Цветной мир

1

СОДЕРЖАНИЕ
I.КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ПРОГРАММЫ

1.1 Пояснительная записка ……………………………………………..3
1.2 Цель и задачи программы ………………………………………….5
1.3 Содержание программы …………………………………………….5
1.4 Планируемые результаты…………………………………………..13
II. КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИИ

2.1 Условия реализации программы…………………………………...15
2.2 Формы аттестации/контроля и оценочные материалы…………...16
Список литературы……………………………………………………...17
Приложения……………………………………………………………...19

I. КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ПРОГРАММЫ
2

1.1 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.

Направленность общеразвивающей программы – социально –
гуманитарная.
Период дошкольного детства насыщен различными формами
обучения. Взрослые во что бы то ни стало, хотят вложить в ребёнка как
можно больше информации, сформировать умения и навыки. И этот процесс,
безусловно, очень важен, но также необходимым элементом развития
ребёнка является возможность свободно проявлять себя в разных видах
игровой деятельности, которые, в частности, органично присутствуют в
изобразительном творчестве. Ведь каждый ребёнок – это драгоценная
жемчужина, и от нас, педагогов зависит, сможем ли мы помочь детям
высвободить скрытые возможности организма и сохранить совершенство и
неповторимость каждого из них.
Неповторимость каждого человека не вызывает сомнений, но умение
предъявить свою уникальность не сформирована ещё у детей. И чаще всего
раскрыться ребёнку мешают застенчивость, неконтактность, детская
агрессивность, конфликтность, тревожность. Для того чтобы ребенок мог
раскрыться удивительным образом подходит метод арт-терапии. Неслучайно
многие терапевтические и развивающие эффекты занятий детей с арттерапевтом обусловлены взаимодействием ребёнка с изобразительным
материалом. Такое взаимодействие оказывает стимулирующее воздействие,
развивает способность к проявлению инициатив и самостоятельности,
концентрации внимания, даёт выход аффектам. Другим важнейшим
фактором положительного воздействия арт-терапии на детей дошкольного
возраста являются терапевтические отношения, благодаря которым ребёнок
может ощутить чувство безопасности и начать выражать себя более смело,
развить коммуникативные способности.
Арт-терапия представляет собой совокупность психологических
методов воздействия, осуществляемых в контексте изобразительной
деятельности клиента и психотерапевтических отношений и используемых с
целью лечения, психокоррекции, психопрофилактики, реабилитации и
тренинга лиц с различными физическими недостатками, эмоциональными и
психическими расстройствами (А.И. Копытин, Е.Е. Свистовская).
Арт-терапия – особая форма коммуникации клиента и
психотерапевта в символической форме (рисование лепка, аппликация и др.)
(А. Хиллом)
Актуальность
Использование методов арт- терапии в работе с детьми позволит
глубже понять внутренний мир ребенка, его проблемы, переживания, так как
арт -терапия ресурсна, она находится вне повседневных стереотипов, а
значит, расширяет жизненный опыт, добавляет уверенности в своих силах.
Отличительные особенностями данной программы является то, что в
работе может участвовать каждый ребенок, т. к. она не требует наличия
3

художественных навыков. Воспитанники не усваивают готовые знания, а
приобретают их через прочувствованное созерцание окружающего мира, и
познание самих себя.

Арт-терапия
является
средством
преимущественно
невербального общения, что делает её особенно ценной в работе с детьми
дошкольного возраста.

Изобразительная деятельность является мощным средством
сближения людей.

Арт-терапия позволяет использовать работы ребёнка для оценки
его состояния.

Арт- терапия является средством свободного самовыражения.

Арт-терапия вызывает положительные эмоции, формирует
активную жизненную позицию.
Адресат программы: В реализации программы участвуют дети в возрасте 56 лет. В старшем дошкольном возрасте,
дети начинают осваивать
социальные отношения и понимать подчиненность позиций в различных
видах деятельности взрослых, одни роли становятся для них более
привлекательными, чем другие. Действия детей в играх становятся
разнообразными.
У детей появляется новая форма общения с взрослым: внеситуативно
личностная, содержание общения становится внеситуативным, дети задают
вопросы об отношениях и моральных нормах.
В этом возрасте становится важно соотнесение своих переживаний,
суждений и оценок с мнением взрослого, возрастает интерес к миру
взрослых, стремление быть похожими на них.
Возрастает сознательное отношение к своему поведению, контроль за ним,
появляется переход от импульсивного поведения к произвольно
регулируемому на основе усвоенного образца.
Дети 5 – 6 лет осознают общепринятые нормы, правила поведения и
обязательность их выполнения, стараются соблюдать нормы (дружно играть,
делиться игрушками, контролировать агрессию) во взаимодействии с теми,
кто наиболее симпатичен, стремятся познать себя и другого человека как
представителя общества, совершают положительный нравственный выбор,
начинают употреблять более точный словарь для обозначения моральных
понятий (вежливый, честный, заботливый и др). Эмоционально переживают
не только оценку поведения другими, но и соблюдение норм и правил,
соответствие поведения своим морально-нравственным представлениям.
Режим занятий: Занятия проводятся из расчета: 1 академический час,
который равен 25 минутам,1 раз в неделю.
Форма обучения – очная.
Для
успешного
выполнения
образовательной
программы
рекомендуется, что бы в группе было 5 -6 человек.
4

Объём: Общее количество учебных часов – 39. В том числе:
теоретических: 8; практических: 31.
Уровень программы: ознакомительный
Форма реализации образовательной программы: традиционная
Организационные формы обучения: подгрупповая
Форма проведения – подгрупповая. Занятия по данной программе
состоят из теоретической
и практической частей, причем большее
количество времени занимает практическая деятельность детей.
Теоретическая часть занятия компактна, включает в себя необходимую
информацию по теме.
1.2 ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ ПРОГРАММЫ
Цель программы: формирование и коррекция эмоционально сферы и
личностных особенностей детей дошкольного возраста.
Задачи:

Укрепление психического здоровья ребёнка, через стабилизацию
эмоциональной сферы.

Развитие произвольности, умение управлять своими эмоциями,
чувствами.

Развитие внутреннего потенциала и творческой активности
ребёнка.

Коррекция
механизмов
психологической
защиты
–
демонстративности, негативизма, агрессии.

Коррекция тревожности.

Повышение самооценки.

Формирование способов эффективного взаимодействия детей.

Развитие воображения
1.3 СОДЕРЖАНИЕ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ ПРОГРАММЫ
Программа рассчитана для детей 5 – 6 лет, занятия проводятся 1 раз в
неделю, подгруппами по 5-6 человек.
Продолжительность занятия с детьми: 5-6 лет 25 мин.
Срок реализации программы 1год
Учебный тематический план
Возраст детей
5-6 лет

Количество
занятий/Количество
минут в неделю
1/25
Учебный тематический план
5

Количество
занятий/Количество
часов в год
39/39

№
п/п

Темы

1

Диагностика
эмоциональноличностного
развития детей 5-6
лет
«Человек и его
настроение»

2

Количество
Количество занятий
Теоретические
Практические занятий в
год
Проводится с каждым ребёнком
2
индивидуально в сентябре

1

2

3

3

«Радость»

1

3

4

4

«Грусть»

1

2

3

5

«Страх»

2

4

6

6

«Удивление»

1

2

3

7

Промежуточная
диагностика

2

2

8

«Злость»

3

4

9

«День рождение
Газетного
человечка»

1

1

10

«Дракончики»

1

1

11

«Необитаемый
остров»

1

1

12

«Фото-галерея»

1

1

13

«Волшебные
превращения»

1

1

14

«Весёлые ладошки»

1

1

15

«Наши чувства

1

1

16

«Автопортреты»

1

1

1

6

17

1

1

1

1

«Рисование на
зеркале»

18

19

Итоговое занятие

Диагностика
эмоциональноличностного
развития детей 5-6
лет

Проводится с каждым ребёнком
индивидуально в мае

Всего:

2

39 занятий

Содержание учебно-тематического плана
Вид занятий:
Т- теоретическое
П-Практическое
№

Тема

1

Диагностика

2

Диагностика

Цель занятия

Краткое содержание
занятия

Т

П

Формы
контро
ля

Выявить
особенности
психоэмоционального состояния
испытуемого, определить его
устойчивость к стрессу и
подверженность
агрессии (а
также её интенсивность) и
понять причины, вызывающие
негативные чувства у ребёнка

10

15

Беседа,

Выявить
особенности
психоэмоционального состояния
испытуемого, определить его
устойчивость к стрессу и
подверженность
агрессии (а
также её интенсивность) и
понять причины, вызывающие
негативные чувства у ребёнка

10

Наблю
дение

15

Беседа,
Наблю
дение

7

3

«Человек и
его
настроение»

Познакомить детей с друг
другом. Ввести их в тему,
заинтересовать, подготовить к
разговору о себе и о своих
чувствах.
Снятие
психоэмоционального
напряжения.

1. Ритуал начала занятия.
2. Графическое задание «Лучи
солнца».
3. Беседа о настроении.
4.
Диагностическое
задание
«Цвета настроений»
5. Ритуал окончания занятия.

10

15

Беседа

4

«Человек и
его
настроение»

Познакомить детей с друг
другом. Ввести их в тему,
заинтересовать, подготовить к
разговору о себе и о своих
чувствах.
Снятие
психоэмоционального
напряжения.

1. Ритуал начала занятия.
2. Графическое задание «Лучи
солнца».
3. Беседа о настроении.
4.
Диагностическое
задание
«Цвета настроений»
5. Ритуал окончания занятия

10

15

Беседа

5

«Человек и
его
настроение»

Продолжить знакомство детей
друг
с
другом.
Снятие
напряжения.

1. Ритуал начала занятия.
2. Беседа о настроении.
3. Графическое задание для
совместного
выполнения
«Смешной рисунок».
4. Игра «Чувства в домиках»
5.
Диагностический
рисунок
«Цветные домики»
6. Ритуал окончания занятия.

10

15

Беседа

6

«Радость»

Развитие эмоциональной сферы,
выражение актуальных эмоций,
снятие
психоэмоционального
напряжения.

1.Ритуал начала занятия.
2.Беседа с детьми
об эмоции
«радость».
3. Графическое задание для
совместного
выполнения
«Продолжи
рисунок»
(дети
рисуют клоуна).
4. Задание сюрприз «Костюм
клоуна».
5. Ритуал окончания занятия.

10

15

Беседа
Наблю
дение

7

«Радость»

Развитие эмоциональной сферы,
выражение актуальных эмоций,
снятие
психоэмоционального
напряжения.

1.Ритуал начала занятия.
2. Беседа с детьми об эмоции
«радость».
3. Задание на создании ситуации
успеха «Колпачок клоуна».
4.
Совместное
задание
на
выражение актуальных эмоций и
снятие напряжения «Красивый
рисунок».
5. Ритуал окончания занятия.

10

15

Беседа,
творче
ское
задани
е

8

«Радость»

Развитие эмоциональной сферы,
выражение актуальных эмоций,
снятие
психоэмоционального
напряжения.

1. Ритуал начала занятия.
2.Игра–упражнение «Дождик»
3. Игра «Цветок»
4.
Индивидуальное
задание
рисование на тему: «Цветок
радости»
5. Ритуал окончания занятия.

10

15

Беседа,
творче
ское
задани
е

9

«Радость»

Развитие эмоциональной сферы,
выражение актуальных эмоций,
снятие
психоэмоционального
напряжения.

1.Ритуал начала занятия.
2. Упражнение «Цвет моего
настроения».
3. Графическое задание для
совместного
выполнения:

10

15

Беседа,
творче
ское
задани

8

«Смешной рисунок»
4.
Коллективная
работа:
«Волшебный салют».
5. Ритуал окончания занятия.

е

10

«Грусть»

Развитие эмоциональной сферы,
выражение актуальных эмоций,
снятие
психоэмоционального
напряжения.

1. Ритуал начала занятия..
2. Беседа о чувстве «Грусть».
Закончи
предложение
«Мне
грустно, когда…».
3.Графическое задание «Грустный
рисунок».
4. Задание на адаптацию в
пространстве
комнаты.
Игра
«Найди грустный предмет».
5.Ритуал окончания занятия.

10

15

Беседа,
наблюд
ение

11

«Грусть»

Развитие эмоциональной сферы,
выражение актуальных эмоций,
снятие
психоэмоционального
напряжения.

10

15

Беседа,
наблюд
ение

12

«Грусть»

Развитие эмоциональной сферы,
выражение актуальных эмоций,
снятие
психоэмоционального
напряжения.

1. Ритуал начала занятия.
2.
Диагностическое
задание
«Рисунок в круге».
3. Задание на создание ситуации
успеха « Игры с сухими
листьями».
 «Листопад» «Фейерверк»
 «Рисуем листьями»
4. Ритуал окончания занятия.
1.Ритуал начала занятия.
2. Беседа о чувстве «Грусть».
Закончи
предложение
«Маме
грустно, когда…»
3.Графическое задание «Мама
грустит».
4.«Рисуем волшебную музыку»
5. Ритуал окончания занятия.

10

15

Беседа,
творче
ское
задани
е

13

«Страх»

Обогащение опыта детей в
распознавании
эмоций.
Выражение
эмоций
и
преодоление страха.

1. Ритуал начала занятия.
2. Беседа об эмоции «страх».
3.Задание на выражение эмоций и
преодоление
страха
«Рисуем
страшную маку».
4. Игра «Испугай страшилку»
5. Ритуал окончания занятия.

10

15

Беседа,
творче
ское
задани
е

14

«Страх»

Обогащение опыта детей в
распознавании
эмоций.
Отреагирование отрицательных
эмоций, снятие напряжения.

1. Ритуал начала занятия.
2. Игра «Море волнуется»
2.Задание
на
отреагирование
эмоций «Рисуем страхи».
3.Задание на снятие напряжения
«Ритуал уничтожения страхов»
4. Ритуал окончания занятия.

10

15

Беседа,
наблюд
ение

15

«Страх»

Выражение
эмоций
преодоление страха.

1. Ритуал начала занятия.
2. Упражнение «Цвет моего
настроения»
3. Чтение терапевтической сказки
«Мишка смешное ушко» (Сучкова
Н.О.) (см. раздел методическое
обеспечение).
4.
Индивидуальная
работа
«Рисование тучки-злючки»
5. Ритуал окончания занятия.

10

15

Беседа,
творче
ское
задани
е

и

9

16

«Страх»

17

Диагностика

18

Выражение
эмоций
преодоление страха

и

1. Ритуал начала занятия.
2. Беседа об эмоции «страх».
3. Рисование на зеркале.
4. Ритуал окончания занятия.

10

15

Беседа

Выявить
особенности
психоэмоционального состояния
испытуемого, определить его
устойчивость к стрессу и
подверженность
агрессии (а
также её интенсивность) и
понять причины, вызывающие
негативные чувства у ребёнка

10

15

Беседа,
наблюд
ение

Диагностика

Выявить
особенности
психоэмоционального состояния
испытуемого, определить его
устойчивость к стрессу и
подверженность
агрессии (а
также её интенсивность) и
понять причины, вызывающие
негативные чувства у ребёнка

10

15

Беседа,
наблюд
ение

19

«Лабиринты
для
непослушны
х страхов
детей»

Выражение
эмоций
преодоление страха

и

1. Ритуал начала занятия.
2.
Индивидуальное
задание
«Лепим страх».
3. Коллективная работа «Строим
лабиринт
для
непослушных
страхов детей»
4. Игра «Проходим лабиринт»
5. Ритуал окончания занятия.

10

15

Беседа,
творче
ское
задани
е

20

«Страх»

Выражение
эмоций
преодоление страха

и

1. Ритуал начала занятия.
2. Рисование на стекле.
3. Ритуал окончания занятия.

10

15

21

«Удивление»

Обогащение опыта детей в
распознавании эмоций. Снятие
напряжения. Создание ситуации
успеха.

10

15

22

«Удивление»

Обогащение опыта детей в
распознавании эмоций. Снятие
напряжения. Создание ситуации

1. Ритуал начала занятия.
2. Беседа об эмоции «Удивление».
3.
Графическая
коллективная
работа
«Продолжи
рисунок»
(космический аппарат).
4. Мотивирующее задание «Небо».
5. Задание на создание ситуации
успеха «Новые планеты» (техника
рисование сыпучими продуктами).
6. Ритуал окончания задания.
1. Ритуал начала занятия.
2. Беседа об эмоции «Удивление».
3. Индивидуальное творческое

Беседа,
творче
ское
задани
е
Беседа,
творче
ское
задани
е

10

15

10

Беседа

успеха.

23

«Удивление»

Обогащение опыта детей в
распознавании эмоций. Снятие
напряжения. Создание ситуации
успеха.

24

«Злость»

Обогащение опыта детей в
распознавании
эмоций.
Отреагирование отрицательных
эмоций, снятие напряжения.

25

«Злость»

Гармонизация эмоционального
состояния,
сенсорная
стимуляция,
проработка
психологических проблем у
агрессивных детей.

26

«Победитель
злости»

Научить ребёнка безболезненно
для его самолюбия справляться с
гневом, не испытывая страха
перед
наказанием
за
деструктивное поведение.

27

«Сердитый
лев и
весёлые
котята»

Обогащение опыта детей в
распознавании
эмоций.
Отреагирование отрицательных
эмоций, снятие напряжения.

28

«День
рождения
Газетного
человечка»

Снятие
напряжения,
отреагирование эмоций.

29

«Дракончик
и»

Снятие
напряжения,
отреагирование
эмоций,
создание ситуации успеха.

задание «Инопланетяне».
4. Коллективная работа «Карта
звёздного неба».
5. Ритуал окончания задания.
1. Ритуал начала занятия.
2. «Рисование по точкам»
3. Ритуал окончания занятия.
1. Ритуал начала занятия.
2. Беседа об эмоции «злость».
3. Задание на демонстрацию
индивидуального восприятия.
4.
Задание
на
снятие
эмоционального
напряжения
«Рисуем злость».
5. Ритуал окончания занятия.
1. Ритуал начала занятия.
2. Чтение терапевтической сказки
«Чудо
кактус»(см.
раздел
методическое обеспечение).
3.
Работа
с
пластическим
материалом «Чудо-кактус».
4.
Коллективная
работа
«Пустыня».
5. Ритуал окончания занятия.
1. Ритуал начала занятия.
2.
Упражнение
«Здравствуй
песок».
3.
Упражнение
«песочный
дождик».
4.
Упражнение
«Победитель
злости».
5. Упражнение «Ладошка».
6. Ритуал окончания занятия.
1. Ритуал начала занятия.
2.
Мини-представление
с
использованием кукол.
3. Беседа с детьми.
4. Упражнение «Найди сердитое
лицо, изобрази злость».
5. Игра «Сердитые львы и весёлые
котята».
6. Беседа с детьми о чувствах.
7. Рисуем чувства.
8. ритуал окончания занятия.
1. Ритуал начала занятия.
2. Задание на взаимодействие и
самовыражение.
3. Задание на снятие напряжения
«Фейерверк».
4.
Задание
на
обозначение
ценностей продуктов детского
творчества.
5. Ритуал окончания занятия.
1. Ритуал начала занятия.
2. Задание на перевоплощение,
самовыражение.
3. Коллективная работа «Дома
дракончиков»
4. Дракончики превращаются
обратно в детей (умываются).

11

10

15

Беседа
,наблю
дение

10

15

Творче
ское
задани
е

10

15

Беседа,
творче
ское
задани
е

10

15

Беседа,
наблюд
ение

10

15

Беседа

10

15

Беседа,
творче
ское
задани
е

10

15

Творче
ское
задани
е,набл
юдение

30

«Необитаем
ый остров»

Снятие
напряжения,
отреагирование
эмоций,
создание ситуации успеха.

31

«Фотогалерея»

Гармонизация эмоциональной
сферы, развитие воображения и
творчества.

32

«Волшебные
превращени
я»

Снятие
напряжения,
отреагирование
эмоций,
создание ситуации успеха.

33

«Весёлые
ладошки»

Снятие напряжения, выражение
эмоций, познание внутреннего
мира ребёнка.

34

«Наши
чувства»

Рефлексия, подведение итогов.

35

«Автопортре
т»

Снятие напряжения, создание
ситуации успеха.

36

«Рисование
на зеркале»

Снятие напряжения, создание
ситуации успеха.

37

Итоговое
мероприятие

Снятие
напряжения,
отреагирование
эмоций,
создание ситуации успеха.

38

Диагностика

Выявить
особенности
психоэмоционального состояния
испытуемого, определить его
устойчивость к стрессу и
подверженность
агрессии (а
также её интенсивность) и
понять причины, вызывающие
негативные чувства у ребёнка

5. Ритуал окончания занятия.
1. Ритуал начала занятия.
2.
Графическая
коллективная
работа «Волны».
3. Коллективная работа «Остров».
4. Задание на создание ситуации
успеха.
5. Ритуал окончания занятия.
1. Ритуал начала занятия.
2. Рассказ про фотографии детей.
3.
Рисование
рамки
для
фотографии.
4. Оформление «Фото-галереи»
5. Ритуал окончания занятия.
1. Ритуал начала занятия.
2. Создание монотипии: игры с
красками.
3. Конкретизация увиденного
образа, придумывание названия.
4. Оформление выставки.
5. Ритуал окончания занятия.
1. Ритуал начала занятия.
2.
Упражнение
«Отпечаток
ладошки».
3.Дорисовывание
изображения,
придумывания названия.
4. Оформление выставки.
5. Ритуал окончания занятия.
1. Ритуал начала занятия.
2. Беседа об эмоциях.
3.
Дидактическая
игра
«Путешествие в мир эмоций».
4. Ритуал окончания занятия.
1. Ритуал начала занятия.
2.
Диагностическое
задание
«Рисунок в круге».
3.
Творческое
задание
«Автопортрет».
4. Оформление выставки.
5. Ритуал окончания занятия.
1. Ритуал начала занятия.
2. Творческое задание «Рисование
на зеркале».
4. Фотоотчёт.
5. Ритуал окончания занятия.

10

15

Беседа,
творче
ское
задани
е

10

15

Беседа

10

15

Беседа

10

15

Творче
ское
задани
е

10

15

Беседа

10

15

Беседа

10

15

Творче
ское
задани
е

25

Творче
ское
задани
е

15

Беседа,

10

Наблю
дение

12

39

Диагностика

Выявить
особенности
психоэмоционального состояния
испытуемого, определить его
устойчивость к стрессу и
подверженность
агрессии (а
также её интенсивность) и
понять причины, вызывающие
негативные чувства у ребёнка

10

15

Беседа,
Наблю
дение

1.4 ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Применение арт-терапевтических методов в коррекционной работе
позволяет получить следующие позитивные результаты:

Обеспечивает эффективное эмоциональное отреагирование,
придаёт ему даже в случаях агрессивных проявлений социально приемлемые
доступные формы;

Облегчает процесс коммуникации для замкнутых, стеснительных
или слабо ориентированных на сверстников детей. Способствует
преодолению коммуникативных барьеров и психологических защит;

Создаёт благоприятные условия для развития произвольности и
способности к саморегуляции;

Оказывает дополнительное влияние на осознание ребёнком своих
чувств, переживаний и эмоциональных состояний; создаёт предпосылки для
регуляции эмоциональных состояний и реакций;

Существенно повышает личностную ценность, содействует
формированию позитивной «Я-концепции» и повышению уверенности в себе
за счёт социального признания ценности продукта, созданного ребёнком.
К концу обучения курса обучающиеся получат возможность:
Личностные
Знать

– о формах
проявления заботы
о человеке при
групповом
взаимодействии;
- правила
поведения в
обществе, семье, со
сверстниками;
- правила игрового
общения, о
правильном
отношении к
собственным

Метапредметные
- знать о ценностном
отношении к своему
душевному
здоровью и
внутренней
гармонии;
- иметь нравственноэтический опыт
взаимодействия со
сверстниками,
старшими и
младшими детьми,
взрослыми в
соответствии с
13

Предметные
- осознавать
собственную
полезность и
ценность;
- основные способы
психологического
взаимодействия
между людьми;
- приемы
повышения
собственной
самооценки;
- осознание своего
места в мире и

ошибкам, к победе, общепринятыми
поражению.
нравственными
нормами.
- анализировать и - планировать свои
Уметь
сопоставлять,
действия в
обобщать, делать
соответствии с
выводы, проявлять поставленной
настойчивость в
задачей
достижении цели
- налаживать
- адекватно
контакт с людьми; воспринимать
- соблюдать
предложения и
правила игры и
оценку учителя,
дисциплину;
товарища, родителя
- правильно
и других людей
взаимодействовать
с партнерами по
- контролировать и
команде (терпимо, оценивать процесс и
имея
результат
взаимовыручку и
деятельности;
т.д.).
- выражать свои
- договариваться и
эмоции и
приходить к общему
переживания в
решению в
различных
совместной
доступных и
деятельности;
наиболее
- формулировать
привлекательных
собственное мнение
для ребенка видах и позицию;
творческой и
- находить свое
игровой
место в жизни.
деятельности.
- полученные знания
Применять - быть
сдержанным,
для преодоления
терпеливым,
различных страхов,
вежливым в
тревоги, злости;
процессе
- приобретенную
взаимодействия;
информацию для
-подводить
установления
самостоятельный
дружественной
итог занятия;
атмосферы в группе,
анализировать и
решения
систематизировать межличностных
полученные
конфликтов;
14

обществе.
работать в
группе, в
коллективе
получать
удовольствие от
процесса познания
-преодолевать
возникающие
трудности
- психологически
справляться с
неудачами;
-осознавать и
контролировать свое
психологическое и
эмоциональное
состояние;
-взаимодействовать
с педагогом и
сверстниками;
- адекватно
анализировать
собственные
проблемы.

- полученные знания
для адекватного
осознания причин
возникающих у
ребенка проблем и
путей их решения;
- полученный опыт
для самовыражения
в разных видах
деятельности;
- через игровые
роли и сказочные

умения и навыки.
- знания и
практические
умения в области
анализа своих
эмоций.

образы и осознавать
собственные
трудности, их
причины и находить
пути их
преодоления.

2. КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ

2.1 Условия реализации программы
I Материально-техническое обеспечение
Программа реализуется в МДОУ «ЦРР №2 «Радуга Детства», улица
Яблоневая ,88, в кабинете социального педагога.
Для занятий необходимы:
1. Круглый стол.
2. Пять стульчиков
3. Один ковер.
4. Подушки 5 шт.
5. Литературно-художественные материалы: стихи, загадки, сказки.
6. Комплекс дидактических, развивающих.
7. Кисти художественные.
8. Фломастеры.
9. Карандаши цветные.
10.Магнитофон.
11. Бумага для рисования А4.
12. Пульверизатор 5 шт.
13. Гуашь, акварель.
14. Мягкие игрушки (с веселыми и грустными лицами).
15. Воздушные шары.
16. Пластилин.
17. Песок.
18. Обручи.
19. Зеркала.
II Информационное обеспечение Программы
Электронные ресурсы
1.Обучающие картинки для детей
https://akademiarechi.ru/razvitie-detey/emocii-obuchayuschie-kartochki/
2.Развитие понимания эмоции в период дошкольного детства,
психологический ракурс
http://sociosphera.com/images/Books/Books_2017/karelina_monografiya.pdf
3.Игры на развитие эмоциональной сферы детей
15

https://nsportal.ru/detskii-sad/vospitatelnaya-rabota/2017/11/24/igry-na-razvitieemotsionalnoy-sfery-detey-starshego
Видео
1.Эмоции и чувства, развивающие видео для детей;
2.Угадай эмоции, учим эмоции и чувства.
III Кадровое обеспечение Программы
Программу реализует социальный педагог Сумская Екатерина
Сергеевна.
IV Методическое обеспечение Программы
Программа реализуется с методическим сопровождением:
- сборник диагностических методик для исследования уровня развития
эмоционально – волевой сферы детей;
- сборник психотерапевтических сказок;
- сборник упражнений – приветствий и ритуалов начала занятий;
- сборник игр по темам занятий;
- сборник пособий для родителей «особенности развития эмоционально
– волевой сферы детей старшего дошкольного возраста».
2.2 Формы аттестации/контроля и оценочные материалы.
Формы отслеживания и фиксации образовательных результатов:
Выполнение практических заданий, материалы анкетирования, тестирования,
грамоты, дипломы, сертификаты, полученные учащимися на занятии.
Формы предъявления и демонстрации образовательных результатов:
Продукт коллективных творческих работ.
Оценочные материалы:
№
п/п
1.

2.
3.
4.
5.
6.

Название методики

Цель методики

Тест тревожности
(Теммл Р., Дорки М., Амен В.)

Исследовать тревожность ребёнка по
отношению к ряду типичных для него
жизненных ситуаций, характер его
взаимоотношений со сверстниками и
взрослыми в семье, детском саду.
Тест
«Дом-дерево-человек» Выявление особенностей личностного
(Дж. Бук)
развития детей от 3 до 7 лет.
Графическая
методика Выявление особенностей личностного
«Кактус»
развития детей
Методика Захаров А.И.
Выявлению тревожности и страхов.
Проективный тест Л. Дюсс Выявление эмоционально-личностных
«Сказка»
особенностей и проблем детей.
Методика «Картинки»
Выявить
склонность
ребёнка
к
16

Анкета для родителей

7.

агрессивному поведению.
Выявление тревожного ребёнка

Литература по работе с родителями

Основная дополнительная литература

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1

Копытин А.И. Теория и практика арттерапии. – СПб., 2007

1

2

Капская А.Ю., Мирончик Т. Л. Подарки фей.
Развивающая сказкотерапия для детей.СПб., 2006.

1

3

Кузуб Н.В. Осипук Э.И.
песочной феи. – СПб., 2011

В гостях у

1

4

Лебедева Л.Д. Практика арт-терапии:
подходы, диагностика.- СПб., 2003

1

5

Сучкова Н.О. Арт-терапия в работе с детьми
из неблагополучных семей.- СПб., 2008.

1

1

Запорожец И.Ю. Психолого-педагогические
гостиные в детском саду.- М.: «Скрипторий
2003», 2010г.
Микляева
Н.В.,
Толстикова
С.Н.
Сказкотерапия в ДОУ и семье.-М.,2010.
Москалюк О.В., Погонцева Л.В. Педагогика
взаимопонимания: занятия с родителями. Волгоград: Учитель, 2011г.
Тимофеева М.В. Система сопровождения
родителей: модель организации клубы
«Молодая семья», план-программа, занятия.
- Волгоград: Учитель, 2009г.
Шитова Е.В. Работа с родителями:
практические рекомендации и консультации
по воспитанию детей 2-7 лет.- Волгоград:
Учитель, 2011г.

1

2
3

4

5

17

1
1

1

1

Жихарева
Ю.
Б.
Практические
рекомендации для специалистов и родителей
по воспитанию, развитию и коррекции
детей. Из опыта работы детского логопеда и
психолога: методическое пособие. – М.:
ВЛАДОС, 2021 г.
Ненашева А.В., Осинина Г.Н., Тараканова
И.Н. Коммуникативная компетентность
педагога
ДОУ:
семинары-практикумы,
тренинги, рекомендации. - Волгоград:
Учитель, 2021г.
Терпигорьева С.В. Практические семинары
для педагогов. Вып. 2. Психологическая
компетентность воспитателей. - Волгоград:
Учитель, 2011г.

1

4

Шитова Е.В. Практические семинары и
тренинги для педагогов. Вып.1. Воспитатель
и ребёнок: эффективное взаимодействие. Волгоград: Учитель, 2009г.

1

1

Васькова
О.Ф.,
Политыкина
А.А.
Сказкотерапия как средство развития речи
детей дошкольного возраста. – СПб., 2011

1

2

Епанчинцева О.Ю. Роль песочной терапии в
развитии эмоциональной сферы детей
дошкольного возраста. – СПб., 2010

1

3

Короткова
Л.Д.
Арт-терапия
для
дошкольного и младшего школьного
возраста. – СПб., 2001
Копытин А.И., Свистовская Е.Е. Арттерапия детей и подростков. – М., 2007

1

5

Киселёва М.В. Арт-терапия в работе с
детьми. – СПб., 2008

1

6

Малахова А.Н. Небесное путешествие.
Программа игротерапии для дошкольников.
– СПб., 2008

1

Литература по работе с детьми

Литература по работе с педагогами

1

2

3

4

18

1

1

1

7

Мардер Л. Цветной мир. – М., 2007

1

8

Ткач Р.М. Сказкотерапия детских проблем. –
СПб., 2008

1

Приложение 1
№
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15

Анкета по выявлению тревожного ребёнка
Ребёнок
да
нет
Не может долго работать не
уставая
Ему трудно сосредоточиться
на чём-то
Любое
задание
вызывает
излишнее беспокойство
Во время выполнения заданий
очень напряжён, скован
Смущается чаще других
Часто говорит о возможных
неприятностях
Как правило, краснеет в
незнакомой обстановке
Жалуется,
что
снятся
страшные сны
Руки обычно холодные и
влажные
Нередко бывает расстройство
стула
Сильно
потеет,
когда
волнуется.
Не
обладает
хорошим
аппетитом
Спит беспокойно, засыпает с
трудом
Пуглив, многое вызывает у
него страх
Обычно беспокоен, легко
19

16
17
18
19
20

расстраивается
Часто не может сдержать
слёзы
Плохо переносит ожидание
Не любит браться за новое
дело
Не уверен в себе, в своих
силах
Боится
сталкиваться
с
трудностями.
Приложение 2
Методика «Кактус»

Автор: Памфиловой М
Цель: определение эмоциональных состояний ребенка, наличие
агрессивности, ее направленность, интенсивность и т.д.
Методика применяется в комплексе с классическими тестами и
основными методами психологии (наблюдение, эксперимент и др.).
При проведении методики испытуемому выдают лист белой бумаги
стандартного размера А4 и простой карандаш. Возможен вариант с
использованием карандашей восьми «Люшеровских» цветов, в этом случае
при интерпретации учитываются соответствующие показатели теста
Люшера.
Инструкция: «На листе белой бумаги нарисуй кактус – такой, каким
ты его себе представляешь».
Вопросы и дополнительные объяснения не допускаются.
При обработке результатов принимаются во внимание данные,
свойственные всем графическим методам: пространственное расположение и
размер рисунка, характеристики линий, сила нажима карандаша. Кроме того,
учитываются показатели, специфические именно для данной методики:
характеристика «образа кактуса» (дикий, домашний, примитивный, детально
прорисованные и пр.), характеристика иголок (размер, расположение,
количество).
В рисунке могут проявиться следующие качества испытуемых:
Агрессивность – наличие иголок, сильно торчащих, длинных, близко
расположенных друг от друга.
Импульсивность – отрывистость линий, сильный нажим.
Эгоцентризм, стремление к лидерству – крупный рисунок,
расположенный в центре листа. Неуверенность в себе, зависимость –
маленький рисунок, расположенный внизу листа.
Демонстративность, открытость – наличие выступающих отростков в
кактусе, вычурность форм.
Скрытность, осторожность – расположение зигзагов по контуру или
20

внутри кактуса. Оптимизм – использование ярких цветов (вариант с
цветными карандашами), изображение
«радостных» кактусов.
Тревожность – использование темных цветов (вариант с цветными
карандашами), преобладание внутренней штриховки прерывистыми линиями.
Женственность – наличие украшений, цветов, мягких линий и форм.
Экстравертность – наличие на рисунке других кактусов или цветов.
Интровертность – на рисунке изображен один кактус.
Стремление к домашней защите, чувство семейной общности –
наличие цветочного горшка на рисунке, изображение комнатного растения.
Отсутствие стремления к домашней защите, чувство одиночества –
дикорастущие, пустынные кактусы.
После завершения работы ребенку предлагают вопросы, ответы на
которые помогут уточнить интерпретацию рисунков:
1. Этот кактус домашний или дикий?
2. Этот кактус сильно колется? Его можно потрогать?
3. Кактусу нравится, когда за ним ухаживают, поливают, удобряют?
4. Кактус растет один или с каким-то растением по соседству? Если
растет с соседом, то что это за растение?
5. Когда кактус подрастет, то как он изменится (иголки, объем,
отростки)?
6. При интерпретации выполненных рисунков необходимо учитывать
изобразительный опыт ребенка (наличие или отсутствие его), использование
стереотипов, шаблонов с учетом возрастных особенностей.

21

Приложение 3
ПРОТОКОЛ
Ф.И. ребенка _____________________________________________
№ п\п Качества испытуемого

Отметка
о
наличии данных
качеств

Агрессивность – наличие иголок, сильно торчащих,
длинных,
близко расположенных друг от друга.
2.
Импульсивность – отрывистость линий, сильный нажим.
3.
Эгоцентризм, стремление к лидерству – крупный рисунок,
расположенный в центре листа.
4.
Неуверенность в себе, зависимость – маленький рисунок,
расположенный внизу листа.
5.
Демонстративность, открытость – наличие выступающих
отростков в кактусе, вычурность форм.
6.
Скрытность, осторожность – расположение зигзагов по
контуру или внутри кактуса.
7.
Оптимизм – использование ярких цветов (вариант с
цветными
карандашами), изображение «радостных» кактусов.
8.
Тревожность – использование темных цветов (вариант с
цветными карандашами), преобладание внутренней
штриховки прерывистыми линиями.
9.
Женственность – наличие украшений, цветов, мягких линий
и
форм.
10.
Экстравертность – наличие на рисунке других кактусов или
цветов.
11.
Интровертность – на рисунке изображен один кактус.
12.
Стремление к домашней защите, чувство семейной
общности
– наличие цветочного горшка на рисунке, изображение
комнатного растения.
13.
Отсутствие стремления к домашней защите, чувство
одиночества – дикорастущие, пустынные кактусы.
Вопросы к рисунку
1.
Этот кактус домашний или дикий?
2.
Этот кактус сильно колется? Его можно потрогать?
3.
Кактусу нравится, когда за ним ухаживают, поливают,
удобряют?
1.

22

4.
5.

Кактус растет один или с каким-то растением по соседству?
Если растет с соседом, то что это за растение?
Когда кактус подрастет, то как он изменится (иголки, объем,
отростки)?

23

Приложение 4
Психотерапевтические сказки.
1. «Чудо-кактус» (Сучкова Н.О)
На золотых песчаных просторах жил сердитый кактус. Он был
таким мрачным и колючим, что вокруг него образовалось огромная
невидимая преграда. И всякий, кто приближался к нему, чем его колючки,
каждый раз «ойкал» от неприятных уколов. Поэтому все в округе называли
кактус «Дерущаяся злючка». Из-за всех углов только и слышалось: «Ты не
ходи этой дорогой, там Дерущаяся злюка». Но надо сказать, что после таких
слов колючки у кактуса росли ещё больше и становились намного острее,
чем были. И в тот момент, когда колючки стали совсем огромными, а солнце
очень жарким, вдруг пошёл дождь. Его капли были такими большими и
свежими, что все обитатели песчаных просторов стали бегать под дождём,
прыгать через лужи и громко смеяться. Спустя какое-то время дождь
закончился. Выглянуло солнышко
и стало щекотать своими лучами
обитателей песчаных просторов…. И тут один из участников такого веселья
заметил, что на кактусе стали появляться красивые цветы. Тогда он пошёл к
Дерущейся Злюке, стал смеяться и петь песни. Цветов на кактусе
становилось всё больше, а колючки исчезли совсем. Тетерь на кактусе было
много красивых ароматных цветов, а Дерущуюся Злюку все стали называть
ЧУДО-КАКТУС.
2. «Мишка Смешное Ушко» (Сучкова Н.О)
Жил-был весёлый и озорной Мишка Смешное Ушко. Он был таким
добрым и хорошим, что все его очень любили. Вот только была одна
непонятная штука: как только мишка Смешное Ушко чего-нибудь боялся,
над ним появлялась серая туча и поливала его своим дождиком. И что самое
удивительное, это происходило только с ним, и Мишка смешное Ушко
каждый раз чувствовал себя неловко перед друзьями, смущался и прекращал
улыбаться. Мишка понял, что нужно что-то делать. И вот однажды, как
только ему стало страшно, он сказал, что тучка больше не будет поливать его
дождиком. Он сказал это так уверенно, что тучка улыбнулась и спрятала свои
дождинки. Мишка повеселел и больше никогда не боялся.
3. «Котёнок Рыжик»
В одной сказочной стране жил котёнок Рыжик. Однажды он пошёл
гулять и увидел в траве красивый, новый мячик. «Ой!» - вскрикнул котёнок
от неожиданности. – «Какой красивый мячик, интересно, чей он». Котёнок
посмотрел вокруг и даже заглянул за кусты, но никого не обнаружил. «Мне
очень нравится мячик, МУР, МУР» - промурлыкал котёнок, - «пожалуй, я
возьму его себе». Рыжик ушёл, и тут послышался какой-то шум и пыхтение.
Появился крокодил. Он бегал, размахивал лапами, хмурил брови, скалил
зубы и кричал: «Где мой мячик? Кто посмел взять мой мячик».
24

Упражнения-приветствия.
Приветствие «Страна настроений»
В страну настроений отправимся мы,
Где будем смеяться, грустить, удивляться.
С героями этой волшебной страны
На каждом занятии будем встречаться.
Нас ждут приключения, сказки, игра,
Задания разные нового друга.
Ну что, вы готовы? Тогда нам пора!
Друг другу приветствие скажем по кругу.
(Дети передают по кругу приветствие)
Ритуалы начала занятия.

Дети рассаживаются кружком на ковре или подушках. Передают
по кругу мяч, называя своё имя, и здороваясь друг с другом.

Дети рассаживаются кружком на ковре или подушках. Затем
бросают друг другу мяч, и то, кто поймал мяч, называет ласковое имя,
которым его называют дома.

Дети рассаживаются кружком на ковре или подушках. Затем по
кругу, передавая друг другу мяч, здороваются и говорят, что они рады друг
друга видеть.

Дети рассаживаются кружком на ковре или подушках. Затем по
кругу взрослый предлагает детям поздороваться с помощью прикосновений.
Ритуал окончания занятий

Дети рассаживаются кружком на ковре или подушках. По
очереди кладут ладошки на мяч, образуя башенку. А затем все вместе кричат
«До свиданья нам всем».
1.

Игры и задания по теме «Человек и его настроение»


Графическое задание «Лучи солнца». Взрослый предлагает
детям нарисовать солнце, лучи, которого грустят, радуются, злятся, боятся.
Затем среди множества пиктограмм эмоций (нарисованных на вырезанных
кружочках диаметром 5 см) каждый ребёнок выбирает те, которые
изображают его собственные. Пиктограммы наклеиваются на лучи.

Диагностическое задание «Цвета настроений». Взрослый
предлагает детям раскрасить силуэт человека теми цветами, теми красками,
которыми можно передать настроение.
25


Графическое
задание
для
совместного
выполнения
«Смешной рисунок». На дверь или стену прикрепляется лист бумаги.
Играющие выстраиваются в одну линию, взрослый завязывает первому глаза,
подводит его к листу бумаги, даёт в руки фломастер и говорит, что сейчас
все будут рисовать корову. Все по очереди подходят с завязанными глазами и
дорисовывают детали.

Игра «Чувства в домиках» Взрослый предлагает детям заселить
чувства в домики.

Диагностический рисунок «Цветные домики» Взрослый
предлагает детям раскрасить домики для разных чувств.
2.

Игры и задания по теме «Радость»


Графическое
задание
для
совместного
выполнения
«Продолжи рисунок». Взрослый предлагает детям нарисовать клоуна. Для
этого есть цветные карандаши и мелки и один на всех лист бумаги. Дети
рисуют по очереди.

Задание сюрприз. Взрослый предлагает детям нарядиться в
костюм клоуна и потанцевать под весёлую музыку.

Задание на создании ситуации успеха «Колпачок клоуна».
Дети получают заготовки колпачков и взрослый просит их раскрасить
красками.

Совместное задание на выражение актуальных эмоций и
снятие напряжения «Красивый рисунок». Взрослый предлагает детям
нарисовать рисунок про который можно сказать: «Красота»
3.
Игра – упражнение «Дождик» Дети получают по листу бумаги,
и им предлагается в течение трёх минут нарвать бумаги на мелкие листочки.
Затем дети по очереди подбрасывают свои капельки, стараясь, намочит как
можно больше окружающих. Затем обсуждается. Какие чувства испытывают
дети, когда они попадают под дождь.
4.
Игра «Цветок» Взрослый предлагает детям закрыть глаза и
представить цветок, который они мог ли бы назвать своим именем. После
этого дети рассказывают о том, какой цветок они видели.
5.
Индивидуальное задание рисование на тему: «Цветок
радости» Взрослый предлагает детям нарисовать цветок радости.
6.
Упражнение «Цвет моего настроения». Взрослый предлагает
детям закрасить лист такими цветами, какое у них настроение.
7.
Графическое задание для совместного выполнения:
«Смешной рисунок» На дверь или стену прикрепляется лист бумаги.
Играющие выстраиваются в одну линию, взрослый завязывает первому глаза,
подводит его к листу бумаги, даёт в руки фломастер и говорит, что сейчас
все будут рисовать корову. Все по очереди подходят с завязанными глазами и
дорисовывают детали.
26

8.
Коллективная работа: «Волшебный салют». Взрослый
предлагает детям с помощью пульверизаторов с разноцветными красками
нарисовать салют.
9.

Игры и задания по теме «Грусть»


Графическое задание «Грустный рисунок». Взрослый
предлагает детям нарисовать что-нибудь грустное. Дети рисуют
карандашами. После этого каждый рассказывает о том, что он нарисовал.

Задание на адаптацию в пространстве комнаты. Игра «Найди
грустный предмет». Взрослый предлагает детям найти в комнате грустные
предметы или игрушки и придумать почему они грустят.

Диагностическое задание «Рисунок в круге». Детям
предлагается на ватмане, на котором нарисована окружность простым
карандашом, нарисовать «грусть». Для рисования предлагается гуашь,
акварель.

Задание на создание ситуации успеха « Игры с сухими
листьями».
«Листопад» Взрослый встаёт на стульчик и с высоты поднятой
руки выпускает лист падать. Дети ловят листья.
«Фейерверк» Набираем в пригоршни листья и подбрасываем над
головой.
«Рисуем листьями» Взрослый демонстрирует технику создания
изображения: выдавливая из тюбика клей ПВА, наносит на лист бумаги
рисунок; затем набирает сухие листья, растирает их между ладонями на
мелкие частички и рассыпает над клеевым рисунком. Лишнее стряхивает.
Процедура повторяется до субъективного результата. Дети дают название
своему рисунку.

Графическое задание «Мама грустит». Детям предлагается
нарисовать, когда мама грустит.

«Рисуем волшебную музыку» Взрослый включает детям
грустную музыку и просит нарисовать то, что навеет музыка. После этого
дети рассказывают о своём рисунке.
10.

Игры и задания по теме «Страх»


Задание на выражение эмоций и преодоление страха «Рисуем
страшную маку». Взрослый предлагает детям раскрасить страшную маску,
заранее заготовленную из гипса.

Игра «Испугай страшилку» Взрослый предлагает детям надеть
маску и испугать Страшилку.

Задание на отреагирование эмоций «Рисуем страхи».
Взрослый предлагает детям нарисовать свой страх.
27


Задание на снятие напряжения «Ритуал уничтожения
страхов» Взрослый предлагает детям разорвать рисунки на мелкие кусочки,
засунуть их в воздушный шар, а после занятия выпустить их на улицу.

Упражнение «Цвет моего настроения» Взрослый предлагает
детям закрасить лист такими цветами, какое у них настроение.

Рисование на зеркале. Детям предлагается нарисовать на
зеркале то, что его пугает, а затем это смывается водой.

Индивидуальное задание «Лепим страх». Взрослый предлагает
детям слепить свой страх.

Коллективная работа «Строим лабиринт для непослушных
страхов детей» Затем дети на песке строят лабиринт для своего страха.

Игра «Проходим лабиринт» Ребёнок любыми способами с
помощью страшилки пугает свой страх. По желанию по мере прохождения
лабиринта страх может уничтожаться. В итоге обычно остаётся маленький
кусочек страха.

Рисование на стекле. Детям предлагается нарисовать свой страх
на стекле. Затем его можно стереть и на этом месте нарисовать что-нибудь
радостное.
11.

Игры и задания по теме «Удивление»


Индивидуальное творческое задание «Инопланетяне». Детям
предлагается создать инопланетянина. Для этого можно использовать краски
или слепить из пластилина, а может быть наклеить с помощью цветной
бумаги.

Коллективная работы «Карта звёздного неба». Детям
необходимо нанести на звёздное небо новые планеты и разместить своих
инопланетян.

Упражнение «Рисование по точкам» Взрослый заранее готовит
схему рисунка, расставляет контурные точки. Ребёнку говорят: «Хочешь
удивиться? Тогда соединяй точки друг с другом по порядку». Получившийся
контур предложите дорисовать, раскрасить, придумать сюжет и дать
название.
12.

Игры и задания по теме «Злость»


Задание на демонстрацию индивидуального восприятия.
Детям предлагается разложить рисунки на три части – на те, которые
кажутся «Злыми», «Радостными» и остальными.

Задание на снятие эмоционального напряжения «Рисуем
злость». Детям предлагается нарисовать злость. Для этого используется
техника монотипия.
28


Работа с пластическим материалом «Чудо-кактус». После
прослушивания терапевтической сказки «Чудо- кактус» ребёнок лепит
кактус, протыкает его зубочистками, украшает цветами и бусинками

Коллективная работа «Пустыня». Детям предлагается на песке
сделать пустыню с кактусами.

«Здравствуй песок» Взрослый просит нежно, а потом сильно
поздороваться с песком, до есть различными способами дотронуться до
песка.

«Песочный дождик» Взрослый предлагает ребёнку медленно
или быстро сыпать песок из своего кулачка в песочницу, на ладонь
взрослого, на свою ладонь.

«Победитель злости» Взрослый, а затем ребёнок делает из
мокрого песка шар, на котором обозначает углублениями или рисует глаза,
нос, рот. Затем ребёнок любым способом разрушает песочный шар,
приговаривая волшебное заклинание: «Прогоняем злость, приглашаем
радость». После этого ребёнок руками медленно выравнивает поверхность
песка и оставляет на ней отпечатки своей ладони. По желанию можно
украсить свои отпечатки.

Упражнение «Найди сердитое лицо, изобрази злость».
Взрослый предлагает детям найти пиктограмму «злость» среди изображений
других эмоций, а затем самим показать как они умеют сердиться.

Игра «Сердитые львы и весёлые котята». Помещение условно
делится на две части. Дети получают обручи, раскладывают их на полу
первой части помещения в свободном порядке. Затем каждый ребёнок встаёт
внутрь своего обруча – «клетки». Ведущий говорит, что сейчас он с
помощью волшебной музыки будет превращать детей то в сердитых львов,
то в весёлых, ласковых котят. Сердитые львы живут в клетках, а ласковые
котята могут гулять. Затем ведущий включает на 1-2 минуты музыку с
динамичным барабанным воем – дети превращаются в сердитых львов. Затем
на 2-3 минуты музыка сменяется на приятную, нежную, релаксирующую –
дети перемещаются на ковёр и превращаются в ласковых котят. Музыка
меняется до трёх раз.

Индивидуальное задание. Взрослый предлагает детям
нарисовать чувства, которые они испытывали, когда изображали сердитых
львов и ласковых котят.
13.

Игры и задания по теме «День рождение газетного человека»


Задание на взаимодействие и самовыражение. Взрослый
демонстрирует разные способы взаимодействия с газетами. После показа
происходит распределение обязанности (один делает голову, другой
туловище и т.д.). психолог выступает в роли активного помощника.

Задание на снятие напряжения «Фейерверк». Взрослый
предлагает детям сделать фейерверк. Для этого используются коктейльные
29

соломки. Психолог капает на лист бумаги капли разбавленные краской, дети,
поднеся к ним соломки раздувают воду в разные стороны.

Задание на обозначение ценности продуктов детского
творчества. Детям предлагается нарисовать гостей. Дети окрашивают
подушечки пальцев, ладошки и делают на листе отпечатки. Предлагается
дорисовать гостей.
14.

Игры и задания по теме «Дракончики»


Задание на перевоплощение, самовыражение. Ребята
располагаются около зеркал и на свой вкус разукрашивают лица в виде
мордочек драконов. Для этого лучше подходит детский грим или акварель.

Коллективная работа «Дома дракончиков». Взрослый
предлагает детям нарисовать дома драконов. Детям необходимо нарисовать
круги. Сначала дети рисуют круги по всей площади листа, закрашивают их,
выбирая любые цвета. Затем им предлагается провести дорожки между
этими «норками». Пространство между норками украшают травой, цветами,
кустами и т.д.
15.

Игры и задания по теме «Необитаемый остров»


Графическая коллективная работа «Волны». На общем листе
карандашами или мелками дети рисуют волны, которые омывают остров.
Штриховка может передавать характер разных волн.

Коллективная работа «Остров». Детям предлагается построить
остров из песка.

Задание на создание ситуации успеха. Детям предлагается
украсить остров с помощью цветов, деревьев. Для этого используется
техника кляксография или монотипия. Получившиеся рисунки становятся
украшением острова. Взрослый и дети раскладывают рисунки по всей
комнате.
16. Игры и задания по теме «Весёлые ладошки»
 Упражнение «Отпечаток ладошки». Взрослый предлагает детям
сделать отпечатки своих ладошек, а затем дорисовать их в какой-то образ и
придумать название.
17. Игры и задания по теме « Автопортреты»

Диагностическое задание «Рисунок в круге». Детям
предлагается раскрасить круги.

Творческое задание «Автопортрет». Детям предлагается
используя технику коллаж создать свои автопортреты.

30

Приложение 5

Человек и чувства

Радость

31

Приложение 6

Страх

32

Приложение 7

Грусть

33

Приложение 8

Злость

34

Приложение 9

Комплект пиктограмм

35

36


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».