бумагой и выполнения
основных элементов из гофрокартона, уточняя название элементов.
Показать готовые работы, выполненные в технике квиллинг. Объяснить, как
называется эта техника, способы которой похожи на работу с
гофрокартоном. Основной способ - это бумагокручение. Показ и объяснение
техники выполнения основных элементов квиллинга – спираль, капля и глаз.
Сравнение их с элементами, выполненными из гофрокартона (сходство,
различия).
Практическое задание: Показ и объяснение техники выполнения основных
элементов: 1. Берем полоску двумя пальцами;
2. Плотно накручиваем несколько витков бумаги на зубочистку;
3. Когда кружок станет чуть больше, его снимают с зубочистки и дальше
крутят вручную;
4. Скручиваем плотный круг двумя руками, чтобы лента не распустилась;
5. Когда бумага вся свернута, деталь немного распускаем, затем приклеиваем
конец полоски – получилась спираль.
Выполнение элементов капля и глаз: оттягиваем двумя пальцами одной руки
середину готовой спирали в сторону, а двумя пальцами другой руки сжимаем
(прищипываем) готовую спираль – получаем элемент капля; сжимаем
(прищипываем) с двух сторон – получаем элемент глаз.
14

Материалы: 1. Полоски цветного гофрокартона шириной 1см.
2. Полоски бумаги для квиллинга шириной 0,5см.
3. Зубочистки (острые концы предварительно обрезать).
4. Клей ПВА, кисти, клеенки.
3. «Бабочка».(3 часа). Октябрь 1-2-3 недели.
Практическое задание: Учить выполнять основные элементы из
гофрокартона и бумаги для квиллинга. Сообщить детям о теме занятия и
предложить рассмотреть готовую поделку: из каких элементов сделана
бабочка, какая бумага используется, рассказать о последовательности
выполнения работы:
1. Туловище выполнено из гофрокартона: полоску складываем пополам и
несколько раз скручиваем, чтобы получился вытянутый овал длинной 810см, приклеиваем конец полоски;
2. Крылья изготавливаем из гофрокартона (3элемента капля или 3 элемента
листик разного размера вкладываем друг в друга, расстояние между
элементами не менее 0, 5см.);
3. Промежутки между элементами капля (листик) украшаем элементами
квиллинга – спираль (кольцо);
4. Все изготовленные детали приклеиваем на цветной картон, добавляем
недостающие детали (голову, усики, глазки) из цветной бумаги.
Педагог помогает, объясняя и показывая технику работы (см. занятие №1).
Материалы: 1. Полоски гофрокартона синего, коричневого цветов длинной
30-40см, шириной 0,7-1 см.
2. Полоски гофрокартона разных цветов, разной длинны, шириной 0,7-1см.
3. Полоски бумаги для квиллинга разных цветов.
4. Цветная бумага.
5. Цветной картон для основы.
6. Зубочистки (острые концы предварительно обрезать).
7. Клей ПВА, ножницы, кисти, клеенки.
4. «Корзинка с фруктами». (2 часа). Октябрь 4 неделя и Ноябрь 1
неделя.
Теория: Педагог предлагает детям вспомнить, какие плоды созрели в саду.
Просит описать название фруктов (цвет, форма, вкусовые качества).
Показывает натюрморты К. Петрова – Водкина «Яблоки на красном фоне»,
И. Репина «Яблоки и листья».
Объясняет детям, что они сегодня будут выполнять натюрморт «Корзина с
фруктами».
Вспоминает с детьми, из каких элементов можно изготовить фрукты: яблоко,
груша – кольцо; слива – листик.
Плодоножки для фруктов изготавливаем из элементов капля, глаз (техника
квиллинг).
Напоминает технику работы (см. занятие №1).
15

Практическое задание: Продолжать учить изготавливать поделки из
гофрокартона, используя основные элементы (кольцо, капля, листик).
Продолжать обучать работе в технике квиллинг, выполнять элементы
спираль, капля, глаз.
Яблоко – скручиваем из полоски гофрокартона кольцо диаметром 5 см,
надавливаем сверху большим пальцем, чтобы получилось небольшое
углубление; из бумаги для квиллинга изготавливаем два элемента глаз
(листики для яблока).
Груша - скручиваем из полоски гофрокартона кольцо диаметром 5-6 см,
держим кольцо пальцами левой руки, а большим и указательным пальцами
правой руки, отступив вниз примерно 2 см, сжимаем бумагу; из бумаги для
квиллинга изготавливаем 2 элемента капля (листики для груши).
Слива – берем полоску гофрокартона, загибаем кончики на 5см и начинаем
накручивать гофрокартон. Стороны элемента листик чуть сжимаем
пальцами; из бумаги для квиллинга изготавливаем элемент капля (листик
для сливы).
Когда дети изготовят фрукты, педагог предлагает взять корзинки (заготовки
из картона) и сложить в них фрукты.
Материалы: 1. Полоски гофрокартона красного, желтого, зеленого, синего,
цветов длинной 10-15см, шириной 0,7-1 см.
2. Полоски бумаги для квиллинга зеленого цвета.
3. Цветная бумага.
4. Заготовки корзины из картона для каждого ребенка.
5. Зубочистки (острые концы предварительно обрезать).
7. Клей ПВА, кисти, клеенки.
5. Коллективная работа «Облака плывут по небу». (2 часа).
Ноябрь 2-3 недели.
Практическое задание: Вспомнить особенности пейзажа. Учить отражать
свои впечатления в конструктивной деятельности.
1.Педагог выставляет нарисованную коллективную работу «Осенний парк»,
рассматривает ее вместе с детьми, отмечая признаки осени, изображенные
предметы.
2.Предлагает детям добавить в работу элементы из бумаги.
3.Подводит детей к самостоятельному решению заполнить элементами
спираль облака.
4.Предлагает определить цвет и вспомнить технику выполнения элемента
спираль (см. занятие №1; можно предложить одному ребенку показать всем
технику изготовления).
5.Дети приступают к работе, педагог обращает внимание на то, что спираль
можно делать разного размера.
6.Когда дети выполнят достаточное количество деталей, они приклеивают их
на силуэты облаков.
7.По окончании работы дети отмечают выразительность пейзажа.
Материалы: 1. Рисунок «Осенний парк» на листе формата А3.
16

2.Полоски бумаги для квиллинга зеленого цвета шириной 0,5 см.
3.Зубочистки (острые концы предварительно обрезать).
4.Клей ПВА, кисти, клеенки.
6. «Еж готовится к зиме». (2 часа). Ноябрь 4-5 недели.
1 занятие:
Теория: Педагог предлагает детям вспомнить и рассказать с опорой на
иллюстрации, как звери готовятся к зиме. Уточняет знания детей о зверях,
которые впадают в спячку (медведь, еж): чтобы звери всю зиму могли спать,
им необходимо хорошенько поесть.
Сообщает о теме предстоящей работы.
Предлагает детям подумать, из каких элементов можно сделать иголки ежу
(капля).
Практическое задание: 1. Педагог раздает детям трафареты в форме ежа,
они обводят карандашом по контуру, вырезывают готовый силуэт и
приклеивают на цветной картон (цвет картона дети выбирают
самостоятельно).
2.Далее педагог предлагает сделать каплю из бумаги для квиллинга, не
скручивая, а делая кольцо, затем большим и указательным пальцами
защипывая одну сторону кольца.
3.Дети делают из бумаги иголки и приклеивают их на силуэт ежа.
4.Самостоятельно выбирают способ изготовления глаз, носа (рисование или
аппликация).
Материалы: 1. Трафареты в форме ежа.
2. Цветной картон формата А4.
3. Полоски бумаги для квиллинга разных цветов шириной 0,5 см.
4. Цветная бумага.
5.Фломастеры.
6. Зубочистки (острые концы предварительно обрезать).
7.Клей ПВА, ножницы, кисти, клеенки.
2 занятие:
1.Педагог раздает детям выполненные ими на предыдущем занятии заготовки
и уточняет, чем будет еж подкрепляться на зиму.
2.Выслушав ответы детей, педагог предлагает сделать грибы и яблоки.
3.Далее педагог уточняет строение грибов, их названия, отличительные
особенности.
4.Предлогает подумать, из каких деталей можно изготовить грибы, яблоки.
Выслушивает детей и подводит итог: шляпу гриба делаем из элемента
листик, нижнюю часть детали пальцами чуть-чуть вдавливаем внутрь;
ножку гриба – из элемента капля; яблоко – скручиваем из полоски бумаги
элемент спираль, надавливаем сверху большим пальцем, чтобы получилось
небольшое углубление. По ходу объяснения, педагог показывает технику
выполнения деталей (см. занятие №1).
17

5.Дети выбирают цвета бумаги и делают грибы и яблоки. Приклеивают их к
своим заготовкам.
6.Для передачи осеннего настроения в работе, детям предлагается вырезать
из цветной бумаги листики и приклеить их под лапками ежа.
7.Педагог уточняет приемы вырезывания листиков (бумага, сложенная вдвое,
вчетверо).
8.Дети вырезают листики и приклеивают их.
7. «Снежинка». (2 часа). Декабрь 1-2 недели.
(Ноябрь четвертая неделя и декабрь первая неделя).
Практическое задание: Развивать способность замечать красоту снежинок.
1.Педагог читает детям стихи:
Снежинки – картинки, взгляни поскорей!
У каждой по шесть серебристых лучей,
И каждый зазубренный лучик –
Зимы заколдованный ключик.
***
Мы снежинки, мы пушинки,
Покружиться мы не прочь.
Мы снежинки – балеринки,
Мы танцуем день и ночь.
Встанем вместе мы в кружок – получается снежок.
Мы деревья побелили, крыши пухом замели.
Землю бархатом укрыли и от стужи сберегли.
М. Лесна - Раунио
2.Уточняет строение снежинок, отмечает, что они не похожи друг на друга.
3.Педагог показывает детям готовые снежинки, рассматривают с детьми, из
каких элементов они изготовлены, отмечают красоту и неповторимость
каждой снежинки.
4.Предлагает детям вспомнить технику изготовления элементов спираль
(кольцо), капля, глаз (см. занятие №1).
5.Далее просит детей нарисовать на бумаге свой узор и, опираясь на
нарисованную схему, начать изготавливать отдельные элементы.
6.Когда элементы будут сделаны, дети выкладывают из них узор и
склеивают.
Примерные узоры снежинок:
- а) в центре – спираль, далее в виде лучиков 6 элементов глаз, между
элементами глаз приклеиваем 6 элементов капля;
- б) в центре – спираль, далее в виде лучиков 6 элементов капля, между
элементами капля приклеиваем 6 элементов глаз;
- в) в центре – спираль, далее в виде лучиков 6 элементов спираль, между
элементами спираль приклеиваем 6 элементов глаз или капля;
18

- г) в центре – спираль, далее в виде лучиков 6 элементов капля, между
элементами капля приклеиваем еще 6 элементов капля;
- д) в центре – спираль, далее в виде лучиков 6 элементов капля или глаз,
между элементами приклеиваем еще 6 элементов спираль.
Детям надо решить самостоятельно: или они выбирают узор, предложенный
педагогом, или придумывают и выполняют свой узор.
Материалы: 1.Полоски бумаги для квиллинга белого, голубого цветов
шириной 0,5 см.
2. Картон синего цвета формата А4.
3.Зубочистки (острые концы предварительно обрезать).
4.Клей ПВА, кисти, клеенки.
8. Диагностика (1 час). Декабрь 3 неделя.
Практическое задание: Изучение интересов и возможностей детей.
9. Коллективная работа «Морозные узоры». (2 часа). Декабрь 4
неделя и Январь 1 неделя.
Практическое задание: 1.Педагог предлагает детям вспомнить, какие
морозные узоры они видели на стеклах, описать их, отметить, на что похожи
узоры.
2.Предлагает рассмотреть иллюстрации с изображением морозных узоров,
отметить, что узоры не похожи друг от друга, они все разные.
3.Педагог сообщает детям о теме предстоящей работы – «Морозные узоры».
4.Уточняет, из каких элементов можно составить узоры.
5.Предлагает вспомнить технику изготовления элементов спираль (кольцо),
капля, глаз (см. занятие №1).
6.Далее дети приступают к работе: подготавливают элементы спираль
(кольцо), капля, глаз – как можно больше и разных размеров.
7.Когда все элементы будут готовы, дети составляют узоры на ватмане
формата А3.
8.Педагог обращает внимание на слаженность действий детей в работе,
индивидуальность составления узоров.
9.В конце занятия предлагает детям полюбоваться морозными узорами.
Работу помещает в холе детского сада.
Материалы: 1. Тонированный лист ватмана формата А3.
2. Полоски бумаги для квиллинга белого, голубого цветов шириной 0,5 см. и
0,7 см.
3.Зубочистки (острые концы предварительно обрезать).
4.Клей ПВА, кисти, клеенки.
10. «Веточка ели в инее» (2 часа). Январь 2-3 недели.
Практическое задание: 1. Педагог предлагает детям рассмотреть образец
работы «Веточка елки в инее».
2.Дети определяют, из какой бумаги и каких деталей выполнена работа.
19

3.Педагог напоминает технику изготовления элементов капля, глаз (см.
занятие №1).
4.Дети берут заготовки веточек из гофрокартона и приклеивают на основу.
5.Далее дети приступают к изготовлению иголок для веточек (элементы
капля, глаз).
6.Когда будут выполнены все элементы, педагог предлагает детям приклеить
иголки в такой последовательности: сверху и снизу веточки – элемент капля,
а между двумя элементами капля – элемент глаз.
7.По желанию дети
могут самостоятельно придумать другую
последовательность приклеивания иголок. Во время выполнения работы
педагог оказывает детям необходимую помощь.
Материалы: 1. Цветной картон формата А4.
2.Заготовки веточек из гофрокартона коричневого цвета.
3.Полоски бумаги для квиллинга белого цвета шириной 0,5 см. и 0,7см.
4. Зубочистки (острые концы предварительно обрезать).
5.Клей ПВА, кисти, клеенки.
11. Работа в парах «Снегирь на веточке рябины». (3 часа). Январь
4 неделя и февраль 1-2 недели.
Практическое задание: 1. Педагог читает детям стихи:
Ой, какие снегири цвета утренней зари
На деревья сели яркой акварелью.
Черненькие шапки, тоненькие лапки,
Круглые пушечки, розовые щечки.
Флейтой засвистели, ух ты, полетели!
М. Борина
Выбегай поскорей посмотреть на снегирей…
Прилетели, прилетели!
Стайку встретили метели,
А Мороз Красный Нос им рябинку принес,
Хорошо угостил, хорошо подсластил
Зимним вечером поздним ярко – красные грозди.
А. Прокопьев
2.Вместе с детьми рассматривает иллюстрации снегирей, отмечает строение
птиц, окрас, место пребывания.
3.Педагог предлагает детям выполнить работу «Снегирь на веточке рябины»
в парах.
4.Когда дети распределятся по парам, педагог демонстрирует образец работы
и проводит вместе с детьми анализ:
- спинку изготавливаем из салфетки серого цвета (комкаем в руках, придаем
овальную форму);
- грудку делаем из салфетки красного цвета тем же способом, что и спинку;
- голову вырезываем из гофробумаги черного цвета.
Выделяем форму каждой части и обращаем внимание на пропорции частей;
20

- ягоды рябины делаем из элемента спираль (кольцо).
5.После того как будет закончен анализ строения снегиря и изготовления
частей, педагог предлагает детям определить последовательность работы:
а) на картонный лист приклеиваем готовую веточку;
б) изготавливаем отдельные части снегиря, собираем их вместе и
приклеиваем на веточку;
в) вырезываем из цветной бумаги и наклеиваем недостающие детали (клюв,
глаз, хвост, крыло, лапку);
г) скручиваем гофробумагу в тугую спираль, как в квиллинге, и «собираем в
гроздь рябины».
6.Дети выбирают нужную им для работы бумагу и приступают к
выполнению задания.
7.Во время работы педагог следит за тем, чтобы дети дружно работали,
помогали друг другу.
Материалы: 1. Цветной картон формата А4.
2.Заготовки веточек рябины из гофробумаги или гофрокартона коричневого
цвета.
3.Полоски гофробумаги красного цвета шириной 0,7см.
4.Цветная бумага, салфетки.
5.Клей ПВА, ножницы, кисти, клеенки.
12. Поздравительная открытка для папы и дедушки «Парусник»
(2часа). Февраль 3-4 недели.
Практическое задание: Воспитывать уважение к папам, дедушкам как
защитникам Отечества.
1.Педагог сообщает детям, что они будут делать подарки папе и дедушке в
честь праздника защитника Отечества.
2.Показывает образец открытки и проводит анализ работы:
- корпус парусника вырезываем из прямоугольника, срезая углы;
- парус делаем из прямоугольника: прочерчиваем по линейке линию от угла
до угла, разрезаем пополам;
- иллюминаторы и украшения на парус делаем из элементов спираль
(кольцо), по 3-4 шт.;
- для изготовления волн используем прием аппликации обрывание.
3.Далее педагог объясняет последовательность выполнения композиции:
сначала приклеиваем на открытку корпус, затем парусник, иллюминаторы и
украшаем парус. В конце делаем волны.
4.Дети приступают к работе, педагог обращает внимание на аккуратность,
соблюдение последовательности в изготовлении открытки.
В свободное время можно изготовить открытки для сотрудников.
Материалы: 1. Цветной картон формата А4.
2. Цветная бумага.
3. Полоски бумаги для квиллинга разных цветов шириной 0,5 см. и 0,7см.
4. Зубочистки (острые концы предварительно обрезать).
21

5.Клей ПВА, ножницы, кисти, клеенки, линейки.
13. Поздравительная открытка для мамы и бабушки «Душистая
мимоза» (3 часа). Март 1-2-3 недели.
Практическое задание: Вызвать желание выполнять красивую открытку для
мамы и бабушки. Развивать фантазию, творческие, конструктивные навыки.
1.Педагог предлагает детям сделать для мам, бабушек поздравительную
открытку «Душистая мимоза»
2.Кедагог вместе с детьми рассматривает иллюстрацию веточки мимозы, ее
характерное строение: стебли тонкие, длинные, игольчатые, цветы похожи на
шарики, собранные в гроздь.
3.Педагог объясняет способы и технику работы:
- для стебля вырезываем полоску зеленого цвета шириной 0,5 см;
- листья мимозы составляем из вырезанных тонких полосок зеленого цвета
шириной 0,3 – 0,5 см;
- цветы мимозы изготавливаем из элементов спирали (кольцо) разного
размера и формируем из них гроздь (вверху крупные цветы, а внизу мелкие).
4.После объяснения дети приступают к работе: собирают целиком
композицию и приклеивают ее на основу.
5. Педагог обращает внимание на аккуратное выполнение открытки и
соблюдение последовательности в изготовлении.
В свободное время можно изготовить открытки для сотрудников.
Материалы: 1. Цветной картон формата А4.
2. Бумага зеленого цвета.
3. Полоски бумаги для квиллинга оттенков желтого цвета шириной 0,5 см. и
0,7см.
4. Зубочистки (острые концы предварительно обрезать).
5.Клей ПВА, ножницы, кисти, клеенки.
14. Коллективная работа «Подснежники на проталинке». (2 часа).
Март 4-5 недели.
Практическое задание: Воспитывать интерес к живой природе. Дать
представление о том, что подснежники занесены в Красную книгу.
1.Педагог читает детям стихотворение «Подснежник» Е. Стюарт:
Я иду в лесу весною, надо мною – синева…
Подо мною плотным слоем прошлогодняя листва.
Хоть пригорок и оттаял, но в тени лежит снежок,
И, на шаг не отступая, рядом с ним растет цветок.
Он под снегом пробирался, он искал себе пути,
Он ни сколько не боялся слишком рано расцвести!
У него прохладный стебель, пять прозрачных лепестков…
Тихо тают в синем небе, хлопья белых облаков.
Я несу цветок домой, вместе с влажною землей,
Вместе с новенькой травой и с букашкой полевой.
22

2.Вместе с детьми рассматривает иллюстрации с изображением
подснежников, отмечая их красоту.
3.Предлагает детям выполнить работу «Подснежники на проталинке».
4.Педагог вместе с детьми проводит анализ выполнения цветка:
- стебель вырезываем из гофробумаги зеленого цвета;
- листья изготавливаем из элемента глаз (2 детали);
- цветок собираем из 3 лепестков, выполненных из элемента капля.
(технику выполнения основных элементов см. в занятии №1.)
5.Когда дети подготовят детали для подснежника, педагог предлагает им
собрать его и приклеить на лист ватмана.
6.Просит детей придумать, из какой бумаги и как они сделают снег вокруг
подснежника (из салфетки способом обрывания или комкания, из
гофробумаги).
7.Дети приступают к работе, а педагог напоминает о необходимости
выполнять задание аккуратно, точно передавать строение цветка,
действовать сообща.
8.По ходу занятия педагог поощряет детскую самостоятельность,
инициативу.
Материалы: 1. Тонированный лист ватмана формата А3.
2. Гофробумага, зеленого, белого цветов.
3. Цветная бумага, салфетки.
4. Полоски бумаги для квиллинга белого, голубого, зеленого цветов
шириной от 0,3см до 0,7см.
5. Зубочистки (острые концы предварительно обрезать).
6. Клей ПВА, ножницы, кисти, клеенки.
15. Коллективная работа «Космос». (2 часа). Апрель1-2 недели.
Практическое задание: Совершенствовать умение действовать сообща,
выполняя коллективную работу. Учить договариваться друг с другом,
планировать работу. Расширять познавательный интерес к космосу, звездам.
1.Педагог демонстрирует детям наглядно-дидактическое пособие с
изображением космоса, рассматривают звезды, созвездия, планеты.
2.Педагог предлагает детям подумать над содержанием композиции,
техникой работы и художественными материалами, которые они будут
использовать.
3.Выслушав предложения детей, обобщает их ответы:
- в центре будет расположена планета Земля, которую сделаем объемной
(используем способ комкания) из салфеток двух цветов (зеленого и синего);
- по всему небу располагаем звезды, изготовленные из элементов капля и
глаз (технику выполнения основных элементов см. в занятии №1);
- каждый ребенок делает звезды, комбинируя по желанию элементы, затем
все звезды приклеивают на небо.
4.Если дети затрудняются самостоятельно придумать строение звезды из
элементов, педагог помогает им.
23

Примерные строения звезды:
- 4, 5, 6, элементов глаз (капля);
- 4, 5, 6, элементов глаз, капля поочередно.
5.Дети приступают к выполнению работы, педагог помогает советами, еще
раз индивидуально показывает технику выполнения основных элементов.
Материалы: 1. Тонированный лист ватмана формата А3.
2. Гофробумага и салфетки зеленого цвета.
3.Полоски бумаги для квиллинга белого, зеленого цветов шириной от 0,3см
до 0,7см.
4. Цветная бумага.
5. Фломастеры.
6. Зубочистки (острые концы предварительно обрезать).
7. Клей ПВА, ножницы, кисти, клеенки.
16. Коллективная работа «Овечки на лугу». (2 часа). Апрель 3-4
недели.
Практическое задание: Закреплять умение создавать коллективную работу,
используя полученные навыки в технике квиллинг. Учить договариваться
между собой, планировать работу. Развивать совместное творчество и
коммуникативные навыки. Воспитывать художественный вкус, вызывать
интерес к созданию композиции.
1.Педагог демонстрирует детям фон для работы, на котором расположены
силуэты овечек.
2.Предлагает выполнить работу «Овечки на лугу».
3.Далее педагог уточняет у детей, как можно дополнить работу
недостающими деталями, обобщает ответы:
-- у овечек шерстка кудрявая, поэтому ее будем делать из элемента спираль
(кольцо);
- травку, на которой пасутся овечки, можно сделать из салфеток, бумаги для
квиллинга или гофробумаги;
- не достающие детали (глаза, уши, ножки) вырежем из бумаги или
нарисуем фломастерами.
4.Педагог предлагает детям договорится о последовательности работы, о том,
кто какие предметы будет изготавливать, выбрать материалы и приступить к
выполнению композиции.
5.Если дети затрудняются, педагог помогает им советами.
6.Просит обращать внимание на технику выполнения деталей, на сочетание
цветов, (технику выполнения основных элементов см. в занятии №1).
7.Педагог поощряет детей за самостоятельный выбор художественных
материалов и использование различной техники работы с бумагой.
Готовую композицию помещает на выставку.
Материалы: 1. Тонированный лист ватмана формата А3.
2. Гофробумага и салфетки зеленого цвета.
24

3.Полоски бумаги для квиллинга белого, зеленого цветов шириной от 0,3см
до 0,7см.
4. Цветная бумага.
5. Фломастеры.
6. Зубочистки (острые концы предварительно обрезать).
7. Клей ПВА, ножницы, кисти, клеенки.
17. Итоговая композиция «Насекомые». (3 часа). Май 1-2-3 недели.
Практическое задание: Совершенствовать навыки и умения использовать
различные техники работы с бумагой (из полосок бумаги, квиллинг).
Развивать умение сочетать цвета. Закреплять умение добиваться схожести с
природным объектом. Учить передавать характерные особенности
насекомых. Развивать воображение, творческие навыки, фантазию.
1.Педагог читает стихи:
Ах, какая стрекоза! Только крылья да глаза!
В воздухе трепещет и на солнце блещет.
Над моею головой попорхала миг-другой,
Нос чуть не задела, в небо улетела.
Я хотел ее позвать: - Прилетай ко мне опять!
Ведь такая красота! Но нужна ей высота.
Н. Губская
***
Коровки бывают разные: оранжево-желтые, красные,
Как пуговки, в черную крапинку, на траве как красные капельки.
И я ту коровушку божию днем летним, погодой хорошею,
Тихонько возьму на ладошку, чтоб взлетную сделать дорожку.
И божья коровка поймет, с ладошки моей упорхнет.
И. Лагерев
***
Бабочка – красавица, в ярком, светлом платьице
Покружилась, полетала, села на цветок, устала…
- Не для отдыха я села, я нектар цветочный ела.
С. Богдан
2.Педагог вместе с детьми рассматривает иллюстрации, отмечая характерные
особенности, окрас насекомых.
3.Далее педагог демонстрирует детям готовые и проводит анализ техники
выполнения каждого насекомого:
Бабочка: туловище – из полосок бумаги выполняем 3 элемента листик
(берем полоску бумаги, делаем кольцо, большим и указательным пальцами
защипываем одну сторону кольца, затем другую) разного размера и
вставляем их друг в друга, скрепляя клеем с двух сторон; далее
изготавливаем элемент листик в технике квиллинг и вставляем его в
середину, скрепляя клеем две стороны;
25

Голова и усики – делаем из элемента спираль (кольцо), для усиков элемент
спираль (кольцо) закручиваем с двух сторон полоски, складываем пополам и
середину приклеиваем к головке;
Крылья - из полосок бумаги выполняем 4 элемента капля (берем полоску
бумаги, делаем кольцо, большим и указательным пальцами защипываем одну
сторону кольца) разного размера и вставляем их друг в друга, скрепляя клеем
с двух сторон; далее изготавливаем также элемент капля, но в технике
квиллинг и вставляем его в середину, скрепляя клеем две стороны; собираем
таким способом 4 крыла, сочетая бумагу разных цветов. Можно использовать
больше элементов капля или в середину каждого крыла помещать элемент
спираль подходящего цвета;
- когда все детали будут готовы, соединяем их и скрепляем клеем.
Крылья приклеиваем к туловищу круглой стороной.
Стрекоза: туловище – делаем из 5 элементов спираль (кольцо) разного
размера и скрепляем клеем;
голова и усики - делаем также из элементов спираль (кольцо), но этот
элемент должен быть больше по размеру, чем элементы туловища. Усики
изготавливаем из двух элементов капля в технике квиллинг и соединяем
клеем, затем приклеиваем к голове;
крылья - делаем так же, как у бабочки, только из 3 элементов меньшего
размера: 2 крыла больших, 2 поменьше; крылья приклеиваем к туловищу
острым концом.
Божья коровка: туловище - состоит из 2 одинаковых частей. Каждая часть
включает одинаковые элементы: 2 элемента капля разного размера вставляем
друг в друга и склеиваем, далее делаем 1 элемент спираль (кольцо) и
вставляем внутрь, также скрепляя клеем; между полосками должно
оставаться небольшое расстояние, туда вставляем по 3-4 элемента спирали
(кольцо) маленького размера черного цвета. Делаем 2 такие одинаковые
части и склеиваем их;
Голова - изготавливаем 2 элемента листик из полоски бумаги и вставляем
друг в дуга, далее изготавливаем 1 элемент глаз и вставляем его внутрь
элементов, скрепляя клеем; готовую голову приклеиваем к туловищу.
4.После объяснения и показа дети выбирают необходимые материалы и
приступают к работе.
5.Педагог индивидуально показывает детям еще раз технику работы с
бумагой; советует, какие цвета бумаги можно использовать.
Готовые аппликации можно использовать для тематического украшения
группы, участка.
18. Диагностика (2 часа). Май 4-5 недели.
Практическое задание: Изучение интересов и возможностей детей.

26

1.4.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

В результате обучения по данной программе воспитанники:
 научатся различным приемам работы с бумагой;
 освоят выполнение базовых форм квиллинга;
 научатся следовать устным инструкциям, читать и зарисовывать схемы
изделий; создавать изделия квиллинга, пользуясь инструкционными
картами и схемами;
 будут создавать композиции с изделиями, выполненными в технике
квиллинга;
 разовьют
внимание,
память,
мышление,
пространственное
воображение; мелкую моторику рук и глазомер; художественный вкус,
творческие способности и фантазию.
 познакомятся с искусством бумагокручения;
 овладеют навыками культуры труда;
 улучшат свои коммуникативные способности и приобретут навыки
работы в коллективе.
2. КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ
УСЛОВИЙ
2.1. Календарный учебный график
(старшая группа 5-6 лет)
Форма
обучения

Общая
прод-ть
(календых дней)

Режим
занятий

Количеств
о часов

Теория
(кол-во
часов)

Практика
(кол-во
часов)

Сам.рабо
та (колво час)

Итоговая
аттест
(кол-во
часов)

Очная

184

1

39

1

38

Итог
композ
иция
3 часа

-

(подготовительная группа 6-7лет)
Форма
обучения

Общая
прод-ть
(календых дней)

Режим
занятий

Количеств
о часов

Теория
(кол-во
часов)

Практика
(кол-во
часов)

Сам.рабо
та (колво час)

Итоговая
аттест
(кол-во
часов)

Очная

184

1

39

1

38

Итог
композ
иция
3 часа

-

27

2.2. Условия реализации программы
Программа реализуется в МДОУ «ЦРР №2 «Радуга Детства», улица
Яблоневая, 88,
в кабинете дополнительного образования.
Организационные условия, позволяющие реализовать содержание
учебного курса, предполагают наличие учебной зоны в группе детского сада,
оборудованной магнитной доской, креплениями для демонстрации
наглядных пособий.
Для обеспечения успешной реализации программы необходимы
следующие материальные условия:
Технические средства обучения:
 мультимедийный проектор;
 мультимедийный экран.
Оборудование:
- столы
-стулья
-мольберт
-доска
- плакаты - образцы объектов труда
-инструкционные карты
- цветную бумагу,
- гофрированный картон;
- картон белый и цветной,
- клей (наилучшим является клей ПВА),
- зубочистка
-бумажные полоски шириной 5-7 мм,
-ножницы,
- карандаши простые,
-линейка,
-кисточки для клея,
- салфетки,
- клеенка.
Информационное обеспечение:
- использование ресурсов библиотеки, интернета для осуществления
подборки литературы;
- для дистанционной работы с родителями и дошкольниками по
оперативному информированию в период обучения по программе
используются ресурсы социальных сетей.
Кадровое обеспечение: занятия ведёт педагог, хорошо владеющий как
общепедагогическими компетенциями, так и знаниями ИКТ, специальными
умениями в области бумагопластики, квиллинга.
28







2.3. Формы аттестации
Участие детей в конкурсах детского творчества внутри детского сада,
муниципального, районного и всероссийского значения.
Организация выставок детских работ для родителей.
Открытые показы;
Разработка рекомендаций для родителей воспитанников и педагогов.
Диагностика уровня развития художественно-творческих способностей
детей.

2.4. Оценочные материалы
Результативность программы (диагностика) проводится три раза в год
(сентябрь, январь, май) - сформированность уровня художественно –
эстетического развития детей.
ИНДИВИДУАЛЬНАЯ КАРТОЧКА
учета проявления творческих способностей
Фамилия, имя ребенка_______________________________
Возраст____________
Вид и

название

детского объединения_______________

Ф.И.О. педагога_________________________________________________
Дата начала наблюдения______________________________________________
Баллы:
Не умею (1).
Умею иногда (2).
Умею с чьей-то помощью (3).
Умею, но в зависимости от сложности материала (4).
Умею всегда (5).

Проявление творческих способностей
1. Участие в проведении праздников, концертов
2. Участие в конкурсах

29

3.Работа по образцу.
4.Работа с внесением изменений.
5.Работа над своим вариантом.
6.Конструирование.
7. Владение техникой.
8. Придумывание композиций.
9.Работа с внесением изменений в технологию или конструкцию.

уровни
показатели

год обучения
С

В

1. Участие в проведении праздников, концертов.
2. Участие в конкурсах.
3.Работа по образцу;
4.Работа с внесением изменений;
5.Работа над своим вариантом.
6.Работа с внесением изменений в технологию или конструкцию;
7. Владение техникой.
8. Придумывание композиций.
9.Работа с внесением изменений в технологию или конструкцию.
Средний процент

30

Диагностика результатов образовательной деятельности.
Срез творческих и эстетических знаний и умений.

Организа
Основы
Фамилия,
ция
квиллин
имя ребенка рабочего
га
места

Умение
пользоват
ься
инструме
нтами и
приспосо
блениями

Знание
Овладение
Владение
базовых
основными
разными
форм и
навыками
приемами
условных
работы с
обозначе
различными
ний
видами
бумаги

Умение
пользоваться
чертежами и
схемами

Моделирование
художественновыразительных
форм

Проявление
творчества и
фантазии в
создании
работ

Стремление к
совершенству и
законченности
в работе

Система
оценок:
средний
уровень,
высокий
уровень

31

2.5. Методические материалы
Наглядный материал: демонстрационный материал, предметы, картины,
презентации, видеозаписи, мнемодорожки, ребусы.
Наглядно-дидактические пособия: «Чего не хватает?», «Собери и сконструируй»,
«Узнай, что изменилось», «Найди по описанию», «Исправь ошибку», «Собери узор»,
«Собери по образцу», «Радужный хоровод», «Сочная палитра», «Узнай направление
декоративно-прикладного искусства», схемы.
Литература:
Добрусина А. «Рукоделкино. Квиллинг: чудеса из бумаги».
Зайцева А. А «Искусство квиллинга: магия бумажных лент».
Черкасова И. А., Руснак В. Ю. «От салфеток до квиллинга». Нетрадиционные техники
работы с бумагой.
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.

3. СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ
Быстрицкая А. Бумажная филигрань.- М.: Айрис-пресс, 2006.
Иванов В.И. О тоне и цвете. Библиотека юного художника. Часть 1. –М.: «Юный
художник», 2001.
Каменева Е. Какого цвета радуга. – М.: Детская литература, 1984.
Кузнецова О. С., Мудрак Т. С. Мастерилка. Я строю бумажный город. Мир
книги «Карапуз», 2009 г.
Паранюшкин Р.В. Композиция. Школа изобразительного искусства. – Ростов-наДону: «Феникс», 2005.
Сокольникова Н.М. Краткий словарь художественных терминов. – Обнинск:
«Титул», 1998.
Сокольникова Н.М. Основы живописи. – Обнинск: «Титул», 1996.
Сокольникова Н.М. Основы композиции. – Обнинск: «Титул», 1996.

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ДЛЯ ПЕДАГОГА
1. Букина С. Букин М. Квиллинг. Шаг вперед. – «Феникс», Ростов-на-Дону: 2011
2. Букина С., Букин М. Квиллинг: волшебство бумажных завитков. – «Феникс»,
Ростов-на-Дону: 2011
3. Зайцева А.А. Искусство квиллинга: магия бумажных лент.- М.: Эксмо,2009.
4. Пищикова Н.Г. Работа с бумагой в нетрадиционной технике – ООО
Издательство «Скрипторий 2003», М: 2006
5. Пищикова Н.Г. Работа с бумагой в нетрадиционной технике -2 – ООО
Издательство «Скрипторий 2003», М: 2007
6. Пищикова Н.Г. Работа с бумагой в нетрадиционной технике – 3. – М.: ООО
Издательство «Скрипторий 2003», 2008.
7. Бич Р. Большая иллюстрированная энциклопедия. Перевод с английского - М:
Издательство Эксмо, 2006 – 256 с.
8. Соколова С. Игрушки из бумаги. М.: Издательство Эксмо; СПб: Валерии
СПД; 2003.-240 с.
9. . Добрусина А. «Рукоделкино. Квиллинг: чудеса из бумаги».
10. Зайцева А. А. «Искусство квиллинга: магия бумажных лент». – И.;
Эксмо - Пресс, 2009.
32


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».