Вторая младшая группа

09.07.2021

Памятки, консультации и рекомендации для родителей детей от 3-х до 4-х лет

Кризис 3- лет

09.07.2021

Уважаемые родители! Познакомьтесь с важнейшими особенностями и противоречиями психического развития трехлетнего ребёнка. Полученные знания помогут вам лучше понять и почувствовать своего малыша. Это позволит эму развиваться более полноценно.

 

В древней Индии говорили: «До пяти лет ребёнок – ваш царь. С пяти до десяти – ваш слуга. С десяти до пятнадцати – ваш брат. А после – ваш друг или враг в зависимости от того, как вы его воспитали». Возраст 3-4 года можно условно назвать «Я сам».

Упрямство, протесты, истерики и своеволие - частые проявления кризиса 3 лет у детей. Еще вчера милый и послушный, малыш вдруг превращается в тирана, устраивающего истерики по любому поводу. Как реагировать и что делать родителям?

Три года – возраст, когда ребенку так хочется ощутить себя взрослым и самостоятельным, в этом возрасте дети уже имеют собственное "хочу" и готовы отстаивать его перед взрослыми. Это время открытий и находок, возраст пробуждения фантазии и осознания себя как личности. Ярко выраженная особенность данного периода - кризис трех лет. У малышей он может проявляться по разному, но основными «симптомами» являются крайнее упрямство, негативизм и своеволие.

Малыш отказывается ложиться спать, не хочет сам одеваться, убирать игрушки. Капризничает – «Я хотел пойти другой дорогой!» (Когда пройдено уже половина пути и свернуть на другую дорогу уже нет возможности). Кричит и топает ногами, если родители не выполняют любую его просьбу.

Нередко такое поведение ребенка застает родителей врасплох. Еще вчера ребенок с удовольствием выполнял все несложные поручения, и вдруг он начинает все делать «наоборот» - убегает, когда его зовут, раздевается, когда просят одеться теплее. Порою, кажется, что он забыл все слова, кроме «Нет» и «Не хочу». Не зная, как реагировать на детские истерики и демонстративное неподчинение, родители теряются и сердятся.

 

Как реагировать родителям?

 

Что делать родителям, если ребенок ведет себя вызывающе? В первую очередь, не стоит заострять внимание на плохом поведении ребенка, и тем более пытаться сломить его. Это не приведет ни к чему хорошему. Но и впадать в другую крайность – вседозволенность, тоже нельзя. Ребенок не должен решить, что истерика – это надежный способ добиться своего. Самое мудрое, что могут сделать родители в данной ситуации – отвлечь ребенка, переключить его внимание на что-то другое. Например, предложить почитать ему любимую книжку или вместе поиграть в какую-нибудь игру. Конечно, если ребенок уже достиг пика истерики, это не сработает. В этом случае приступ детского гнева нужно просто переждать. Если вы находитесь дома – твердо скажите ребенку, что вы поговорите с ним, когда он остынет, и займитесь своими делами. Оставайтесь спокойны, как бы трудно это ни было. После этого объясните ребенку, что вы его очень любите, но капризами он ничего не добьется.

Если истерика случилась на улице или в магазине (а дети любят работать на публику), по возможности лишите ребенка зрителей. Для этого можно просто перенести ребенка в менее людное место.

Старайтесь избегать ситуаций, когда ребенок может ответить «нет». Не давайте ему прямых указаний: «Одевайся, мы сейчас пойдем гулять», а создайте иллюзию выбора: «Ты хочешь погулять во дворе или в парке?», «Мы будем играть в песочнице или пойдем на горку?».

Помогите ребенку справиться с кризисом

Кризис 3 лет у детей – серьезное испытание для родителей, но ребенку в это время приходится еще тяжелее. Он не понимает, что с ним происходит, и не в состоянии контролировать свое поведение. И ему нужна ваша поддержка. Не забывайте хвалить малышей за хорошее поведение и поощряйте самостоятельность «Катюша молодец! Маленькие детишки не умеют убирать за собой игрушки, а Катюша умеет», расскажите бабушке или папе, пришедшему с работы: «Сегодня Катюша такая умница – сама днем спать легла». Это поможет сформировать у ребенка положительный образ себя.

Реакция родителей на капризы ребенка при кризисе 3 лет - очень важный вопрос. Конечно, упрямство любимого чада огорчает родителей, испытывая их нервы на прочность. Трехлетка настойчиво проверяет границы дозволенного, и если вы где-то дадите слабину или наоборот чересчур жестко поведете себя – в ответ получите неадекватную реакцию на, казалось бы, простую просьбу. Поэтому будьте спокойны в любой ситуации и даже если очень сложно – держите себя в руках. Ведь кризис 3 лет у ребенка – это вовсе не проявление вредности или негативной наследственности, а природная необходимость испытать себя, закрепить ощущение силы воли и собственной значимости. Это жизненный этап, без которого невозможно становление личности ребенка.

Кризис трех лет у детей нужно просто переждать как бурю, пережить как землетрясение и перенести как болезнь. Поэтому наш девиз на этот год: терпение, терпение и терпение!

"Воспитываем усидчивость"

17.03.2022

Усидчивостью называют возможность концентрироваться на определенной деятельности нужное время. Этот навык чрезвычайно важен. Он позволяет воспринимать информацию, получать знания, необходимые как для успешного обучения в школе, так и в дальнейшей, взрослой жизни. Чтобы непоседы научились сосредотачиваться и доводить начатое дело до конца, потребуется помощь родителей или педагогов. Как развить усидчивость у ребенка — расскажем далее.

Неусидчивость у детей: как определить наличие проблемы

Родители, видя что малыш отличается от сверстников своей неуемной энергией и чрезмерной любовью к активному времяпрепровождению, начинают бить тревогу, боясь, что он вырастет неусидчивым и невнимательным. Существует ли проблема на самом деле, легко проверить.

Для каждого возраста существует норма времени, в течение которой ребенок способен концентрировать внимание:

·         2-3 года — 15 минут;

·         4 года — 20 минут;

·         5 лет — 25 минут;

·         6 лет — 30 минут.

Эти показатели соответствуют уровню психического развития малыша на определенном возрастном этапе. Есть один нюанс: если занятие не интересно ребенку, ждать от него выполнения «норматива» не стоит. Подберите малышу забаву по душе и проверьте, насколько результат эксперимента будет отличаться от нормы. Если разница существенна, нужно безотлагательно браться за развитие навыка, ведь это довольно долгий процесс, требующий регулярных, систематических упражнений.

 

Как научить ребенка усидчивости: общие рекомендации

Чтобы выработать усидчивость, в первую очередь, нужно составить распорядок дня и приучить ребенка его соблюдать. Выполнение установленных правил воспитывает ответственность и самостоятельность. Это в свою очередь влияет на осознание того, как важно доводить начатое дело до конца, будь то утренние гигиенические процедуры или наведение порядка в комнате перед сном. В распорядок дня обязательно включите подвижные игры на свежем воздухе. Ведь, чтобы суметь сосредоточиться, малыши, особенно гиперактивные, должны выплеснуть накопившуюся энергию.

Не менее важно создать благоприятную для психического развития среду. Мнение родителей очень важно для малыша. Дайте понять, что вам небезразличны его достижения: хвалите за успехи, поддерживайте в случае неудачи. Выставляйте на полке готовые поделки, вешайте на стену рисунки, с гордостью демонстрируйте их родным и знакомым при каждом удобном случае.

Большое значение для выработки усидчивости имеет организация места для занятий. Если малышу неудобно сидеть, он будет отвлекаться, беспрестанно меняя положение тела. Конечно, некоторые игры предполагают их проведение на полу, но для занятий рисованием, лепкой или рукоделием лучше приобрести детскую мебель: стол и стул. Для лучшей освещенности рабочей поверхности установите настольную лампу. Прежде чем усадить малыша за стол и начинать обучение, устраните все отвлекающие факторы: выключите телевизор, уберите из поля зрения лишние предметы, игрушки, гаджеты.

Игры, развивающие усидчивость

Игра — основной вид деятельности для детей, средство познания окружающего мира и приобретения нужных навыков. Воспитать усидчивость, умение концентрировать внимание, помогут знакомые всем игрушки:

·         Пазлы. Уже в 2 года дети способны собрать картинку из 4-6 крупных фрагментов. По мере взросления малышей им предлагают наборы с большим количеством элементов. Помимо числа фрагментов и их размера при выборе пазлов надо учитывать способ соединения элементов и само изображение. Для маленького ребенка важно, чтобы собранная картинка была красочной, контрастной.

·         Танграм. Игра-головоломка, состоящая всего из 7 геометрических фигур, позволяет собрать тысячи различных изображений. Она хорошо подойдет для старших дошкольников или детей 7-8 лет. Эта незамысловатая, на первый взгляд, игрушка обладает поистине «магическим» воздействием на психику. Подбирая элементы, дети тренируют воображение, мышление, внимательность и, конечно же, усидчивость.

·         Конструктор. Разнообразие этих игрушек позволяет подобрать подходящий вариант для любого, даже самого привередливого ребенка. Самым маленьким можно предложить построить башню из блоков, а дети постарше с удовольствием сооружают дома, замки, гаражи и используют их как реквизит для сюжетно-ролевых игр.

Для тренировки усидчивости подходят и другие развивающие игрушки: мозаика, сортерылогические пирамидкишнуровкибизибордысчетный материал.

Творческие занятия, развивающие усидчивость

Все дети по натуре — творцы. Трудно найти ребенка, которому бы не нравилось рисовать, раскрашивать или лепить. Они увлеченно творят, одновременно тренируя навык концентрации на процессе. Включите в ежедневные занятия:

·         Рисование. Им могут заниматься дети от года, используя в качестве инструмента пальчики или ладошки. С 3 лет можно предлагать изображать определенные предметы или раскрашивать картинки. В 7 лет дети могут уже использовать при рисовании различные техники: штрихами, ватными палочками, свечой, солью, песком и т.д.

·         Поделки. Пластилин, бумага, ткань, бисер, нитки, желуди, бобовые — самые удобные материалы для занятий с детьми. Из них можно создавать плоские, объемные и даже движущиеся поделки. Главное, чтобы задание не было слишком сложным для малыша, иначе он быстро потеряет к нему интерес.Присмотритесь, что сыну или дочке нравится больше, постарайтесь уделить максимум времени именно любимому занятию.

·         Чтение книг.

Если малыш еще не ходит в школу или не научился читать, возьмите за правило уделять внимание книгам по 15-20 минут в день. Чтобы ребенок слушал внимательно, с нетерпением ждал продолжения, заканчивайте чтение на самом интересном месте. В четыре года мальчики и девочки уже помнят содержание прочитанной накануне страницы. В крайнем случае, можно вкратце пересказать сюжет. Следите за реакцией ребенка, стараясь постоянно удерживать его внимание с помощью изменения интонаций, темпа, громкости произносимых слов. Конечно же книга должна соответствовать возрасту ребенка, а также иметь интересный сюжет. Один совет: нельзя браться за новую книгу, не дочитав начатую. Вы ведь учите малыша доводить дело до конца.

При комплексном подходе к проблеме вы вскоре заметите первые изменения в поведении ребенка. Не останавливайтесь на достигнутом, ведь много усидчивости не бывает, а вот ослабеть без постоянной тренировки этот навык может.Хочу такой сайт

Консультация "Формирование навыков самообслуживания у детей младшего дошкольного возраста"

29.12.2023

С первых дней жизнь ребенка социально организована. Она состоит из чередующихся, ежедневно повторяющихся бытовых процессов: сон, умывание, одевание и раздевание, прием пищи, пользование туалетом. Много усилий требуется от малыша, чтобы научиться пить из чашки, пользоваться ложкой, одеваться самостоятельно.

Дошкольное детство – короткий, но важный период становления личности. В эти годы ребенок

приобретает первоначальные знания об окружающей жизни, у него начинает формироваться определенное отношение к людям, к труду, вырабатываются навыки и привычки правильного поведения, складывается характер. Сформировать у ребенка умение самостоятельно делать все посильное для него – ведущая задача воспитания на данном возрастном этапе.

Маленький ребенок еще не в состоянии усвоить многие нравственные нормы и понятия, которыми он мог бы руководствоваться в своих поступках. Но, усваивая при помощи взрослых определенные способы поведения, он привыкает поступать в соответствии с этими нормами задолго до того, как сможет осознать их. Так, например, навыки и привычки самообслуживания, посильной помощи по хозяйству – основа для воспитания трудолюбия как черты характера.

Воспитывая у ребенка привычку убирать свою постель, складывать одежду, поддерживать порядок в своем игровом уголке, взрослые тем самым закладывают основу для формирования таких черт характера, как аккуратность, опрятность, вежливость, отзывчивость. Привычки, приобретенные ребенком с раннего детства, сохраняются длительное время и становятся, как гласит народная мудрость, второй натурой. Многие из них, складываясь в дошкольном возрасте, остаются на всю жизнь. Формирование навыков самообслуживания в младшем дошкольном возрасте выступает как средство самопознания детей. Активность ребенка в самообслуживании создает положительную эмоциональную установку на еду, предстоящий сон и тем благоприятствует нормальному протеканию этих жизненно важных для него процессов. Самостоятельность детей в одевании, умывании, еде высвобождает значительную часть времени для игр и другой полезной деятельности. Дети, владеющие навыками самообслуживания, легче привыкают к детскому саду.

При формировании навыков одевания и раздевания, прежде всего, мы учим детей последовательно и рационально выполнять определенные действия. Объясняем: прежде чем обуваться, сандалии надо поставить так, чтобы они «смотрели друг на друга, а не сердились бы, не отворачивались»; чтобы правильно надеть футболку, свитер, нужно сначала определить, где у них перед; куртку следует вначале разложить на скамейке, а потом надевать, и т. д. Одновременно с объяснением нужно показывать детям, как собрать гармошкой носки и правильно натянуть их, как определить перед футболки (по рисунку, по вороту и т. п.) и как правильно надеть её.

Поведение окружающих ребенка взрослых оказывает значительно большее влияние на поступки и привычки детей, чем словесные указания. Для того чтобы ребенок овладел теми или иными навыками, надо не только рассказать, какие действия он должен выполнить, но и показать составляющие их отдельные элементы, научить производить каждый из них сначала в отдельности. Обучая ребенка тем или иным навыкам, надо позаботиться о том, чтобы задание было ему посильным, соответствовало возрастным возможностям и уровню его развития. Требовать от 4-х летнего ребенка, чтобы он самостоятельно пришил пуговицу, так же неправильно, как не требовать это от ребят шести лет. Двигательные умения, координация движений, развитие мелкой мускулатуры рук у четырехлетнего малыша еще недостаточны для того, чтобы он мог, не причинив себе вреда, действовать иголкой. Предъявление к ребенку непосильных требований вселяет чувство неуверенности, а иногда может послужить причиной отрицательного отношения к делу. Вместе с тем существует и другая опасность – опоздание в формировании того или иного навыка. Если ребенок уже «перерос» то простое дело, которому его вовремя не научили, оно перестает его интересовать. Известно, например, что легче научить ребенка есть самостоятельно до полутора–двух лет, чем в более старшем возрасте, когда он, во–первых, уже привык к тому, что его кормят взрослые, и, во–вторых, у него появляется много других занятий, благодаря которым он может удовлетворить вырастающую потребность в проявлении самостоятельности.

Немаловажное значение в формировании культурно гигиенических навыков и навыков самообслуживания имеет показ и объяснение взрослых, которые должны быть четкими, наглядными и желательно в замедленном темпе.

Большое влияние на формирование навыков оказывают соответствующие иллюстрации, художественные произведения, фольклор, с помощью которых они с удовольствием осваивают навыки гигиены, уточняют представления о частях своего тела, учатся помогать друг другу. Например, во время одевания можно вспомнить потешку:

Собери носок в гармошку,

И надень его на ножку.

Ты другой носок возьми

Точно так же натяни.

Напоминая детям о правилах поведения во время еды, можно прочитать потешку:

На того кто ест опрятно,

И смотреть всегда приятно,

Мы едим всегда красиво,

После скажем всем «спасибо».

Для закрепления многих навыков и привычек целесообразно использовать игру. Например, в дидактической игре«Оденем куклу Машу на прогулку» малыши могут закрепить свои знания о последовательности в одевании и раздевании. В игре «Накормим куклу Катю» малыши закрепляют навыки аккуратностисамостоятельности, воспитывается желание помочь друг другу.

Игра – самый близкий, понятный, увлекательный вид деятельности ребенка–дошкольника. То,

что он осваивает в процессе игр, дается без напряжения, как бы само собою и закрепляется прочно. Игра позволяет ребенку глубже понять окружающий мир. Она, пожалуй, самое эффективное средство воспитания у дошкольника привычки доводить начатое дело до конца. Этому способствует заинтересованность ребенка игрой, ее конечным результатом: построить что – то, переодеть кукол и т. п.

Но важно не только упражнять детей в самообслуживании, но и проверять, как они выполняют эту работу. При выполнении операций самообслуживания дети, надевая платье или убирая игрушки, делают множество лишних, беспорядочных движений. Они тратят много энергии, а качество работы остаётся плохим. Поэтому, проверяя, как справляются дети с самообслуживанием, нужно учить их избегать лишних движений. Оценивая то, как ребёнок умылся, убрал игрушки, как повесил бельё, недостаточно ему сказать«Молодец» или «Неправильно». Оценка трудовой деятельности должна содержать в себе подчёркивание в данный момент достижений ребёнка и того, что ещё плохо получается. Не следует хвалить детей за то, что похвалы не заслуживает. Надо иметь в виду, что объективная оценка помогает укреплять у детей желание делать всё самим, стремление работать лучше, умение преодолевать трудности, добиваться результата.

Для полноценного развития ребёнка необходимо создавать условия для формирования культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания так, чтобы в нем принимали участие все дети, чтобы постепенно усложнялись трудовые задачи, чтобы этот вид труда был действительно одним из средств воспитания дошкольников. Чтобы облегчить ребёнку освоение новых для него навыков, необходимо делать этот процесс доступным, интересным и увлекательным.

Таким образом, развитие навыков самообслуживания у детей младшего дошкольного возраста – это начало трудового воспитания дошкольникаФормирование навыков самообслуживания имеет первостепенное значение для психического развития ребенка в целом. Овладение навыками самообслуживания (умение одеваться и раздеваться, ухаживать за собой, пользоваться туалетом, самостоятельно принимать пищу, умываться и т. п.) напрямую влияет на самооценку ребенка, является важным шагом на пути к его независимости.

"Роль бабушек и дедушек в воспитании ребенка"

26.03.2024

Роль бабушек и дедушек в воспитании чрезвычайна важна и ответственна. Бабушки и дедушки относятся к внукам иначе, чем родители.

Бабушки и дедушки имеют возможность просто любить своих внуков, делать им подарки, баловать их вкусностями, читать им сказки, передавать семейные ценности, историю Рода и пр.

Дети, имеющие включенных в их жизнь бабушек и дедушек отличаются от детей, у которых бабушек и дедушек нет или их участие в воспитании внуков ограничивается редкими визитами и подарками на Новый год и день рождение.

Кажется все замечательно, родители занимаются решением основных вопросов жизнедеятельности, бабушки и дедушки окружают внуков любовью, передавая им свой жизненный опыт, но во всей этой идиллии появляется ложка дегтя, которая может перечеркнуть положительный эффект участия старшего поколения в воспитании детей.

 

Бабушка

А как по мнению бабушек необходимо заботиться о ребенке, которого тебе доверили? Она должна ребенка накормить, проследить, чтобы он был тепло одет и имел хорошее настроение. В результате перекормленный ребенок, укутанный даже летом, как в 40 градусный мороз растет слабым и болезненным.

А если ребенок заболел — это уже целая трагедия. Бабушка приступает к лечению немедленно и радикальными средствами, не давая шансов ребенку укрепить свой иммунитет.

Занимаясь воспитанием внуков, бабушка полагает, что она лучше родителей знает, что нужно ребенку, поэтому может не соглашаться со взглядами родителей на воспитание. Она оспаривает их решения или поступает вопреки их указаниям, тем самым нанося вред родительскому авторитету.

Благодаря такому воспитанию у ребенка формируется уверенность, что запретов не существует. Он научается манипулировать взрослыми, ведь если родители что-то запретили, то можно попросить бабушку и она разрешит.

В результате в семье возникают конфликты, сопровождающиеся взаимными претензиями, ссорами и скандалами. Эти конфликты не только наносят вред воспитанию, но и разрушают семейную атмосферу и могут привести как к отстранению бабушек от воспитания, так и к распаду семьи.

Избежать конфликтов

Конфликты, связанные с воспитанием можно прекратить, если сразу распределить сферы влияния и договориться о зонах ответственности каждого участника воспитательного процесса. Очень большую помощь в нормализации семейной обстановки может сыграть именно бабушка, в силу своего житейского опыта и приобретенной мудрости. Зрелый человек по иному относится к детям, его чувства более ровные и он может многому научить молодых родителей.

Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».