СОДЕРЖАНИЕ № п/п Мероприятия Страница Раздел № 1 «Комплекс основных характеристик программы» Пояснительная записка 3 Цель и задачи общеразвивающей программы 5 Содержание общеразвивающей программы 5 Планируемые результаты 20 Раздел № 2 «Комплекс организационно-педагогических условий» 2.1. Календарный учебный график 21 2.2. Условия реализации программы 21 2.3. Формы аттестации/контроля и оценочные материалы 23 Список литературы 24 Приложения 1.1. 1.2. 1.3. 1.4. 1. КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ПРОГРАММЫ 1.1. Пояснительная записка Направленность общеразвивающей программы - художественная. Художественное вязание крючком, как вид декоративно-прикладного искусства художественно-эстетического направления стало очень популярным и любимейшим занятием многих рукодельниц. Занятие это очень увлекательное и полезное. Много красивых и необходимых в повседневной жизни вещей можно изготовить, умея вязать крючком. Научиться этому виду вязания несложно. Клубок ниток и небольшой инструмент – крючок таят в себе неограниченные возможности для творческого самовыражения. Веками отточенное мастерство вязания крючком актуально и по сей день. Владение им дает возможность не только прикоснуться к настоящему искусству, но и подчеркнуть собственную индивидуальность. Этот вид декоративноприкладного искусства характеризуется изяществом, красотой и возможностью изготовить разнообразные изделия: салфетки, игрушки, картины, одежду и элементы её украшения. В процессе занятий вязания крючком формируются все психические процессы, развиваются художественно- творческие способности и положительное восприятие окружающего мира. Формирование трудовых навыков и умений происходит в едином процессе ознакомления детей с рукоделием, культурой и эстетическими ценностями своего народа. Досуговая деятельность способствует приобщению старших дошкольников к труду, предоставляет детям свободу выбора, развития художественно – творческих умений, выработке индивидуального стиля и темпе деятельности. Вязание – вид рукоделия не только доступный для старших дошкольников, но и очень полезный для развития мелкой моторики рук, формирования положительных качеств личности, необходимых ребенку в его дальнейшем обучении в школе. Вязание крючком детям освоить легче, чем вязание спицами, так как в руке ребенка находится только один инструмент - крючок, а в работе только одна петля, а значит за ней легче проследить и ее легче поймать. Актуальность программы обусловлена ее практической значимостью. У детей формируются навыки обращения с инструментами, которые необходимы для начала школьного обучения. Дети учатся своими руками создавать работы в технике декоративно-прикладного творчества. Занятия в кружке позволяют развивать творческие задатки дошкольников, мелкую моторику пальцев рук; самоутверждаться, проявляя индивидуальность и получая результат своего художественного творчества. Занятия творчеством помогают развивать художественный вкус, способствует формированию пространственного воображения. Выполняя какую-нибудь работу, дети развивают внимание и память, приучаются к аккуратности, терпению, усидчивости. Все это поможет ребенку в школе, особенно при овладении письмом. ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА «ВОЛШЕБНЫЙ КРЮЧОК», МДОУ «ЦРР № 2 «РАДУГА ДЕТСТВА» 2 Программа составлена в соответствии с принципами, определёнными ФГОС ДО. Отличительными особенностями данной программы является концентрический подход к изучению материала: - использование наглядного и дидактического материала (презентации о истории рукоделия, о материалах и инструментах для вязания; иллюстрации, схемы; предметы декоративно-прикладного творчества; различные материалы и инструменты для рукоделия); - систематичность занятий; - содержание программы носит интегративный характер, позволяющий использовать занятия по вязанию с занятиями по аппликации и ручному труду. Содержанием обучения вязанию крючком является знакомство детей с изделиями, инструментами и материалами, правилами техники безопасности, свойствами пряжи, историей рукоделия, формирование умения держать крючок и пряжу, выполнять первую петлю, цепочку из воздушных петель, закрывать цепочку, регулировать натяжение нити, длину петель, умение вязать петли «полустолбик», «столбик без накида», «столбик с накидом», изготовление плоскостных и объемных игрушек и других изделий. Адресат Программы: В реализации программы участвуют дети в возрасте 5 – 7 лет. Для различных возрастных групп детей предусмотрены задания различной степени сложности. Объём общеразвивающей программы – общее количество учебных часов – 37. В том числе: теоретических для детей 5-6 лет - 7, для детей 6-7 лет - 2; практических для детей 5-6 лет - 28, для детей 6-7 лет - 35; комплексных для детей 5-6 лет - 2, для детей 6-7 лет - 0. Режим занятий: занятия проводятся из расчета: 1 академический час, который равен 25 минутам (для детей 5-6 лет), 30 минутам (для детей 6-7 лет), 1 раз в неделю, во вторую половину дня, т.е. 37 часов в год. Уровень Программы: стартовый. Форма обучения – очная. Занятия по данной программе состоят из теоретической и практической частей, причем большее количество времени занимает практическая деятельность детей. Теоретическая часть включает в себя необходимую информацию по теме. В процессе реализации программы используются разнообразные виды занятий: -беседы; -практическая работа с постоянным, индивидуальным консультированием; -выставки; -игры. Занятия интегрированные: конструирование, аппликация, вязание. Срок реализации Программы: Программа рассчитана на 2-х годичный срок обучения с детьми от 5 до 7 лет (старшая и подготовительная группы). ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА «ВОЛШЕБНЫЙ КРЮЧОК», МДОУ «ЦРР № 2 «РАДУГА ДЕТСТВА» 3 Формы подведения результатов: презентация, выставка детского творчества. 1.2. Цели и задачи общеразвивающей программы Цель программы: Формирование и развитие основ художественной культуры ребенка через народное декоративно-прикладное искусство. Ознакомление старших дошкольников с доступным им по возрасту рукоделием – вязанию крючком и развитие художественно - творческих способностей детей. В ходе реализации данной цели решаются следующие задачи: 1. Предметные (обучающие): Познакомить с историей вязания крючком; обучить правильному положению рук при вязании, пользованию инструментами; Овладение основами вязания крючком; Формирование знаний и умений по оформлению выполненных работ, по основам композиции. Познакомить с основами цветовидения и материаловедения. 2. Метапредметные (развивающие): Развивать образное и пространственное мышление, творческие способности, наблюдательность, фантазию; Формировать эстетический и художественный вкус; Развитие моторных навыков; Развивать творческую активность, мышцы кистей рук, поддерживать потребность в самоутверждении. 3. Личностные (воспитательные): Воспитать трудолюбие, аккуратность, усидчивость, терпение, умение довести начатое дело до конца, взаимопомощь при выполнении работы Прививать основы культуры труда 1.3. Содержание общеразвивающей программы Программа «Волшебный крючок» рассчитана на детей старшего дошкольного возраста 5 – 7 лет. Срок реализации программы – 2 учебных года. Занятия по программе дополнительного образования осуществляются в виде кружковой работы в соответствии с требованиями ФЗ «Об образовании в РФ», СанПиН 23.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологический требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольников образовательных организаций, ФГОС ДО. ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА «ВОЛШЕБНЫЙ КРЮЧОК», МДОУ «ЦРР № 2 «РАДУГА ДЕТСТВА» 4 Организация и режим проведения занятий зависит от возраста ребенка. Для детей старшего дошкольного возраста занятия проводятся 1 раз в неделю во второй половине дня. Продолжительность занятий: - для детей 5 – 6 лет – 25 минут; - для детей 6 – 7 лет – 30 минут. Учебная нагрузка рассчитана на весь учебный год, представлена в виде таблиц, в которых отражено количество занятий и суммарное время занятий в течении недели. Максимально допустимый объем недельный образовательной нагрузки разработан в соответствии с учебным планом учреждения. Учебный тематический план для детей 5 – 6 лет (старшая группа) № п/п Название темы 1 Вводное занятие Всего часов 1 2 Вводное занятие 1 1 - 3 «В гостях у бабушки рукодельницы» «Ажурный мир» 1 1 - 1 1 - «Встреча с мастером крючком» «Разноцветные клубочки» «Пушистое солнышко» «Первая петелька» 1 1 - 1 0,5 0,5 1 1 - 1 0,5 0,5 «Освоение вязания цепочки из воздушных петель» (1) «Освоение вязания цепочки из воздушных петель» (2) «Пятачок спешит на день рождение» (1) 1 - 1 1 - 1 Педагогическое наблюдение 1 - 1 Педагогическое наблюдение 4 5 6 7 8 9 10 11 Количество часов Теоретическая Практическая часть часть 1 - ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА «ВОЛШЕБНЫЙ КРЮЧОК», МДОУ «ЦРР № 2 «РАДУГА ДЕТСТВА» Формы контроля Беседа Педагогическое наблюдение Беседа Педагогическое наблюдение Педагогическое наблюдение Педагогическое наблюдение Педагогическое наблюдение Педагогическое наблюдение Педагогическое наблюдение Педагогическое наблюдение Педагогическое наблюдение 5 «Пятачок спешит на день рождение» (2) «Азы вязания» 1 - 1 Педагогическое наблюдение 1 - 1 «Цветочная поляна» «Рябиновая ветка» (1) «Рябиновая ветка» (2) «Петелька за петелькой» «Красивые занавески» «Заснеженный домик» «Магазин игрушек» 1 - 1 1 - 1 1 - 1 1 - 1 1 - 1 1 - 1 1 - 1 «Волшебные картинки» Разрезная картинка «Аквариум» (коллективная работа) (1) Разрезная картинка «Аквариум» (коллективная работа) (2) «Белоснежка и семь гномов» (1) «Белоснежка и семь гномов» (2) «Кулончик» 1 - 1 1 - 1 Педагогическое наблюдение Педагогическое наблюдение Педагогическое наблюдение Педагогическое наблюдение Педагогическое наблюдение Педагогическое наблюдение Педагогическое наблюдение Педагогическое наблюдение Педагогическое наблюдение Педагогическое наблюдение 1 - 1 Педагогическое наблюдение 1 - 1 1 - 1 1 - 1 1 - 1 1 - 1 29 «Веселые обезьянки» (1) «Веселые обезьянки» (2) «Бусы и браслеты» 1 - 1 30 «Осьминожек» (1) 1 - 1 31 «Осьминожек» (2) 1 - 1 32 1 - 1 1 - 1 34 «Карандашница» (1) «Карандашница» (2) «Ежики» (1) 1 - 1 35 «Ежики» (2) 1 - 1 Педагогическое наблюдение Педагогическое наблюдение Педагогическое наблюдение Педагогическое наблюдение Педагогическое наблюдение Педагогическое наблюдение Педагогическое наблюдение Педагогическое наблюдение Педагогическое наблюдение Педагогическое наблюдение Педагогическое наблюдение Педагогическое 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 33 ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА «ВОЛШЕБНЫЙ КРЮЧОК», МДОУ «ЦРР № 2 «РАДУГА ДЕТСТВА» 6 36 Итоговое занятие 1 1 - 37 Итоговое занятие Выставка работ ИТОГО 1 1 - 37 9 28 наблюдение Беседа Наблюдение Беседа Наблюдение Содержание учебного тематического плана для детей 5 до 6 лет (старшая группа) Месяц (неделя) Сентябрь 1 неделя 2 неделя 3 неделя Номер и тема занятия №1 Вводное занятие №2 Вводное занятие №3 «В гостях у бабушки рукоделницы» 4 неделя №4 «Ажурный мир» Октябрь 1 неделя №5 «Встреча с мастером крючком» 2 неделя №6 «Разноцветные клубочки» 3 неделя №7 Задачи Материалы Диагностика (индивидуально) Крючок, пряжа разного цвета и Диагностика (индивидуально) толщины, ножницы, цветная бумага. Вызвать у детей интерес к Игрушка «Котенок», вязанию, вызвать желание корзина, клубки научиться вязать красивые и разной пряжи (х/б, полезные вещи. шерстяная, синтетика Познакомить детей с и пр.), вязаные разнообразием изделия. пряжи для вязания, свойствами разных видов пряжи (хлопчатобумажная, шерстяная, синтетическая, толстая, тонкая, гладкая, мохнатая, цветная). Познакомить детей с Вязанные крючком изделиями, связанными предметы, крючком. иллюстрации, Развивать интерес к вязанию журналы. крючком. Познакомить с инструментом Крючки разной для вязания – крючком, толщины и из разного что он может быть толстым, материала тонким, деревянным, (деревянный, пластмассовым и железным. костяной, А выбор крючка зависит от пластмассовый, толщины пряжи. металлический). Продолжать знакомить с Клубки разной пряжи инструментами и (х/б, шерстяная, материалами. Формировать синтетика и пр.), навыки работы с навыки с ножницами и нитками: правильно сматывать клубок, различать и подбирать пряжу (шерсть, синтетика), завязывать узелки. На этом занятии дети Модель солнышка, уточняют названия пальцев вырезанная из картона ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА «ВОЛШЕБНЫЙ КРЮЧОК», МДОУ «ЦРР № 2 «РАДУГА ДЕТСТВА» 7 «Пушистое солнышко» на руке, учатся правильно держать крючок в руке, подцеплять 4 неделя №8 «Первая петелька» Знакомить с техникой наиболее сложного на начальном этапе обучения вязанию крючком периода — выполнение первой петли; со схемой изображения воздушной петли. Для закрепления и упражнения выполненные первые петельки отрезаются и используются для создания аппликации Ноябрь 1 неделя №9 «Освоение вязания цепочки из воздушных петель» (1) № 10 «Освоение вязания цепочки из воздушных петель» (2) № 11 «Пятачок спешит на день рождение» (1) Учить вывязывать цепочку из воздушных петель, развивать усидчивость доводить начатое дело до конца. 2 неделя 3 неделя Продолжать учить вывязывать цепочку из воздушных петель, развивать усидчивость доводить начатое дело до конца. Упражнять детей в умении правильно держать крючок и нить при вязании, подцеплять нить крючком. ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА «ВОЛШЕБНЫЙ КРЮЧОК», МДОУ «ЦРР № 2 «РАДУГА ДЕТСТВА» (в лучах солнышка сделаны дырочки дыроколом, с изнаночной стороны в центре солнышка укреплен пучок желтых шерстяных ниток); крючок, таблица, изображающая положение нитки и крючка в руках во время вязания; Альбомный лист для основы аппликации; изображение веселых гномиков; карта путешествия, кружок с изображением капельки-дождинки; карточка-схема с рисунком и образцом первой воздушной петли; нитки синего и голубого цвета, крючки, клей, лист бумаги. Крючок, клубок шерстяных ниток. Крючок, клубок шерстяных ниток. Игрушка или изображение Пятачка, кружок с изображением шарика; ватман или картон размером с альбомный лист для основы панно; отдельно из цветного картона вырезанные шары шилом сделаны дырочки на расстоянии 1 см друг от друга); цветные шерстяные нитки с узелком на одном конце, крючки, 8 4 неделя 5 неделя № 12 «Пятачок спешит на день рождение» (2) № 13 «Азы вязания» Декабрь 1 неделя № 14 «Цветочная поляна» 2 неделя № 15 «Рябиновая ветка» (1) 3 неделя № 16 «Рябиновая ветка» (2) 4 неделя № 17 «Петелька за петелькой» Учить создавать сюжетную картинку индивидуально или в форме коллективной работы. Учить правильному положению рук при вязании крючком; правилам безопасного пользования крючком. Упражнять в приеме выполнения первой воздушной петли. Учить создавать аппликацию цветов из отдельных вязаных петелек. Учить создавать красивую необычную аппликацию. Упражнять детей в выполнении первой воздушной петли и создании из полученных петелек и бумаги аппликации. Учить детей располагать детали аппликации по определенному принципу: попарно или в виде кисти. Знакомить с приемами вязания цепочки из воздушных петель и закрепления последней петли цепочки. Упражнять в вязании цепочек с определенным количеством петель, указанных в схеме. (все связанные цепочки используются при создании аппликаций) ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА «ВОЛШЕБНЫЙ КРЮЧОК», МДОУ «ЦРР № 2 «РАДУГА ДЕТСТВА» Клей ПВА, кисточка, тряпочка. Крючок, клубок шерстяных ниток. Альбомный лист для основы аппликации (цветочная полянка, на которой укреплен цветок-образец); эмблема— кружок с изображением цветочка; кружки из бумаги для наклеивания цветов; вязальные крючки, нитки шерстяные или «Ирис» разного цвета; ножницы, клей, кисточки, тряпочки. Образец аппликации; половина альбомного листа или такого же размера цветной картон для основы; шерстяная пряжа красного цвета; полоски зеленой бумаги шириной 3 см; вязальный крючок; ножницы, клей, кисточка для клея, тряпочка, фломастер. Образцы связанных цепочек; схемы изображения цепочки из воздушных петель и выполнения последней петли; рисунки разных предметов, животных, в которых не дорисована какая-либо деталь (хвост у мышки, ручка у ведра и т. д.); вязальные крючки, шерстяные нитки, клей, кисточки, тряпочки. 9 Январь 1 неделя № 18 «Красивые занавески» Упражнять детей в вязании цепочек, определяя ее длину подсчетом петель. 2 неделя № 19 «Заснеженный домик» Продолжать упражнять детей в вязании воздушной петли и цепочки из воздушных петель, использовании связанных деталей при создании аппликации. 3 неделя № 20 «Магазин игрушек» Продолжать упражнять детей в вязании цепочки из воздушных петель, определяя длину цепочки приемом прикладывания ее к разметке изображения на фоне, выполнять аппликацию из бумажных деталей, окантовывая или дополняя их деталями из вязаных цепочек. 4 неделя № 21 «Волшебные картинки» Февраль 1 неделя № 22 Разрезная картинка «Аквариум» (коллективная работа) (1) Продолжать учить детей вязать цепочки из воздушных петелек, знакомить с определением ее длины приемом прикладывания цепочки к линии на схеме. Учатся приклеивать связанную цепочку на линию, нарисованную на бумаге. Развивать воображение и творческие способности детей. Учить детей работать по подгруппами по 3—4 человека, создавая свою часть картинки, которая затем собирается в целое панно «Аквариум». Каждый ребенок в соответствии с цветом и размером линий на своей части основы вяжет цепочки и приклеивает на эти линии. ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА «ВОЛШЕБНЫЙ КРЮЧОК», МДОУ «ЦРР № 2 «РАДУГА ДЕТСТВА» Окно с занавеской; схемы цепочки с определенным количеством петель; вязальные крючки, нитки, клей, кисточка, ножницы. Контурное изображение домика, выполненное в технике аппликации из цветной бумаги; разноцветная шерстяная пряжа, вязальные крючки; ножницы, клей, кисточка. Шаблоны изображения игрушек (мяч, пирамидка, юла, елочка, рыбка, домик); белый картон (четверть альбомного листа), цветная бумага; шаблоны; вязальные крючки, нитки; фломастеры, ножницы, клей, кисточки. Половинки альбомного листа с нарисованными на них простым карандашом линиями; нитки, вязальные крючки клей, кисточка, фломастеры или цветные карандаши. Основа панно с цветной разметкой изображения разрезана на 2— 3 части (по количеству подгрупп) прямыми линиями, каждая из этих частей основы разрезана еще на более мелкие (по количеству детей в подгруппе) произвольными линиями; 10 2 неделя 3 неделя 4 неделя Март 1 неделя № 23 Разрезная картинка «Аквариум» (2) № 24 «Белоснежка и семь гномов» (1) № 25 «Белоснежка и семь гномов» (2) № 26 «Кулончик» 2 неделя № 27 «Весёлые обезьянки» (1) 3 неделя № 28 «Весёлые обезьянки» (2) № 29 «Бусы и браслеты» 4 неделя Апрель 1 неделя № 30 «Осьминожек» (1) 2 неделя № 31 «Осьминожек» (2) 3 неделя № 32 «Карандашница» (1) Из разрезанных деталей основы составляется целая картинка «Аквариум». Разноцветная пряжа, вязальные крючки; клей, кисточка, салфетка. Упражнять детей в вязании первой петли, вязании цепочки из воздушных петель, использовании связанных деталей при создании аппликации. Учить детей работать в парах: оба вяжут петельки, затем один вяжет цепочку, а другой наклеивает связанные детали. Познакомить детей со способом изготовления шарика из ниток приемом наматывания их на картонную основу, упражнять в вязании цепочки. Упражнять детей в выполнении нитяных шариков в процессе создания аппликации или небольшой игрушки, сувенира. Изображение одного гномика с бородой, выполненной из петелек, и шапочкой, оформленной связанной цепочкой Вязальные крючки, нитки, клей, кисточка, салфетка, ножницы. Учить детей собирать игрушку из подготовленных на предыдущем занятии. Продолжать упражнять детей в вязании цепочки из воздушных петель и использовать ее для изготовления различных поделок. Образец кулона; две картонки размером 2 х 5 см; нитки ирис; вязальный крючок, ножницы. Шерстяная коричневая пряжа, по 2 картонные полоски размером 2 х 5 см и 2,5 х 5 см; нарисованные на бумаге и вырезанные мордочки обезьянок; Цветная коричневая бумага; ножницы, вязальный крючок, клей, кисточка. Образцы украшений из разных материалов: бусы, браслеты, кулоны; разноцветная пряжа; отдельные крупные бусины; крючок. Образец игрушки; пряжа, цветная бумага, вязальные крючки; ножницы, клей, кисточка для клея. Учить детей выполнять объемную поделку из ниток, дополняя ее деталями из вязаных цепочек и бумаги. Продолжать учить детей выполнять объемную поделку из ниток, дополняя ее деталями из вязаных цепочек и бумаги. Упражнять детей в вязании Картон, спичечный цепочки из воздушных петель коробок; клей, пряжа, и учить наклеивать их по крючок; образец, принципу «улитки», украшая ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА «ВОЛШЕБНЫЙ КРЮЧОК», МДОУ «ЦРР № 2 «РАДУГА ДЕТСТВА» 11 4 неделя № 33 «Карандашница» (2) Май 1 неделя № 34 «Ёжики» (1) 2 неделя № 35 «Ёжики» (2) 3 неделя № 36 Итоговое занятие № 37 Итоговое занятие Выставка работ 4 неделя боковые стороны карандашницы. Продолжать упражнять детей в вязании цепочки из воздушных петель и учить наклеивать их по принципу «улитки», украшая боковые стороны карандашницы. Упражнять детей в выполнении первой петли, но и в создании сюжетной картинки; упражнять в работе с ножницами и шаблоном. Продолжать упражнять детей в выполнении первой петли, но и в создании сюжетной картинки; упражнять в работе с ножницами и шаблоном. украшенный вязаными цепочками. Образец аппликации; шаблон ежика: цветная серая, черная или темно-коричневая, красная бумага; черные или темносерые шерстяные нитки; половинка альбомного листа; вязальный крючок, ножницы, простой карандаш, фломастеры, кисточка, салфетка, клей. Диагностика (индивидуально) Крючок, пряжа разного цвета и Диагностика (индивидуально) толщины, ножницы, цветная бумага. Учебный тематический план для детей 6 – 7 лет (подготовительная группа) № п/п Название темы 1 Вводное занятие Всего часов 1 2 Вводное занятие 1 1 - 3 «Петелька за петелькой» «Улитка» (1) «Улитка» (2) «Кто спрятался в клубочке» (1) 1 - 1 1 - 1 1 - 1 1 - 1 4 5 6 Количество часов Теоретическая Практическая часть часть 1 - ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА «ВОЛШЕБНЫЙ КРЮЧОК», МДОУ «ЦРР № 2 «РАДУГА ДЕТСТВА» Формы контроля Беседа Педагогическое наблюдение Беседа Педагогическое наблюдение Педагогическое наблюдение Педагогическое наблюдение Педагогическое наблюдение Педагогическое наблюдение 12 1 - 1 Педагогическое наблюдение 8 «Кто спрятался в клубочке» (2) «Паучок» (1) 1 - 1 9 «Паучок» (2) 1 - 1 10 «Выкладывание узоров из вязаных цепочек» (1) «Выкладывание узоров из вязаных цепочек» (2) «Снеговик» 1 - 1 Педагогическое наблюдение Педагогическое наблюдение Педагогическое наблюдение 1 - 1 Педагогическое наблюдение 1 - 1 «Новогодняя картинка» (1) «Новогодняя картинка» (2) «Новогодние игрушки» (1) «Новогодние игрушки» (2) «Новогодние игрушки» (3) «Куколка модница» (1) «Куколка модница» (2) «Юбочка для куколки» (1) «Юбочка для куколки» (2) «Плывет кораблик» (1) «Плывет кораблик» (2) «Маме на 8 марта» (1) «Маме на 8 марта» (2) «Букет для мамы» «Шляпка» (1) 1 - 1 Педагогическое наблюдение Педагогическое наблюдение 1 - 1 Педагогическое наблюдение 1 - 1 1 - 1 1 - 1 1 - 1 1 - 1 1 - 1 1 - 1 1 - 1 1 - 1 1 - 1 1 - 1 1 - 1 1 - 1 Педагогическое наблюдение Педагогическое наблюдение Педагогическое наблюдение Педагогическое наблюдение Педагогическое наблюдение Педагогическое наблюдение Педагогическое наблюдение Педагогическое наблюдение Педагогическое наблюдение Педагогическое наблюдение Педагогическое наблюдение Педагогическое наблюдение Педагогическое 7 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА «ВОЛШЕБНЫЙ КРЮЧОК», МДОУ «ЦРР № 2 «РАДУГА ДЕТСТВА» 13 28 «Шляпка» (2) 1 - 1 29 1 - 1 1 - 1 31 «Яблоня с яблоками» (1) «Яблоня с яблоками» (2) «Одуванчик» (1) 1 - 1 32 «Одуванчик» (2) 1 - 1 33 «Колобок» (1) 1 - 1 34 «Колобок» (2) 1 - 1 35 «Веселая гусеница» Обследование (индивидуально) 1 - 1 1 1 - Обследование (индивидуально) 1 1 - 37 2 35 30 36 37 ИТОГО Месяц Сентябрь 1 неделя 2 неделя 3 неделя наблюдение Педагогическое наблюдение Педагогическое наблюдение Педагогическое наблюдение Педагогическое наблюдение Педагогическое наблюдение Педагогическое наблюдение Педагогическое наблюдение Педагогическое наблюдение Беседа Педагогическое наблюдение Беседа Педагогическое наблюдение Содержание учебного тематического плана для детей 6 до 7 лет (подготовительная группа) Номер и тема Задачи Материалы занятия №1 Вводной занятие №2 Вводное занятие №3 «Петелька за петелькой» Диагностика (индивидуально) Диагностика (индивидуально) Напомнить детям приёмы вязания цепочки из воздушных петель и закрепления последней петли цепочки. Упражнять в вязании цепочек с определенным количеством петель, указанных в схеме. ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА «ВОЛШЕБНЫЙ КРЮЧОК», МДОУ «ЦРР № 2 «РАДУГА ДЕТСТВА» Крючок, пряжа разного цвета и толщины, ножницы, цветная бумага. Образцы связанных цепочек; схемы изображения цепочки из воздушных петель и выполнения последней петли; рисунки разных предметов, животных, в которых не дорисована какаялибо деталь (хвост у мышки, ручка у ведра и т. д.); вязальные крючки, шерстяные нитки, клей, кисточки, салфетки. 14 4 неделя Октябрь 1 неделя №4 «Улитка» (1) №5 «Улитка» (2) 2 неделя №6 «Кто спрятался в клубочке» (1) 3 неделя №7 «Кто спрятался в клубочке» (2) 4 неделя №8 «Паучок» (1) 5 неделя №9 «Паучок» (2) Познакомить детей с новым приемом приклеивания цепочки. Упражнять детей в работе с шаблоном и ножницами. Шаблон улитки с небольшой дырочкой в центре детали; шерстяная пряжа белого или серого цвета Схема наклеивания цепочки; белый картон; вязальные крючки, ножницы; клей, кисточка для клея. Упражнять детей в Основа для наклеивании цепочки на аппликации: основу (принцип половинка «улитки»), развитие альбомного листа; воображения и творческих шаблоны черепахи, способностей краба, рыбки и т. д.; пряжа, вязальные Упражнять детей в крючки; наклеивании цепочки на цветная бумага, основу (принцип «улитки»), но и оказывает ножницы; клей, кисточки для клея, большое влияние на фломастеры. развитие воображения и творческих способностей Упражнять детей в Основа панно (картон вязании цепочек из размером с половину воздушных петель и альбомного листа) с использовании их для разметкой аппликации. изображения паутины; у каждого ребенка разметка цепочек; серая пряжа, крючок; клей, тряпочка для клея; иллюстрация с изображением паучка или образец вязаной игрушки. Продолжать упражнять Основа панно (картон детей в вязании цепочек размером с половину из воздушных петель и альбомного листа) с использовании их для разметкой аппликации. изображения паутины; у каждого ребенка разметка цепочек; серая пряжа, крючок; клей, салфетка; иллюстрация с изображением паучка или образец вязаной игрушки. ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА «ВОЛШЕБНЫЙ КРЮЧОК», МДОУ «ЦРР № 2 «РАДУГА ДЕТСТВА» 15 Ноябрь 1 неделя № 10 «Выкладывание узоров из вязаных цепочек» (1) Познакомить детей с новой техникой применения вязаных цепочек конструированием букв (имен, цифр). Предоставить возможность каждому ребенку самостоятельно выкладывать конфигурацию букв (имен, цифр, и наклеивать вязаную цепочку на картон. Побуждать к творческой активности, комбинированию, поиску необычных вариантов (сочетание ниток). 2 неделя № 11 «Выкладывание узоров из вязаных цепочек» (2) 3 неделя № 12 «Снеговик» 4 неделя № 13 «Новогодняя картинка» (1) Декабрь 1 неделя № 14 «Новогодняя картинка» (2) Продолжать знакомить детей с новой техникой применения вязаных цепочек конструированием букв (имен, цифр). Упражнение в выполнении приемов вязания, приобретенных ранее. Вывязывание цепочки разной длины для туловища снеговика. Развивать внимание и память. На занятии дети упражняются в выполнении приемов вязания, приобретенных ранее. Проводится работа по композиционному построению изображения на основе. На занятии дети упражняются в выполнении приемов вязания, приобретенных ранее. Проводится работа по композиционному построению изображения на основе. ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА «ВОЛШЕБНЫЙ КРЮЧОК», МДОУ «ЦРР № 2 «РАДУГА ДЕТСТВА» Цветной картон, карандаш, клей ПВА, ножницы, салфетки, вязаные цепочки. Нить разных цветов, крючок. Варианты образцов и эскизов панно на тему «Новогодняя картинка»: 1. Елочка растет около домика; 2. Снеговик стоит около домика и т. д. Основа для панно (синее небо и белый снег на земле); шаблоны елочки и снеговика, цветная бумага; картонки размером 1 х 5 см, 1,5 х 5 см, 2 х 5 см; пряжа, крючки; ножницы, клей; 16 2 неделя 3 неделя 4 неделя Январь 2 неделя 3 неделя 4 неделя Февраль 1 неделя 2 неделя 3 неделя № 15 «Новогодние игрушки» (1) № 16 «Новогодние игрушки» (2) № 17 «Новогодние игрушки» (3) № 18 «Куколка модница» (1) № 19 «Куколка модница» (2) № 20 «Юбочка для куколки» (1) № 21 «Юбочка для куколки» (2) № 22 «Плывёт кораблик» (1) № 23 «Плывёт кораблик» (2) Продолжать упражнять детей в вязании цепочки из воздушных петель, использовании ее и отдельно связанных петель в аппликационных работах. Познакомить детей со способом изготовления нитяной куколки по принципу наматывания пряжи на картонку так, как ранее выполняли кулон из ниток. Совершенствовать навыки вязания по схеме, упражняются в замыкании цепочки в кольцо, знакомятся с новым элементом вязания — петлей «столбик без накида», ее схематичным изображением, с приемом вязания по кругу по принципу «улитки». На занятии дети создают поздравительную открытку, упражняются в вязании цепочек определенной длины, наклеивании цепочки по принципу «улитки». ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА «ВОЛШЕБНЫЙ КРЮЧОК», МДОУ «ЦРР № 2 «РАДУГА ДЕТСТВА» заснеженные домики, выполненные на предыдущем занятии. Образцы игрушек, украшенных вязаными деталями, шаблоны игрушек; пряжа для вязания разного цвета; вязальные крючки; ножницы, клей, кисточка для клея; карта путешествия, эмблема—кружок с изображением новогодней игрушки. Образец куколкимодницы; схемы изготовления; пряжа белая или бледнорозовая; нитки катушечные в тон пряжи; два куска картона размером 10x 5 см, тонкая проволока; ножницы; иголка с большим ушком, нитки для вышивания красного и черного цвета. Куколка, выполненная на предыдущем занятии; образцы и схемы вязания изделия; цветная пряжа, вязальные крючки, ножницы. Изображение кораблика, выполненного в технике аппликации из бумаги; пряжа разного цвета, вязальные крючки; ножницы, клей, кисточка для клея. 17 4 неделя Март 1 неделя № 24 «Маме на 8 марта» (1) № 25 «Маме на 8 марта» (2) 2 неделя № 26 «Букет для мамы» 3 неделя № 27 «Шляпка» (1) № 28 «Шляпка» (2) № 29 «Яблоня с яблоками» (1) № 30 «Яблоня с яблоками» (2) 4 неделя Апрель 1 неделя 2 неделя 3 неделя 4 неделя 5 неделя Продолжать упражнять детей в вязании цепочки из воздушных петель, закрепляют навыки работы с ножницами и клеем. Образец открытки, шаблон восьмерки; цветной или белый картон; пряжа разного цвета, вязальные крючки; клей, кисточки для клея, ножницы; узкие ленточки, мелкие цветы из ткани. Познакомить детей с Основа панно с проемом вязания по кругу, нарисованными с новым элементом стебельками и вязания — листьями цветка; полустолбиком, его схема вязания схематическим сердцевины цветка, изображением, замыкания цепочки в использованием кольцо; схема и полустолбика при образец цветка; замыкании цепочки из образец вязаного воздушных петель в цветка; разноцветная кольцо и присоединении пряжа, вязальные цепочки к кольцу крючки; клей, кисточка, ножницы. Продолжать упражнять Образец и схема детей в вязании полотна вязания шляпки; столбиками без накида по пряжа, вязальные принципу «улитки», в крючки. чтении схемы. Упражнять детей в вязании по кругу столбика без накида, работе со схемой, выполнении аппликации № 31 «Одуванчик» (1) № 32 «Одуванчик» (2) Упражнять детей в вязании цепочки, в выполнении аппликации с изображением цветов из мотка ниток и вязаных цепочек. № 33 «Колобок» (1) На занятии дети упражняются в вязании круглых деталей петлями ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА «ВОЛШЕБНЫЙ КРЮЧОК», МДОУ «ЦРР № 2 «РАДУГА ДЕТСТВА» Основа панно (аппликация с изображением яблони); пряжа красного, желтого и светло-зеленого цвета; вата; схема вязания яблока; крючок, клей, кисточка. Образец аппликации, основа для панно, пряжа белого и зеленого цвета, два картонных прямоугольника размером: 2х 12сми2х 5 см, крючок, клей, кисточка и салфетка для клея. Персонажи сказки «Колобок» (дед и баба), вырезанные из 18 Май 1 неделя № 34 «Колобок» (2) столбик без накида, сшивании деталей швом «через край» 2 неделя № 35 «Веселая гусеница» (коллективная работа) Продолжать учить детей вязать круглые детали, выполнять аппликационное изображение гусеницы. Дети работают коллективно, каждый вяжет по одному кругу, из которых затем на основу из картона наклеивается изображение гусеницы. 3 неделя № 36 Обследование Обследование Выставка работ Диагностика (индивидуально) Диагностика (индивидуально) 4 неделя 1.4. картона; мастер Крючок; схема вязания круга; желтая пряжа; материал для набивки; пуговки для глаз и носа; крючок, иголка с большим ушком. Иллюстрация или изображение гусеницы, картонная основа в виде контурного изображения гусеницы, круглые шаблоны каждой детали, пряжа зеленого цвета, крючок. Крючок, пряжа разного цвета и толщины, ножницы, цветная бумага. Планируемые результаты Результатом реализации дополнительной общеразвивающей программы художественной направленности «Волшебный крючок» предполагает овладение детьми определенными знаниями, умениями и навыками, выявление и осознание ребенком своих способностей, формирование специальных умений. дети владеют элементарными умениями в работе с крючком, нитками и ножницами; знают и выполняют правила безопасного пользования крючком и ножницами; правильно сматывают клубок; различают нитки; умеют вывязывать цепочку из воздушных петель, вязания разных видов столбика (полустолбик, столбик без накида); осваивают разные способы вязания (прямое, круговое вязание); экономно расходуют материал, бережно обращаются с инструментами и поддерживают порядок на рабочем столе; используют ручные умения в повседневной жизни детского сада и семьи, проявляя при этом творчество. ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА «ВОЛШЕБНЫЙ КРЮЧОК», МДОУ «ЦРР № 2 «РАДУГА ДЕТСТВА» 19 Личностные результаты: проявление трудолюбия, аккуратности, усидчивости, терпения; умение доводить начатое дело до конца; оказание взаимопомощи при выполнении работы. Метапредметные результаты: проявление творческих способностей, наблюдательности и фантазии; проявление творческой активности. Предметные результаты: представления об истории вязания крючком; умение правильно располагать руки при вязании, пользоваться инструментами; владение основами вязания крючком; умение участвовать в оформлении выполненных работ, составлении композиции. КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ Календарный учебный график Возраст Объем Количество недельной занятий в нагрузки неделю, месяц, год 5 – 6 лет 25 минут 1/4/37 (воспитанники старшей группы) 6 – 7 лет 30 минут 1/4/37 (воспитанники подготовительной группы) 1.5. Наименование программы «Волшебный крючок» 1.6. Условия реализации программы Материально-техническое обеспечение - Крючки разной толщины из разных материалов; - пряжа разных цветов и толщины; - цветной и белый картон; - цветная бумага; - альбомы; - клей ПВА; - кисточки для клея; - салфетки для клея; - цветные карандаши; ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА «ВОЛШЕБНЫЙ КРЮЧОК», МДОУ «ЦРР № 2 «РАДУГА ДЕТСТВА» 20 - фломастеры; - ленты атласные разного цвета и ширины; - иглы с большим «ушком»; - вязаные крючком изделия и игрушки. Технические средства обучения: ноутбук, проектор, экран. Информационное обеспечение - настольные игры на развитие мелкой моторики; - дидактические игры по сенсорному развитию (цвет, форма, величина); - иллюстрации и журналы по вязанию крючком; - карточки – схемы. Нормативно-правовое обеспечение - Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ; - «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций» (СанПиН 2.4.1.3049-13 утвержденный постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15 мая 2013 г. № 26г); - Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования» утвержденный приказом Минобрнауки России от 17.10.2013 г. № 1155). Список литературы, рекомендованный для детей: 1. Максимова М. В., Кузьмина М. А. Сказка о добром Клубке. – М.: ЭксмоПресс, 1998. 2. Супликова Е. Сказка про вязальный крючок. https://proza.ru/2018/02/19/2309 3. Сказка о вязальном крючке. - https://www.livemaster.ru/topic/868821-skazkao-vyazalnom-kryuchke Список литературы, рекомендованный педагогам: 1. Козлина А. В. Аппликация с детьми 5-6 лет. – М.: Мозаика-Синтез, 2015. 2. Козлина А. В. Аппликация с детьми 6-7 лет. – М.: Мозаика-Синтез, 2016. 3. Козлина А. В. Уроки ручного труда. – М.: Мозаика-Синтез, 2008. 4. Куцакова Л. В. Конструирование и ручной труд в детском саду Программа и методические рекомендации. Для детей 2-7 лет. – М.: Мозаика-Синтез, 2010. 5. Куцакова Л. В. Творим и мастерим: ручной труд в детском саду и дома. М.: Мозаика-Синтез, 2010. ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА «ВОЛШЕБНЫЙ КРЮЧОК», МДОУ «ЦРР № 2 «РАДУГА ДЕТСТВА» 21 6. Пантелеева Л. Детское рукоделие: художественный и ручной труд в детском саду и семье. – М.: Просвещение, 2005. Список литературы, рекомендованный родителям: 1. Куцакова Л. В. Творим и мастерим: ручной труд в детском саду и дома. М.: Мозаика-Синтез, 2010. 2. Пантелеева Л. Детское рукоделие: художественный и ручной труд в детском саду и семье. – М.: Просвещение, 2005. Кадровое обеспечение Программу реализует педагог дошкольного воспитания (воспитатель) - Конева Елена Николаевна, соответствующий установленным требованиям к педагогическим работникам. 2.3. Формы аттестации/контроля и оценочные материалы При реализации программы осуществляется оценка индивидуального развития детей. Такая оценка производится педагогическим работником в рамках педагогической диагностики два раза в год (сентябрь, май). Ведущим методом педагогической диагностики является педагогическое наблюдение, которое проводится после освоения детьми общеобразовательной программы. В процессе наблюден6ия педагог обращает внимание на сформированность следующих критериев: 1. Ребенок умеет держать крючок. 2. Ребенок правильно сматывает клубок. 3. Организует рабочее место, выбирает материалы и инструменты, убирает рабочее место. 4. Ребенок знает цвета нитей. 5. Ребенок умеет вывязывать петли. 6. Аккуратность в работе. 7. Отношение к выполнению задания. 8. Отношение к помощи педагога или товарища. 9. Бережно обращается с инструментами. 10. Использует ручные умения в повседневной жизни детского сада и семьи (изготовление подарков, сувениров). ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА «ВОЛШЕБНЫЙ КРЮЧОК», МДОУ «ЦРР № 2 «РАДУГА ДЕТСТВА» 22 Диагностическая карта № п/п Фамилия Имя ребенка 1 2 3 4 Критерий 5 6 Уровень 7 8 9 10 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 Условные обозначения: 3 балла: критерий сформирован. 2 балла: критерий находится в стадии формирования. 1 балл: критерий проявляется слабо, нестабильно или не сформирован. Формы подведения итогов реализации Программы: -организация выставок; -участие в конкурсах детского творчества. 1. 2. 3. 4. 5. 6. Список используемой литературы Крулехт М. В. Дошкольник и рукотворный мир.- СПб.: Детство- Пресс, 2003.- 160с. Куцакова Л. В. Конструирование и ручной труд в детском саду. Программа и методические рекомендации. Для детей 2-7 лет. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2010. Новикова И. В. Вязание крючком в детском саду. " - Ярославль: Академия развития, 2008. https://infourok.ru/dopolnitelnaya-programma-po-vyazaniyu-volshebnyjkryuchok-5367858.html https://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2019/06/11/programma-dopolnitelnogobrazovanya https://www.maam.ru/detskijsad/programa-dopolnitelnogo-obrazovanija-dljadetei-doshkolnogo-vozrasta-vjazanie-kryuchkom-volshebnyi-kryuchok.html ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА «ВОЛШЕБНЫЙ КРЮЧОК», МДОУ «ЦРР № 2 «РАДУГА ДЕТСТВА» 23