Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Центр развития ребёнка – детский сад № 2 «Радуга Детства» (МДОУ «ЦРР № 2 «Радуга Детства») ПРИНЯТО Педагогическим советом МДОУ «ЦРР №2 «Радуга Детства» Протокол № _____ от «___»_____________ 20____г. УТВЕРЖДАЮ Директор муниципального дошкольного образовательного учреждения «Центр развития ребенка – детский сад №2 «Радуга Детства» ___________ Брылина В.В. приказ № ________ от «___» ______________20__г. М.П. ПОЛОЖЕНИЕ о группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи ГО Богданович, 2021 1. Основные положения 1.1. Настоящее Положение определяет порядок организации деятельности группы для детей с тяжелыми нарушениями речи (далее - группа для детей с ТНР) Муниципального дошкольного образовательного учреждение «Центр развития ребенка – детский сад №2 Радуга Детства» (далее - Учреждение). Документами, регламентирующими деятельность групп компенсирующей направленности для детей с ТНР являются: - Закон Российской Федерации «Об образовании» от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ (в ред. Федеральных законов от 07.05.2013 № 99-ФЗ, от 23.07.2013 № 203-ФЗ;); - СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи», утв. постановлением Главного государственного санитарного врача России от 28 сентября 2020 г. №28; - «Типовое положение о специальном (коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии» (утв. постановлением Правительства РФ от 12 марта 1997 г. № 288) (с изменениями от 10 марта 2000 г., 23 декабря 2002 г., 1 февраля 2005 г.); - Конвенция о правах ребенка от 20.11.1989г.; - Федерального закона «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» от 24.07.1998 г. с изменениями и дополнениями от 02.07.2013 № 185ФЗ; - Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 30 августа 2013г.№ 1014 «Об утверждении Порядка организации и осуществление образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования»; - Приказа Минобрнауки России от 17.10.2013г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»; - Устав МДОУ «ЦРР №2 «Радуга Детства». 1.2. Срок данного Положения не ограничен. Данное положение действует до принятия нового. 1.3. Положение принимается Педагогическим советом Учреждения и утверждается приказом руководителя ДОУ. Изменения и дополнения в настоящее Положение вносится педагогическим советом и утверждается приказом руководителя ДОУ. 2. Цели и задачи группы для детей с ТНР 2.1. Цель организации группы детей с ТНР в ДОУ - создание целостной системы, обеспечивающей оптимальные педагогические условия для квалифицированной коррекции нарушений в развитии речи детей (первичного характера) в освоении ими дошкольных образовательных программ и подготовка детей к успешному обучению в общеобразовательной школе 2.2. Основными задачами группы для детей с ТНР являются: - охрана жизни и укрепление здоровья детей; - обеспечение интеллектуального, личностного и физического развития ребенка; - исправление или ослабление речевых дефектов способствующих развитию коммуникативных навыков детей; 2 - активизация познавательной деятельности дошкольников; - пропаганда логопедических знаний среди педагогов, родителей (законных представителей). 3. Организация комплектования группы для детей с ТНР 3.1. Дети, имеющие ТНР и требующие коррекционной помощи учителя-логопеда направляются на городскую ПМПК по рекомендации специалистов Учреждения, с согласия родителей (законных представителей) на основании заявления. 3.2. Зачисление в группу для детей с ТНР проводится с согласия родителей (законных представителей) на основании заявления и заключения, полученного по результатам обследования ПМПК и рекомендаций о профиле соответствующего обучения. 3.3. В группу для детей с ТНР зачисляются приказом заведующего Учреждения. 3.4. Предельная наполняемость группы для детей ТНР составляет 10 человек. 3.6. Сроки коррекционной работы в группе для детей с ТНР зависят от динамики коррекционной работы, индивидуально-личностных особенностей ребенка, условий воспитания в семье и могут составлять от 1 года до 2-х лет. 3.7. Отчисление воспитанников из группы для детей с ТНР осуществляется на основании решения городской ПМПК, оформляется приказом руководителя ДОУ. 4. Организация деятельности группы для детей с ТНР 4.1. Группа компенсирующей направленности для детей с ТНР является структурным подразделением Учреждения. 4.2. Группа компенсирующей направленности для детей с ТНР функционирует в режиме 5-дневной рабочей недели и полного дня (10-часового пребывания) с 08:30 до 17:30, выходные: суббота, воскресенье, праздничные дни. 4.3. Организация образовательного процесса в группах для детей с ТНР регламентируется учебным планом, расписанием занятий, перспективными тематическими планами, режимом дня 4.4. Основной формой организации коррекционно-развивающей работы являются групповые (фронтальные). Продолжительность групповых занятий: старшая группа – не более 20 мин.; подготовительная группа – не более 30 мин. Индивидуальные занятия 2-3 занятия в неделю, продолжительность не более 15 мин. 4.5. Групповые занятия проводятся с подгруппами детей в соответствии с АООП разработана на основе «Образовательной программы дошкольного образования для детей с ТНР (ОНР) с 3 до 7 лет.» Н.В. Нищевой. Подгруппы формируются на основе комплексной диагностики воспитанников группы с учетом актуального уровня их речевого развития. 4.6. Индивидуальные занятия проводятся в соответствии с циклограммой специалистов во время любой деятельности детей: игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской, продуктивной, музыкальнохудожественной, чтения. 4.7. Коррекционно-педагогическую помощь детям с ТНР оказывают учительлогопед, педагог-психолог, воспитатели группы. 3 4.8. Ведущим специалистом, осуществляющим образовательную и коррекционноразвивающую работу с детьми, является учитель-логопед. 4.9. Деятельность группы для детей с ТНР может быть прекращена путём ликвидации по решению Учредителя ДОУ. 4.10. Учитель-логопед: 4.10.1. Проводит первичное обследование уровня актуального речевого развития воспитанников ДОУ по запросу педагогов (воспитателей, родителей, педагогапсихолога) с согласия родителей (законных представителей), осуществляет отбор детей, имеющих затруднения в усвоении основной образовательной программы дошкольного образования. 4.10.2. Направляет по рекомендациям специалистов психолого-педагогического консилиума (ППк) МБДОУ (при наличии) и с согласия родителей (законных представителей) детей, имеющих затруднения в усвоении основной образовательной программы дошкольного образования в ПМПК для определения специальных условий развития и воспитания детей с ТНР. 4.10.3. Заполняет речевую карту на каждого воспитанника группы для детей с ТНР. 4.10.4 Проводит подгрупповые занятия с детьми по развитию речи. 4.10.5. Осуществляет отслеживание динамики и устранение ТНР у воспитанников. Корректирует содержание коррекционное работы, методы, приемы коррекционной помощи. 4.10.6. Проводит мероприятия, направленные на повышение педагогической компетенции родителей (законных представителей) в вопросах развития и воспитания детей. 4.10.7. Контролирует осуществление воспитателями группы для детей с ТНР коррекционной направленности воспитательно-образовательного процесса, дифференцированного воспитания детей с учетом их индивидуальных, физиологических, психических и возрастных особенностей. 4.10.8. Предоставляет ежегодный отчет о результативности коррекционной работы группы для детей с ТНР. 4.710.9. Режим дня, регламентирующий психофизическую нагрузку детей, должен строго соблюдаться. Индивидуальные занятия проводятся учителем-логопедом в соответствии с расписанием во время любой деятельности детей (игровой, коммуникативной, познавательно-исследовательской, трудовой, музыкальнохудожественно, продуктивной). Недопустимым является проведение учителемлогопедом индивидуальных занятий во время режимных моментов (умывания, приема пищи, раздевания перед сном, утренней зарядки, корригирующей гимнастики). 4.10.10. Оказывает консультативную помощь родителям воспитанников и воспитателям. 4.11. Педагог- психолог: 4.11.1. Осуществляет психолого-педагогическое сопровождение реализации адаптированной основной образовательной программы дошкольного образования для детей с ТНР. 4.11.2. Изучает личностные особенности воспитанников, их поведенческие реакции. 4.11.3. Проводит групповые и индивидуальные занятия, направленные на нормализацию эмоционально-личностной сферы. 4 4.11.4. Оказывает консультативную помощь учителю-логопеду и воспитателям в разработке коррекционных программ индивидуального развития детей. 4.11.5. Предоставляет ежегодный отчет о результативности коррекционной работы группы для детей с ТНР. 4.12. Воспитатель: 4.12.1. Создает предметную развивающую среду для воспитанников группы с ТНР. 4.12.2. Проводит мониторинг усвоения содержания образовательной программы ДОУ воспитанниками группы для детей с ТНР. 4.12.3. Планирует и проводит с воспитанниками группы ТНР: - образовательную деятельность, осуществляемую в ходе режимных моментов; - образовательную деятельность, осуществляемую в процессе организации различных видов детской деятельности: игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно- исследовательской, продуктивной, чтения; - самостоятельную деятельность детей. 4.12.4. Участвует по заданию учителя - логопеда в реализации коррекционных мероприятий, обеспечивающих коррекцию и компенсацию отклонений в развитии речи, с учетом возрастных и психофизиологических особенностей воспитанников группы 4.12.5. Ведет необходимую документацию по планированию и проведению с воспитанниками группы ТНР: − непосредственно образовательной деятельности, осуществляемой в процессе организации различных видов детской деятельности, в ходе режимных моментов, самостоятельной деятельности; − коррекционных мероприятий (по заданию учителя - логопеда), обеспечивающих коррекцию речи, с учетом возрастных и психофизиологических особенностей воспитанников группы; 4.12.6. Взаимодействует с педагогическими работниками ДОУ, родителями (законными представителями) воспитанников группы ТНР по вопросам реализации образовательной программы. 4.12.7. Вовлекает в коррекционную работу родителей (законных представителей) воспитанников группы ТНР, обеспечивает заинтересованность в ее результативности. 4.12.8. Предоставляет ежегодный отчет о результативности усвоения содержания образовательной программы ДОУ воспитанниками группы для детей с ТНР. 4.13. Музыкальный руководитель: 4.13.1. Планирует содержание психолого-педагогической работы по освоению детьми группы для детей с ТНР образовательной области «Художественноэстетическое развитие», раздел «Музыкальная деятельность». 4.13.2. Проводит образовательную деятельность, осуществляемую в процессе организации музыкально-художественной деятельности воспитанников. 4.13.3. Отбирает музыкальный и художественный репертуар с учетом проведения коррекционной работы с воспитанниками группы для детей с ТНР. 4.13.4. Совместно с учителем-логопедом и воспитателями группы планирует содержание и проводит с воспитанниками группы для детей с ТНР занятия по коррекционной ритмике. 4.13.5. Проводит мониторинг усвоения содержания образовательной области «Художественно-эстетическое развитие», раздел «Музыкальная деятельность» воспитанниками группы для детей с ТНР. 5 4.13.6. Взаимодействует с учителем-логопедом, педагогическими работниками ДОУ, родителями (законными представителями) воспитанников группы для детей с ТНР по вопросам реализации образовательной программы ДОУ. 4.13.7. Ведет необходимую документацию по планированию содержания психолого-педагогической работы по освоению детьми группы для детей с ТНР образовательной области «Художественно-эстетическое развитие», раздел «Музыкальная деятельность» и образовательной деятельности, осуществляемой в процессе организации музыкально-художественной деятельности воспитанников группы для детей с ТНР. 4.13.8. Предоставляет ежегодный отчет о результативности усвоения содержания образовательной области «Художественно-эстетическое развитие», раздел «Музыкальная деятельность» образовательной программы ДОУ воспитанниками группы для детей с ТНР. 4.14. Инструктор по физической культуре: 4.14.1. Планирует содержание психолого-педагогической работы по освоению воспитанниками группы для детей с ТНР образовательной области «Физическая культура». 4.14.2. Совместно с воспитателем группы проводит с воспитанниками занятия по физической культуре. 4.14.3. Во время проведения занятий по физической культуре регулирует физическую нагрузку, следит за физическим состоянием воспитанников группы для детей с ТНР. 4.14.4. Совместно с воспитателями проводит мониторинг усвоения воспитанниками группы для детей с ТНР содержания образовательной области «Физическая культура». 4.14.5. Взаимодействует с учителем-логопедом, педагогическими работниками ДОУ, родителями (законными представителями) воспитанников группы для детей с ТНР по вопросам реализации образовательной программы ДОУ. 4.14.6. Ведет необходимую документацию по планированию содержания психолого-педагогической работы по освоению детьми группы для детей с ТНР образовательной области «Физическая культура». 4.14.7. Предоставляет ежегодный отчет о результативности усвоения содержания образовательной области «Физическая культура» основной образовательной программы ДОУ воспитанниками группы для детей с ТНР. 4.15. Младший воспитатель: 4.15.1. Участвует в проведении с воспитанниками группы для детей с ТНР с учетом их возрастных и психофизиологических особенностей: - процесса организации различных видов детской деятельности: игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской, художественно музыкальной, продуктивной, чтения; - занятий, организуемых воспитателем; - образовательной деятельности, осуществляемой в ходе режимных моментов; - самостоятельной деятельности детей. 4.15.2. Создает условия для социальной и трудовой адаптации воспитанников группы для детей с ТНР. 4.15.3. Организует с учетом возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников группы для детей с ТНР их работу по самообслуживанию, оказывает им необходимую помощь. 6 4.15.4. Участвует в работе по профилактике отклоняющегося поведения, вредных привычек у воспитанников группы для детей с ТНР. 4.15.5. Взаимодействует с родителями (законными представителями) воспитанников группы для детей с ТНР по вопросам организации жизнедеятельности в ДОУ воспитанников. 5. Документация группы для детей с ТНР 5.1. Адаптированная основная образовательная программа дошкольного образования для детей с ТНР. 5.2. Рабочая программа учителя-логопеда и воспитателя, включающая перспективное планирование занятий. 5.3. Положение о группе компенсирующей направленности ДОУ. 5.4. Расписание подгрупповых занятий с воспитанниками группы для детей с ТНР. 5.5. Табель посещаемости индивидуальных занятий с воспитанниками. 5.6. Речевая карта. 5.7. Индивидуальный образовательный маршрут каждого воспитанника группы для детей с ТНР. 5.8. Календарный план воспитателей по образовательной деятельности с воспитанниками группы для детей с ТНР. 5.9. Циклограммы рабочего времени специалистов, работающих с воспитанниками группы для детей с ТНР. 5.10. Аналитический отчет педагогов. 6. Руководство и штаты группы для детей с ТНР 6.1. Директор Учреждения: 6.1.1. Осуществляет систематический контроль и несет персональную ответственность за правильную организацию в группах образовательного процесса и проведения всего комплекса мероприятий, направленных на коррекцию отклонений в речевом развитии детей. 6.1.2. Координирует деятельность коллектива детского сада и специалистов, проводит анализ эффективности работы в данных группах. 6.1.3. Обеспечивает комплектование группы для детей с ТНР. 6.2. Заместитель директора и старший воспитатель: 6.2.1. Планирует, координирует взаимодействие педагогических работников Учреждения, родителей (законных представителей) воспитанников группы для детей с ТНР по вопросам освоения АООП для детей с ТНР. 6.2.2. Обеспечивает повышение профессионально компетенции педагогических работников ДОУ, педагогической компетентности родителей (законных представителей) воспитанников группы для детей с ТНР в вопросах развития и воспитания детей дошкольного возраста. 6.2.3. Осуществляет анализ мониторинга и результативности коррекционной работы. 6.2.4. Контролирует планирование образовательной деятельности, осуществляемой в процессе организации различных видов детской деятельности, в ходе режимных моментов, самостоятельной деятельности. 7 7. Заключительные положения 7.1. Выпуск детей из группы для детей с ТНР осуществляется ППк. образовательного учреждения после окончания срока коррекционного обучения. 7.2. В вопросах, не предусмотренных настоящим Положением, на группы для детей с ТНР распространяется Устав ДОУ 8