Оглавление № п/п Мероприятия Страница Раздел № 1 « Комплекс основных характеристик программы» 1.1. Пояснительная записка 3 1.2. Цель и задачи общеразвивающей программы 6 1.3. Содержание общеразвивающей программы 7 1.4. Планируемые результаты 12 Раздел № 2 « Комплекс организационно – педагогических условий» 2.1. Условия реализации программы 12 2.2. Формы аттестации/ контроля и оценочные материалы 14 Список литературы 17 Приложения 19 Раздел I. Комплекс основных характеристик программы 1.1. Пояснительная записка Работа кружка « Я люблю Россию» (далее-программа) направлена на патриотическое и духовно-нравственное развитие ребенка. Программа содержит описание задач и содержания работы в образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» и учитывает возрастные и психологические особенности дошкольников позволяет в соответствии с Федеральной образовательной программой дошкольного образования «реализовать несколько основополагающих функций дошкольного уровня образования: 1) обучение и воспитание ребенка дошкольного возраста как гражданина Российской Федерации, формирование основ его гражданской и культурной идентичности на соответствующем его возрасту содержании доступными средствами; 2) создание единого ядра содержания дошкольного образования, ориентированного на приобщение детей к традиционным духовнонравственным и социокультурным ценностям российского народа, воспитание подрастающего поколения как знающего и уважающего историю и культуру своей семьи, большой и малой Родины». Направленность программы – социально-гуманитарная. Программа направлена на формирование духовно - нравственных, патриотических и общечеловеческих ценностей. Актуальность программы заключается в формировании оптимистического отношения детей к окружающему, что дает возможность ребенку жить и развиваться, обеспечивает позитивное эмоциональноличностное и социально-нравственное развитие на основе духовнонравственных ценностей российского народа, исторических и национальнокультурных традиций. К традиционным российским духовнонравственным ценностям относятся, прежде всего, жизнь, достоинство, права и свободы человека, патриотизм, гражданственность, служение Отечеству и ответственность за его судьбу, высокие нравственные идеалы, крепкая семья, созидательный труд, приоритет духовного над материальным, гуманизм, милосердие, справедливость, коллективизм, взаимопомощь и взаимоуважение, историческая память и преемственность поколений, единство народов России. В программу включены перечень игр, игровых и развивающих упражнений, содержание культурно-досуговой деятельности для старшей и подготовительной к школе групп в соответствии с Федеральной образовательной программой дошкольного образования. Представлены конспекты тематических интегрированных занятий, сценарии физкультурных досугов, литературный материал для занятий, перечень пособий. Значимость патриотического воспитания, патриотических чувств у детей дошкольного возраста обозначена так же во ФГОС ДО как задача приобщения детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства, учет этнокультурной и социальной ситуации развития детей. Программа «Я люблю Россию» МДОУ «ЦРР №2 «Радуга Детства» разработана в соответствии с требованиями основных нормативных документов: ▪ Законом РФ от 29.12.2012 №273 – ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; ▪ Конвенция о правах ребенка ООН; ▪ Приказом Минобнауки России от 30.08.2013г № 1014 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – общеобразовательным программам дошкольного образования»; ▪ Концепция развития дополнительного образования детей (Распоряжение Правительства РФ от 31 марта 2022 г. № 678-р); ▪ Постановлением об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарноэпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в организациях» и зарегистрированном в Минюсте России от 15.05.2013 № 2856 утвержденным постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 15.05.2013г №26; ▪ Приказом Минобрнауки России от 17.10.2013 N 1155 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования"; ▪ Комментариями к федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования МИНОБРНАУКИ России от 28.02.2014.№ 08-249; ▪ Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года, (Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015г. № 996- р); ▪ «Концепция развития ДО детей до 2030 года» № 678-р от 31.03.2022. Отличительная особенность дополнительной программы состоит в том, что на интегрированных занятиях используются различные виды доступной дошкольникам деятельности: изобразительная и конструктивно – модельная, хороводные игры с пением и подвижные игры, рассматривание картин и рассказывание по картинам, решение ребусов и разгадывание кроссвордов, театрализованные игры, игры – драматизации. На интегрированных занятиях дети учатся общаться друг с другом и со взрослыми, что способствует совершенствованию разговорной речи, обогащению словарного запаса и в конечном итоге формированию коммуникативной функции речи и успешной социализации детей. Занятия организуются таким образом, чтобы обеспечить каждому ребёнку возможность участвовать в коллективной деятельности, свободно общаться со сверстниками и взрослыми. Адресат программы - В реализации программы участвуют дети в возрасте 5-6 лет. В объединение принимаются все желающие дети, которые проходят входящую диагностику. Данная образовательная программа может быть частично реализована с использованием дистанционных технологий. Обучение в дистанционной форме осуществляется в дни непосещения занятий обучающимися (воспитанниками) по причине неблагоприятных погодных условий, на период карантина, в методические дни, обусловленные производственной необходимостью, состояния здоровья обучающихся (воспитанников). Объем программы Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом образовательного учреждения на реализацию программы «Я люблю Россию» составляет: ▪ Количество часов в год – 36 ▪ Общее количество часов за 1 год –36 Формы обучения: очная Уровень программы – ознакомительный (стартовый). Организационные формы обучения – групповая, всем составом в группе одного возраста Режим занятий - Занятия по программе «Я люблю Россию» проходят периодичностью 1 день в неделю. Продолжительность одного занятия составляет 25 минут во 2 половину дня, время незанятое образовательной деятельностью, в соответствии с требованиями СанПин 2.4.3648-20. Педагогическая целесообразность программы обусловлена развитием патриотизма у детей дошкольного возраста. 2. Целеполагание программы Цель программы - является построение системы работы в группе детей в возрасте с 5 до 6 лет в рамках образовательной области «Социальнокоммуникативное развитие»; воспитание патриотических чувств у дошкольников через знакомство с родным краем, историей нашей Родины. Задачи программы: Образовательные (предметные) ▪ Расширять и обобщать представления об истории и настоящем родного города, о природе и достопримечательностях малой Родины, о людях труда, знаменитых земляках; ▪ Совершенствовать умение самостоятельно организовывать подвижные игры и игры с элементами соревнования, устанавливать правила и следовать им, справедливо оценивать результаты. ▪ Формировать гражданскую позицию и патриотические чувства к прошлому, настоящему и будущему родного края, чувство гордости за свою малую Родину. Развивающие (метапредметные): ▪ Развивать внимание, мыслительные операции, речь; ▪ Возможность применения полученных знаний, умений и практического опыта в повседневной жизни. ▪ Развивать любознательность, умение слушать. Вызвать у детей желание к совместной деятельности и радость от коллективного творчества. Воспитательные (личностные): ▪ Воспитывать доброжелательное отношение к окружающим, проявляющееся в любви, заботе, внимательности, сопереживания, деликатности; ▪ Формировать чувство любви к России, привязанности к родной земле, преданности Отечеству, своему народу; ▪ Воспитать уважение к национальной самобытности и традиционным ценностям. Содержание программы 3. Учебный план Учебный план дополнительной общеразвивающей программы «Я люблю Россию». № Тема 1 Диагностика Дружная семья На кого похож Я и моё имя Мои друзья Все профессии важны, все профессии нужны Что нам осень принесла Золотая осень Экскурсиязанятие по красивым местам "Традиции моей семьи" «Откуда город берёт начало» 2 3 Количество занятий Теория Практика Всего 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 1 1 1 1 1 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 1 1 1 0,5 0,5 0,5 0,5 1 1 Формы аттестации/ контроля Диагностика Наблюдение Наблюдение Составление 4 5 6 7 8 9 «История города в названиях улиц» «Моя семья – моя радость» Беседа с творческим заданием. Животные птицы нашего края Лес в жизни человека Новый год у ворот Зачем нужно село Мой город- красивое место Как велика моя Земля, как широки её просторы Наша Родина – Россия Государственные символы России (флаг, герб, гимн) Герб ГО Богданович Защитники Отечества Выдающиеся защитники Родины Широкая Масленица Мама – первое слово Дорогая моя столица! Золотая моя Москва Хозяйкины помощники Шутку шутить – людей насмешить День Земли Ордена и медали Этот День Победы Диагностика Берёза – Символ России Хлеб – всему голова Литературная викторина по русским народным сказкам Итоговое мероприятие «Мы Россияне 0,5 0,5 1 0,5 0,5 1 Итого: древа семьи Творческое задание Наблюдение 0,5 0,5 1 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 1 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 1 1 1 1 1 1 2 Наблюдение 0,5 0,5 1 Наблюдение 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 1 1 1 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 1 1 1 0,5 0,5 0,5 0,5 1 1 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 1 1 1 Беседа Наблюдение Наблюдение Досуг Диагностика 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 1 1 1 0,5 0,5 1 18 18 Занятиеразвлечение 36 Содержание учебного плана Месяц Тема, содержание занятий Количество часов Теори я Практ Всего Сентябрь 1-я неделя «Дружная семья» Формируем представление о мире семьи. Обобщаем эмоциональный опыт детей семейных взаимоотношений. Способствуем развитию доброжелательности, терпимости, понимания, взаимопомощи. Воспитываем у ребёнка привязанность к семье. Ознакомление с художественной литературой и развитие речи. Чтение сказки «Гуси-лебеди». Работа над понятием родня (чтение стихотворения Я. Акима «Моя родня») С/р. игра «Семья». Рисование «Моя семья». 2-я неделя Беседа «На кого я похож» Формировать интерес к своей семье. Желание узнать больше о своих родственниках. Рассматривание фотоальбомов. Беседа о профессиях своих родных. Игра «Найди свою семью» 3-я неделя «Я и моё имя» Закреплять знания детей об имени, отечестве, фамилии родственников. Дать представление о родословной. Познакомить детей со значением их имён, имён их родителей. Игра «Давайте познакомимся» Чтение Я. Аким «Кто кому кто», Л. Короткова «Висляткин ключ». Д/игра «Назови ласково» Составление генеалогического древа семьи (2-3поколения) совместно с родителями. 4-я неделя «Мои друзья» Воспитывать доброжелательное отношение к сверстникам и взрослым. Расширять представления о дружбе. Развивать эмоциональную отзывчивость. Воспитание доброжелательных отношений между детьми. Просмотр фрагментов мультфильма «Крокодил Гена». Сюжетно ролевая игра «Путешествие на теплоходе» Беседа «Что такое дружба». Исполнение песен о дружбе. Октябрь 1-я неделя Проект «Все профессии важны, все профессии нужны» Уточнить и расширить знания детей о том, где и кем работают взрослые, воспитание чувства 0,5 0,5 1 0,5 0,5 1 0,5 0,5 1 0,5 0,5 1 0,5 0,5 1 уважения к труду взрослых. Развитие положительных эмоций и впечатлений. Воспитание доброжелательных отношений между детьми. Чтение произведения С. Михалкова «Все профессии важны все профессии нужны». Встреча с интересными людьми. Рисование «Кем я хочу стать» Лото «Профессии» Сюжетные игры. Выставка детских работ 2-я неделя Осенняя ярмарка «Что нам осень принесла» Закрепление знаний детей о характерных для ноября явлениях природы. Воспитывать бережное отношение к родной природе нашего села. Использование пословиц и поговорок об ноябре. Исполнение детьми попевки «Восенушка-осень». Рисование на тему «Наше село в октябре». 3- я неделя «Золотая осень» Развивать у детей интерес и любовь к родной природе, её красоте; Пробуждать эстетические чувства; Воспитывать умение наблюдать явление природы и восстанавливать связь между ними; Побуждать детей любоваться красотой осенних деревьев; Обогащать словарь детей: рябиновый, берёзовый, липовый, кленовый. Познакомить детей с поэтическими представлениями русского народа об осени. Занятие-беседа об осенних приметах, Рассматривание осенних пейзажей. Чтение А. С. Пушкин «Уж небо осенью дышало», И. СоколовМикитов «Осень в лесу» Народные приметы об осенних месяцах, пословицы о приметах погоды. Д/игры: «Овощи и фрукты», «С какого дерева лист», Народная игра «Царь-картошка», Аппликация «Соберём урожай» 4-я неделя Экскурсия-занятие по красивым местам Расширять представления детей об осенних изменениях в природе. Воспитывать интерес и желание бережно относиться к объектам экологической тропы. 0,5 0,5 1 0,5 0,5 1 0,5 0,5 1 Ноябрь Декабрь Коллективные наблюдения за признаками осени. Сбор природного материала. Выставка «Дары земли русской». Л. Пантелеева «Играем в камешки». 1-я неделя "Традиции моей семьи" Знакомить с понятием «семейные традиции». Расширение знаний о семье. Воспитание уважения и любви к родным. Беседы о важности семейных традиций. Чтение произведений о семье, семейных праздниках. Рисование на тему «Праздник в моей семье 2-я неделя «Откуда город берёт начало» Расширять и закреплять знания о родном городе Богданович, его достопримечательностях; познакомить с историей возникновения города, его прошлым и настоящим. Беседа, просмотр презентации, обсуждение. 3-я неделя «История города в названиях улиц» Познакомить детей с названиями улиц города, их местом расположения и особенностями. Беседы о родной улице. Целевая прогулка. Пословицы и поговорки. Загадки о правилах дорожного движения. Рисование: «Моя дорога в детский сад» 4-я неделя «Моя семья – моя радость» Беседа с творческим заданием Закреплять представления детей о том, что такое семья, о некоторых родственных отношениях. Дать представление о родословной. Знакомить с иерархией в семьях наших предков. Беседа. Просмотр фото, обсуждение. 1-я неделя «Животные и птицы нашего края» Расширять представления детей о животном мире родного края, побуждать детей восхищаться красотой родной природы, формировать основы экологического мировоззрения Беседы о животных родного края. Рассматривание открыток, иллюстраций с изображением животных, птиц, насекомых. Загадывание загадок. Дидактические игры. Совместно с родителями создание коллекции 0,5 0,5 1 0,5 0,5 1 0,5 0,5 1 0,5 0,5 1 0,5 0,5 1 Январь «Наши любимые животные». 2-я неделя «Лес в жизни человека» Дать представления о значении леса для человека: оздоровительном, эстетическом, хозяйственном. Уточнить представления о правилах поведения в лесу. Воспитывать желание бережно относиться к лесу. Экскурсия на выставку «Лес в жизни человека». Пословицы о лесе. Обсуждение правил поведения в лесу. Рисование на тему «Самый красивый лес». 3-я неделя «Новый год у ворот» Формировать первоначальные представления об обычаях и традициях разных народов, познакомить с новогодними традициями России и других стран, формировать гражданско – патриотическое чувство. Пополнять словарь названиями стран. Рассказ о разных национальностях, живущих в нашем городе. Рассматривание иллюстраций с празднованием Нового года. Чтение стихотворений про Новый год, о зиме. Рисование «Новый год» Конкурс поделок на лучшую новогоднюю игрушку. (совместная деятельность с родителями) 4-я неделя) «Зачем нужно село?» Познакомить детей с особенностями жизни людей в селе, характером их занятий, формировать у детей интерес и любовь к своей малой родине. Беседы о жизни людей в селе. Рассматривание иллюстраций. Чтение стихотворений и произведений о жизни в селе, красоте русской природы. Дидактические игры. Рисование «Мое село». 1-я неделя «Мой город самый красивый» Закрепить представление о городе, в котором мы живем, дать понятие «богдановичцы», указывающее на принадлежность человека к городу. У каждого есть родной дом и город, в котором он родился и живет. Показ слайд шоу. Чтение стихотворений Галины Колеговой 0,5 0,5 1 0,5 0,5 1 0,5 0,5 1 0,5 0,5 1 Февраль «Богданович», Александры Савинцевой «Город Богданович», Т.Шантариной «Богданович, тебя не любить невозможно!» Оформление альбома «Природа моего края». 2-я неделя «Как велика моя земля, как широки ее просторы» Закрепить знания детей о названии страны, о ее природе. Дать детям знания о богатствах России. Воспитывать стремление беречь и приумножать их. Воспитывать чувство гордости за свою страну. Использование иллюстраций с изображением лесов, рек, морей, гор. Чтение стихотворения Н. Забила «Наша Родина». Прослушивание русской народной песни «Березонька». 3- 4-я неделя «Наша Родина-Россия!» Расширять знания детей о Родине. Вызвать интерес к прошлому, настоящему и будущему России. Рассматривание иллюстраций с изображением природы различных уголков нашей Родины. Чтение стихотворение М. Матусовского «С чего начинается Родина?». Чтение и объяснение значения пословиц о Родине. 1-я неделя «Государственные символы России: герб, флаг и гимн» Закрепить и обобщить знания детей о государственных символах России гербе, флаге. Сформировать уважительное отношение к государственным символам. Познакомить детей с символическим значением герба РФ, цветов флага. Использование макетов герба и флага России. Прослушивание фонограммы гимна России. 2-я неделя «Герб ГО Богданович» Продолжить знакомить детей с историей родного города. Познакомить с гербом города Богданович. Воспитывать любовь к родному городу, чувство гордости за него. Использование фотографий города. Рассматривание герба г. Богданович. Рисование герба на фоне музыкального сопровождения. 3-я неделя «Защитники отечества» Формировать чувство уважения к защитникам Отечества. Развивать патриотические чувства Беседа «Что такое героизм?» Чтение С. Маршак «Наша армия», Я. Аким 0,5 0,5 1 1 1 2 0,5 0,5 1 0,5 0,5 1 0,5 0,5 1 Март «Земля». Конкурс рисунков «Мой папа-солдат» Спортивные состязания. 4-я неделя «Выдающие защитники Родины» Познакомить детей с выдающимися людьми, прославившими Россию. Развивать интерес к прошлому своей страны. Воспитывать уважение к выдающимся людям и желание быть полезным своей Родине. Рассказ воспитателя. Использование репродукций портретов А. В. Суворова. 1-я неделя «Широкая Масленица» Познакомить детей с русским народным фольклором: песнями и хороводами. Продолжать знакомить детей с обрядовыми народными праздниками Беседа о значении Солнца в жизни славянских народов Разучивание малых фольклорных форм: пословиц, загадок о весне. Разучивание русских народных игр: «Колышки», «Удочка». Развлечение «Приди, Весна, с милостью…» 2-я неделя «Мама- первое слово» Средствами эстетического воспитания формировать в сознании детей образ мамы как самого дорогого человека. Побуждать детей восхищаться красотой, добротой мамы, ценить ежедневную заботу мамы о своей семье. Воспитывать духовно-нравственные чувства. Развлечение с мамами. Разучивание стихотворений, рисование портретов мамы, чтение произведений о маме. Дидактические игры 3-я неделя «Дорогая моя столица! Золотая моя Москва!» Закрепить знание детей о Москве (символика, расположение на карте страны). Дать представление о том, что Москваглавный город России. Воспитывать чувство гордости и любви к своей стране. Просмотр видеофильма «Москва-столица России». Чтение стихов о Москве. Рассказы детей из личного опыта (кто побывал в 0,5 0,5 1 0,5 0,5 1 0,5 0,5 1 0,5 0,5 1 Апрель Май Москве). Оформление стенда «Москва-главный город страны» (вместе с родителями). С/Р. игра «Экскурсия по Москве». 4-я неделя «Хозяйкины помощники» Познакомить детей с предметами обихода – коромыслом, ведрами, корытом, стиральной доской и пр. Воспитывать интерес к прошлому нашей страны. Посещение детьми уголка «Русская изба». Имитация детьми стирки белья. Исполнение русских народных песен. 1-я неделя «Шутку шутить – людей насмешить» Познакомить детей с потешным фольклором. Воспитывать интерес к истории свой страны. Составление детьми потешного рассказа. Использование скороговорок, небылиц, потешек. Загадывание загадок о весенних явлениях. 2-я неделя «Праздник Весна красна цветами», посвященный Дню земли» Повторение песен, закличек, пословиц о весне. Использование пословиц и поговорок, загадок. Знакомство со сказкой Н.Павловой «Под кустом». Чтение сказки. 3-я неделя «Ордена и медали» Познакомить детей с боевыми наградами, которыми награждали воинов во время Великой Отечественной войны. Воспитывать уважение к ратным подвигам бойцов и командиров, гордость за свой народ, любовь к Родине. Использование фотографий орденов и медалей. Изготовление муляжей орденов и медалей. Чтение рассказа «Зина Портнова» из сборника «Дети – герои Великой Отечественной войны. 4-я неделя «Этот День Победы» Формировать чувство уважения к защитникам Родины. Воспитывать уважение к пожилым людям, ветеранам Великой Отечественной войны; Беседа о войне с просмотром фрагментов фильмов. Встреча с фронтовиком (прадедушкой одного из детей). Слушание и пение фронтовых песен. Рисование на тему «Праздничный салют» Утренник «День Победы». 1-я неделя «Берёза – Символ России» 0,5 0,5 1 0,5 0,5 1 0,5 0,5 1 0,5 0,5 1 0,5 0,5 1 0,5 0,5 1 Продолжать знакомить детей с понятиями Родина, Отечество. Создать в воображении детей образ Родины. Воспитывать интерес к обычаям и традициям русского народа. Раскрыть значение дерева в жизни человека. Дать представление о неразрывной связи человека и природы. Продолжать учить бережному отношению к природе. Беседа о берёзке - «Свято дерево, помоги» (о народных приметах). Чтение стихов о берёзке. Разучивание хоровода «Во поле берёза стояла». Д/игра «С какого дерева лист». Конкурс рисунков «Люблю берёзку русскую». 2-я неделя «Хлеб – всему голова» Закреплять знания о выращивании и производстве хлеба. Дать детям знания о выращивании хлеба русскими крестьянами и выпекании хлеба в русской печи. Познакомить с орудиями труда крестьянина-хлебороба. Использование пословиц о хлебе, загадок. 3-я неделя Литературная викторина по русским народным сказкам Закрепить знания детей о русских народных сказках. Воспитывать любовь к русскому устному народному творчеству. Использование открыток с изображениями различных эпизодов из русских народных сказок. Показ драматизации отрывка любимой сказки. 4-я неделя Итоговое. Викторина «Мы – Россияне» Обобщить и систематизировать знания детей о России; формировать уважительное отношение к государственным символам; закрепить названия крупных российских городов и рек; народов, населяющих РФ; названия народных промыслов, имена знаменитых деятелей культуры и искусства, воспитывать любовь к Родине, гражданскопатриотические чувства. атрибуты для проведения викторины, изображения гербов и флагов, бумага, маркеры, разрезные картинки, кроссворд, экран, проектор, магнитофон; сундучок. Планируемые результаты 0,5 0,5 1 0,5 0,5 1 0,5 0,5 1 Наличие у детей знаний об истории возникновения города, его достопримечательностях, природных богатствах, социально-экономической значимости, символике родного края; возникновение стойкого интереса к прошлому, настоящему и будущему родного города, чувства ответственности, гордости, любви и патриотизма. Привлечение семьи к патриотическому воспитанию детей. Дети должны знать: 5–6 лет. ▪ Знать свой домашний адрес – улицу, номер дома, название города, региона. ▪ Иметь представление о символике города, региона. ▪ Знать название близлежащих улиц. ▪ Узнавать на фотографиях достопримечательности города, уметь рассказывать о них. ▪ Знать профессии своих родителей. ▪ Знать правила поведения в природе. ▪ Уметь рассказывать о неразрывной связи человека с природой, значимости окружающей среды для здорового образа жизни людей ▪ Различать некоторые рода войск. ▪ меть представление о Президенте, Правительстве России; о войнахзащитниках Отечества, о ветеранах ВОВ. Раздел II. Комплекс организационно-педагогических условий 2.1. Календарный учебный график Год обучения, срок учебного года (продолжительность обучения) 1 год обучения (стартовый уровень) с 01 сентября по 31 мая (36 уч. недель) Форма обучения/ контроля Очная форма обучения Кол-во занятий в Всего Кол-во неделю, академич. академ.часов продолжительнос часов в год в неделю ть одного занятия 1 раз в неделю по 36 1 (1 ак.час: для детей 5-6 лет – 25 мин) 2.2. Условия реализации программы Кадровое обеспечение: Программу реализует воспитатель, соответствующий установленным требованиям к педагогическим работникам. Информационное обеспечение: ▪ ▪ ▪ ▪ ▪ Операционная система: Microsoft Windows 10 Professional Файловый менеджер: Cloud Commander Антивирусная программа: Avast Free Antivirus Программа-архиватор: WinRAR 6.01 Текстовый редактор: Microsoft Word ▪ Программа разработки презентаций: PowerPoint ▪ Браузер: Яндекс Материально-техническое обеспечение: 1. Флаг России, герб России, портрет Президента России. 2. Карта родного города, области. 3. Куклы в русских национальных костюмах и куклы в костюмах национальности детей, посещающих группу. 4. Изделия народных промыслов России. 5. Предметы – заместители для сюжетно – ролевых игр. 6. Атрибуты для нескольких сюжетно – ролевых игр («Дочки – матери», «Хозяюшки», «Доктор Айболит», «Парикмахерская»). 7. Альбомы с сериями демонстрационных картин «Наш детский сад», «Все работы хороши», «Мамы всякие нужны». 8. Настольно – печатные дидактические игры по направлениям «Здоровье», «Безопасность». 9. Правила дорожного движения. 10. Действующая модель светофора. 11. Глобус, карта мира. 2.3. Формы контроля. Оценочные материалы Механизмом оценки результатов, получаемых в ходе реализации программы, является контроль полученных знаний умений и навыков. Форма подведения итогов Оценочные и методические материалы Виды контроля: начальная диагностика – проводится в начале освоения программы диагностика по завершению реализации программы – в конце освоения программы с 16 по 19 мая. Текущая диагностика проводится систематически на занятиях в процессе всего периода обучения по программе. Форма протокола результатов мониторинга у детей 5-6 лет в 2024 -2024 учебном году в рамках программы кружка «Я люблю Россию!» Результат критериальной оценки и мониторинга оформляется в таблицах. Мониторинг нравственно-патриотического воспитания дошкольников. (Марцинковская Т.Д.) Ф. И. ребенка 1. Родная страна: Название страны Название города Домашний адрес Название достопримечательностей города Название зеленых зон Название улиц, площадей 2. Символика Флаг России Герб России Герб родного города Гимн России 3. История народной культуры и традиций Народная игрушка Народные праздники Жилище человека и предметы быта 4. Историко географический и природный компоненты Природные богатства нашей страны Различные природноклиматические зоны (тундра, лес) Виды ландшафта (горы, равнина) 5. Личностный компонент Отношение к окружающей среде Забота о близких людях Проявление дружелюбия Умение управлять своими чувствами, договориться Умение анализировать свои поступки и поступки других Высокий уровень Знает свое имя, фамилию, название города, страны, свой адрес. Называет и узнает (по иллюстрации) достопримечательности, зеленые зоны города, 4- 5 улиц, площадей. Знает и узнает флаг, герб, гимн России; герб города. Называет народные праздники, игрушки, предметы быта; называет природные богатства России, знает природно-климатические зоны, ландшафты. Заботится об окружающей природе, близких, оказывает помощь, проявляет дружелюбие, считается с интересами товарищей, умеет договориться со сверстниками, анализирует поступки. Имеет представление о членах семьи и ближайших родственниках. Средний уровень Знает свое имя, фамилию, знает название страны, города, свой адрес; флаг, герб, гимн России, герб города. Затрудняется назвать достопримечательности, зеленые зоны, улицы, площади города (делает это после пояснений взрослого). Затрудняется назвать народные праздники, игрушки; с помощью взрослого называет природные богатства России, природно-климатические зоны. Заботится о близких, проявляет дружелюбие, но не считается с интересами товарищей, не умеет договориться с ними, не оказывает помощь, анализирует поступки с помощью взрослого. Низкий уровень Не знает названия страны, города. Своего адреса, но узнает флаг, герб, гимн; отсутствуют знания о достопримечательностях родного города; плохо знает названия улиц, проспектов; не может назвать народные праздники, игрушки; природные богатства России, природно-климатические зоны. Не заботится об окружающих, не проявляет дружелюбия. Не считается с интересами товарищей, не умеет договориться с ними, не оказывает помощи, не может анализировать поступки. Список литературы 1. Приобщение детей к истокам русской народной культуры», О.Л.Князева, Д. М. Маханева, Санкт- Петербург, 1997 год. 2. «Беседы о великих соотечественниках», И. А. Агапова, М. А. Давыдова, 2005 год. 3. «Дошкольникам о защитниках Отечества», Л. А. Кондрыкинская, 2005 4. «Дошкольнику - об истории и культуре России», Г. Н. Данилина, 2003 год. 5. «Планирование работы по патриотическому воспитанию» Н. Ф. Андреева, 2005 год. 6. «Люби и знай родной край» Н. Н. Липнягова, Т. В. Лусихина, 2007 год. 7. «Мини-музей в детском саду» Н. Рыжова, Л. Логинова,2008 год 8. «Патриотическое воспитание дошкольников» Н. В. Алешина, 2005 год 9. «Что может герб нам рассказать» Л. В. Логинова, 2008 год 10.«Мы живем в России» (средняя, группа), Н. Г. Зеленова, Л. Е. Осипова, 2008 год.