ТОПАЕТ МАЛЫШ

1

2

СОДЕРЖАНИЕ
№
п/п

Мероприятия

Страница

Раздел №1 «Комплекс основных характеристик программы»
1.1 Пояснительная записка
4
1.2. Цели и задачи реализации программы
9
1.3. Содержание общеразвивающей программы
10
1.4. Планируемые результаты
13
Раздел №2 «Комплекс организационно – педагогических условий»
2.1. Календарный учебный график
16
2.2. Условия реализации программы
16
2.3. Формы аттестации/ контроля и оценочные материалы
17
Список литературы
18
Приложения

3

1.КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ПРОГРАММЫ
1.1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа спроектирована с учётом ФГОС дошкольного образования,
особенностей образовательного учреждения, образовательных потребностей и
запросов родителей (законных представителей) воспитанников.
Направленность программы: физкультурно-спортивная.
Программа определяет цели, задачи, планируемые результаты,
содержание и организацию образовательного процесса на ступени дошкольного
образования.
При разработке данной программы использовались следующие
нормативно - правовые документы:
Федеральный уровень
 Федеральный закон «Об образовании в РФ».
 Постановление главного государственного врача РФ «Об утверждении
СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к
устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных
организациях»
 Приказ Министерства образования и науки РФ об утверждении ФГОС
ДО.
 Приказ Минобрнауки России «Об утверждении Порядка организации и
осуществления
образовательной
деятельности
по
основным
общеобразовательным программам-образовательная программа ДО.
Локальные акты
 Устав МДОУ «Радуга Детства»
 Программа развития МДОУ «Радуга Детства»
 Основная образовательная программа дошкольного образования МДОУ
«Радуга Детства»
Программа разработана в силу особой актуальности проблемы
укрепления и сохранения здоровья детей, направлена на профилактику и
коррекцию функциональных отклонений со стороны опорно-двигательного
аппарата у детей и является модифицированным вариантом, так как содержание
обучения базируется на практических рекомендациях известных авторов.
Программа разработана на основе методических пособий: Анисимовой
Т.Г.,
Ульянова С.А.
«Формирование правильной осанки и коррекция
плоскостопия у дошкольников»; Коновалова Н.Г. «Профилактика плоскостопия
у детей дошкольного возраста»; Недовесова Н.П. «Профилактика и коррекция
плоскостопия у детей»

4

Актуальность программы состоит в том, сегодня жизнь ставит перед нами
много новых проблем, среди которых самой актуальной на сегодняшний день
является проблема сохранения и укрепления здоровья. В настоящее время
общество стремится к тому, чтобы все дети, начиная с раннего возраста, росли
здоровыми и гармонически развитыми. Вместе с тем результаты научных
исследований свидетельствуют о том, что уже в дошкольном возрасте здоровых
детей становится все меньше и меньше. По данным опубликованным в
Государственном докладе о состоянии здоровья населения РФ, 60% детей в
возрасте от 3 до 7 лет имеют функциональные отклонения в состоянии здоровья
и только 10% детей приходят в школу абсолютно здоровыми. Все чаще и чаще
в детском саду стали встречаться дети с плоскостопием, а значит и с
нарушением осанки, так как эти заболевания взаимосвязаны. Плоскостопие
чаще всего встречается среди ослабленных детей с пониженным физическим
развитием и слабым мышечно-связочным аппаратом. Нередко нагрузка при
ходьбе, беге, прыжках для сводов стоп таких детей оказывается чрезмерной.
Связки и мышцы стопы перенапрягаются, теряют пружинящие свойства. Своды
стоп расплющиваются, опускаются, и возникает плоскостопие: про дольное,
поперечное или продольно - поперечное. Наиболее часто встречающей
патологией у детей дошкольного возраста является деформация свода стопы ее уплощение. Речь идет о продольном плоскостопии, так как поперечное
плоскостопие в детском возрасте встречается сравнительно редко.
Плоскостопие - это не только косметический дефект. Оно часто сопровождается
болями в стопах, голенях, повышенной утомляемостью при ходьбе,
затруднениями при беге, прыжках, ухудшением координации движений,
перегрузкой суставов нижних конечностей, более ранним появлением болевых
синдромов остеохондроза. Дошкольный возраст - это важный период, когда
закладывается основы здоровья, развиваются двигательные навыки,
закаливается организм, создается фундамент физического совершенствования
человеческой личности. Профессор И.А. Аршанский, более тридцати лет назад
дал формулу важнейшего закона развития: ведущей системой в организме
ребенка является скелетно-мышечная, а все остальные развиваются в
зависимости от нее. Нагружая скелетно-мышечную систему, мы не только
делаем ребенка сильным и ловким, но тем самым развиваем и укрепляем его
сердце, легкие, все внутренние органы. Включение в интенсивную работу
скелетно-мышечной системы ведет к совершенствованию всех органов и
систем - к созданию резервов мощности и прочности организма, которые, в
свою очередь, и определяют меру крепости здоровья. В настоящее время идет
постоянный поиск новых и совершенствование старых форм, средств методов
оздоровления детей дошкольного возраста в условиях организованных детских
коллективов.

5

Отличительные особенности программы.
- Комплексный подход, включающий различные компоненты, совокупность
которых способствует укреплению и сохранению здоровья детей.
- Наличие физиологического обоснования программы с учетом возрастных
особенностей детей.
- Данная программа может применяться в любом дошкольном учреждении
благодаря простоте большинства рекомендуемых средств и методов,
отсутствию необходимости в приобретении дорогостоящей аппаратуры.
- Знания, умения и навыки детей, полученные на занятиях, имеют
практическую значимость.
- Программа не дублирует ни один из предметов. Она закладывает основы
укрепления здоровья и предусматривает активную практическую деятельность
детей и воспитателя.
Объем общеобразовательной программы – общее количество учебных часов 37.
Виды образовательной
деятельности

Коррекционное занятие по
программе «Топает малыш»

Средняя
группа

Старшая
группа

4-5 лет
нед.
год

5-6лет
нед.
год

1

37

1

37

Подготовите
льная к
школе
группа
6-7лет
нед.
год
1

37

(коррекция плоскостопия)
Итого

37

37

37

Форма обучения: очная.
Уровень программы: стартовый.
Организованные формы обучения - фронтальный способ - все дети
одновременно выполняют одно и то же или разные упражнения.
Групповой способ- дети делятся на несколько подгрупп (по 2 - 4
человека), и каждая подгруппа выполняет отдельное задание. После того как
выполнят упражнение несколько раз, подгруппы меняются местами.
Применяется на этапе совершенствования двигательных навыков.
Индивидуальный
способ
каждый
выполняет
упражнение
индивидуально.

6

Посменный способ - дети выполняют упражнения посменно по
несколько человек одновременно; остальные в это время наблюдают и
оценивают.
Поточный способ- все делают упражнение по очереди, друг за другом,
непрерывно-поточно. Для осуществления большой повторности упражнения
могут быть организованы в 2-3 потока. Разновидность поточного способа –
круговое («станционное»). При такой организации передвигаются по кругу,
переходит от одной «станции» к другой и выполняют без перерыва серию
упражнений.
Методы и виды занятий, которые используются на учебных занятиях
наглядный метод - наглядно - зрительные приемы: показ физических
упражнений;
использование
наглядных
пособий
(использование
фотографий,таблиц и т.д.); имитация (подражание); зрительные ориентиры
(предметы, разметка поля); наглядно- слуховые приемы (музыка, песни);
тактильно - мышечные приемы (непосредственная помощь).
Словесный метод - объяснение; пояснение; указание; напоминание;
подача команд, распоряжений, сигналов; вопросы к детям; оценка; образный
сюжетный рассказ; беседа; словесная инструкция.
Практический метод- повторение упражнений с изменениями и без
изменений; массаж; проведение упражнений в соревновательной форме.
Игровой метод -проведение упражнений в игровой форме;
использование подвижных игр; организация двигательной деятельности детей в
соответствии с игровым сюжетом;
Срок освоения реализации
Программы– зависит от результатов
медицинских работников.
Режим занятий: Занятия проводятся из расчета: 1 академический час,
который равен 30 минутам, 1 раз в неделю во 2-ю половину дня, т.е. 37 часов в
год.
Адресат Программы:
В реализации программы участвуют дети с медицинским осмотром.
Данная образовательная программа может быть частично реализована с
использованиемдистанционных технологий. Обучение в дистанционной форме
осуществляется в дни непосещения занятий обучающимися (воспитанниками)
по причине неблагоприятных погодных условий, на период карантина, в
методические дни, обусловленные производственной необходимостью,
состояние здоровья обучающихся (воспитанников).
Средний дошкольный возраст (от 4 до 5 лет)


Дети знают исходные положения, последовательность выполнения
упражнений, понимают их профилактическое и оздоровительное
значение.

7



Имеют осознанное представление о своем организме, в частности о ЗОЖ.

Соблюдают правила личной гигиены.

Принимают и удерживают правильную осанку у стены.

Сохраняют правильную рабочую позу при письме и чтении сидя.

Правильно стоят у гимнастической стенки.

Выполняют упражнения на самовытяжение и расслабление.

Выполняют различные упражнения, в разных исходных
положениях и с разнообразным спортивным инвентарем.

Выполняют под контролем инструктора самостоятельную
дыхательную гимнастику.

Самостоятельно выполняют специальные коррекционные
упражнения.

Умеют ходить ритмично, сохраняя правильную осанку,
направление и темп.

Умеют выполнять упражнения на перестроение.

Старший дошкольный возраст (от 5 до 7 лет)


Дети знают исходные положения, последовательность выполнения
упражнений, понимают их профилактическое и оздоровительное
значение.

 Дети знают исходные положения, последовательность выполнения
упражнений, понимают их профилактическое и оздоровительное
значение, выполняют самостоятельно.
 Соблюдают правила безопасности и профилактики травматизма.
 Соблюдают правила личной гигиены и закаливание организма.
 Знают значение экипировки и использования спортивного инвентаря.
 Имеют осознанное представление о своем организме, в частности о ЗОЖ.
 Принимают и удерживают правильную осанку у стены.
 Сохраняют правильную осанку при письме и чтении сидя.
 Правильно стоят у гимнастической стенки.
 Выполняют различные упражнения, в разных исходных положениях и с
разнообразным спортивным инвентарем.
 Выполняют самостоятельно дыхательную гимнастику.
 Самостоятельно выполняют специальные коррегирующие упражнения.
 Ходят ритмично, сохраняя правильную осанку, направление и темп.

8

1.2. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ ПРОГРАММЫ
Цель программы:укрепление здоровья детей дошкольноговозраста (4
– 7 лет, профилактика деформации свода стопы (плоскостопия, а так же
привитие навыков к систематическим занятиям физической культурой
оздоровительной направленности.
В ходе реализации этой цели решаются следующиезадачи:
Оздоровительные
 сохранять и укреплять здоровье детей;
 содействовать правильному и своевременному формированию
физиологических изгибов позвоночника и свода стопы;
 оказывать общеукрепляющее воздействие на организм ребенка;
 укреплять связочно-суставной аппарат, мышцы спины и брюшного
пресса, как необходимое условие для профилактики плоскостопия и
нарушения осанки;
 обучать правильной постановке стоп при ходьбе;
Метапредметные(развивающие)
 развивать психофизические качества (быстроту, силу, гибкость,
выносливость, ловкость);
 двигательные способности детей (функции равновесия, координации
движений);
 дружеские взаимоотношения через игру и общение в повседневной
жизни;
Личностные (воспитательные)
 воспитывать и закреплять навык правильной осанки и стереотипа
правильной походки;
 корректировать проявление эмоциональных трудностей детей
(тревожность, страхи, агрессивность, низкая самооценка);
 воспитывать потребность в здоровом образе жизни;
Дополнительная общеразвивающая программа «Топает малыш»
представляет полноценное учебно – методическое обеспечение для
создания условий дополнительного образования в ДОУ.
В основе методологического построения программы лежат принципы,
определенные федеральным государственным образовательным стандартом
дошкольного образования:
 Принцип научности – подкрепление всех проводимых мероприятий,
направленных на укрепление здоровья, научно обоснованными и
практически апробированными методиками.
9

 Принцип активности и сознательности – участие всего коллектива
педагогов и родителей в поиске новых, эффективных методов и
целенаправленной деятельности по оздоровлению детей.
 Принцип комплексности и интегративности - решение оздоровительных
и профилактических задач в системе всего учебно-воспитательного
процесса.
 Принцип природосообразности – определение форм и методов
воспитания на основе целостного психолого-педагогического знания о
ребенке его физиологических и психологических особенностей.
Формирование у дошкольников стремления к здоровому образу жизни.
 Принцип взаимодействия детского сада и семьи, преемственности при
переходе в школу направлен на создание условий для более успешной
реализации способностей ребенка и обеспечения возможности
сохранения здоровья при дальнейшем обучении в школе.
 Принцип систематичности и последовательности предполагает
взаимосвязь умений и навыков.
 Принцип связи теории с практикой формирует у детей умение
применять свои умения и навыки по сохранению и укреплению
здоровья в повседневной жизни.
 Принцип повторений умений и навыков – один из самых важнейших,
так как в результате многократных повторений вырабатываются
динамические стереотипы.
Все принципы методологического построения программы отражают
современные научные взгляды, обеспечивают решение задач обучения детей
основам здорового образа жизни.
Программа является открытой, возможны внесения изменений в
содержательную часть на последующие годы реализации, в зависимости от
возможности
потребностей
и
пожеланий
родителей
(законных
представителей).

1.3. СОДЕРЖАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
1.3.1. Организация образовательной деятельности
Программа «Топает малыш» рассчитана на детей среднего и старшего
дошкольного возраста 4-7 лет. Срок реализации программы три учебных
года.
Занятия по программе дополнительного образования осуществляется в
виде кружковой работы в соответствии стребованиями ФЗ «Об образовании в
РФ», Сан ПиН 2.4.1.3049 -13 «Санитарно-эпидемиологические требования к
10

устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных
организаций», ФГОС ДО, устава ДОУ.
Организация и режим проведения занятий зависит от возраста ребенка.
Для детей среднего, старшего дошкольного возраста и подготовительной к
школе группы занятия проводятся 1 раз в неделю, во второй половине дня.
Помимо
основной
организованной
образовательной
деятельности
реализуются и другие формы работы с детьми в свободной или совместной
деятельности: игры по профилактике и коррекции плоскостопия.

1.3.2. Учебный тематический план (с детьми 4-7 лет)

№п\п

Название
темы

1

Комплекс
«Диа След»

2

4

0,5

0,5

3

Овощи и
фрукты
Утята

4

0,5

0,5

4

Поход

4

0,5

0,5

5

Строители

4

0,5

0,5

6

Матрешки

4

0,5

0,5

7

Дикие
животные
Домашние
птицы
Перелетные
птицы
Комплекс
«Диа След»

4

0,5

0,5

4

0,5

0,5

4

0,5

0,5

2

0,5

0,5

8
9
10

Количество часов
Всего
Теоретиче Практиче
часов
ская часть
ская
часть
2
0,5
0,5

Формы
промежуточной
аттестации
Получить
картинку
распределения
давления под
стопой
Педагогическое
наблюдение
Педагогическое
наблюдение
Педагогическое
наблюдение
Педагогическое
наблюдение
Педагогическое
наблюдение
Педагогическое
наблюдение
Педагогическое
наблюдение
Педагогическое
наблюдение
Получить
картинку
распределения
давления под
11

11

Развлечение:
«Игры с
прыжками»

1

0,5

0,5

37

0,5

0,5

стопой
Формировать
навыки в
прыжках,
координации
движений
укреплять
связочномышечный
аппарат стопы.

1.3.3.Содержание учебного плана:
1. Комплекс «Диа След» - (2 часа) - получить картинку распределения
давления под стопой
2. «Овощи и фрукты» (4 часа) октябрь
Теория:показ упражнений
Практическая часть: Ходьба и бег на пятках, переступание через кубики на
полу, ходьба по гимнастической палке, общеразвивающие упражнения,
ходьба по ребристой доске.
Материалы: гимнастические палки, мячи, кубики.
3. «Утята» (4 часа) ноябрь
Теория:показ упражнений
Практическая часть: Ходьба перекатом с пятки на носок, ходьба «гусиным
шагом», общеразвивающие упражнения, спокойная ходьба.
Материалы: оздоровительные дорожки.
4. «Птицы и насекомые» (4 часа) декабрь
Теория:показ упражнений
Практическая часть: Ходьба на носках с переходом на бег, ходьба на
наружном своде стопы, ходьба крадучись с постановкой ноги с носка на всю
ступню, общеразвивающие упражнения, ходьба по рейке гимнастической
скамейки, по ребристой доске.
Материалы:гимнастическая скамейка, ребристая доска.
5. «Строители» (4 часа) январь
Теория:показ упражнений
12

Практическая часть: Ходьба на носках с переходом на бег, ходьба на
наружном своде стопы, ходьба крадучись с постановкой ноги с носка на всю
ступню, общеразвивающие упражнения, ходьба по рейке гимнастической
скамейки, по ребристой доске.
Материалы: гимнастическая скамейка, ребристая доска.
6. «Матрешки» (4 часа) февраль
Теория:показ упражнений
Практическая часть:ходьба на наружном своде стопы, ходьба на носках по
наклонной поверхности вверх, массаж стопы,общеразвивающие упражнения,
спокойная ходьба.
Материалы:наклонная доска.
7. «Дикие животные» (4 часа) март
Теория:показ упражнений
Практическая часть:ходьба на носках, ходьба на наружных краях стоп,
общеразвивающие упражнения, балансирование на набивном мяче, , ходьба
крадучись с постановкой ноги с носка на всю ступню.
Материалы:канат, набивные мячи.
8. «Домашние птицы» (4 часа) апрель
Теория:показ упражнений
Практическая часть: Ходьба на носках, ходьба на наружном своде стопы,
перекатом с пятки на носок, ходьба по гимнастической палке прямо и боком,
легкий бег на носках, общеразвивающие упражнения, спокойная ходьба.
Материалы:мелкие предметы.
9. «Перелетные птицы» (4 часа) май
Теория:показ упражнений
Практическая часть: Ходьба на носках с высоким подниманием бедра,
легкий бег на носках, ходьба «гусиным шагом», общеразвивающие
упражнения, спокойная ходьба.
Материалы:гимнастические палки, листы бумаги.
10. Комплекс «Диа След» - (2 часа) - получить картинку распределения
давления под стопой

11. Развлечение: «Игры с прыжками» - формировать навыки в прыжках,
координации движений укреплять связочно-мышечный аппарат стопы.
13

1.4. Планируемые результаты
Средняя группа (от 4 до 5 лет)
 Дети
научатся выполнению
исходных
положений,
последовательности
выполнения упражнений, стараются понять их
профилактическое и оздоровительное значение.
 Начинают осознавать представления о своем организме, в частности о
ЗОЖ.
 Закрепляют правила личной гигиены.
 Стараются удерживать правильную осанку у стены.
 Пытаются выполнять различные упражнения, в разных исходных
положениях и с разнообразным спортивным инвентарем.
 Выполняют
под
контролем
инструктора
самостоятельную
дыхательную гимнастику.
 Под контролем инструктора выполняют специальные коррекционные
упражнения.
 Умеют ходить ритмично, сохраняя правильную осанку, направление и
темп.
 Умеют выполнять упражнения на перестроение
Старшая группа (от 5 до 6 лет)
 Дети
знают
исходные
положения, последовательность
выполнения упражнений, понимают их профилактическое и
оздоровительное значение.
 Имеют осознанное представление о своем организме, в частности о
ЗОЖ.
 Соблюдают правила личной гигиены.
 Принимают и удерживают правильную осанку у стены.
 Сохраняют правильную рабочую позу при письме и чтении сидя.
 Правильно стоят у гимнастической стенки.
 Выполняют упражнения на самовытяжение и расслабление.
 Выполняют
различные
упражнения, в
разных
исходных
положениях и с разнообразным спортивным инвентарем.
 Выполняют
под
контролем
инструктора
самостоятельную
дыхательную гимнастику.
 Самостоятельно выполняют специальные коррекционные упражнения.
 Умеют ходить ритмично, сохраняя правильную осанку, направление и
темп.
 Умеют выполнять упражнения на перестроение.
14

Подготовительная к школе группа (от 6 до 7 лет)
 Дети знают все
исходные положения, последовательность
выполнения упражнений, понимают
их
профилактическое
и
оздоровительное значение, выполняют самостоятельно.
 Имеют осознанное представление о своем организме, в частности о
ЗОЖ.
 Соблюдают правила безопасности и профилактики травматизма.
 Соблюдают правила личной гигиены и закаливания организма.
 Знают назначение экипировки и использования спортивного инвентаря.
 Делают самостоятельно некоторые упражнения на Фитболах.
 Умеют принимать и удерживать правильную осанку у стены.
 Сохраняют правильную рабочую позу при письме и чтении сидя.
 Выполняют упражнения на самовытяжение и расслабление.
 Выполнять различные упражнения, в разных исходных положениях.
 Пользуются
современным
спортивным
инвентарем
и
оборудованием
с
целью повышения
эффективности
самостоятельных форм занятий адаптивной физической культурой.
 Выполняют самостоятельно дыхательную гимнастику.
 Самостоятельно выполняют специальные корригирующие упражнения.
 Ходят ритмично, сохраняя правильную осанку, направление и темп.
 Умеют выполнять все упражнения на перестроение.
 Умеют
самостоятельно
выполнять
комплексы
адаптивной
физкультуры.
 Используют свои умения и навыки в повседневной жизни.

2. Комплекс организационно – педагогических условий
2.1. Календарный учебный график
Форма
обучения

Режим
занятий

Количеств
о часов

Теория
(кол-во
часов)

Практика
(кол-во
часов)

Сам.рабо
та (колво час)

Итоговая
аттест
(кол-во
часов)

Очная

1

37

18,5

18,5

-

Медиц
инский
осмотр

2.2. Условия реализации программы
I. Материальное- техническое обеспечение
Программа реализуется в МДОУ «ЦРР №2 «Радуга Детства», улица
Яблоневая, 88, в кабинете дополнительного образования.
15

Организационные условия, позволяющие реализовать содержание
учебного курса, предполагает наличие учебной зоны вспортивном зале.
Так же необходимы:
1.Специальные материалы:
 Мячи резиновые.
 Мячи – массажеры.
 Коврики резиновые шипованные.
 Полусфера с шипами
 Палки гимнастические.
 Кегли.
 Карандаши.
 Платочки.
 Обручи круглые.
 Массажные дорожки.
 Скамейки гимнастические.
II. Информационное обеспечение
Электронные ресурсы:
1. Интернет-ресурсы для педагогов и родителей (полезные ссылки):
Федеральные образовательные порталы Портал государственных и
муниципальных услуг
2. Всероссийский форум «Здоровье нации — основа процветания России»
http://www.znopr.ru Безопасность и здоровье: ресурсы, технологии и
обучение
3. Портал ―Всеобуч‖- справочно-информационный образовательный
сайт, единое окно доступа к образовательным ресурсам –
http://www.edu-all.ru/ ·
III.Кадровое обеспечение
Программа реализует инструктор по физической культуре дошкольного
образования,
соответствующий
установленным
требованиям
к
педагогическим работникам.
Видео:
Серия видео- просмотров упражнений по плоскостопию:
http://sustavy.znaju-kak.com/ym/ortopedicheskie-stelki-pri-ploskostopii.

Игры и дополнительный раздаточный материал:
Картинки по плоскостопию – онлайн доступ:
https://ortopanda.ru/stati/ploskostopie-u-detej-doshkolnogo-vozrasta
Список литературы, рекомендованной воспитателям:
16

Учебно – методические пособия
1.Здоровье сберегающие технологии в ДОУ/ Л.В. Гаврич, Творческий центр,
Москва, 2007
2. Здоровьесберегающая система ДОУ/ М.А. Павлова, М.В.Лысогорская,
издательство «Учитель», 2012
3. Здоровьесберегающее пространство в ДОУ/ Н.И. Крылова, издательство
«Учитель», 2015
2.3. Формы аттестации/ контроля и оценочные материалы
Формы отслеживания и фиксации образовательных результатов:
Выполнение практических занятий. (смотреть в разделе 1.3.)
Формы предъявления и демонстрации образовательных результатов:
Итоговые занятия за IиII учебные полугодия
2.4. Оценочные материалы:
Комплекс «Диа След» позволяет объективно качественно и количественно
оценить функцию стопы: получить картинку распределения под стопой в
статистике и динамике, комплексно оценить рессорную, балансировочную,
опорную и толчковую функции на основании анализа изменения давления
различными отделами стопы на опору при стоянии и ходьбе. (КоноваловаН.Г.
«Профилактика плоскостопия у детей дошкольного и младшего школьного
возраста», стр.29)
3. Список литературы для педагогов:
1.Профилактика плоскостопия у детей. Издательство «Учитель» Н.Г.
Коновалова, Волгоград 2012г.
2. Формирование правильной осанки. Коррекция плоскостопия. Издательство
«Учитель» Т.Г. Ульянова, Р.А. Еремина. 2009г.
3. Игры, которые лечат для детей от 1 до 3 лет. А.С.Галанов, Москва, 2007г.
4. Игры, которые лечат для детей от 5 до 7 лет. А.С.Галанов, Москва, 2007г.
5. Использование оздоровительной гимнастики в физкультурнооздоровительной деятельности детей дошкольного и младшего школьного
возраста. СГУФКиС, М.П. Асташина, В.П. Шульпина, Омск 2007г.
Список литературы для обучающихся:
Учебно - методическое пособие

Страничка автора ВредныйХрычСсылка:
https://fabulae.ru/autors_b.php?id=6808

17


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».