Почемучки

1

ОГЛАВЛЕНИЕ
Раздел 1. Комплекс основных характеристик программы
1.1.Пояснительная записка……………………………………………….3
1.2.Цели и задачи………………………………………………………….7
1.3.Содержание программы……………………………….......................8
1.3.1.Учебный план (старшая группа 5-6лет)…………...........................8
1.3.2.Содержание учебного плана (старшая группа 5-6 лет)…………..10
1.3.3.Учебный план (подготовительная группа 6-7 лет)……………….15
1.3.4. Содержание учебного плана (старшая группа 6-7 лет)………….18
1.4.Планируемые результаты……………………………………………..24

Раздел 2. Комплексно- тематическое планирование
2.1.Календарный учебный график (старшая группа 5-6 лет)…………...26
Календарный учебный график (подготовительная группа 6-7 лет)
2.2. Условия реализации программы………………………………………26
Материально – техническое обеспечение…………………………………26
2.3. Формы аттестации ……………………………………………………..29
2.4. Оценочные материалы….………………………………………………31
2.5. Методические материалы………………………………………………38
Список использованной литературы……………………………………….39

2

Раздел 1. КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИКПРОГРАММЫ
1.1 Пояснительная записка.

«Мир, окружающий ребенка – это, прежде всего мир природы, с
безграничным богатством явлений, с неисчерпаемой красотой. Здесь, в
природе, вечный источник детского разума» В. Сухомлинский.
Предлагаемая программа имеет экологическую направленность, которая
определена особой актуальностью экологического образования в современных
условиях и оформлена в соответствии с Федеральным законом образования от 29
декабря 2012 года №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»,
Приказом Минпросвещения РФ «Об утверждении Порядка организации и
осуществления образовательной деятельности по дополнительным
общеобразовательным программам от 9 ноября 2018г. №196 Постановлением
Главного государственного санитарного врача РФ от 4 июля 2014 г №41 «Об
утверждении санитарно- эпидемиологические требования к устройству,
содержанию и организации режима работы образовательных организаций
дополнительного образования детей»
Уровень усвоения программы- ознакомительный.
Актуальность программы. Непременным условием выживания в напряженной
экологической обстановке является совершенствование экологического
воспитания человека, его нравственных качеств.
Экологичеcкое образование должно сопровождать человека на протяжении всей
жизни. Первым звеном в системе экологического воспитания является
дошкольное детство. Его эмоциональность, особая восприимчивость и
огромный интерес к миру природы являются основополагающими факторами
для успешного экологического воспитания в ДОУ.
Деятельность людей продолжает вносить глубокие изменения в окружающую
природу, поставив тем самым острую проблему выживания человеческого рода.
Ученые считают, что непременным условием выживанияявляется
совершенствование самого человека, понятие его нравственных качеств на
уровень, соответствующий масштабам и скорости перемен в современном мире.
Сегодня от экологического невежества до преступления перед человечеством
один шаг. И формируются эти экологические невежды уже в раннем детстве. С
одной стороны, ребята – дошкольники большим интересом относятся к
растениям, животным, любят их, но с другой стороны проявляют жестокость,
равнодушие. А сегодня, когда родители в силу своей «вечной» занятости,
уделяют общению с детьми мало времени – это равнодушие проявляется особо
утрированно. Ведь зачастую родители сами показывают ребенку, не всегда
правильное отношение к окружающим людям, к окружающей природе. Это
приводит к тому, что дети наносят вред природе и никакие объяснения не
3

помогают. Связано это также с незнаниями правил взаимодействия с объектами
природы. К концу дошкольного возраста у детей должна сформироваться
система знаний о природе, об окружающем мире.
Ребенок должен осознавать, что каждое растение и животное – это живой
организм. Они ведут идентификацию с собой (растению или животному
больно, как мне: они двигаются, питаются, растут, как и я и т.д). Для
нормальной жизнедеятельности живой организм нуждается в пище,свете,
воздухе, оптимальной температуре, пространстве обитания. На примере
конкретных растений и животных, опять же тех, которые ребенок видит
рядом, следует раскрыть связь строения органов и их функционирования,
зависимость строения организма от условий среды.
У дошкольников должно сложится обобщенное представление о
приспособленности живых организмов к условиям относительно постоянной
среды обитания (рыбы, земноводные, некоторые насекомые и звери
приспособлены к жизни в водной среде; насекомые – в наземно-воздушной;
многие животные ведут наземный образ жизни). О лесе, парке, водоеме, болоте
и т.д. нужно дать знания как об экосистеме –сообществе, образованным
живыми организмами и средой их обитания. В процессе знакомства с любой
экосистемой дошкольники получают знанияо цепях питания, когда одни живые
существа питаются другими, а в итоге складывается равновесие.
Это поможет им осознать, что в дикой природе все взаимосвязано пищевыми
цепями, нарушение одного звена в цепи может вызвать гибель многих живых
существ.
У детей должны быть знания об отрицательном влиянии на природу
деятельности людей, о том, как человек использует природу, заботится о ее
сохранности.
В основу содержания кружка «Почемучки» легла программа С.Н.
Николаевой «Юный эколог», которая предполагает формирование у детей
осознанно – правильного отношения к природным явлениям и объектам,
которые окружают их, и с которыми они знакомятся в дошкольном детстве.
Осознанно- правильное отношение к природе проявляется в том, что дети уже
сами могут объяснить свое поведение в природе, могут понять объяснение
взрослых, самостоятельно выполнять отдельные, групповые поручения,
используя знания о потребностях живых существ. Оказывать посильную
помощь в деятельности взрослых, направленной на сохранение растений,
животных, условий их жизни и жизни самого человека.
Дети старшего дошкольного возраста имеют большой багаж представлений о
природе. Детям становятся доступны достаточно сложные связи и зависимости,
существующие в природе. Уровень обобщенности знаний позволяет теперь
переходить к понятиям. Хоть это понятие обыденного уровня, первая ступень в
4

познании действительности, но тем самым наглядно– образное отражение
действительности в форме представлений поднимается на качественно новый
уровень: представления, обогатившись конкретным материалом, превращаются в
понятия.
В этом возрасте формируются и эмоционально- волевые качества:
ответственность, инициативность, самоорганизация, самоконтроль. Эта
характеристика относится к детям 7-го года жизни, но следует отметить
некоторые особенности. У детей большой объем знаний о природе. Они
понимают, что в окружающем мире все взаимосвязано: живая природа, растения,
животные, человек.
Дошкольное детство - начальный этап формирования личности человека, его
ценностной ориентации в окружающем мире. В этот период закладывается
позитивное отношение к природе, к "рукотворному миру", к себе и к
окружающим людям.
Основным содержанием экологического воспитания является формирование
осознанно-правильного отношения к природным явлениям и объектам, которые
окружают ребенка и с которыми он знакомится в дошкольном детстве.
Для решения задач экологического воспитания и развития я опираюсь на
программы "Юный эколог" С.Н. Николаевой и "Наш дом - природа" Н.А.
Рыжовой.
Новизна программы заключается в разработке, изготовлении и применении
дидактического материала, учитывающего возрастные особенности детей. Это
позволяет создать условия для более осознанно- правильного отношения к
природным явлениям и объектам, которые окружают ребенка и с которыми он
знакомиться в дошкольном детстве.
Отличительные особенности программы направлено на воспитание
гуманной, социально активной и творческой личности ребенка 5-7лет, с
целостным взглядом на природу, с пониманием места человека в ней.
Дети получают представления о взаимосвязях в природе, которые и
помогают им обрести начала экологического мировоззрения и культуры,
ответственного отношения к окружающей среде и своему здоровью.
Программа предусматривает выработку у детей первых навыков
экологически грамотного и безопасного поведения в природе, навыков
практического участия в природоохранной деятельности в родном крае.
Программа состоит из блоков. Каждый включает обучение, воспитывающий
компоненты – знания о природе и развитие у детей разных аспектов отношения
к ней (бережной заботы, умение видеть красоту и т.д.)
5

Первый блок рассматривает область неживой природы( вода, воздух, почва
и т.д) которые рассматриваются и сами себе, и как компоненты среды
жизнедеятельности живых существ. Показано, что без воды, воздуха, почвы
невозможна жизнь растений, животных и человека, на планете Земля, в отличии
от других планет Солнечной системы, имеет весь комплекс необходимых
условий для жизни во всех ее формах.
Три блока посвящены живой природе – растениям, животным и
экосистеме леса, взаимодействию человека с природой. Человек - как живое
существо, нуждающееся в благоприятных условиях, как пользователь природы и
как ее хранитель.
Познавательно- исследовательская деятельность старшего дошкольного
возраста в данной программе проявляется в виде детского экспериментирования
с предметами и в виде вербального исследования вопросов, задаваемых
взрослому( почему, зачем, как?)
Опираясь на программу Н.А. Рыжовой «Наш дом – природа» методические
рекомендации которой предусматривают эмоциональное воздействие на детей с
помощью художественного слова, экологические сказки, «письма животным»,
экологические проекты.
Программа сориентирована на личностный подход к ребёнку и всестороннее
его развитие.
Адресат программы: представляет собой цикл занятий по развитию
экологических знаний у детей 5-7 лет и позволяет расширить, обобщить и
углубить знания детей о взаимосвязи живой и неживой природы с помощью
наблюдений, бесед, игр, экспериментирования, рассматривания и сравнения.
Занятия проводятся 1 раз в неделю продолжительностью 25-30 минут в
соответствии с нормами СанПин.
Объем программы, срок освоения: срок реализации программы
«Почемучки» составляет два года, 68 часов.
Особенности организации образовательного процесса
По программе «Почемучки» предполагаются занятия с учебными
группами постоянного состава, одной возрастной категории.
Оптимальное количество обучающихся в группе 10-12 человек.

6

1.2 Цели и задачи программы:
Цель: прививать основы экологической культуры дошкольникам, показать
взаимосвязь живых организмов и неживой природы, влияние человека на
окружающий мир.
Достижение поставленной цели предусматривает решение следующих
задач:
Образовательные


формирование основ экологической культуры в процессе ознакомления
с дошкольниками миром через практическую деятельность с живыми
объектами, наблюдения, опыты, работу с дидактическим материалом,
формирование адекватных экологических представлений, т.е. представления
о взаимосвязях в системе «Человек – природа» и в самой природе;



осознание детьми знаний о том, что растения, и животные- это живые
организмы; о наличии в природе живых тел, об их взаимосвязи;



зависимость строения организма от условий среды обитания, на
примере конкретных растений и животных раскрытие связи строения и их
функционирование, зависимость строения.



формирование знаний о значении живой и неживой природы в жизни и
хозяйственной деятельности человека;



показ положительного и отрицательного влияния человека на
окружающий мир.
Воспитательные






привлечение внимания к окружающим природным объектам, развитие
умений видеть красоту окружающего природного мира, разнообразия его
красок и форм;
воспитание желания и умений сохранять окружающий мир природы.
воспитание чувства ответственности за состояние окружающей среды,
эмоционального отношения к природным объектам.
Развивающие



развитие системы умений и навыков и стратегий взаимодействия с
природой;
7



развитие умений наблюдать за живыми объектами и явлениями
неживой природы;



привлечение внимания к окружающим природным объектам, развитие
умения видеть красоту окружающего природного мира, разнообразия его
красок и форм;



формирование навыков рационального природоиспользования;



развитие навыков здорового образа жизни, охрана и укреплениездоровья
детей.
1.3.Содержание программы:
1.3.1. Учебный план ( старшая группа 5-6 лет)

№ Название темы
п\п

1.

«Земля наш дом»

2.

«Угадай правило»

3.

«Выбери правильно
дорогу

4.

«Воздух , вода,
свет»

5.

«Разноцветная
вода»

6.

«Растворение
веществ в воде»

7

«Удивительное
приключение
Капельки»

8.

«Ветер, ветер ты
могуч»

Количество часов
Всего
Теоретическая Практическая
часов
часть
часть
1.Блок : неживая природа
1час
0,5
0,5
Сентябрь
3 неделя
1час
1
Сентябрь
4 неделя
1час
1
Октябрь
1 неделя
1 час
0,5
0,5
Октября
2 неделя
1 час
0,5
0,5
Октябрь
3 неделя
1 час
0,5
0.5
Октябрь
4 неделя
1 час
1
Ноябрь
1 неделя
1 час
Ноябрь
2 неделя

1

8

Форма

Комплексное
занятие
Игры и проекты

Правила
поведения в
природе
Комплексное
занятие , опыты
Комплексное
занятие , опыты
Комплексное
занятие , опыты
Комплексное
занятие ,
обучающие
настольные игры
Знакомство с
фрагментами
сказки Пушкина.

9.

10.

11.

12.

13.

14.

15.

16.

17.

18.

19.

20.

21.

22.

Как мы дышим

1 час
1
Ноябрь
3 неделя
«Наблюдение за
1 час
1
ветром»
Декабрь
1неделя
«Облака1 час
0,5
0,5
белогривые
Декабрь
лошадки»
2 неделя
«Пусть всегда будет 1 час
0,5
0,5
солнце»
Декабрь
3 неделя
«Песок наш
1 час
0,5
0,5
помощник»
Январь
3 неделя
«Что у нас под
1 час
0,5
0,5
ногами»
Январь
4 неделя
2.Блок Живая природа
«Комнатные
1 час
0,5
0,5
растения»
Февраль
1неделя
«Как живут
1 час
1
растения зимой»
Февраль
2 неделя
«Поможем ёлке»
1 час
0,5
0,5
Февраль
3 неделя
3.Блок среда обитания
«Знакомство с
1час
1
животными жарких Февраль
и холодных стран»
4 неделя
«Корова, коза,
1 час
1
лошадь- домашние
Март
парнокопытные»
1 неделя
«Дикие животные
1 час
1
нашего леса»
Март
2 неделя
«У нас в гостях
1 час
1
животные»
Март
3 неделя
4. блок Экология
«Знатоки природы» 1 час
1
9

Комплексное
занятие , опыты
Комплексное
занятие , опыты
Комплексное
занятие , опыты
Комплексное
занятие , опыты
Комплексное
занятие , опыты
Комплексное
занятие , опыты

Комплексное
занятие ,
наблюдения
Комплексное
занятие , зимний
лес.
Экскурсия

Комплексное
занятие , наш
дом природа
Комплексное
занятие , наш
дом природа
Комплексное
занятие , наш
дом природа
Обобщающее
игровое занятие

Экологическая

23.

24.

«Кто живет в озере,
в реке, в море и
океане?»
«По экологической
тропе»

Март
4 неделя
1 час
Апрель
1 неделя
1 час
Апрель
2 неделя

викторина

0,5

25.

«Муравьи санитары
леса»

1 час
Апрель
3 неделя

1

26.

«Перелетные
птицы»

1

27.

Викторина
«Пернатые»

28.

«Самая быстрая
улитка в мире»

29.

Экологическая
сказка «Ручеек»

30.

«Путешествие в
весенний лес»

1 час
Апрель
4 неделя
1 час
Май
1 неделя
1 час
Май
2 неделя
1 час
Май
3 неделя
1 час
Май
4 неделя
30 часов

Итого:

Комплексное
занятие

1

0,5

1

1

1

0,5

0,5

17

13

Комплексное
занятие ,
солнечная
тропинка
Комплексное
занятие ,
солнечная
тропинка
Комплексное
занятие , жизнь
птиц
Комплексное
занятие , жизнь
птиц
Комплексное
занятие ,
насекомые
Интеллектуальн
ое задание,
инсценировка

1.3.2.Содержание учебного плана (старшая группа 5-6 лет.)
Сентябрь
• «Земля - нашдом»
Теория: Сформировать удетей представления отом, что: планета Земля- наш
общий дом.
Практическое занятие: рассматривание, беседы, наблюдения.
Материалы: иллюстрации, фотографии, глобус, карта мира.
Т.М. Бондаренко «Комплексные занятия по экологии» Воронеж
2006 г.
• «Угадай правило»
Теория: Описание поведение человека отношению к объектам природы, объяснить
эти действия
Практическое занятие: разбор правил поведения в природе
10

Материалы: рисунки с графическим изображением правил, стихи И.В. Цветкова
«Игры и проекты»- 1997 г.
Октябрь
3.«Выбери правильно дорогу»
Теория: Уточнить экологические знания детей, раскрывающие взаимосвязь между
объектами природы, а также определяющие отношения между природой и
человеком на основе конкретных правил поведения ( в лесу, на лугу и в других
природных сообществах). Картина на которой изображены лесные тропинки. По
краям тропинок расставлены макеты с правилами поведения в лесу.
Практическое занятие: определить и рассказать, что за правило поведения в
природе на схеме
Материалы: Л.С. Журавлева «Солнечная тропинка» Москва 2006г.
4.«Воздух, вода и смех»
Теория: Дать детям представление о том, какое большое значение имеет воздух,
вода и свет в жизни человека. Сказка «Спор»
Практическое занятие: Игра «Ручеек» , «Солнечная зайчики догоняют друг друга»
Материалы: рисование свечой Т.М. Бондаренко «Комплексные занятия» Воронеж,
2006 г.
5.«Разноцветная вода»
Теория: продолжать знакомить детей со свойствами воды. Отметить её
прозрачность, но её можно сделать цветной.
Практическое занятие: провести опыты с водой.
Материалы: Оборудование для опыта Т.М. Бондаренко « Комплексные занятия»,
2006 г.
6.«Растворение веществ в воде»
Теория: продолжать знакомить детей со свойствами воды. Отметить , что
некоторые вещества быстро растворяются в воде, но её нужно нагреть.
Практическое занятие: провести опыты с водой.
Материалы: Оборудование для опытов Т.М. Бондаренко «Комплексное занятия»,
2006 г.
Ноябрь
7.«Удивительные приключения Капельки»
Теория: учить детей сохранять воду в природе, довести до сведения в природе, что
вода нужна всем, растениям, животным, человеку.
Практическое занятие: обучающая настольная игра, опыт «Животворное свойство
воды»
Материалы: О.А. Воронкевич «Добро пожаловать в экологию», 2010 г.
8.«Ветер, ветер ты могуч»
Теория: познакомить детей с таким природным явлением, как ветер, причинами его
возникновения, ролью в жизни организмов.
Практическое занятие: чтение художественной литературы фрагменты «Сказки о
11

царе Салтане»
Материалы: сборник сказок А.С. Пушкина.
9.«Как мы дышим»
Теория: Познакомить детей с органами дыхания человека и некоторых животных.
Практическое занятие: тактильное обследования органа слуха (ухо)
Материалы: иллюстрация О.А. Воронкевич «Добро пожаловать в экологию», 2019
г.
Декабрь
10.«Наблюдение за ветром»
Теория: продолжать знакомить детей с явлением «ветер». По каким признакам
можно узнать, есть ли он или нет.
Практическое занятие: определение наличия, силы и направление ветра с
помощью ветрячков и султанчиков.
Материалы: оборудование для опыты Т.М. Бондаренко «Комплексные занятия»,
2006 г.
11.«Облака- белогривые лошадки»
Теория: продолжать знакомить детей с облаками, предложить представить на что
они похожи.
Практическое занятие: наблюдение
Материалы: песенка «Облака белогривые лошадки», стихотворение С.Н.
«Николаева» «Воспитание экологической культуры»,1995 г.
12.«Пусть всегда будет солнце»
Теория: познакомить детей с явлениями неживой природы, с понятием долгота
дня.
Практическое занятие: опыты 1) солнце высушивает предметы 2)солнце
прогревает предметы.
Материалы: Т.М. Бондаренко « Комплексные занятия» Воронеж, 2006 г.
Январь
13.«Песок - наш помощник»
Теория: дать представление о свойствах песка, о том как человек использует его,
закреплять умение делать простейшие умозаключения.
Практическое занятие: опыты 1) сыпучесть песка 2) рассматривание через лупу.
Материалы: Т.М. Бондаренко «Комплексные занятия» Воронеж, 2006 г.
14.« Что у нас под ногами»
Теория: продолжать знакомить детей со свойствами песка и почвы.
Практическое занятия: опыты, экологическая лаборатория.
Материалы: Т.М. Бондаренко «Комплексные занятия» Воронеж, 2006 г.
Февраль
15.« Комнатные растения»
Теория: уточнить представление детей о комнатных растениях( бальзамин,
колеус), учить различать листья, стебли, цветы. Знать что корни находятся в земле.
Практическое занятие: внесение кашпо с цветами, художественное слово, опыт
«Дыхание листа»
Материалы: С.Н. Николаева «Воспитание экологической культуры» 1995 г.
12

16.« Как живут растения зимой»
Теория: обобщить и систематизировать представление детей о приспособлении
растений к сезонным явлениям.
Практическое занятие: рассматривание иллюстраций «Зимний лес», «Зимние
забавы»
Материалы: С.Н. Николаева «Воспитание экологической культуры» 1995г.
17.«Поможем Ёлке»
Теория: воспитывать бережное отношение к дереву на примере ели.
Практическое занятие: экскурсия, показать как стряхивать снег , что бы он своей
тяжестью не сломал ветви , художественное слово, подвижные игры.
Материалы: Н.А. Рыжова «Наш дом- природа»
18.«Знакомство с животными жарких и холодных стран»
Теория: расширять и систематизировать представления детей об умении животных
приспосабливаться к среде обитания.
Практическое занятие: рассматривание иллюстраций, картин, художественное
слово.
Материалы: О.А. Воронкевич «Добро пожаловать в экологию» 2010 г.
Март
19.Экологическая викторина « Знатоки природы»
Теория: Закрепить знания детей о природе. Вырабатывать умение быстро находить
правильный ответ.
Практическое занятие: участие в викторине с использованием песочных часов,
юля со стрелкой, карточки с заданиями, жетоны за правильные ответы.
Материалы: Н.А. Рыжова «Наш дом- природа»
20.«Корова- коза- лошадь домашние парнокопытные животные»
Теория: продолжать знакомить детей с домашними животными и их внешним
видом. Объяснить детям , что домашние животные очень полезны человеку.
Практическое занятие: изучение иллюстраций, художественное слово,
прослушивание голосов домашних животных в записи.
Материалы: Н.А. Рыжова «Наш дом- природа»
21. «Дикие животные нашего леса»
Теория : Развивать умение анализировать, обобщать и сравнивать, показать связь
пищевые цепочки в лесу.
Практическое занятие: рассматривание иллюстраций, карта размещения
животных в нашей полосе.
Материалы: Н.А. Рыжова «На- дом природа»
22.Игровое обобщающее занятие «У нас в гостях животные»
Теория : учить видеть сходства и различия между разными группами животных,
знать их повадки.
Практическое занятие: дидактические игры о животных
Материалы: О.А. «Добро пожаловать в экологию», 2010 г., И.В. Цветкова « Игры
и проекты», 1997 г.
Апрель
23. «Кто живет в реке, в озере, в море и океане?»
13

Теория: развивать умение классифицировать морских обитателей, их жизнь на воде
и под водой.
Практическое занятие: классификация водных обитателей и их среды обитания.
Материалы: художественное слово О.А. Воронкевич «Добро пожаловать в
экологию» , 2010г. С.Н. Николаева «Воспитание экологической культуры» 1995 г.
24. «По экологической тропе»
Теория: Продолжать учить различать и называть деревья. Познакомить детей с
деревьями, растущими на территории детского сада.
Практическое занятие: Дидактическая игра «С чьей ветки детки», хоровод
«Березка»
Материалы: Н.А. Рыжова «Наш дом- природа», Л.С. Журавлёва «Солнечная
тропинка» М: Мозайка – Синтез, 2006 г.
25. «Муравьи – санитары леса»
Теория: сформировать представление детей о роли муравьев в жизни леса, их
образе жизни.
Практическое занятие: рассматривание картины «Муравьи за работой»
Материалы: Н.А. Рыжова « Наш дом- природа»
26. «Перелётные птицы»
Теория: расширить знания детей о жизни птиц весной об их вешнем виде, питании.
Учить распознавать птиц по их способам передвижения, издаваемым звукам.
Практическое занятие: использование художественного слова, прослушивание
голосов птиц в записи, экскурсия к скворечникам.
Материалы: Н.А. Рыжова « Наш дом- природа»
27. Викторина о птицах «Пернатые»
Теория: обобщать и систематизировать знания о птицах.
Практическое занятие: художественное слово, вопросы, ответы, прослушивание
голосов птиц в записи
Материалы: Н.А. Рыжова « Наш дом- природа», И.В. Цветкова « Игры и проекты»,
1997 г.
28. «Самая быстрая улитка в мире»
Теория : познакомить детей с важным органом чувств- ухом.
Практическое занятие : модель строения уха, дидактическая игра «Что услышал?»
Материалы: О.А. Воронкевич «Добро пожаловать в экологию», 2010 г.
29. Экологическая сказка «Ручеек»
Теория: показать важность живого в природе, развивать познавательную
способность.
Практическое занятие: интеллектуальные задания, хороводная игра «Ручеек»,
инсценировка песни «Шири круг» В. Викторова.
Материалы: Н.А. Рыжова « Наш дом- природа».
30. «Путешествие в весенний лес»
Теория: закреплять знания о периодах весны, закрепить знания детей о весенних
изменениях в живой и неживой природе. Развивать умения, сравнивать различные
периоды весны.
Практическое занятие : дидактические игры.
14

Материалы: Л.С. Журавлёва «Солнечная тропинка» Москва, 2006 г., И.В Цветкова
«Игры и проекты», 1997 г.
1.3.3. Учебный план ( подготовительная группа 6-7 лет)
№ Название темы
п\п

1.

«Экология»

2.

«Мы друзья
природы»

3.

«Золотистый бал
природы»

4.

Посещение кафе
«Дары осени»

5.

«Как и для чего
дышит человек»

6.

«Что такое огонь?»

7.

«Полезные
ископаемые
(камни)»
«Ходит капелька по
кругу»

8.

9.

«Осадки : иней,
дождь, снег»

10.

«Воздух вокруг

Количество часов
Всего
Теоретическая Практическая
часов
часть
часть
1.Блок : неживая природа
1час
0,5
0,5
сентябрь
1 неделя
1час
0,5
1
сентябрь
2 неделя

1 час
сентябрь
3 неделя
1 час
сентябрь
4 неделя

1

Форма

Комплексное
занятие наш дом
природа
Игры и правила
поведения на
объектах
природы,
проекты
Комплексное
занятие наш дом
природа
Комплексное
занятие готовим
блюда из овощей,
дидактические
игры.
Комплексное
занятие, опыты.

0,5

0,5

1час
октябрь
1 неделя
1 час
октября
2 неделя
1 час
октябрь
3 неделя
1 час
октябрь
4 неделя

0,5

0,5

0,5

0,5

Комплексное
занятие , опыты

0,5

0,5

Комплексное
занятие , опыты

1

1 час
ноябрь
1 неделя
1 час

0,5

Инсценировка по
мотивам сказки
«Куда делась
вода после
дождя?»
Комплексное
занятие , опыты

0,5

0,5

0,5
15

Комплексное

нас»
11.

12.

« Этот
удивительный
воздух»
«Вот труба над нею
дым»

занятие , опыты
0,5

0,5

Комплексное
занятие , опыты

0,5

0,5

Комплексное
занятие , опыты
«Воздух
невидимка»
Комплексное
занятие наш дом
природа
Комплексное
занятие

0,5

Комплексное
занятие ,
исследовательска
я деятельность
Подвижные игры
«День-ночь», с-р
игра
«Путешествие на
пароходе»
Комплексное
занятие, опыты

15.

«Солнышко,
солнышко выгляни
в окошко»

1 час
ноябрь
5 неделя
1 час
декабрь
1неделя
1 час
декабрь
2 неделя

16.

«От чего
происходит смена
дня и ночи?»

1 час
декабрь
3 неделя

17.

«Песок и глинанаши помощники»

18.

«Удивительная
глина»

19.

«Что у нас под
ногами»

20.

«Земля -наша
кормилица»

21.

«Сухая и влажная
почва»

22.

«Знакомство с
подземным

1 час
0,5
0,5
декабрь
4 неделя
2.Блок Живая природа
1 час
0,5
0,5
январь
1 неделя
1 час
0,5
1
январь
2 неделя
1 час
0,5
0,5
январь
3неделя
3.Блок среда обитания
1 час
0,5
0,5
январь
4неделя
1 час
0,5
0,5
февраль

13.

14.

«Земля в
экологической
опасности!»
«Где же пятый
океан?»

ноябрь
2 неделя
1 час
ноябрь
3 неделя
1 час
ноябрь
4 неделя

1

1

0,5

1

16

Комплексное
занятие , опыты,
наблюдения
Комплексное
занятие, зимний
лес
Экологическая
лаборатория ,
состав почвы
Комплексное
занятие , наш
дом природа
Экологическая
лаборатория ,

царством»
23.

24.

25.

26.

27.

28.

29.

30.

31.

32.

состав почвы
1неделя
4.Блок Многообразие растительного и животного мира
«Значение почвы в
1 час
1
Комплексное
жизни растений»
занятие , наш
февраль
дом природа
2 неделя
«Не уставайте
1час
1
Комплексное
удивляться»
занятие , природа
февраль
глазами
3неделя
художников,
рисуем пейзаж
«Экологическая
1 час
1
Игры, опросы,
викторина Клуб
блиц опрос
февраль
знатоков леса»
4 неделя
«Север- царство
1 час
1
Комплексное
снега и льда»
занятие ,чтение
март
художественной
1 неделя
литературы
«Снежная
королева»
«Комнатные
1 час
0,5
0,5
Комплексное
растения спутники
занятие
март
нашей жизни»
пересадка
2 неделя
комнатных
растений
вегетативным
способом
«Где живут
1 час
1
Комплексное
обитатели
занятие цепочки
март
природы?»
живых
3 неделя
организмов
«Учитесь жалеть и
1 час
1
Комплексное
беречь»
занятие , добро
март
пожаловать в
4 неделя
экологию
«О чём поют
1 час
1
Комплексное
птицы»
занятие , жизнь
апрель
птиц
1 неделя
«Как нельзя,
1 час
1
Комплексное
относится к братьям апрель
занятие , добро
нашим меньшим?»
пожаловать в
2неделя
экологию
« В гостях у
1 час
1
Интеллектуальн
зеленого друга»
ое задание, играапрель
викторина о
3 неделя
17

33.

34.

35.

36.

37.

38.

«Кто такой
человек?»

1 час
апрель
4 неделя
«Лес экологическая 1 час
система»
май
1 неделя
«Лес в жизни
1 час
человека»
май
2 неделя
«Заповеди юных
1 час
защитников
май
природы»
3 неделя
«Природа просит
1 час
защиты»
май
4 неделя

0,5

«Строим
экологический
город»
Итого:

0,5

1

19

19

1 час
май
5 неделя
38 часов

0,5

1

0,5

0,5

0,5

0,5

1

растениях
Комплексное
занятие , игры и
проекты
Комплексное
занятие наш дом
природа
Комплексное
занятие этажи
леса
Комплексное
занятия наш дом
природа
Инсценировка
«Зимний
разговор через
форточку!
Комплексное
занятие мы юные
экологи

1.3.4. Содержание учебного плана ( подготовительная группа 6-7 лет)
Сентябрь
1.« Экология»
Теория: Уточнить природоведческие знания детей о факторах окружающей
среды, необходимых для жизни на Земле. Воспитывать гуманное отношение к
природе, желание сберечь и сохранить красоту природы.
Практическое занятие: кукла «Инопланетянин», предметные картинки,
дерево без листьев, пособие «Напоминающие знаки»
Материалы: Н.А. Рыжова «Наш дом- природа»
2.«Мы друзья природы»
Теория: Углублять знания о правилах поведения в природе, об обитателях леа, об
охране всего живого на земле.
Практическое занятие: дидактическая игра «Кто , где живёт?»
Материалы: Н.А. Рыжова «Наш дом- природа» , картины с изображением
обитателей леса, карта- план путешествия, стихи, загадки.
3.«Золотистый бал природы»
Теория: Совершенствовать знания о природе, обогащать музыкальные впечатления
детей. Воспитывать любовь к русской национальной культуре.
Практическое занятие: слушать музыки, грамзаписи.
Материалы: Н.А. Рыжова «Наш дом- природа». О.А. Воронкевич «Добро
пожаловать в экологию» Детство- Пресс 2010г.
4. Посещение кафе «Дары осени»
18

Теория: Систематизировать представления об овощах и фруктах, познакомить с
технологией приготовления блюд их них.
Практическое занятие: Дидактическая игра «Придумай загадку», приготовления
блюда из овощей и фруктов.
Материалы: Н.А. Рыжова «Наш дом- природа»
Октябрь
5.«Как и для чего дышит человек?»
Теория: продолжать знакомить детей с дыхательной системой человека.
Практическое занятие: игры на образование воздушной струи.
Материалы: Оборудование для опытов (стакан воды, трубочки для коктеля,не
надутые шарики О.А. Воронкевич «Добро пожаловать в экологию» Детство- Пресс,
2010 г.
6.«Что такое огонь?»
Теория: показать необходимость огня и противоречивость этого явления.
Познакомить с историей использования огня человеком.
Практическое занятие: рассматривание альбома, просмотр презентации на тему
«Откуда взялся огонь?»
Материалы: иллюстрации, художественное слово «Прометей», «Какой бывает
огонь?» С.Я. Маршак «Пожар», С.Н. Николаева «Воспитание экологической
культуры», 1995 г.
7. «Полезные ископаемые»
Теория: закрепить знания о полезных ископаемых России.
Практическое занятие: рассматривание иллюстраций, коллекций камней.
Материалы: Т. М. Бондаренко «Комплексные занятия», 2006 г.
8.«Ходит Капелька по кругу»
Теория: закрепить знания о воде, создать праздничное настроение, формировать у
детей представления о природных взаимосвязях.
Практическое занятие: инсценировка по мотивам сказки: «Куда делась вода после
дождя?» А.Дитрих
Материалы: Т. М. Бондаренко «Комплексные занятия», 2006 г.
9.«Воздух вокруг нас»
Теория: дать детям понятие о воздухе через опыты, показать способы обнаружения
воздуха, познакомить детей с некоторыми свойствами воздуха.
Практическое занятие: Опыт со стаканом и водой, опыт на доказательство
невидимости и прозрачности воздуха
Материалы: Н.А. Рыжова «Наш дом- природа», 1998г.
Ноябрь
10. «Осадки: дождь, иней, снег»
Теория: расширить представления о осадках, учить находить взаимосвязь
состояния погоды, температуры воздуха и разновидностях осадков
Практическое занятие: рассматривание картинок с различными осадками, книга
«Стихийные бедствия»
Материалы: Н.А. Рыжова «Наш дом- природа», 1998г.
11.«Этот удивительный воздух»
19

Теория: расширить представления о воздухе, о способах его обнаружения, учить
устанавливать причинно - следственные связи.
Практическое занятие: опыты «Буря в стакане», «Воздух имеет вес»
Материалы: Н.А. Рыжова «Наш дом- природа», 1998г.
12.«Вот труба над нею дым»
Теория: роль воздуха в жизни человека, причина его загрязнения, дать
элементарные представления об источниках загрязнения воздуха.
Практическое занятие: просмотр презентации на тему «Откуда пришло тепло?»
Материалы: художественное слово, иллюстрации. Н.А. Рыжова «Наш домприрода», 1998г.
13. «Земля в экологической опасности»
Теория: продолжать формировать представление о роли человека в сохранении
экологически чистой планеты.
Практическое занятие: беседа на тему «Спасатели планеты»
Материалы: презентация, О.А. Воронкевич «Добро пожаловать в экологию»
Детство-Пресс 2010г, Н.А. Рыжова «Наш дом- природа», 1998г.
14.«Где же 5-й океан?»
Теория: продолжать формировать представление о роли воздуха, познакомить с
некоторыми его свойствами, развивать способность делать умозаключения,
анализировать, сравнивать, классифицировать.
Практическое занятие: экологическая лаборатория, опыты
Материалы: плакаты, глобус, О.А. Воронкевич «Добро пожаловать в экологию»
Детство-Пресс 2010г, Н.А. Рыжова «Наш дом- природа», 1998г.
Декабрь
15.«Солнышко,солнышко выгляни в окошко»
Теория: познакомить детей с явлениями солнечных лучей на черный и белый цвет,
развивать наблюдательность, смекалку..
Практическое занятие: исследовательская деятельность, вывод: солнце- тепло,
опыты: «Из каких цветов состоит солнечный луч», «Влияние солнечного света на
жизнь всего живого на Земле».
Материалы: С.Н. Николаева «Воспитание экологической культуры» 1995 г.
16.«От чего происходит смена дня и ночи?»
Теория: Развивать у детей элементарные представления о Солнечной системе, о
месте Земли в космическом пространстве, совершенствовать представление детей о
времени и части суток..
Практическое занятие: модель земли и солнца, картинки с изображением
различных времён суток. С.Н. Николаева «Воспитание экологической культуры»
1995 г.
17.« Песок и глина – наши помощники»
Теория: продолжать знакомить детей со свойствами песка и глины, о том, как
человек использует их, научить лепить из глины элементарные предметы,
формировать понятие о том, что песок и глина- это полезные ископаемые.
Практическое занятия: опыты, экологическая лаборатория.
Материалы: Л.С. Журавлёва «Солнечная тропинка» М: МОСКВА , 2006г., И.В.
20

Цветкова «Игры и проекты», 1997 г.
18.« Удивительная глина»
Теория: учить детей использовать природные материалы в жизни, в быту,
воспитывать бережное отношение к объектам из неживой природы и сделанными
из них предметами.
Практическое занятие: лепка посуды из глины
Материалы: Т.М. Бондаренко «Комплексные занятия», 2006 г.
Январь
19.« Что у нас под ногами?»
Теория: дать представления о разнообразии камней в природе, камни- орудие труда
древних людей, как человек использует камни( строительство, памятники,
альпинарий, драгоценные камни и украшения.
Практическое занятие: Исследовательская деятельность ,рассматривание
иллюстраций «Ископаемые Урала».
Материалы: иллюстрации, коллекции камней, картинный материал Т.М.
Бондаренко «Комплексные занятия», 2006 г.
20.«Земля- наша кормилица»
Теория: дать представление о том, что почва верхний слой Земли, познакомить
через опыты с составом почвы ( вода, воздух, глина, камни, перегной)
Практическое занятие: экологическая лаборатория, опыты о составе почвы, о
цвете почвы.
Материалы: Н.А. Рыжова «Наш дом- природа»
21.«Сухая и влажная почва»
Теория: учить определять и сравнивать сухую и влажную почву, фиксировать
результаты исследований.
Практическое занятие: исследовательская деятельность на тему : «Свойства
почвы»
Материалы: художественное слово, почва бывает разная Т.М. Бондаренко
«Комплексные занятия», 2006 г.
22. « Знакомство с поземным царством»
Теория: Продолжать знакомить с подземными обитателями, с особенностями
строения червяка и других подземных обитателей, показать их приспособленность.
Практическое занятие: экологическая лаборатория, опыты с почвой.
Материалы: Т.М. Бондаренко «Комплексные занятия», 2006 г. С.Н. Николаева
«Воспитание экологической ультуры»,1995 г.
Февраль
23.«Значение почвы в жизни растений»
Теория: формировать знания детей о том ,что без почвы нет растениям жизни,
воспитывать бережное отношение.
Практическое занятие: плакаты , иллюстрации, художественное слово
Материалы: Т.М. Бондаренко «Комплексные занятия», 2006 г. О.А. Воронкевич
«Добро пожаловать в экологию» Детство- Пресс, 2010 г.
24. « Не уставайте удивляться»
Теория : Заинтересовать детей открытием тайн и загадок природы, учить видеть
21

необычное и прекрасное в привычном, на первый взгляд не приметном.
Практическое занятие: рассматривание фотоальбома «Природа глазами
художников» , рисуем пейзаж.
Материалы: Л.С. Журавлёва «Солнечная тропинка» М: Мозайка – Синтез, 2006 г.
И.В. Цветкова «Игры и проекты», 1997 г.
25. Экологическая викторина «Клуб знатоков леса»
Теория : формировать умение сравнивать, выделять существенные признаки,
понимать простейшие причинно – следственные связи.
Практическое занятие: игра «Блиц- опрос»
Материалы: И.В. Цветкова « Игры и проекты», 1997 г. Н.А. Рыжова «Наш домприрода»,
26. «Север- царство льда и снега»
Теория: формировать представления о климатических условиях Крайнего Севера и
тундры.
Практическое занятие: чтение сказки Г.Х. Андерсена «Снежная королева»
Материалы: картинка- модель «Север» Н.А. Рыжова «Наш дом- природа»
Март
27. «Комнатные растения спутники жизни»
Теория: расширять и систематизировать знания детей, учить различать листья,
стебли, цветы , знать что корни в земле.
Практическое занятие: пересадка комнатных растений, вегетативным способом.
Материалы: модели ухода за комнатными растениями С.Н. Николаева
«Воспитание экологической ультуры»,1995 г.
28. «Где живут обитатели природы»
Теория: познакомить с разнообразием домов- среды обитания живых организмов с
зависимостью от условий существования от поведения человека.
Практическое занятие: исследовательская деятельность на тему: «Среда
обитания»
Материалы: плакаты , схемы, цепочки живых организмов С.Н. Николаева
«Воспитание экологической ультуры»,1995 г.
29. «Учите жалеть и беречь»
Теория: пробудить чувство сострадания и жалости к обитателям природы
попавшим в беду, учить отделять истинную жалость от ложной.
Практическое занятие: беседа на тему : «Природа наш общий дом»
Материалы: художественные произведения, иллюстрации О.А. Воронкевич
«Добро пожаловать в экологию», 2010 г.
30. «О чём поют птицы»
Теория: обобщать и систематизировать знания о птицах, развивать интерес к жизни
птиц, в частности к их голосам, умение вслушиваться в их звуковые сигналы.
Практическое занятие: художественное слово, вопросы, ответы, прослушивание
голосов птиц в записи
Материалы: иллюстрации о птицах С.Н. Николаева «Воспитание экологической
ультуры»,1995 г.
Апрель
22

31. «Как нельзя относиться к братьям нашим меньшим»
Теория : воспитывать гуманных чувства к нелюбимым и незаслуженно
преследуемым людьми животным, раскрывать необоснованность мотивов
преследования людьми некоторых нелюбимых животных, формировать правила
поведения с этим животными.
Практическое занятие : загадывание загадок о животных
Материалы: картинки, художественное слово, загадки
О.А. Воронкевич «Добро пожаловать в экологию», 2010 г., С.Н. Николаева
«Воспитание экологической культуры» 1995 г.
32. «В гостях у зеленого друга»
Теория: вызвать интерес к защите и изучению растений
Практическое занятие: игра викторина о растениях, чтение отрывка «Не только
деревья» по М. Ильину
Материалы: С.Н. Николаева «Воспитание экологической культуры» 1995 г.
33. «Кто такой человек»»
Теория: уточнить знания о человеке в сравнении с животным и растительным
миром, выделяя их существенные признаки.
Практическое занятие : дидактические игры «Напоминающие знаки», «Собери
цветок»
Материалы: модели всех групп животных О.А. Воронкевич «Добро пожаловать в
экологию», 2010 г.
34. «Лес экологическая система»
Теория: сформировать понятие «Этажи леса», формировать у детей представление
о взаимосвязи обитателей леса, их пищевой зависимости друг от друга
Практическое занятие: создание модели «Лес»
Материалы: художественное слово, экология в картинках, иллюстрации о
растениях и животных, модели «Этажи леса» Н.А. Рыжова «Наш- дом природа»
Май
35. «Лес в жизни человека»
Теория: углубить и обобщить знания детей о лесе и его обитателях, познакомить
детей с тем, какую роль в жизни человека играет лес.
Практическое занятие : рассматривание сюжетных картин о лесе
Материалы: панно для моделирования «Лес», предметные картинки, плакаты «Что
не следует делать в лесу», экспонаты, что делают из древесины. О.А. Воронкевич
«Добро пожаловать в экологию», 2010 г. Н.А. Рыжова «Наш- дом природа»
36. «Заповеди юных защитников природы»»
Теория: закрепить знания о правилах поведения- запретах и предписаниях о в
природном окружении.
Практическое занятие : беседа о том, как юные экологи могут заботиться о
сохранении всего живого на Земле.
Материалы: плакаты с изображением разных ситуаций О.А. Воронкевич «Добро
пожаловать в экологию», 2010 г.
37. « Природа просить защиты»
Теория: приобщать детей к миру, к пониманию её универсальной ценности в
23

жизни человека, защите природных обитателей , живущих рядом с нами в одном
земном доме
Практическое занятие : рисунки детей, игра инсценировка «Зимний разговор
через форточку» Б. Брехт
Материалы: Н.А. Рыжова «Наш – дом природа», Л.С. Журавлева «Солнечная
тропинка» М: МОСКВА, 2006 г.
38. «Строим экологический город»»
Теория: уточнить знания о человеке в сравнении с животным и растительным
миром, выделяя их существенные признаки.
Практическое занятие : дидактические игры «Напоминающие знаки», «Собери
цветок»
Материалы: модели всех групп животных О.А. Воронкевич «Добро пожаловать в
экологию», 2010 г.
1.4.Планируемые результаты:






Ребенок должен знать представителей животного мира и разделять их
по видам, аргументировать свой выбор. Соотносить представителей
животного мира со средой обитания. Называть их характерные признаки.
Проявлять интерес и эмоционально выражать свое отношение к ним. Знать,
как нужно ухаживать за домашними животными и обитателями уголка
природы. Понимать взаимосвязь между деятельностью человека и жизнью
животных, птиц и растений. Без труда выражать свое отношение к
представителям животного мира;
Ребенок должен уметь классифицировать растения по видам, знать их
характерные признаки. Называть условия, необходимые для жизни, роста и
развития комнатных растений. Знать, как правильно нужно ухаживать за
ними. У ребенка должны быть сформированы практические умения и навыки
ухода за растениями. Ребенок должен проявлять интерес и эмоционально
выражать свое отношение к растениям.
Ребенок должен знать объекты неживой природы и правильно называть
их отличительные характеристики. Самостоятельно приводить примеры того,
кем и для чего они могут быть использованы. Правильно называть времена
года, перечислять их в нужной последовательности, знать характерные
признаки каждого времени года.
Ценностно-целевые ориентиры:
- гуманизм как утверждение норм уважения к человеческой личности,
доброжелательного и бережного отношения к каждому; исключение
принуждения и насилия; - открытость человека изменяющемуся миру;
- самоценность каждого возраста: полнота реализации возможностей
ребенка; опора на достижения предыдущего этапа развития неоправданность как инфантилизации в образовании, так и "забегания
вперед";
- индивидуализация образования: учет способностей, интересов, темпа
24













продвижения ребенка; создание условий для его развития, независимо от
уровня исходной подготовленности.
Целевые ориентации:
Дидактические: расширение кругозора, познавательная деятельность,
формирование определённых умений и навыков, развитие трудовых навыков.
Воспитывающие: воспитание самостоятельности, воли,
сотрудничества, коллективизма, коммуникативности.
Развивающие: развитие внимания, памяти, речи, мышления, умения
сравнивать, сопоставлять, находить аналогии, воображения, фантазии,
творческих способностей, развитие мотивации учебной деятельности.
Социализирующие: приобщение к нормам и ценностям общества,
адаптация к условиям среды, саморегуляция.
Целевые ориентиры включают в себя следующие характеристики:
Инициативность и самостоятельность.
Уверенность в своих силах, положительное отношение к себе и другим,
внешнему миру (сопереживание, взаимопомощь)
Умение подчиняться нормам и правилам, развитое воображение,
творчество.
Развитые творческие способности, развитая устная речь.
Любознательность, склонность к экспериментированию и
наблюдениям, способность к принятию решений.
Для экологического развития детей организую специальные наблюдения в
уголке природы, рассматривание пейзажных картин, слушание музыкальных
и поэтических произведений.
На целевых прогулках, экскурсиях, в деятельности на экологической тропе
побуждаю детей к поиску прекрасного в природе, к высказыванию
эстетических суждений.
Дети уверенны в своих силах, открыты внешнему миру, положительно
относятся к себе и к другим, обладают чувством собственного достоинства.
Дети проявляют любознательность, задают вопросы, касающиеся близких и
далеких, предметов и явлений, интересуются причинно – следственными
связями (Как? Почему? Зачем?), пытаются самостоятельно придумывать
объяснения явлениям природы и поступкам людей.
Склонны наблюдать, экспериментировать. Обладают начальными знаниями о
себе, о предметном, природном, социальном и культурном мире, в котором
они живут. Они обладают элементарными представлениями из области
живой природы.
Они способны к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и
умения в различных сферах действительности.
Самое главное - в процессе экологического образования у детей развивается
познавательный интерес миру природы, любознательность творческая
активность, личностные качества ребенка, которые предоставлены как
целевые ориентиры в ФГОС ДО.
25

Раздел2. КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО

- ПЕДАГОГИЧЕСКИХ

УСЛОВИЙ.
2.1.Календарный учебный график 5-6 лет.
Форма Общая
Прод-ть

Режим

Количество Теория Практика Сам.работа

занятий часов

Итого
вая

календарных
дней
очная

1

30

17

13

Путешествие
в весенний
лес

Календарный учебный график 6-7 лет.
Форма Общая
Прод-ть

Режим

Количество Теория Практика Сам.работа

занятий часов

Итого
вая

календарных
дней
очная

1

38

19

19

Строим
экологическ
ий город

2.2.Условия реализации программы.
НАУЧНОСТЬ
Принцип научности предполагает знакомство дошкольников с совокупностью
элементарных экологических знаний, которые служатосновой формирования
мотивации действий ребенка, развития познавательного интереса, формирования
основ его мировоззрения.
ДОСТУПНОСТЬ
Крайне важным и тесно сопряженным с принципом научности являетсяпринцип
доступности материала для ребенка определенного возраста.
Доступность предполагает также значимость для ребенка получаемых знаний,
их эмоциональную окраску. Таким образом, из экологического образования
дошкольников должны быть исключены научные термины,однако содержание
некоторых из них может быть объяснено детям в доступной, привлекательной и
соответствующей возрасту форме: игры, наблюдения, чтение литературы,
рисование, лепка, театрализованная деятельность и т.д.
26

ГУМАНИСТИЧНОСТЬ
Целью экологического образования является сохранение здоровья человека в
здоровой, экологически безопасной среде. Реализация принципа
гуманистичности особенно хорошо прослеживается, в частности, в программах
эколого-валеологического направления.
Принцип гуманистичности реализуется и через воспитание культуры
потребления, чему у нас в стране пока еще уделяется крайне мало внимания.
Содержание экологического образования должно способствовать также
формированию у ребенка представлений о человеке как части природы и о
самоценности природы, воспитывать уважительное отношение ко всем формам
жизни на планете, благоговение перед всеми ее проявлениями.
Принцип гуманистичности подразумевает переход с авторитарной модели
обучения и воспитания на личностно-ориентированную модель, педагогику
сотрудничества взрослого и ребенка, диалоговую форму обучения, когда
ребенок становится равноправным членом обсуждения, а не обучаемым.
ПРОГНОСТИЧНОСТЬ
Для дошкольников данный принцип означает, что в результате экологического
образования у детей формируются элементарные представления о существующих
в природе взаимосвязях и на основе эти
представлений – умение прогнозировать свои действия по отношению к
окружающей среде во время отдыха, труда в природе и бытовых условиях
(элементы рационального использования ресурсов). В дошкольном образовании
в силу возрастных особенностей детей, прогностичность ограничивается
воспитанием привычки и умения оценивать некоторые каждодневные действия
по отношению к окружающей среде, сдерживать свои желания, если они наносят
вред природе.
ДЕЯТЕЛЬНОСТНОСТЬ
Деятельностный подход – основа экологического образования дошкольника.
Экологические знания, которые ребенок усваивает в процессе обучения по
программе, становятся основой формирования мотивации его участия в
различных посильных видах деятельности по сохранению окружающей среды.
Принцип деятельностности в отношениях «ребенок – природа» в дошкольной
педагогике традиционно реализуется в процессе ухода за комнатными
растениями, животными, работе на огороде. Однако с позиции экологического
образования необходимо расширить рамки такой деятельности за счет участия
детей совместно со взрослыми (особенно родителями) или детьми более
старшего возраста в различных природоохранных акциях, оценке состояния
своего дома, двора, территории детского сада, группы (например, какие
растения растут вокруг нас, достаточно ли их, как дома используется вода и
т.п.). Такой подход позволяет сделать деятельность ребенка более осмысленной
и необходимой для него лично.
ИНТЕГРАЦИЯ
В настоящее время данный принцип активно реализуется в школьном
экологическом образовании и менее активно – в дошкольном. Важность этого
27

принципа и на дошкольной ступени обусловлена несколькими причинами: вопервых, интегративным характером экологических знаний кактаковых; вовторых, рассмотрением экологического образования с точки зрения
всестороннего развития личности ребенка и, в-третьих, особенностями
организации и методики всей работы в дошкольном учреждении.
ЦЕЛОСТНОСТЬ
Этот принцип тесно связан с предыдущим и присущ именно дошкольному
экологическому образованию, отражая, прежде всего, целостное восприятие
окружающего мира ребенком и его единство с природой. В этом возрасте
малыш действительно ощущает себя частью того, что существует вокруг.
Сам процесс работы с детьми в дошкольном учреждении также должен строиться
с учетом целостного подхода. Наиболее ярко принцип целостностив
экологическом образовании отражает холистический подход.
КОНСТРУКТИВИЗМ
Конструктивный подход означает, что в качестве примеров для дошкольников
должна использоваться только нейтральная, положительная или отрицательноположительная информация. Последнее предполагает, что,приводя
отрицательные факты влияния человека на природу, педагог обязан показать
ребенку положительный пример или возможность изменения ситуации. Крайне
важно при этом подчеркнуть, что именно может сделать сам ребенок, его семья,
детский сад, привести факты успешно решенных экологических проблем,
желательно на примерах ближайшего окружения.
РЕГИОНАЛИЗМ
Регионализм проявляется в отборе для изучения объектов живой и неживой
природы, прежде всего, своего края, с учетом его историко-географических,
этнографических особенностей. Это очень важный момент, так как опыт
показывает, что многие дошкольники лучше знают представителей животного,
растительного мира тропических лесов, чем обитающих рядом сними. Поэтому
крайне важно показать ребенку особенности взаимоотношений человека и
природы на примерах региона, в котором он живет.
СИСТЕМНОСТЬ
Принцип системности имеет особое значение в обучении дошкольников, таккак
его применение способствует их умственному развитию в целом.
Как и дошкольной педагогике в целом, в экологическом образовании принципы
систематизации знаний обеспечивают реализацию принципа научности, так как в
основу систематизации положены представления иэлементарные понятия,
отражающие основные законы природы и социальные взаимосвязи.
Принцип системности должен реализовываться через проблемный подход (сэтой
позиции он тесно связан с принципами интеграции, целостности).
ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ
Принципиальная особенность системы экологического образования – это
преемственность всех ее звеньев.
Принцип преемственности предполагает, что дошкольное образование должно
иметь тесную связь со всеми ступенями системы непрерывногообразования.
28

Достижение цели возможно при использовании основных принципов экологического
В основе программы лежат следующие принципы:

Принцип дифференциации и индивидуализации. Этот принцип
предусматривает учет возрастных особенностей и возможностей детей с
речевыми нарушениями.

Принцип деятельного подхода. Речь как регулятор всех психических
функций развивается в ходе общения в ходе деятельности.

Принцип развития. Этот принцип предусматривает деятельность
одновременно во всех направлениях развития.

Принцип сотрудничества. Предполагает признание ценности
совместной деятельности детей и взрослых.

Принцип системности. Деятельность планируется систематически.

Принцип от простого к сложному. Начиная от простых понятий,
заканчивая серьезными умозаключениями.
Наиболее эффективными формами взаимодействия педагога с детьми по
экологическому образованию использую в своей работе такие формы, в
которой дошкольник получает возможность непосредственного контакта с
природой. В этом случае у детей формируются не только экологические
знания, но и опыт использования этих знаний в практической деятельности.
Материально – техническое обеспечение:
Основные формы и методы работы:

Экскурсия

Наблюдение

Беседа

Исследовательская деятельность

Экспериментальная деятельность

Проектная деятельность

Эколого-природоведческие игры, игры-путешествия

Работа с энциклопедической и природоведческой литературой
Для эффективной реализации программы в учреждении созданы
благоприятные условия:

Организовано «экологическое пространство» в помещении: групповые
уголки природы, подобраны и размещены растения в соответствии с их
биологическими особенностями; на территории: сад и огород.

Фонд методических, наглядно - иллюстрированных материалов;

Создана мини-лаборатория для организации и проведения опытов с
объектами природы.
Методические материалы:
Развивающая экологическая среда представлена в группе следующими
центрами:
«Маленький ученый»
Представлены различные приборы: весы, увеличительные стекла,
магниты, микроскопы, лупы; Разнообразные сосуды из различных
материалов: стекла, металла, пластмассы; Природные материалы: листья,
29

песок, глина, земля, семена;

Гайки, винтики, гвоздик, проволока;

Медицинские материалы: пипетки, колбы, шприцы, мерные ложечки,
вата, бинт;

Бросовый материал: пластмасса, пенопласт, кусочки ткани, кожи, меха,
опилки, стружка;

Сыпучие продукты (мука, зерна, крупа, соль, сода); свечи, фонарики;

Детские халаты, фартуки;

Схемы для проведения опытов;

Журнал для фиксирования результатов.
«Центр природы»

Календарь природы, модель календаря природы

Уголок цветов (эстетически оформлен; растения подобраны и
расположены в соответствии с их особенностями, паспорта растений.)

Различные емкости (лейки; ведра; пластиковые, различных цветов
бутылки)

Воронки

Природный материал (шишки, камни, желуди, мох, куски коры и
древесины)

Металлические, пробковые, деревянные и пластиковые предметы

Игрушки (песочные наборы, резиновые игрушки, кораблики…)

Экологические наборы «Пруд», «Лес», «Животные» (коробки с
необходимыми материалами для моделирования среды обитания)
«Огород на подоконнике»

Мини – огород (контейнеры для выращивания рассады цветочных,
овощных культур; семена цветов, овощных и злаковых культур)

Уголок – садовода (инструмент для полива, рыхления, ухода за
растениями)
«Умелые ручки»
Центр оборудован столами, мольбертами, открытыми шкафами.
Детям предложены различные материалы:

Для рисования (гуашь, пастель, ц/карандаши, акварель, кисти…)

Для лепки (пластилин, глина, соленое тесто)

Для аппликации (ц/бумага, б/бумага, клей, ножницы, трафареты…)
Здесь же организуются выставки репродукций известных художников (по
темам, по сезонам…) и работ самих детей, выполненных в различных
техниках.
Для работы воспитанников предоставляется детский садовый инвентарь:
лейки, ведра, перчатки, лопатки, грабельки, рыхлители, ящики для рассады.
Дидактические материалы.
Картинки, иллюстрации, раздаточный материал, карточки – схемы и т.д.
Оборудование.
Мольберт, инструменты для проведения опытов и экспериментов
(увеличительные стекла, палочки, лопатки, горшочки, природный материал
30

(камни, песок, глина, земля, вода и т. д.), полиэтиленовые пакеты,
стаканчики, пипетки, шприцы, лейки, термометры, банки и т.д.
2.3. Формы аттестации
•

Участие детей в экологической лаборатории: исследовательской
деятельности, в наблюдениях, в опытах;

•

Обучающие настольные, дидактические, сюжетные, подвижные игры;

•

Знакомство с художественной литературой и русским фольклёром на
экологическую тему;

•

Практические задания : приготовление блюда из овощей и фруктов,
моделирование на тему: «Лес»;

•

Экологических сказок, стихов.
2.4 Оценочные материалы












Диагностический инструментарий для детей 5 – 7 лет по экологическому
развитию. (Верещагина Н.В.)
Задание №1.
Определить уровень знаний о характерных особенностях представителей
животного мира, распределить их по видам; соотносить представителей
фауны со средой обитания и выявить отношение ребенка к ним.
Инструкция к проведению.
Расселить животных на карте с учетом их проживания (картинки насекомых,
рыб, птиц, диких и домашних животных).
Выбрать 2 животных, 2 насекомых и 2 птиц и ответить на вопросы:
Как называется животное, птица, насекомое?
Что ты можешь рассказать о нем?
Что происходит с птицами, насекомыми и некоторыми животными
осенью, зимой,
весной?
Как человек может помочь птицам зимой?
Что произойдет, если исчезнут птицы (насекомые, звери)?
Что такое «Красная книга», какие животные (птицы, насекомые…)
занесены в нее?
Как надо относится ко всем животным?
Задание №2.
Игра «Когда это бывает?»:
Дополни предложение:
Светит яркое солнце, дети купаются в реке…;
31












Деревья покрыты снегом, дети катаются с горки на санках…;
С деревьев опадают листья, птицы улетают в теплые края…;
На деревьях распускаются листочки, расцветают подснежники
(вопросы могут сопровождаться иллюстрированным материалом).
Назови времена года в чередующейся последовательности?
Задание №3.
Ботаническое лото.
Рассмотри, покажи и назови:
Деревья (6 – 7);
Кустарники (4 – 5);
Ягоды (6 – 7);
Грибы
съедобные и ядовитые);
Цветы сада, леса, комнатные растения (по 6 – 7).
Беседа.
Какие условия необходимы для жизни, роста и развития растений?
Как правильно ухаживать за растением?
Какую помощь растениям оказывают животные, насекомые, человек?
Какие растения Тамбовского края занесены в «Красную книгу»?
Дидактическая игра.
Разложи правильно карточки (от семечки до взрослого растения).
Назови и покажи части растения (корень, стебель или ствол, листья, цветы,
семена, плоды).
Задание №4.
Беседа.
Чем дышит человек?
Где можно обнаружить воздух?
Что загрязняет воздух?
Как человек использует воздух, ветер?
Зачем и кому нужна вода?
Где встречается вода? (ручей, озеро, река, море, океан)
Назови свойства воды? (прозрачная, без вкуса, жидкая, нет запаха)
В каких состояниях бывает вода? (сосулька, снег, лед, дождь, роса, иней,
туман, пар)
Надо ли беречь воду? Почему?
Что такое «почва»?
Задание №5.
Дидактическая игра.
Детям предлагается выбрать из серии картинок те, которые определяют
правильное взаимоотношение человека с природой (экологические знаки) и
объяснить свой выбор.
Каждое задание оценивается по бальной системе:
Высокий уровень – 3 балла;
32

Средний – 2 балла;
Ниже среднего – 1 балл;
Низкий – 0 баллов.
Ребенок знает представителей животного мира и разделяет их по видам.
Аргументирует свой выбор. Соотносит представителей животного мира со
средой обитания. Называет их характерные признаки. Проявляет интерес и
эмоционально выражает свое отношение к ним. Знает, как нужно ухаживать
за домашними животными и обитателями уголка природы. Понимает
взаимосвязь между деятельностью человека и жизнью животных, птиц и
растений. Без труда выражает свое отношение к представителям животного
мира.Классифицирует растения по видам, знает их характерные признаки.
Называет условия, необходимые для жизни, роста и развития комнатных
растений. Знает, как правильно нужно ухаживать за ними. У него
сформированы практические умения и навыки ухода за растениями. Он
проявляет интерес и эмоционально выражает свое отношение к растениям.
Знает объекты неживой природы и правильно называет их отличительные
характеристики. Самостоятельно приводит примеры того, кем и для чего
онимогут быть использованы. Правильно называет времена года,
перечисляет ихв нужной последовательности, знает характерные признаки
каждого времени года.
Средний уровень (2 балла).
Ребенок в основном знает представителей животного мира и разделяет их по
видам. Не всегда может аргументировать свой выбор. Соотносит
представителей животного мира со средой обитания. Иногда не может
назвать их характерные признаки. Проявляет интерес и эмоционально
выражает свое отношение к ним. Знает, как нужно ухаживать за домашними
животными и обитателями уголка природы. Иногда затрудняется установить
взаимосвязь между деятельностью человека и жизнью животных, птиц и
растений. Эмоционально выражает свое отношение к представителям
животного мира.
Классифицирует растения по видам. Иногда не может назвать их
характерные признаки. Называет лишь некоторые условия, необходимые для
жизни, роста и развития комнатных растений. Знает, как правильно
ухаживать за ними. В основном практические умения и навыки ухода за
ними сформированы. Проявляет интерес и эмоционально выражает свое
отношение к ним.
Знает объекты неживой природы и правильно называет их отличительные
характеристики. Самостоятельно приводит примеры того, кем и для чего они
могут быть использованы. Почти всегда правильно называет времена года.
Иногда затрудняется перечислить их в нужной последовательности. После
наводящих вопросов взрослого правильно называет времена года. После
наводящих вопросов взрослого правильно называет характерные признаки
каждого времени года.
33

Уровень ниже среднего (1 балл).
Ребенок часто допускает ошибки, называя представителей животного мира и
разделяя их по видам. Не может аргументировать свой выбор. Не соотносит
представителей животного мира со средой обитания. Затрудняется назвать их
характерные признаки. Проявляет слабый интерес, эмоционально не выражает
свое отношение к ним. Не знает, как нужно ухаживать за домашними
животными и обитателями уголка природы. Затрудняется установить
взаимосвязь между деятельностью человека и жизнью животных, птиц и
растений. Эмоционально затрудняется выразить свое отношение к
представителям животного мира. Ошибается в классификации растений по
видам, не может называть их характерные признаки. Затрудняется в названии
комнатных растений (называет с помощью воспитателя). Недостаточно
сформированы практические умения и навыки ухода за ними.
Затрудняется в названии отличительных характеристик объектов неживой
природы. Неправильно называет последовательность времен года.
Низкий уровень (0 баллов).
Ребенок не знает представителей животного мира. Не соотносит
представителей животного мира со средой обитания
Не может классифицировать растения по видам. Не может назвать их
характерные признаки. Не знает условия необходимые для жизни, роста и
развития комнатных растений. Не знает, как правильно ухаживать за ними.
Не сформированы практические умения и навыки ухода за ними.
Не знает объектов неживой природы. Не может правильно назвать их
отличительные характеристики. Не знает кем и для чего могут быть
использованы объекты неживой природы. Неправильно называет времена
года. Не может перечислить их в нужной последовательности.
Ребенок затрудняется отвечать даже по наводящим вопросам воспитателя.
По результатам выполнения всех заданий суммируются баллы и
определяется уровень:
Высокий – 13 – 15 баллов;
Выше среднего- 10-12 баллов;
Средний уровень – 8 – 9 баллов;
Ниже среднего -6-7 баллов;
Низкий – 4 -5 баллов.
Возрастная группа
Дата заполнения: учебный
год
Воспитатель:
В, в/ср, ср, н/ср, н.
№ п/п
Ф.И.ребенка
Балл

34

Ознакомление с миром природы
Имеет представления о сезонных
явлениях в природе, причинно-следственных связях
Имеет представления о свойствах песка, глины и камня
Имеет представления переходе веществ из твердого в жидкое состояние и
наоборт
Знает деревья, травянистые, комнатные и лекарственные растения, уход за
ними,
Знает дом. животных, птиц, пресмыкающих, насекомых, млекопитающих,
особенностях их жизни
Знает диких животных и их среду обитания
Высокий – 13 – 15 баллов;
Выше среднего- 10-12 баллов;
Средний уровень – 8 – 9 баллов;
Ниже среднего -6-7 баллов;
Низкий – 4 -5 баллов.
В, в/ср, ср, н/ср, н.
№ п/п

Ф.И. ребенка

Балл

Итоговый показатель по группе
Диагностика экологических знаний детей старшей группы
(СоломенниковаО.А.)
1. Назови и покажи на картинке животных (более 5 домашних и диких)
35

2. Назови и покажи птиц на картинке (4-5)
3. Назови признаки, отличающие птиц от животных
4. Назови зимующих птиц (3-4)
5. Назови перелётных птиц. Почему они улетают в тёплые края? (3 вида)
6. Расскажи, что делают в зимнее время медведь, заяц, волк?
7. Расскажи, каких насекомых ты знаешь (картинки). Какую пользу приносит
пчела, божья коровка?
8. Узнай, с какого дерева лист (4-5 вида)

36









9. Расскажи и покажи, какие деревья, кустарники на нашем участке ты
знаешь? (3-4 вида)
10. Узнай, назови растение по цветку (5-6)
11. Назови и покажи комнатные растения нашей группы (5-6 видов). Какие
условия необходимы для комнатных растений?
12. Назови и покажи части растений
13. Назови и покажи овощи, фрукты, ягоды (по 5-6 видов)
14. Покажи, какие растения необходимо часто поливать, какие редко.
Объясни почему?
15. Зачем растению стебель, ствол, листья, корни?
16. Расскажи о том, кто живёт в нашем аквариуме? Зачем рыбе нужен хвост,
плавники?
17. Д/И «Что где растёт?» Предложить детям «посадить» растения
(классификация: растения цветника, луга, поля)
18. Д/И «Каждому свой домик» (классификация животных: насекомые;
рыбы; птицы – дикие, домашние; звери – дикие, домашние)
19. Расскажи о данном сезоне. Подбери картинки, относящиеся к данному
времени года.
Критерии оценки ответов:
1 балл – если нет ответа или ребёнок затрудняется ответить на вопрос,
путается
2 балла – у ребёнка имеется определённый объём знаний, но отвечает с
помощью наводящих вопросов
3 балла – ребёнок отвечает самостоятельно, может сформулировать
выводы
Подсчёт результатов:
19-26 баллов – низкий уровень
27 – 42 – средний уровень
43 -57 – высокий уровень



Старшая группа №_
Диагностика экологических знаний детей в подготовительной группе
1. Расскажи о том, кто живёт в нашем аквариуме? Что необходимо, чтобы
рыбки себя хорошо чувствовали?
2. Расскажи о комнатных растениях нашей группы (с показом, от 6 и более)
3. Какие условия необходимы для комнатных растений?
4. Расскажи и покажи, какие деревья, кустарники на нашем участке ты
знаешь (5 и более видов)
5. Расскажи о птицах, которые залетают на наш участок зимой? Как этих
птиц назвать одним словом? (5 и более видов)
6. А ещё каких птиц ты знаешь кроме зимующих? Почему они улетают в
тёплые края? (5 и более видов)
37









7. Расскажи, что делают в зимнее время ёж, лиса, лось, белка.
8. Расскажи и покажи (картинки), каких насекомых ты знаешь?
9. Расскажи, какую пользу приносят насекомые (пчела, муравей, божья
коровка)
10. Что такое лес? Расскажи, что ты знаешь о нём? (растения, животные)
11. Кто заботиться о лесе? Что ты можешь сделать доброго для леса?
(правила)
12. Предложить детям картинки с осознанно допущенными ошибками (н-р,
лесные растения помещены в воду и т.д.) расскажи, что напутал художник?
13. Д/И «Каждому свой домик» (классификация животных: насекомые, рыбы,
звери, птицы, Животные травоядные и хищные, земноводные).
14. Выяснить умение определять условия жизни животных с помощью
вопросов: Где живут рыбы? Могут ли они обитать на суше? Почему? Что
помогает рыбам жить и передвигаться в воде?
15. Назови и покажи животных на картинке (более 8 диких и домашних)
16. Назови и покажи птиц на картинке (более 8)
17. Д/И «Каждому свой домик» (животные Севера, жарких стран, средней
полосы)
Критерии оценки ответов:
1 балл – если нет ответа или ребёнок затрудняется ответить на вопрос,
путается
2 балла – у ребёнка имеется определённый объём знаний, но отвечает с
помощью наводящих вопросов
3 балла – ребёнок отвечает самостоятельно, может сформулировать
выводы
Подсчёт результатов:
17 – 24 – низкий уровень
25 – 39 – средний уровень
40 -51 – высокий уровень
Подготовительная группа №

38

Список методической литературы:
1. Николаева С.Н. «Юный эколог»
2. Воронкевич О.А. «Добро пожаловать в экологию», Санкт – Петербург
Детство-Пресс 2010г.
3. Журнал «Дошкольное воспитание №8» за 2006 г.
4.Журнал «Дошкольное воспитание №7» за 1993 г.
5. Куликовская И.Э. «Детское экспериментирование» «Педагогическое
общество России», М., 2005 г.
6. Молодова Л.П. «Игровые экологические занятия с детьми» «ЦГЛ» М 2003г.
7. Натарова В.И. «Моя страна» практическое пособие ТЦ «Учитель»,
Воронеж, 2005 г.
8. Николаева С.Н. «Экологическое воспитание младших дошкольников»
«Мозаика - синтез», 2000 г.
9. Павленко И.Н. «Развитие речи и ознакомление с окружающим миром в
ДОУ» ТЦ «Сфера», М., 2005 г.
I0. Рыжова Н. А. «Наш дом - природа» программа. Москва ООО «Карапуз дидактика», 2005 г
11. Рыжова Н.А. «Воздух - невидимка» LINKA-PRESS, М., 1998
12.Уланова Л.А. «Методические рекомендации проведения прогулок»
«Детство - пресс», С.-Петербург, 2008 г.
13. Конспекты интегрированных занятий в подготовительной группе
детского сада. Познавательное развитие. Развитие речи. Обучение грамоте:
Практическое пособие для воспитателей ДОУ // Авт.-сост. Аджи А.В. –
Воронеж: ТЦ «Учитель», 2006. – 333 с.
14. Бондаренко Т.М. Комплексные занятия в подготовительной группе
детского сада: Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ. –
Воронеж: ИП Лакоценин С.С., 2009. – 666 с.
15. Журавлева Л.С. «Солнечная тропинка» Москва Мозаика-Синтез 2006г.
Цветкова И.В. Игры и проекты Ярославль
«Академия развития» 1997г.

39

40

41

42

43

44

45

46

47

48

49

50

51

52


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».