Положение о компенсирующей группе для детей с ТНР

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«Центр развития ребёнка – детский сад № 2 «Радуга Детства»
(МДОУ «ЦРР № 2 «Радуга Детства»)
ПРИНЯТО
Педагогическим советом
МДОУ «ЦРР №2 «Радуга Детства»
Протокол № _____
от «___»_____________ 20____г.

УТВЕРЖДАЮ
Директор муниципального дошкольного
образовательного учреждения «Центр
развития ребенка – детский сад №2 «Радуга
Детства»
___________ Брылина В.В.
приказ № ________
от «___» ______________20__г.
М.П.

ПОЛОЖЕНИЕ
о группе компенсирующей направленности для детей с
тяжелыми нарушениями речи

ГО Богданович, 2021

1. Основные положения
1.1. Настоящее Положение определяет порядок организации деятельности группы
для детей с тяжелыми нарушениями речи (далее - группа для детей с ТНР)
Муниципального дошкольного образовательного учреждение «Центр развития
ребенка – детский сад №2 Радуга Детства» (далее - Учреждение). Документами,
регламентирующими деятельность групп компенсирующей направленности для
детей с ТНР являются:
- Закон Российской Федерации «Об образовании» от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ (в
ред. Федеральных законов от 07.05.2013 № 99-ФЗ, от 23.07.2013 № 203-ФЗ;);
- СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям
воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи», утв.
постановлением Главного государственного санитарного врача России от 28
сентября 2020 г. №28;
- «Типовое положение о специальном (коррекционном) образовательном
учреждении для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии» (утв.
постановлением Правительства РФ от 12 марта 1997 г. № 288) (с изменениями от
10 марта 2000 г., 23 декабря 2002 г., 1 февраля 2005 г.);
- Конвенция о правах ребенка от 20.11.1989г.;
- Федерального закона «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской
Федерации» от 24.07.1998 г. с изменениями и дополнениями от 02.07.2013 № 185ФЗ;
- Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 30 августа
2013г.№ 1014 «Об утверждении Порядка организации и осуществление
образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам –
образовательным программам дошкольного образования»;
- Приказа Минобрнауки России от 17.10.2013г. № 1155 «Об утверждении
федерального государственного образовательного стандарта дошкольного
образования»;
- Устав МДОУ «ЦРР №2 «Радуга Детства».
1.2. Срок данного Положения не ограничен. Данное положение действует до
принятия нового.
1.3. Положение принимается Педагогическим советом Учреждения и утверждается
приказом руководителя ДОУ. Изменения и дополнения в настоящее Положение
вносится педагогическим советом и утверждается приказом руководителя ДОУ.
2. Цели и задачи группы для детей с ТНР
2.1. Цель организации группы детей с ТНР в ДОУ - создание целостной системы,
обеспечивающей оптимальные педагогические условия для квалифицированной
коррекции нарушений в развитии речи детей (первичного характера) в освоении
ими дошкольных образовательных программ и подготовка детей к успешному
обучению в общеобразовательной школе
2.2. Основными задачами группы для детей с ТНР являются:
- охрана жизни и укрепление здоровья детей;
- обеспечение интеллектуального, личностного и физического развития ребенка;
- исправление или ослабление речевых дефектов способствующих развитию
коммуникативных навыков детей;
2

- активизация познавательной деятельности дошкольников;
- пропаганда логопедических знаний среди педагогов, родителей (законных
представителей).
3. Организация комплектования группы для детей с ТНР
3.1. Дети, имеющие ТНР и требующие коррекционной помощи учителя-логопеда
направляются на городскую ПМПК по рекомендации специалистов Учреждения, с
согласия родителей (законных представителей) на основании заявления.
3.2. Зачисление в группу для детей с ТНР проводится с согласия родителей
(законных представителей) на основании заявления и заключения, полученного по
результатам обследования ПМПК и рекомендаций о профиле соответствующего
обучения.
3.3. В группу для детей с ТНР зачисляются приказом заведующего Учреждения.
3.4. Предельная наполняемость группы для детей ТНР составляет 10 человек.
3.6. Сроки коррекционной работы в группе для детей с ТНР зависят от динамики
коррекционной работы, индивидуально-личностных особенностей ребенка,
условий воспитания в семье и могут составлять от 1 года до 2-х лет.
3.7. Отчисление воспитанников из группы для детей с ТНР осуществляется на
основании решения городской ПМПК, оформляется приказом руководителя ДОУ.
4. Организация деятельности группы для детей с ТНР
4.1. Группа компенсирующей направленности для детей с ТНР является
структурным подразделением Учреждения.
4.2. Группа компенсирующей направленности для детей с ТНР функционирует в
режиме 5-дневной рабочей недели и полного дня (10-часового пребывания) с 08:30
до 17:30, выходные: суббота, воскресенье, праздничные дни.
4.3. Организация образовательного процесса в группах для детей с ТНР
регламентируется учебным планом, расписанием занятий, перспективными
тематическими планами, режимом дня
4.4. Основной формой организации коррекционно-развивающей работы являются
групповые (фронтальные). Продолжительность групповых занятий: старшая
группа – не более 20 мин.; подготовительная группа – не более 30 мин.
Индивидуальные занятия 2-3 занятия в неделю, продолжительность не более 15
мин.
4.5. Групповые занятия проводятся с подгруппами детей в соответствии с АООП
разработана на основе «Образовательной программы дошкольного образования для
детей с ТНР (ОНР) с 3 до 7 лет.» Н.В. Нищевой. Подгруппы формируются на
основе комплексной диагностики воспитанников группы с учетом актуального
уровня их речевого развития.
4.6. Индивидуальные занятия проводятся в соответствии с циклограммой
специалистов во время любой деятельности детей: игровой, коммуникативной,
трудовой,
познавательно-исследовательской,
продуктивной,
музыкальнохудожественной, чтения.
4.7. Коррекционно-педагогическую помощь детям с ТНР оказывают учительлогопед, педагог-психолог, воспитатели группы.
3

4.8. Ведущим специалистом, осуществляющим образовательную и коррекционноразвивающую работу с детьми, является учитель-логопед.
4.9. Деятельность группы для детей с ТНР может быть прекращена путём
ликвидации по решению Учредителя ДОУ.
4.10. Учитель-логопед:
4.10.1. Проводит первичное обследование уровня актуального речевого развития
воспитанников ДОУ по запросу педагогов (воспитателей, родителей, педагогапсихолога) с согласия родителей (законных представителей), осуществляет отбор
детей, имеющих затруднения в усвоении основной образовательной программы
дошкольного образования.
4.10.2. Направляет по рекомендациям специалистов психолого-педагогического
консилиума (ППк) МБДОУ (при наличии) и с согласия родителей (законных
представителей) детей, имеющих затруднения в усвоении основной
образовательной программы дошкольного образования в ПМПК для определения
специальных условий развития и воспитания детей с ТНР.
4.10.3. Заполняет речевую карту на каждого воспитанника группы для детей с ТНР.
4.10.4 Проводит подгрупповые занятия с детьми по развитию речи.
4.10.5. Осуществляет отслеживание динамики и устранение ТНР у воспитанников.
Корректирует содержание коррекционное работы, методы, приемы коррекционной
помощи.
4.10.6. Проводит мероприятия, направленные на повышение педагогической
компетенции родителей (законных представителей) в вопросах развития и
воспитания детей.
4.10.7. Контролирует осуществление воспитателями группы для детей с ТНР
коррекционной направленности воспитательно-образовательного процесса,
дифференцированного воспитания детей с учетом их индивидуальных,
физиологических, психических и возрастных особенностей.
4.10.8. Предоставляет ежегодный отчет о результативности коррекционной работы
группы для детей с ТНР.
4.710.9. Режим дня, регламентирующий психофизическую нагрузку детей, должен
строго соблюдаться. Индивидуальные занятия проводятся учителем-логопедом в
соответствии с расписанием во время любой деятельности детей (игровой,
коммуникативной, познавательно-исследовательской, трудовой, музыкальнохудожественно, продуктивной). Недопустимым является проведение учителемлогопедом индивидуальных занятий во время режимных моментов (умывания,
приема пищи, раздевания перед сном, утренней зарядки, корригирующей
гимнастики).
4.10.10. Оказывает консультативную помощь родителям воспитанников и
воспитателям.
4.11. Педагог- психолог:
4.11.1. Осуществляет психолого-педагогическое сопровождение реализации
адаптированной основной образовательной программы дошкольного образования
для детей с ТНР.
4.11.2. Изучает личностные особенности воспитанников, их поведенческие
реакции.
4.11.3. Проводит групповые и индивидуальные занятия, направленные на
нормализацию эмоционально-личностной сферы.
4

4.11.4. Оказывает консультативную помощь учителю-логопеду и воспитателям в
разработке коррекционных программ индивидуального развития детей.
4.11.5. Предоставляет ежегодный отчет о результативности коррекционной работы
группы для детей с ТНР.
4.12. Воспитатель:
4.12.1. Создает предметную развивающую среду для воспитанников группы с ТНР.
4.12.2. Проводит мониторинг усвоения содержания образовательной программы
ДОУ воспитанниками группы для детей с ТНР.
4.12.3. Планирует и проводит с воспитанниками группы ТНР:
- образовательную деятельность, осуществляемую в ходе режимных моментов;
- образовательную деятельность, осуществляемую в процессе организации
различных видов детской деятельности: игровой, коммуникативной, трудовой,
познавательно- исследовательской, продуктивной, чтения;
- самостоятельную деятельность детей.
4.12.4. Участвует по заданию учителя - логопеда в реализации коррекционных
мероприятий, обеспечивающих коррекцию и компенсацию отклонений в развитии
речи, с учетом возрастных и психофизиологических особенностей воспитанников
группы
4.12.5. Ведет необходимую документацию по планированию и проведению с
воспитанниками группы ТНР:
− непосредственно образовательной деятельности, осуществляемой в процессе
организации различных видов детской деятельности, в ходе режимных моментов,
самостоятельной деятельности;
− коррекционных мероприятий (по заданию учителя - логопеда), обеспечивающих
коррекцию речи, с учетом возрастных и психофизиологических особенностей
воспитанников группы;
4.12.6. Взаимодействует с педагогическими работниками ДОУ, родителями
(законными представителями) воспитанников группы ТНР по вопросам реализации
образовательной программы.
4.12.7. Вовлекает в коррекционную работу родителей (законных представителей)
воспитанников группы ТНР, обеспечивает заинтересованность в ее
результативности.
4.12.8. Предоставляет ежегодный отчет о результативности усвоения содержания
образовательной программы ДОУ воспитанниками группы для детей с ТНР.
4.13. Музыкальный руководитель:
4.13.1. Планирует содержание психолого-педагогической работы по освоению
детьми группы для детей с ТНР образовательной области «Художественноэстетическое развитие», раздел «Музыкальная деятельность».
4.13.2. Проводит образовательную деятельность, осуществляемую в процессе
организации музыкально-художественной деятельности воспитанников.
4.13.3. Отбирает музыкальный и художественный репертуар с учетом проведения
коррекционной работы с воспитанниками группы для детей с ТНР.
4.13.4. Совместно с учителем-логопедом и воспитателями группы планирует
содержание и проводит с воспитанниками группы для детей с ТНР занятия по
коррекционной ритмике. 4.13.5. Проводит мониторинг усвоения содержания
образовательной области «Художественно-эстетическое развитие», раздел
«Музыкальная деятельность» воспитанниками группы для детей с ТНР.
5

4.13.6. Взаимодействует с учителем-логопедом, педагогическими работниками
ДОУ, родителями (законными представителями) воспитанников группы для детей
с ТНР по вопросам реализации образовательной программы ДОУ.
4.13.7. Ведет необходимую документацию по планированию содержания
психолого-педагогической работы по освоению детьми группы для детей с ТНР
образовательной области «Художественно-эстетическое развитие», раздел
«Музыкальная деятельность» и образовательной деятельности, осуществляемой в
процессе организации музыкально-художественной деятельности воспитанников
группы для детей с ТНР.
4.13.8. Предоставляет ежегодный отчет о результативности усвоения содержания
образовательной области «Художественно-эстетическое развитие», раздел
«Музыкальная деятельность» образовательной программы ДОУ воспитанниками
группы для детей с ТНР.
4.14. Инструктор по физической культуре:
4.14.1. Планирует содержание психолого-педагогической работы по освоению
воспитанниками группы для детей с ТНР образовательной области «Физическая
культура». 4.14.2. Совместно с воспитателем группы проводит с воспитанниками
занятия по физической культуре.
4.14.3. Во время проведения занятий по физической культуре регулирует
физическую нагрузку, следит за физическим состоянием воспитанников группы
для детей с ТНР.
4.14.4. Совместно с воспитателями проводит мониторинг усвоения
воспитанниками группы для детей с ТНР содержания образовательной области
«Физическая культура». 4.14.5. Взаимодействует с учителем-логопедом,
педагогическими работниками ДОУ, родителями (законными представителями)
воспитанников группы для детей с ТНР по вопросам реализации образовательной
программы ДОУ.
4.14.6. Ведет необходимую документацию по планированию содержания
психолого-педагогической работы по освоению детьми группы для детей с ТНР
образовательной области «Физическая культура».
4.14.7. Предоставляет ежегодный отчет о результативности усвоения содержания
образовательной области «Физическая культура» основной образовательной
программы ДОУ воспитанниками группы для детей с ТНР.
4.15. Младший воспитатель:
4.15.1. Участвует в проведении с воспитанниками группы для детей с ТНР с учетом
их возрастных и психофизиологических особенностей:
- процесса организации различных видов детской деятельности: игровой,
коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской, художественно музыкальной, продуктивной, чтения;
- занятий, организуемых воспитателем;
- образовательной деятельности, осуществляемой в ходе режимных моментов;
- самостоятельной деятельности детей.
4.15.2. Создает условия для социальной и трудовой адаптации воспитанников
группы для детей с ТНР.
4.15.3. Организует с учетом возрастных и индивидуальных особенностей
воспитанников группы для детей с ТНР их работу по самообслуживанию,
оказывает им необходимую помощь.
6

4.15.4. Участвует в работе по профилактике отклоняющегося поведения, вредных
привычек у воспитанников группы для детей с ТНР.
4.15.5.
Взаимодействует
с
родителями
(законными
представителями)
воспитанников группы для детей с ТНР по вопросам организации
жизнедеятельности в ДОУ воспитанников.

5. Документация группы для детей с ТНР
5.1. Адаптированная основная образовательная программа дошкольного
образования для детей с ТНР.
5.2. Рабочая программа учителя-логопеда и воспитателя, включающая
перспективное планирование занятий.
5.3. Положение о группе компенсирующей направленности ДОУ.
5.4. Расписание подгрупповых занятий с воспитанниками группы для детей с ТНР.
5.5. Табель посещаемости индивидуальных занятий с воспитанниками.
5.6. Речевая карта.
5.7. Индивидуальный образовательный маршрут каждого воспитанника группы для
детей с ТНР.
5.8. Календарный план воспитателей по образовательной деятельности с
воспитанниками группы для детей с ТНР.
5.9. Циклограммы рабочего времени специалистов, работающих с воспитанниками
группы для детей с ТНР.
5.10. Аналитический отчет педагогов.
6. Руководство и штаты группы для детей с ТНР
6.1. Директор Учреждения:
6.1.1. Осуществляет систематический контроль и несет персональную
ответственность за правильную организацию в группах образовательного процесса
и проведения всего комплекса мероприятий, направленных на коррекцию
отклонений в речевом развитии детей.
6.1.2. Координирует деятельность коллектива детского сада и специалистов,
проводит анализ эффективности работы в данных группах.
6.1.3. Обеспечивает комплектование группы для детей с ТНР.
6.2. Заместитель директора и старший воспитатель:
6.2.1. Планирует, координирует взаимодействие педагогических работников
Учреждения, родителей (законных представителей) воспитанников группы для
детей с ТНР по вопросам освоения АООП для детей с ТНР.
6.2.2. Обеспечивает повышение профессионально компетенции педагогических
работников ДОУ, педагогической компетентности родителей (законных
представителей) воспитанников группы для детей с ТНР в вопросах развития и
воспитания детей дошкольного возраста.
6.2.3. Осуществляет анализ мониторинга и результативности коррекционной
работы.
6.2.4. Контролирует планирование образовательной деятельности, осуществляемой
в процессе организации различных видов детской деятельности, в ходе режимных
моментов, самостоятельной деятельности.
7

7. Заключительные положения
7.1. Выпуск детей из группы для детей с ТНР осуществляется ППк.
образовательного учреждения после окончания срока коррекционного обучения.
7.2. В вопросах, не предусмотренных настоящим Положением, на группы для детей
с ТНР распространяется Устав ДОУ

8


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».