Пояснительная записка Учебный план МДОУ «ЦРР №2 «Радуга Детства» на 2023-2024 учебный год разработан в соответствии с: - Федеральным законом от 29.12.2012г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; - Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 30.08.2013 № 1014 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательных программ дошкольного образования»; - Санитарно-эпидемиологическим правилам и нормам СанПиН («Санитарноэпидемиологическими требованиями к организации воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» СанПиН 2.4. 3648-20 от 28.09.2020г. №28 - Письмом Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.05.2007 № 03-1213 «О методических рекомендациях по отнесению дошкольных образовательных учреждений к определённому виду»; - Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.10.2013 № 1155 «Об утверждении федерального государственного стандарта дошкольного образования»; - Письмом «Комментарии к ФГОС дошкольного образования» Министерства образования и науки Российской Федерации от 28.02.2014 №08-249; Приказом Минпросвещения России от 25.11.2022г. № 1028 «Об утверждении Федеральной Образовательной Программы дошкольного образования»; - Учебный план разработан в соответствии с основной образовательной программой МДОУ «ЦРР №2 «Радуга Детства». Учебный план МДОУ «ЦРР №2 «Радуга Детства» на 2023-2024 учебный год является нормативным актом, устанавливающим перечень образовательных областей и объём учебного времени, отводимого на проведение непосредственно образовательной деятельности. Учебный год начинается с 1 сентября 2023г. и заканчивается 31 августа 2024г. Детский сад работает в режиме пятидневной рабочей недели. В 2023-2024 году в МДОУ «ЦРР №2 «Радуга Детства» функционирует 10 общеобразовательных групп + 3 группы компенсирующей направленности, укомплектованных в соответствии с возрастными нормами. В структуре учебного плана выделяется инвариантная и вариативная часть. Инвариантная часть обеспечивает выполнение обязательной части основной общеобразовательной программы дошкольного образования (составляет не менее 60% от общего нормативного времени, отводимого на освоение основной образовательной программы дошкольного образования). В соответствии с требованиями основной общеобразовательной программы дошкольного образования в инвариантной части Плана определено время на образовательную деятельность, отведённое на реализацию образовательных областей. В инвариантную часть плана включены следующие направления: познавательное, речевое, художественно-эстетическое, социально-коммуникативное, физическое. Планирование образовательного процесса состоит из 3 блоков: 1 блок – непосредственно образовательная деятельность 2 блок – совместная деятельность педагогов с детьми 3 блок – самостоятельная деятельность детей. День делится на три блока: 1)Утренний блок – продолжительность с 07.00/ 07.30 до 9.00 – включает в себя: совместную деятельность воспитателя с ребёнком свободную самостоятельную деятельность детей утреннюю разминку 2) развивающий блок – продолжительность с 9.00 до 11.00 часов – представляет собой организованное обучение в форме непосредственно образовательной деятельности. 3) вечерний блок – продолжительность с 15.15 до 17.30 – включает в себя: кружки, дополнительные услуги (при наличии) самостоятельную деятельность ребёнка и его совместную деятельность с воспитателем. Основное содержание общеобразовательных программ педагоги осуществляют в повседневной жизни в совместной деятельности с детьми, путем интеграции естественных для дошкольников видах деятельности, главным из которых является игра. Среди общего времени образовательной деятельности, отводится 50% образовательной деятельности, требующей от детей умственного напряжения, остальные 50%, составляет образовательная деятельность эстетического и физкультурнооздоровительного цикла. Длительность организованной образовательной деятельности составляет: в группах для детей от 2 лет до 3 лет – 10 минут, в группах для детей от 3 лет до 4 лет -15 минут, в группах для детей от 4 лет до 5 лет – 20 минут, в группах для детей от 5 лет до 6 лет – до 25 минут, в группах для детей от 6 лет до 7 лет – до 30 минут. Перерывы между занятиями не менее 10 минут. В середине занятия статического характера педагоги проводят физкультурную минутку. Физкультурные занятия проводятся 3 раза в неделю. Для детей от 5 до 7 лет - 3 занятия -1 из них занятие на свежем воздухе. Максимально допустимый объем недельной образовательной нагрузки не превышает требований «Санитарно-эпидемиологическими требованиями к организации воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» СанПиН 2.4. 364820 от 28.09.2020г. №28; Количество обучающих занятий: от 2 лет до 3 лет количество занятий -10. от 3 лет до 4 лет количество занятий – 12 от 4 лет до 5 лет количество занятий – 13 от 5 лет до 6 лет количество занятий – 15 от 6 лет до 7 лет количество занятий – 16 Учебный план для каждой возрастной группы определяет содержание и максимальную нагрузку в организованных формах обучения (образовательной деятельности), с учетом индивидуальных особенностей детей. Максимальное количество обучающих видов образовательной деятельности в неделю, определено образовательной программой детского сада, Новыми санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами для ДОУ» («Санитарно-эпидемиологическими требованиями к организации воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» СанПиН 2.4. 3648-20 от 28.09.2020г. №28), комплексной программой дошкольного образования под ред. Т. Н. Дороновой «Радуга» Максимально допустимый объем недельной образовательной нагрузки не превышает требований «Санитарно-эпидемиологическими требованиями к организации воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» СанПиН 2.4. 364820 от 28.09.2020г. №28» для здоровых детей. Максимально допустимый объем недельной образовательной нагрузки представлен в годовом календарном учебном графике Образовательную деятельность, требующую повышенной познавательной активности и умственного напряжения детей, организуется в первую половину дня. Форма организации занятий с 1 до 2 лет и с 2 до 3 лет (подгрупповые) с 3 до 7 лет (фронтальные и подгрупповые). В образовательном процессе используется интегрированный подход, который позволяет гибко реализовывать в режиме дня различные виды детской деятельности. Организация жизнедеятельности МДОУ предусматривает, как организованные педагогами совместно с детьми (НОД, развлечения, кружки) формы детской деятельности, так и самостоятельную деятельность детей. Режим дня и сетка занятий соответствуют виду и направлению МДОУ. Парциальные программы являются дополнением к основной общеобразовательной программе МДОУ «ЦРР №2 «Радуга Детства» и составляют не более 40% от общей образовательной нагрузки. Вариативная часть учебного плана, формируемая участниками образовательных отношений ДОУ, обеспечивает вариативность образования и расширение области образовательных услуг для воспитанников. В летний период учебные занятия не проводятся (за исключением групп раннего возраста). В это время увеличивается продолжительность прогулок, а также проводятся спортивные и подвижные игры, спортивные праздники, экскурсии и др. Проектирование образовательного процесса с учётом интеграции образовательных областей Направления развития, образовательные области Возраст детей Ср.гр. Ст.гр. 1 мл.гр. 2мл.гр Подг.гр. Обязательная часть Физическое развитие Физическая культура (НОД) 2*10 3*15 мин 3*20 мин 3*25 мин 3*30 мин мин Здоровье В ходе режимных моментов и через интеграцию с другими ОО Социально-коммуникативное развитие Безопасность (КБЖ) В ходе режимных моментов и через интеграцию с другими ОО Ребёнок в семье и сообществе В ходе режимных моментов и через интеграцию с другими ОО Труд, развитие общения, В ходе режимных моментов и через интеграцию с другими нравственное воспитание ОО Игровая деятельность В ходе режимных моментов и через интеграцию с другими ОО Познавательное развитие Познание (НОД) 1*10 2*15 2*20 2*25 2*30 Формирование целостной картины 1 1 1 1 мира, расширение кругозора Ознакомление с окружающим миром 2 Математика 1 1 1 1 Познавательно-исследовательская В ходе режимных моментов и через интеграцию с другими деятельность ОО Игры-занятия со строительным и В ходе режимных моментов и через интеграцию с другими бросовым материалом ОО Игры-занятия с дидактическим В ходе режимных моментов и через интеграцию с другими материалом ОО Патриотическое воспитание (СКР) В ходе режимных моментов и через интеграцию с другими ОО Экологическое воспитание В ходе режимных моментов и через интеграцию с другими ОО Народная культура и традиции В ходе режимных моментов и через интеграцию с другими ОО Сенсорное развитие В ходе режимных моментов и через интеграцию с другими ОО Речевое развитие Развитие речи 1*10мин 1*15мин 2*20мин 3*25мин 6*30мин Подготовка к обучению грамоте 2 Развитие речи 1 1 1 2 2 Чтение художественной литературы В ходе режимных моментов и через 2 интеграцию с другими ОО Знакомство с буквой 1 1 Художественно-эстетическое развитие 5.1.Художественное творчество 3*10мин 3*15мин 3*20мин 3*25мин 3*30мин (НОД) Рисование 1 1 1 1 1 ч/н Лепка 1 1 1 1 1ч/н Аппликация 0,5 0,5 0,5 1 0,5 Конструирование 0,5 0,5 0,5 Ручной труд В ходе режимных моментов и через 0,5 интеграцию с другими ОО 5.2.Музыка (НОД) 2*10мин 2*15мин 2*20мин 2*25мин 2*30мин Итого: 10 11 12 13 15 Время в неделю 1ч 2ч 45мин 4ч 5 ч 10 мин 7ч 30мин 40мин Часть, формируемая участниками образовательных отношений, реализуемая во второй половине дня 1.Нерегламентированная деятельность Работа по проектам В ходе режимных моментов и через интеграцию с другими ОО Приоритетное направление: Через интеграцию с другими образовательными областями познавательно-исследовательская деятельность Пояснительная записка к учебному плану муниципального дошкольного образовательного учреждения «Центр развития ребенка – детский сад №2 «Радуга Детства» Примерный учебный план муниципального дошкольного образовательного учреждения «ЦРР №2 «Радуга Детства» реализующего примерную основную общеобразовательную программу образовательную программу дошкольного образования, на основе содержания примерной основной образовательной программы дошкольного образования «Радуга» Авторы: С.Г. Якобсон, Т.И. Гризик, Т.Н. Доронова, Е.В. Соловьёва, Е.А. Екжанова. В раннем возрасте образовательной программой для детей от двух месяцев до трёх лет «Теремок» / научный руководитель И.А. Лыкова: под общей редакцией Т.В. Волосовец, И.Л. Кириллова, И.А. Лыковой, О.С. Ушаковой – М.: Издательский дом «Цветной мир» 2019г. В группах дошкольного возраста компенсирующей направленности инновационной программой дошкольного образования. / Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, Э. М. Дорофеевой. — Издание пятое (инновационное), испр. и доп.— М.: МОЗАИКАСИНТЕЗ, 2019. Программно-методическое обеспечение образовательного процесса в МДОУ «ЦРР №2 «Радуга Детства» 2023-2024 учебный год Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования, разработанная в соответствии с ФГОС Учебно-методический комплект Познавательно-речевое направление развития детей Художественноэстетическое направление развития детей Социально-личностное направление развития детей Физическое направление развития детей «Радуга» примерная основная образовательная программа дошкольного образования (Т.Н. Доронова, Т.И. Гризик, Е.В. Соловьева, С.Г. Якобсон; научный руководитель Е.В. Соловьева). – М.: Просвещение, 2016. Обязательная часть Развитие элементарных математических представлений детей 2-7 лет метод. пособие для воспитателей / Е.В. Соловьёва. - М.: Просвещение, 2010. Математика и логика для дошкольников. / Соловьева Е.В.2010 2. Гербова В.В. / Учусь говорить: Методические рекомендации для воспитателей, работающих с детьми 3-6 лет по программе Радуга. – 4-е изд.- М.: Просвещение, 2012 3. Гризик Т.И. Познаю мир: Метод. рекомендации для воспитателей, работающих по программе Радуга., 3-е изд. - М.: Просвещение, 2012. 4.Доронова Т.Н. «Волшебный мир звуков», Москва. «Владос» 2012. Доронова Т.Н. Природа, искусство и изобразительная деятельность детей: Метод. Рекомендации для воспитателей, работающих по программе Радуга – 3-е изд. - М.: Просвещение, 2014. Лыкова И.А. «Цветные ладошки» 2. К.В.Тарасова, Нестеренко Т.В. «Гармония» Программа развития музыкальности у детей дошкольного возраста. – Москва.2012. 3.Доронова Т.Н. «На пороге школы» - Москва, Просвещение, 2014. 4.Лыкова И.А. «Изобразительная деятельность в детском саду» (планирование, конспекты занятий, метод. рекомендации) -Москва. 2014г. 1. Развитие игровой деятельности детей 2-7 лет: метод. пособие для воспитателей /О.А. Карабанова, Т.Н. Доронова, Е.В. Соловьёва. – М.: Просвещение, 2014. 2. Николаева С.Н. «Экологическое воспитание дошкольников» 1. Кудрявцев В.Т. Развивающая педагогика оздоровления, 2015. 2. Т.И.Гризик – Формирование основ безопасного поведения у детей 3-8 лет 3. И.А.Лыкова – Мир без опасности. Парциальная программа. Издательский дом «Цветной мир», 2017г. 4. Т.Э.Токаева – Технология физического развития детей «ТЦ Сфера», 2016г. Учебный план разработан в соответствии: 1.Федеральным законом «Об образовании в РФ» от 01.09. 2013 г. 2.Приказом Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» (Зарегистрировано в Минюсте РФ 14 ноября 2013 г. № 30384) 3. Приказом Минпросвещения России от 25.11.2022г. № 1028 «Об утверждении Федеральной Образовательной Программы дошкольного образования»; 4.Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации требований «Санитарно-эпидемиологическими требованиями к организации воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» СанПиН 2.4. 3648-20 от 28.09.2020г. №28; 5. Лицензией на право ведения образовательной деятельности № 17965 от 03.11.2015, срок действия - бессрочно. 6. Уставом муниципального дошкольного образовательного учреждения «ЦРР №2 «Радуга Детства» 7. Основной общеобразовательной программой образовательной программой муниципального дошкольного образовательного учреждения «ЦРР №2 «Радуга Детства». Примерный учебный план МДОУ «ЦРР №2 «Радуга Детства» является нормативным актом, устанавливающим перечень образовательных областей и объем учебного времени, отводимого на проведение непосредственно образовательной деятельности. В плане предложено распределение непосредственно образовательной деятельности, дающее возможность образовательному учреждению строить план на принципах дифференциации и вариативности. План обеспечивает выполнение обязательной (инвариантной) части основной общеобразовательной программы дошкольного образования и вариативной части, формируемой образовательным учреждением и наличия приоритетных направлений. При составлении учебного плана учитывалось время пребывания детей в группах: с 07.00/07.30 до 17.30 (10,5 часов) при 5-дневной рабочей неделе и наличие возрастных групп. Объем учебной нагрузки обязательной части в течение недели определен в соответствии с санитарно-эпидемиологическими требованиями к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных учреждений (СанПиН 2.4.1.3648-20): - 1 младшая группа – 10 занятий; - 2 младшая группа – 12 занятий; - средняя группа – 13 занятий; - старшая группа – 15 занятий; - подготовительная к школе группа – 16 занятий. Организация и проведение дополнительных образовательных услуг. Согласно Санитарным правилам и нормам устройства и содержания детских дошкольных учреждений детям 5-7 лет рекомендуется посещать 1 дополнительную образовательную услугу 2-3 раза в неделю, или 2-е дополнительные образовательные услуги с общим посещением обоих 2-3 раза, по выбору законного представителя ребёнка. Самым оптимальным временем для проведения занятий по интересам (ПОУ, секции, студии) - время после дневного сна, после полдника с 15.20-17.30 Возрастной период младше 3-4 лет, принято называть адаптационным, когда в основном в этом возрасте дети поступают в дошкольное учреждение. Одними из главных мероприятий должны стать профилактические и оздоровительные, поскольку новая социальная среда вызывает у ребенка эмоциональные изменения, приводит к повышенной возбудимости и утомляемости нервной системы. Во избежание психологических перегрузок не рекомендуется организовывать для детей, младше 3 лет, дополнительные образовательные услуги. В учебном плане распределено количество занятий, дающее возможность использовать модульный подход, строить учебный план на принципах дифференциации и вариативности. В летний период учебные занятия не проводятся (за исключением групп раннего возраста). В это время увеличивается продолжительность прогулок, а также проводятся спортивные и подвижные игры, спортивные праздники, экскурсии и др. Социально-коммуникативное развитие направлено на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности; развитие общения и взаимодействия ребёнка с взрослыми и сверстниками; становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий; развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в Организации; формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества; формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе. Познавательное развитие предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира, (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.), о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках, о планете Земля как общем доме людей, об особенностях её природы, многообразии стран и народов мира. Речевое развитие включает владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте. Художественно-эстетическое развитие предполагает развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира, природы; становление эстетического отношения к окружающему миру; формирование элементарных представлений о видах искусства; восприятие музыки, художественной литературы, фольклора; стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений; реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной, и др.). Физическое развитие включает приобретение опыта в следующих видах деятельности детей: двигательной, в том числе связанной с выполнением упражнений, направленных на развитие таких физических качеств, как координация и гибкость; способствующих правильному формированию опорно-двигательной системы организма, развитию равновесия, координации движения, крупной и мелкой моторики обеих рук, а также с правильным, не наносящем ущерба организму, выполнением основных движений (ходьба, бег, мягкие прыжки, повороты в обе стороны), формирование начальных представлений о некоторых видах, спорта, овладение подвижными играми с правилами; становление целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере; становление ценностей здорового образа жизни, овладение его элементарными нормами и правилами (в питании, двигательном режиме, закаливании, при формировании полезных привычек и др.). Вариативная часть учебного плана реализуется во второй половине дня в нерегламентированной деятельности. В это время увеличивается продолжительность прогулок, а также проводятся спортивные и подвижные игры, спортивные праздники, экскурсии и др. В вариативную часть вошел региональный компонент - народные игры, праздники, дополнительные парциальные программы. В ДОУ активно внедряется инновационная проектная деятельность. Работа по проектам ведётся во вторую половину дня в ходе режимных моментов в интеграции образовательных областей. Сроки реализации учебного плана: с 1 сентября по 31 мая. В последние две недели мая занятия не проводятся - проводится мониторинг достижения детьми планируемых результатов освоения программы. Мониторинг проводится как в рамках непосредственно образовательной деятельности, так и при проведении режимных моментов. Один раз в год проводится тематическая зимняя каникулярная неделя. Во время каникулярной недели непосредственно-образовательная деятельность не проводится, работа ведётся через интеграцию образовательных областей в совместной деятельности воспитателя и детей. Требования к режиму дня и организации воспитательно-образовательного процесса Форма работы (пункт СанПиН 2.4.1.3049-13) Максимально допустимый объём образовательной нагрузки в течение дня – п.11.9, 11.11, 11.12. 1-я половина дня 2-я половина дня Длительность (продолжительность) непрерывной НОД – п.11.9,11.10 Перерывы между периодами НОД – п.11.11 Физкультминутка п.11.11,11.12 Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы для дошкольных организаций, 2013г (СанПиН 2.4.1.3049-13) 1 мл.гр. 2 мл.гр. ср.гр. ст.гр. подг.гр 2-3 года 3-4 года 4-5 лет 5-6 лет 6-8 лет Допускает Не Не Не Не ся превышает превышает превышает превышает осуществл 30 минут 40 минут 45 минут 1ч.30 ять НОД в минут 1-ю и 2-ю НОД с детьми старшего половину дошкольного возраста дня (по 8может осуществляться 10 минут) во 2-й половине дня после дневного сна. Продолжительность – не более 25-30 мин. в день Не более Не более Не более Не более Не более 10 минут 15 минут 20 минут 25 минут 30 минут Не менее 10 минут В середине времени, отведённого на НОД (в середине НОД статического характера) НОД – п.11.13 Занятия по физическому развитию ООП – п.12.4, 12.5, 17.1 Количество Форма работы (пункт СанПиН 2.4.1.3049-13) Длительност ь Особенности НОД, требующую повышенной познавательной активности и умственного напряжения детей, следует организовывать в 1-ю половину дня. Для профилактики утомления детей рекомендуется проводить физкультурные, музыкальные занятия, ритмику и т.п. Осуществл Не менее 3-х раз в Не менее 3-х раз в яют по неделю неделю подгруппа Для детей 5-7 лет 1 раз в м 2-3 раза неделю круглогодично в неделю в следует организовывать групповом занятия по физическому помещени развитию на открытом и или в воздухе (при отсутствии зале у детей медицинских противопоказаний и наличии у детей спортивной одежды, соответствующей погодным условиям) Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы для дошкольных организаций,2020г. (СанПиН 2.4. 3648-20) 1 мл.гр. 2 мл.гр. ср.гр. ст.гр. подг.гр 2-3 года 3-4 года 4-5 лет 5-6 лет 6-8 лет 8-10мин 15 мин 20 мин 25 мин 30 мин В теплое время года НОД по физическому развитию рекомендуется организовывать на открытом воздухе. Влажная уборка спортивного зала проводится 1 раз в день и после каждого занятия (или перед). Спортивный инвентарь ежедневно протирается влажной ветошью, маты – с использованием мыльно-содового раствора. Ковровые покрытия ежедневно очищаются с использованием пылесоса. Во время генеральных уборок ковровое покрытие подвергается влажной обработке. Возможно использование моющего пылесоса. После каждого занятия спортивный зал проветривается в течение 10 минут.