17.03.2022
Паспорт проекта
Название проекта |
«Веселые пальчики». |
Руководитель проекта |
Чугунова
Екатерина Эдуардовна. |
Тип проекта |
творческий, познавательно -
игровой. |
Срок реализации |
Долгосрочный
– (27 сентября – 4 февраля). |
Участники: |
Педагог,
воспитанники 1 младшей группы №3, родители. |
Цель: |
развитие речи,
мелкой моторики и координации движения рук у детей раннего возраста в процессе
пальчиковых игр, а так же средствами сенсомоторной деятельности и посредством
дидактических игр. |
Задачи: |
Обучающие: Совершенствовать предметно – развивающую
среду группы для развития мелкой моторики и развития речи, развивать мелкую
моторику пальцев рук у детей раннего возраста посредством дидактических игр и
игрушек; Способствовать всестороннему развитию
ребенка на основе тренировки мелкой моторики рук; Развивающие: Развивать внимание, творческие
способности, воображение, мышление, фантазию, коммуникативные навыки,
зрительное и слуховое восприятие; Способствовать совершенствованию речи и
обогащению словарного запаса, посредством пальчиковых игр, гимнастик и
упражнений; Воспитательные: Воспитывать интерес детей к совместному
со взрослым и самостоятельному обследованию предметов, разнообразным
действиям с ними; Воспитывать эмоциональную отзывчивость. |
Предполагаемый результат для детей |
·
будет усовершенствована предметно – развивающая среда группы для
развития мелкой моторики и развития речи, развита мелкая моторика пальцев рук
у детей раннего возраста посредством дидактических игр и игрушек; ·
будут способствовать всестороннему развитию ребенка на основе
тренировки мелкой моторики рук; ·
будет развито внимание, творческие способности, воображение,
мышление, фантазия, коммуникативные навыки, зрительное и слуховое восприятие; ·
будет усовершенствована речь и обогащена словарным запасом,
посредством пальчиковых игр, гимнастик и упражнений; ·
будет воспитан интерес у детей к совместному со взрослым и самостоятельному
обследованию предметов, разнообразным действиям с ними; ·
будет воспитана эмоциональная отзывчивость. |
Предполагаемый результат для родителей |
·
повышение уровня педагогической компетентности
родителей в вопросах развития детей, организации совместной деятельности
(пальчиковые игры, гимнастика, изобразительная деятельность,
театрализованная) посредством информационной и дидактической поддержки семьи; ·
стали
заинтересованными участниками проекта, получили
необходимые знания по данной теме, стали более информированными в вопросе
проведения пальчиковой гимнастики с детьми дома. ·
формирование мотивации к систематическому
сотрудничеству и участию в образовательном процессе ДОУ; ·
приняли
активное участие в реализации проекта; |
Предполагаемый результат для педагогов |
·
использование
современных образовательных, здоровьесберегающих технологий, направленных на
развитие дошкольников; ·
повышение
уровня организации взаимодействия с семьей; ·
пополнение
предметно-развивающей среды играми по развитию меткой моторики и координации
пальцев рук. |
Гипотеза |
Каждый день мы употребляем в пищу соль,
имеем представление о ее пользе и вреде, но не знаем о ее «загадочных»
свойствах, и о том, где и как ее можно использовать в творческой
деятельности. |
Объект |
Пальчики. |
Предмет |
Волшебные пальчики. |
Основные принципы |
Принцип развития – ориентация на развитие личности. Принцип дифференциации и индивидуализации - создание
условия для полного проявления способностей каждого ребенка и его семьи. Принцип диалогического общения – открытость, искренность,
взаимопонимание всех субъектов творческого проекта. Принцип доступности – организация работы с учетом
возрастных особенностей, подготовленности, а также индивидуальных
особенностей семейных отношений. Принцип системности – решением комплекса задач
образовательной и воспитательной направленности. |
Актуальность |
Младший
дошкольный возраст ребёнка уникален по своему значению для речевого развития:
в этот период ребёнок обладает повышенной чувствительностью к языку, его
звуковой и смысловой стороне. Язык дети познают, используя специфически
детские способы обследования (игры со звуками рифмами; словотворчество). Этот
закономерный процесс чрезвычайно полезен для всего хода речевого развития. Известно
и то, что в последние годы уровень речевого развития детей заметно снизился.
Одной из причин тому является то, что родители меньше говорят с детьми, из-за
своей занятости. Дети и сами меньше говорят, потому что больше смотрят
телевизор. Они реже делают что-то своими руками, потому что современные
игрушки и вещи устроены максимально удобно, но не эффективно для развития
моторики (одежда и обувь с липучками вместо шнурков и пуговиц, книжки и
пособия с наклейками вместо картинок для вырезания и т. д.) Сегодня
все без исключения знают, что игры с пальчиками развивают мозг ребенка,
стимулируют развитие речи, творческие способности, фантазию малыша, они
способны улучшить произношение многих звуков. В общем, чем лучше работают
пальцы и вся кисть, тем лучше ребенок говорит. Уже
давно ни для кого не секрет, что развитие мелкой моторики (гибкости и
точности движений пальцев рук) и тактильной чувствительности - мощный стимул
развития у детей восприятия, внимания, памяти, мышления и речи. Дети, у
которых лучше развиты мелкие движения рук, имеют более развитый мозг,
особенно те его отделы, которые отвечают за речь. Пальцы рук наделены большим
количеством рецепторов, посылающих импульсы в центральную нервную систему
человека. Поэтому очень важно уже с самого раннего возраста развивать у
ребёнка мелкую моторику. Но просто делать упражнения малышу будет скучно –
надо обратить их в интересные и полезные игры. Наряду
с развитием мелкой моторики развиваются память, внимание, а также словарный
запас вашего малыша. Мелкая моторика рук – это разнообразные движения
пальчиками и ладонями. Актуальность
работы по развитию мелкой моторики детей раннего возраста обусловлена и
возрастными психологическими и физиологическими особенностями детей: в раннем
и младшем дошкольном возрасте интенсивно развиваются структуры и функции
головного мозга ребенка, что расширяет его возможности в познании окружающего
мира. Организуя разнообразную деятельность детей с предметами, игрушками и
природными объектами, важно активизировать у детей сенсорные основы познания,
учить малышей использовать разные органы чувств для получения информации об
окружающем мире: зрение, слух, обоняние, тактильные ощущения. |
Форма презентации |
Презентация проекта
«Волшебные пальчики». |
Формы работы с детьми |
Пальчиковые, подвижные, дидактические
игры, пальчиковый театр, непосредственно – образовательная деятельность;
двигательная деятельность. |
Формы работы с родителями |
Индивидуальные беседы; рекомендации;
консультации; памятки; наглядные информационные материалы; выполнение творческих
заданий. |
Формы работы с педагогами |
Индивидуальные беседы, консультирование, наглядные
информационные материалы, мастер классы. |
Методическое обеспечение проекта |
1.
«Федеральный
государственный образовательный стандарт дошкольного образования» [Электронный
ресурс]. URL: http://минобрнауки.рф 2.
Анищенкова Е. С.
Пальчиковая гимнастика. Пособие для родителей и педагогов. 3.
Белая А. Е., Мирясова В. И., Пальчиковые
игры для развития речи дошкольников.Москва: «Профиздат», 2001г. ; 4.
Данилова Л.
Пальчиковые игры.Москва: «Росмэн», 2008г.; 5.
Любина Г. Рука
развивает мозг. Журнал «Ребенок в детском саду», №6, 2003г., № 1, 6.
Мелкая моторика в
психофизическом развитии детей. Журнал «Дошкольное воспитание» №1, 7.
Навицкая О. П. Ум на
кончиках пальцев. Веселые пальчиковые игры. Маленькие подсказки для
родителей.Москва: «Сова», 2006г.; 8.
Нищеева Н. В.
«Картотека подвижных игр, упражнений, физминуток, пальчиковой гимнастики» 9.
Новикова О. Веселые
пальчиковые игры, Москва-Санкт-Петербург, из-во «Сова», 2005г. 10.
Овчинникова
Т. С. «Артикуляционная и пальчиковая гимнастика на занятиях в детском саду. 11.
Пилюгина Э.Г. «Сенсорные способности малыша»
- М.: «Мозаика-Синтез», 2003. 12.
Шанина С. Е., Гаврилова А. М. Играем
пальчиками — развиваем речь. Москва: «Рипол плассик», 2008г. |
Техническое обеспечение проекта |
Компьютер,
принтер, цифровой фотоаппарат, магнитофон. |