Говорящие пальчики

Оглавление
№

Мероприятия

Страница

Раздел № 1 « Комплекс основных характеристик программы»
1.1.

Пояснительная записка

3

1.2.

Цель и задачи общеразвивающей программы

6

1.3.

Содержание общеразвивающей программы

6

1.4.

Планируемые результаты

9

Раздел № 2 « Комплекс организационно – педагогических условий»
2.1.

Условия реализации программы

10

2.2.

Формы аттестации/ контроля и оценочные
материалы

20

Список литературы

23

2

I. КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ПРОГРАММЫ
1.1 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.

Направленность общеразвивающей
программы – социальнопедагогическая.
Настоящая программа является авторской программой, социальнопсихологической направленности и реализуется в МДОУ ЦРР № 2 «Радуга
Детства» с учётом образовательной программы дошкольного образования.
Происходящие изменения в обществе выдвинули новые требования к
системе образования. Дополнительное дошкольное учреждение призвано
создать условия для интеллектуально-творческого, эмоционального,
физического развития ребенка и осуществить его подготовку к школе. Для
реализации этих целей я работаю по теме «Развитие мелкой моторики детей с
применением социо-игровой технологии».
Мелкая моторика – это точные, хорошо скоординированные
движения, преимущественно небольшой амплитуды и силы. В
социализированных движениях – это движения пальцев руки и органов
артикуляционного аппарата, практически доказано, что на основе
двигательного анализатора формируется речедвигательный анализатор.
Речевые зоны Брокка и Вернике расположены непосредственно рядом с
зоной, отвечающей за движения мелкой моторики, поэтому, стимулируя
моторику, мы передаем импульсы в речевые центры, что и активизирует
речь. Кончики пальцев рук — это «второй мозг». Еще великий немецкий
философ И. Кант писал, что «рука является вышедшим наружу головным
мозгом». Исследования отечественных физиологов также подтверждают
связь развития рук с развитием мозга. Работы В.М. Бехтерева доказали
влияние манипуляции рук на функции высшей нервной деятельности,
развитие речи. Исследования М.М. Кольцовой доказали, что каждый палец
руки имеет довольно обширное представительство в коре больших
полушарий мозга. Развитие тонких движений пальцев рук предшествует
появлению артикуляции слогов. Благодаря развитию пальцев в мозгу
формируется проекция «схемы человеческого тела», речевые реакции
находятся в прямой зависимости от тренировки пальцев.
Целенаправленное
воспитание
двигательно-координационных
способностей (включая упражнения на «ручную ловкость») воспитанников
способствует коррекции нарушений психомоторного развития, а также
улучшает умственную работоспособность, тем самым активно включает их в
речевое общение. Наибольшее воздействие импульсации от мышц рук на
развитие коры головного мозга происходит только в детском возрасте, пока
идет формирование моторной области. Поэтому работа по развитию мелкой
моторики пальцев рук в дошкольном и младшем школьном возрасте имеет
особое значение.
3

В результате вышесказанного актуальность программы «Говорящие
пальчики» для дошкольников необходима и продиктована временем.
Учитывая значимость развития мелкой моторики дошкольников, была
предпринята попытка создания системного подхода в обучении по
указанному направлению.
Специфика содержания образования позволяет детям в образной форме
воспринимать общие связи и отношения, объективно существующие в
окружающем мире: качество – количество, пространство – время, целое –
часть, последовательность. Решающее значение в этом процессе я отвожу
моделированию скрытых связей и отношений в форме наглядных образов,
отражающих общее в единичном. Образное отражение позволяет малышам
воспринимать мир в целостности и осваивать жизненное пространство.
Обучение детей организую в форме игры и связанных с ней деятельностей,
обеспечивающих эмоциональное взаимодействие и общение со взрослым.
Создаю условия для свободного выбора ребёнком содержания деятельности
и возникновения взаимообучения детей.
Основное место занимает содержание взаимодействия и общение
взрослого с детьми, основанное на понимании того, что каждый ребёнок
обладает неповторимой индивидуальностью и ценностью, способен к
непрерывному развитию.
Учитываю особенность детей дошкольного
возраста, отличающую его от других, последующих этапов развития: он
обеспечивает именно общее развитие, служащее фундаментом для
приобретения в дальнейшем любых специальных знаний и навыков усвоения
различных видов деятельности. Формирую такие качества и свойства
психики детей, которые определяют собой общий характер поведения
ребенка, его отношение ко всему окружающему и представляют собой
«заделы» на будущее, так как в дошкольном детстве складывается потенциал
для дальнейшего познавательного, волевого и эмоционального развития
ребёнка.
Актуальность
Актуальность в развитии навыков мелкой моторики важна потому, что
вся дальнейшая жизнь ребенка потребует использования точных,
координированных движений кистей и пальцев, которые необходимы, чтобы
одеваться, рисовать и писать, а также выполнять множество разнообразных
бытовых и учебных действий.
Новизна программы заключается в том, что типовые программы
дошкольного образования не предусматривают систематичности занятий по
развития мелкой моторики. Данная программа предусматривает развитие
мелкой моторики отдельным занятием. Используются самые разнообразные
виды работ с учётом постепенного повышения сложности. В программе
учтены стандарты дошкольного образования, обозначены целевые
ориентиры развития дошкольников по образовательным областям.

4

Педагогическая целесообразность программы
Игры с пальчиками создают благоприятный эмоциональный фон,
развивают умение подражать взрослому, учат вслушиваться и понимать
смысл речи, повышают речевую активность ребенка. Развивается память
ребёнка, так как он учится запоминать определённые положения рук и
последовательность движений. У малыша развивается воображение и
фантазия. Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой
моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память,
внимание, связная речь.
Основные принципы программы:
1. Принцип деятельностного подхода. Деятельность — это
совокупность действий, направленных на достижение целей (по
С.Л.Рубинштейну).
2. Принцип индивидуализации и дифференциации используемых
методов, приемов и средств с учетом имеющегося опыта детей. При общем
задании могут совпадать целевые установки, но способы выполнения
каждым ребенком могут быть различными и содержание задания может быть
разным для отдельных детей в зависимости от уровня их развития.
3. Принцип активного привлечения ближайшего социального
окружения к участию в работе. Развитие мелкой моторики у детей проходит
с привлечением в работу родителей, которые с использованием игр и
упражнений в домашних условиях помогают закрепить уже полученные
навыки.
4. Принцип психологической комфортности. Занятия должны
приносить детям радость, а личностные отношения взрослого и ребенка
строится на основе доверия, взаимопонимания, доброжелательности.
Доброжелательная атмосфера и позитивный настрой очень важны, так как
ребёнку, которого хвалят и поощряют каждый раз, когда он выполняет чтолибо, получает дополнительный стимул для последующих усилий. Этому
служат средства невербальной коммуникации: взгляд, улыбка, поглаживание,
физический контакт.
Объём программы:
 Количество часов в год – 39.
 Общее количество часов за 1 год – 39.
Форма организации деятельности фронтальная.
Форма проведения – подгрупповая. Занятия по данной программе
состоят из:

вводной части (развитие эластичности мышц; повышение
подвижности суставов; развитие силы, гибкости пальцев; воспитание навыка
удержания позы; «расковывание» руки ребенка; вызов положительных
эмоций и стойкого интереса к деятельности),

основной части (основная смысловая нагрузка всего занятия) и

заключительная часть (физической усталости и морального
напряжения во время занятия; подведение итогов занятия).
5

Адресат программы: В реализации программы участвуют дети в
возрасте 4-5 лет.
Режим занятий: Занятия проводятся из расчёта: 1 академический час,
который равен 20 минутам, 1 раз в неделю.
Форма обучения – очная.
Для
успешного
выполнения
образовательной
программы
рекомендуется, чтобы в группе было 5-8 человек.
1.2 ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ
Цель: создание условий для развития мелкой моторики и координации
движений пальцев рук детей дошкольного возраста.
Цель конкретизируется в следующих задачах:
 развитие
точности
выполнения
движений,
уровня
переключаемости, полноты объема движений пальцев рук,
умения управлять мышцами-сгибателями при удержании пальцев
рук;
 совершенствование координации движений руки и глаза;
 совершенствование лексической, произносительной стороны
речи, развитие коммуникативных навыков;
 формирование интереса и положительной мотивации обучения;
 формирование умения действовать по словесным инструкциям,
самостоятельно выполнять поставленные задачи.
1.3 СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Программа рассчитана для детей 4-5 лет, занятия проводятся 1 раз в
неделю, подгруппами 5-8 человек.
Продолжительность занятия с детьми 20 минут.
Срок реализации программы 1 год.
Учебный план
Возраст детей
4-5 лет

Количество занятий/
Количество минут в
неделю
1/20

Количество занятий/
Количество часов в
год
39/39

Учебно-тематический план
Средняя группа (4-5 лет) – 10 часов
6

№
1.
2.
3.
4.
5.

Содержание
Пальчиковая гимнастика
Лепка
Аппликация
Графические упражнения
Игры и действия с
предметами

Теория
2
2
2
2
2

Практика
5
6
6
5
7

Всего часов
7 часов
8 часов
8 часов
7 часов
9 часов

10

29

39 часов

Содержание учебно-тематического плана
Содержание курса

Пальчиковая гимнастика 2 ч.
Цель: развитие мелкой моторики рук для развития речи детей
дошкольного возраста в процессе пальчиковых игр.
Задачи:
1.
Развивать игровые, познавательные, сенсорные, речевые
способности, учитывая индивидуальные и возрастные особенности ребёнка.
2.
Формировать
овладение
образно-игровыми
и
имитационными движениями в сочетании с речью.
3.
Вызывать положительные эмоции; прививать устойчивый
интерес к пальчиковым играм.

Лепка 2 ч.
Цель: способствовать развитию творческих способностей и фантазии
детей, развитие мелкой моторики через использование различных
технологий лепки.
Задачи:
1.
Познакомить детей с различными приёмами и техниками
лепки.
2.
Познакомить детей с техникой безопасности во время
работы с пластилином.
3.
Развивать творческие способности, воображение, память,
внимание, образное и логическое мышление, мелкую моторику рук.
4.
Воспитывать
трудолюбие,
терпение,
аккуратность,
стремление доводить начатое до конца.

Аппликация 2 ч.
Цель: научить детей пользоваться ножницами, кисточкой и клеем,
познакомить с различными приёмами работы с бумагой (вырывание,
сминание, разрезание, изготовление деталей по шаблону).
Задачи:
1.
Познакомить детей с техникой безопасности во время
работы с ножницами и клеем.
2.
Познакомить детей с видами и свойствами бумаги,
приёмами работы с ней.
7

3.
Развивать художественное воображение, конструктивное
мышление и эстетический вкус.
4.
Развивать мелкую моторику и тактильные ощущения.
5.
Выучить цвета и формы.

Графические упражнения 2 ч.
Цель: формирование интереса к выполнению графических
упражнений, развитие мелкой мышечной моторики и координации пальцев
рук в подготовке к овладению письмом.
Задачи:
1.
Учить детей владеть графическими навыками (штриховки в
разных направлениях по образцу, обводить контуры предметов по точкам,
дорисовывать предметы, раскрашивать картинки, соблюдая правила).
2.
Развивать способности координированной работы рук со
зрительным восприятием.
3.
Развивать мелкую моторику.
4.
Воспитывать в детях аккуратность, усидчивость,
добросовестное отношение к работе.

Игры и действия с предметами 2 ч.
Цель: развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста
посредством дидактических игр и игр с предметами (крупы, карандаши,
прищепки и пр.)
Задачи:
1.
Обогащать тактильный опыт детей: учить узнавать на
ощупь предметы и материалы.
2.
Развивать мелкую моторику рук, кинестетические
ощущения в процессе предметно - практических действий.
3.
Развивать способности координированной работы рук со
зрительным восприятием.
4.
Формировать умение строить деятельность по словесной
инструкции.
Содержание учебно-тематического плана
Содержание курса

Пальчиковая гимнастика 2 ч.
Теория: разучивание рифмованных историй, сказок и движений
пальцев рук.
Практика: инсценировка рифмованных историй и сказок при помощи
пальцев.

Лепка 2 ч.
Теория: знакомство с историей возникновения лепки, с приемами и
техниками лепки. Инструктаж по технике безопасности во время работы с
пластилином.
8

Практика: лепка предметов, простейших игрушек на основе шара,
конуса, куба, цилиндра.

Аппликация 2 ч.
Теория: Знакомство с видами аппликации. Знакомство со свойствами и
видами бумаги, и с приёмами работы с ней. Инструктаж по технике
безопасности во время работы с ножницами, бумагой и клеем.
Практика: Подготовка материала к работе. Изготовление поделки.

Графические упражнения 2 ч.
Теория: Объяснение как правильно держать карандаш, инструкция по
выполнению задания. Показ образца.
Практика: Выполнение графического задания.

Игры и действия с предметами 2 ч.
Теория: Инструктаж по технике безопасности во время игр с
предметами. Знакомство с видами материала для игр (бусины, камешки,
пуговицы, крупы и пр.). Инструкция по выполнению задания.
Практика: Выполнение задания по образцу и словесной инструкции.
1.4 ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
К концу курса воспитанники должны знать:

приемы самомассажа рук;

названия 5-6 предметов из изучаемых обобщающих групп.
Уметь:

соизмерять, подчинять движения контролю взора;

владеть разными приемами сцепления пальцев («замок», «мост»,
«корзиночка» и др.);

выполнять различные движения кистями и пальцами рук
(«дождик идет», «пианино» и т.п.);

пользоваться клеем, кисточкой, ножницами, стеком;

изготавливать простейшие изделия из бумаги, пластилина,
соленого теста, глины;

работать с трафаретами;

изготавливать детали по шаблону;

застегивать, расстегивать пуговицы, кнопки, крючки;

завязывать и развязывать ленты, шнурки, узелки.

выполнять аппликации из различных материалов (ткань, бумага,
природные материалы);

лепить шар, цилиндр, диск, куб;

строить симметричные фигуры, рисунки по координатам точек;

изготавливать поделки в технике “аппликация”, по образцу;

пользоваться ножницами, вырезать простейшие детали по
контуру;
9


применять
приемы
лепки:
расплющивание, сгибание, присоединение;

плести косички из ниток;

выполнять шнуровку.

раскатывание,

скатывание,

II. КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИИ
2.1 КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК
Форма
обучения

Общая
продолжите
льность
календарны
х дней

Режим
занятий
(кол-во
часов в
день)

Кол-во
часов

Теория
(кол-во
часов)

Практика
(кол-во
часов)

Итоговая
диагностика
(кол-во
часов)

Очная

184

1

39

10

29

3
Выставка
работ

Месяц

С
Е
Н
Т
Я
Б
Р
Ь

№ занятия
Занятие №1

Занятие
№2

Занятие
№3

Тема
Вводное занятие. Знакомство с группой,
с правилами
поведения на занятиях. Начальная
диагностика мелкой моторики рук у
детей.
Массажный,
колючий
мяч
–
раскатываем в ладошках, сжимаем,
расслабляем, обкатываем по столу.
Пальчиковая гимнастика под муз. Е.
Железновой – «мошка», «дятел»,
«дождик».
С предметами:
-шнуровка – учимся засовывать шнурок
в дырочку, делать крестик.
-коробочка с крупой – перебираем
фасоль, горох и семечки
Самомассаж еловыми шишками –
раскатываем в ладошках, сжимаем,
расслабляем, обкатываем по столу.
Пальчиковая гимнастика под муз. Е.
Железновой – «ква-ква», «гуси-гуси»,
«автобус».
С предметами:
- бельевые прищепки – учимся их
правильно держать, открывать и
нанизывать на форму.
-знакомство с Блоками Дьёнеша: все
формы, цвета, толстый и тонкий.
- лепка из теста: «Еж» с помощью

Количество минут
20

5 минут

5 минут
10минут

5 минут
5 минут
10 минут

10

Занятие
№4

Занятие
№5

Занятие
№6

О
К
Т
Я
Б
Р
Ь

Занятие
№7

спичек делаем иголки.
Самомассаж под песню Е.Железновой
Пальчиковая гимнастика под муз. Е.
Железновой – «мошка», «гуси-гуси»,
«дятел».
С предметами:
- шнуровка – повторяем «крестик»,
учимся делать узор «дождик»
- знакомство с Палочками Кьюзенера:
все размеры, цвета.
- Аппликация: «Кораблик», активно
работаем при приклеивании.
Массажный,
колючий
мяч
–
раскатываем в ладошках, сжимаем,
расслабляем, обкатываем по столу,
дуем на него.
Пальчиковая гимнастика под муз. Е.
Железновой – «щенок», «жираф»,
«зайка».
С предметами:
- бельевые прищепки – учимся их
правильно держать, открывать и
нанизывать
на
форму,
делаем
«человечка»
- Блоки Дьёнеша: альбом «Маленькие
логики» 1стр.
- раскраска «Груша» - учимся не
выходить за границы рисунка
Самомассаж с помощью грецкого ореха
Пальчиковая гимнастика под муз. Е.
Железновой – «автобус», «зверята»,
«крокодил».
С предметами:
- эспандер – учимся сжимать и
разжимать под музыку.
-пуговицы – делаем бусы, с разными по
размеру и по цвету.
- собираем маленькую пирамидку.
Самомассаж с помощью колючего мяча
Пальчиковая гимнастика под муз. Е.
Железновой – «едем-едем», «ручки»,
«массаж».
С предметами:
-бельевые прищепки – учимся их
правильно держать, открывать и
нанизывать на форму, делаем «бычка».
- Блоки Дьёнеша: альбом «Маленькие
логики» 2,3стр.
- лепка из теста: «Божья коровка»
Самомассаж еловыми шишками –
раскатываем в ладошках, сжимаем,

5 минут
5 минут
10 минут

5 минут

5 минут
10 минут

5 минут
5 минут
10 минут

5 минут
5 минут
10 минут

5 минут

11

Занятие
№8

Занятие
№9

Занятие
№10

Н
О
Я
Б
Р
Ь

Занятие
№11

Занятие
№12

расслабляем, обкатываем по столу.
Пальчиковая гимнастика под муз. Е.
Железновой – «ква-ква», «гуси-гуси»,
«автобус».
С предметами:
-канцелярские скрепки – учимся их
правильно держать, открывать и
нанизывать на форму, делаем лучики у
«солнца».
- аппликация: «Грибы в корзинке».
Самомассаж с помощью колючего мяча
Пальчиковая гимнастика под муз. Е.
Железновой – «ручки», «краб», «зайка».
С предметами:
- шнуровка – делаем дорожку
- коробочка с крупой – перебираем
фасоль, горох и семечки.
-палочки Кьюзенера, делаем дорожку
гусеничке.
Самомассаж с помощью грецкого
ореха.
Пальчиковая гимнастика под муз. Е.
Железновой – «автобус», «зверята»,
«крокодил».
С предметами:
- эспандер – учимся сжимать и
разжимать под музыку.
- пуговицы – делаем колеса и фары
машине, с разными по размеру и по
цвету.
- собираем геометрический конструктор
(малый): строим «Солнце».
Колючий мяч – раскатываем в
ладошках,
сжимаем,
расслабляем,
обкатываем по столу, дуем на него.
Пальчиковая гимнастика под муз. Е.
Железновой – «щенок», «жираф»,
«зайка».
С предметами:
- бельевые прищепки – делаем
«сороконожку».
- Блоки Дьёнеша: альбом «Маленькие
логики» 4,5стр.
- разукрашка «Самолет»- учимся не
выходить за границы рисунка, точно
нажимать и правильно держать.
Самомассаж с помощью еловых шишек.
Пальчиковая гимнастика под муз. Е.
Железновой – «ослик», «мошка»,
«дом».
С предметами:

5 минут
10 минут

5 минут
5 минут
10 минут

5 минут
5 минут
10 минут

5 минут
5 минут
10 минут

5 минут
5 минут
10 минут
12

Занятие
№13

Занятие
№14

Д
Е
К
А
Б
Р
Ь

Занятие
№15

Занятие
№16

-шнуровка – шнуруем ботинок (один)
- соты Кайе: собираем только желтые
соты
- счетные цветные палочки: делаем
заборчик и домик
- лепка из теста: гусеничка (5 шариков)
Самомассаж с помощью грецкого
ореха.
Пальчиковая гимнастика под муз. Е.
Железновой – «автобус», «гуси-гуси»,
«пальчики».
С предметами:
- эспандер – сжимать и разжимать под
музыку.
- пуговицы – делаем части лица на
картоне.
- собираем геометрический конструктор
(большой): строим «Пирамиду»
Самомассаж еловыми шишками –
раскатываем в ладошках, сжимаем,
расслабляем, обкатываем по столу.
Пальчиковая гимнастика под муз. Е.
Железновой – «автобус», «зверята»,
«крокодил».
С предметами:
-канцелярские скрепки – делаем
цепочку.
- соты Кайе. – собираем половину
синих, половину желтых сот.
- аппликация: «Банка с соленностями».
Самомассаж с помощью колючего мяча.
Пальчиковая гимнастика под муз. Е.
Железновой – «машина», «ручки»,
«массаж».
С предметами:
-бельевые прищепки – делаем длинную
цепь.
- Блоки Дьёнеша: альбом «Маленькие
логики» 7стр.
- лепка из теста: «тарелка с зернышками
для курочки».
Самомассаж с помощью грецкого ореха
Пальчиковая гимнастика под муз. Е.
Железновой – «автобус», «зверята»,
«крокодил».
С предметами:
- эспандер – учимся сжимать и
разжимать под музыку.
- пуговицы – делаем чешую рыбе.
- знакомство с Кубиками Никитина:
выкладываем только красный цвет.

5 минут
5 минут
10 минут

5 минут
5 минут
10 минут

5 минут
5 минут
10 минут

5 минут
5 минут
10 минут

13

Занятие
№17

Занятие
№18
Я
Н
В
А
Р
Ь

Занятие
№19

Занятие
№20

Занятие
№21

Самомассаж с помощью еловых шишек.
Пальчиковая гимнастика под муз. Е.
Железновой – «ослик», «мошка»,
«дом».
С предметами:
-шнуровка – шнуруем ботинок (один)
-соты Кайе: собираем только желтые
соты и делаем синие окошки.
- счетные цветные палочки: ставим к
картонному солнцу лучики.
-раскраска: закрашиваем пальчиками
яблоко.
Промежуточная диагностика мелкой
моторики рук у детей.

Самомассаж под песню Е.Железновой
Пальчиковая гимнастика под муз.
Е.Железновой – «мошка», «гуси-гуси»,
«дятел», «автобус».
С предметами:
- шнуровка – повторяем «крестик»,
«дождик».
палочки
Кьюзенера:
альбом
«Колокольчик», стр.5
- аппликация: «Тряпичный домик»
,активно работаем при приклеивании,
создаем из лоскутков ткани.
Массажный,
колючий
мяч
–
раскатываем в ладошках, сжимаем,
расслабляем, обкатываем по столу,
дуем на него.
Пальчиковая гимнастика под муз. Е.
Железновой – «щенок», «жираф»,
«зайка».
С предметами:
- бельевые прищепки – вставляем на
более толстую опору.
- Блоки Дьёнеша: альбом «Маленькие
логики» 8стр.
- кубики Никитина: делаем по образцукрасно-белый дом.
Самомассаж с помощью теннисного
мячика.
Пальчиковая гимнастика под муз. Е.
Железновой – «автобус», «зверята»,
«крокодил».
С предметами:
- эспандер – сжимать и разжимать под
музыку.
-пуговицы – отделяем больших от

5 минут
5 минут
10 минут

20 минут

5 минут
5 минут
10 минут

5 минут

5 минут
10 минут

5 минут
5 минут
10 минут

14

Занятие
№22

Занятие
№23
Ф
Е
В
Р
А
Л
Ь

Занятие
№24

Занятие
№25

Занятие
№26

маленьких
- собираем маленькую пирамидку.
Самомассаж с помощью колючего мяча
Пальчиковая гимнастика под муз. Е.
Железновой
«игрушки-зверюшки»,
«две чашки», «массаж».
С предметами:
-канцелярские скрепки – делаем
«бычка»
- палочки Кьюзенера: выкладываем
«Колокольчик.
- лепка из теста: «Улитка».
Самомассаж еловыми шишками –
раскатываем в ладошках, сжимаем,
расслабляем, обкатываем по столу.
Пальчиковая гимнастика под муз. Е.
Железновой – «ква-ква», «дождик»,
«автобус».
С предметами:
-мозаика мелкая: делаем цветок.
- соты Кайе. – делаем стрелку синим.
- аппликация из крупы и семечек:
плодовое дерево.
Пальчиковая гимнастика под муз. Е.
Железновой – «ручки», «краб», «зайка».
Самомассаж с помощью колючего мяча.
С предметами:
-шнуровка – делаем дорожку.
-коробочка с крупой – перебираем
фасоль, горох и семечки.
- палочки Кьюзенера, и блоки Дьенеша
альбом «Маленькие логики», делаем
шарики в руках зайца.
Самомассаж с помощью грецкого
ореха.
Пальчиковая гимнастика под муз. Е.
Железновой – «автобус», «зверята»,
«крокодил».
С предметами:
- эспандер – сжимать и разжимать под
музыку.
-пуговицы – отделяем черные и белые
пуговки.
- кубиками Никитина: выкладываем
узор по книжке.
Самомассаж с помощью еловых шишек.
Пальчиковая гимнастика под муз. Е.
Железновой – «ослик», «мошка»,
«дом».
С предметами:
-шнуровка – шнуруем ботинок (один).

5 минут
5 минут
10 минут

5 минут
5 минут
10 минут

5 минут
5 минут
10 минут

5 минут
5 минут

10минут

5 минут
5 минут
10 минут
15

Занятие
№27

М
А
Р
Т
Занятие
№28

Занятие
№29

Занятие
№30

-соты Кайе: собираем только желтые
соты и делаем синие окошки.
- счетные цветные палочки: делаем зиг
– заг.
-рисуем пальчиками гусеничку, шмеля
и дерево.
Самомассаж под песню Е.Железновой.
Пальчиковая гимнастика под муз. Е.
Железновой – «мошка», «гуси-гуси»,
«дятел», «автобус».
С предметами:
- шнуровка – повторяем «крестик»,
«дождик»,
добавляем
привязать
предмет.
- палочки Кьюзенера: выкладываем
кораблик.
- аппликация: «Золотая рыбка: с
применением семечек тыквы.
Массажный,
колючий
мяч
–
раскатываем в ладошках, сжимаем,
расслабляем, обкатываем по столу,
дуем на него.
Пальчиковая гимнастика под муз. Е.
Железновой – «щенок», «жираф»,
«зайка».
С предметами:
- бельевые прищепки – делаем
осьминога.
- Блоки Дьёнеша: альбом «Маленькие
логики» 12стр.
- кубики Никитина: делаем по образцу
узор.
Самомассаж с помощью теннисного
мячика.
Пальчиковая гимнастика под муз. Е.
Железновой – «автобус», «зверята»,
«крокодил».
С предметами:
- эспандер – сжимать и разжимать под
музыку.
-пуговицы – отделяем большие от
маленьких.
- выкладываем узор из пуговиц по
образцу.
- геометрический конструктор (малый):
делаем машину.
Самомассаж еловыми шишками –
раскатываем в ладошках, сжимаем,
расслабляем, обкатываем по столу.
Пальчиковая гимнастика под муз. Е.
Железновой – «ква-ква», «дождик»,
«автобус».

5 минут
5 минут
10 минут

5 минут

5 минут
10 минут

5 минут
5 минут
10 минут

5 минут
5 минут

16

Занятие
№31
А
П
Р
Е
Л
Ь

Занятие
№32

Занятие
№33

Занятие
№34

С предметами:
-мозаика мелкая: делаем грибы в
корзине.
- соты Кайе – делаем по образцу узор.
- аппликация из манки и мака: «панда».
Пальчиковая гимнастика под муз. Е.
Железновой – «ручки», «краб», «зайка».
Самомассаж с помощью колючего мяча.
С предметами:
-шнуровка – делаем косичку.
-коробочка с крупой – перебираем
фасоль, горох и семечки.
- палочки Кьюзенера, и блоки Дьенеша
альбом «Маленькие логики», цветы на
лугу.
Самомассаж с помощью грецкого
ореха.
Пальчиковая гимнастика под муз. Е.
Железновой – «автобус», «зверята»,
«крокодил».
С предметами:
- эспандер – сжимать и разжимать под
музыку.
- пуговицы – сортируем по цветам (4
цвета).
- кубиками Никитина: выкладываем
узор по образцу.
строительный
конструктор:
выкладываем по принципу
домино.
Самомассаж с помощью еловых шишек.
Пальчиковая гимнастика под муз. Е.
Железновой – «ослик», «мошка»,
«дом».
С предметами:
-шнуровка – шнуруем ботинок (один)
-соты Кайе: делаем ромашку из желтых
сот.
- счетные цветные палочки: делаем
параллельные дорожки.
-рисуем пальчиками льва.
Пальчиковая гимнастика под муз. Е.
Железновой – «мошка», «гуси-гуси»,
«дятел», «автобус».
Самомассаж под песню Е.Железновой.
С предметами:
- шнуровка – повторяем «косичку»
- палочки Кьюзенера: выкладываем
фигуры по образцу.
- лепка из теста: делаем фигуры – шар,
квадрат, овал.

10 минут

5 минут
5 минут
10 минут

5 минут
5 минут
10 минут

5 минут
5 минут
10 минут

5 минут
5 минут
10 минут

17

Занятие
№35
М
А
Й

Занятие
№36

Занятие
№37

Занятие
№38

Занятие
№39

Самомассаж с помощью колючего мяча.
Пальчиковая гимнастика под муз. Е.
Железновой – «машина», «ручки»,
«массаж».
С предметами:
- бельевые прищепки – делаем
сороконожку.
- Блоки Дьёнеша: альбом «Маленькие
логики» 14стр.
- раскраска, соедини точки: обводим
рисунок по точкам и раскрашиваем.
Пальчиковая гимнастика под муз. Е.
Железновой – «автобус», «зверята»,
«крокодил».
Самомассаж с помощью теннисного
мячика.
С предметами:
- эспандер – сжимать и разжимать под
музыку.
-пуговицы – делаем браслет.
- кубики Никитина: строим большие и
маленькие башни.
Пальчиковая гимнастика под муз.
Е.Железновой – «ослик», «мошка»,
«дом».
Самомассаж с помощью еловых шишек.
С предметами:
-шнуровка – учимся завязывать бант.
-соты Кайе: собираем только желтые
соты и делаем синие окошки.
-счетные
цветные
палочки:
выкладываем фигуры по образцу.
-рисуем пальчиками: лошадка и
наездник.
Пальчиковая гимнастика под муз. Е.
Железновой – «мошка», «гуси-гуси»,
«дятел», «автобус».
Самомассаж под песню Е.Железновой.
С предметами:
- канцелярские скрепки – чередуем в
цепи 3 цвета: красный, белый, зеленый.
- палочки Кьюзенера: выкладывание по
образцу.
- аппликация: «Коллаж».
Итоговая диагностика мелкой моторики
рук у детей.

5 минут
5 минут
10 минут

5 минут
5 минут
10 минут

5 минут
5 минут
10 минут

5 минут
5 минут
10 минут

20 минут

2.2 Условия реализации программы
 Помещение, отводимое для занятий, должно отвечать санитарногигиеническим требованиям: быть сухим, светлым, тёплым, с
18

естественным доступом воздуха, хорошей вентиляцией, с площадью,
достаточной для проведения занятий группы в 12-15 человек. Для
проветривания помещений должны быть предусмотрены форточки.
Проветривание помещений происходит в перерыве между занятиями
 Общее освещение кабинета лучше обеспечивать люминесцентными
лампами в период, когда невозможно естественное освещение.
 Рабочие столы и стулья должны соответствовать ростовым нормам.
Материально-техническое обеспечение
Программа реализуется в условиях МДОУ ЦРР №2 «Радуга Детства»
для детей средней группы.
Занятия рассчитаны на детей 4-5 лет. Всего 39 занятий, кратность
проведения 1 раз в неделю. Продолжительность каждого занятия 20 минут.
Успешной реализации программы, достижению поставленных целей и
задач способствует наличие в кабинете и использование на занятиях
специального оборудования:

разнообразных мелких предметов (пуговиц, бусинок, камешек,
орешек, гороха, фасоли и др.);

наборов счетных палочек;

наборов цветных спичек;

пробок от пластиковых бутылок разного цвета;

мячей (колючих, каучуковых, рифленых);

кистевых эспандеров;

прищепок бельевых;

трафаретов по лексическим темам;

природного материала для самомассажа (грецких орехов,
сосновых шишек);

«сухих бассейнов» — емкостей, наполненных горохом или
фасолью, — для самомассажа кистей.
В кабинете в свободном доступе должно находиться множество игр,
пособий и игрушек по развитию мелкой моторики, вызывающих у детей
интерес и желание с ними играть в свободное время: на переменах и
динамических часах:

различные виды мозаики, конструкторов;

паззлы;

игрушки-шнуровки;

наборы веревок и лент разной длины и толщины для завязывания
и развязывания узлов, плетения косичек, завязывания бантов;

различные виды застежек: крючки, пуговицы, шнурки, молнии.

19

Информационное обеспечение:
Операционная система: Microsoft Windows 10 Professional
 Файловый менеджер: Cloud Commander
 Антивирусная программа: Avast Free Antivirus
 Программа-архиватор: WinRAR 6.01
 Текстовый редактор: Microsoft Word
 Программа разработки презентаций: PowerPoint
 Браузер: Яндекс
Кадровое обеспечение:
Программу
реализует
учитель-дефектолог,
соответствующий
установленным требованиям к педагогическим работникам.
2.3. Формы аттестации
В результате освоения программы происходит развитие личностных
качеств, специальных знаний, умений и навыков (мелкая и крупная
моторика), расширение словарного запаса детей. Контроль или проверка
результатов обучения является обязательным компонентом процесса
обучения: контроль имеет образовательную, воспитательную и развивающую
функции.
Кроме знаний, умений и навыков, содержанием проверки достижений
является социальное и общепсихологическое развитие обучающихся,
поскольку реализация программы не только формирует знания, но и
воспитывает и развивает. Содержанием контроля является также
сформированность мотивов учения и деятельности, такие социальные
качества, как чувство ответственности, моральные нормы и поведение
(наблюдение, диагностические методики).
Формы промежуточной аттестации: педагогическое наблюдение или
практическая работа.
Контроль усвоенных знаний и навыков осуществляется раз в квартал.
2. Формы предъявления и демонстрации образовательных результатов:

Выполнение творческих заданий.

Выставка работ воспитанников.
2.4. Оценочные материалы
Диагностирование мелкой моторики детей осуществляется 2 раза в год:
в сентябре и в мае во время начального и итогового мониторинга. Поэтому
специальных мероприятий диагностирования в кружке дополнительного
образования проводить не нужно.
Диагностика мелкой моторики рук детей 4-5 лет проводится в
следующей форме:
Задания для диагностики развития мелкой моторики рук
20

детей 4-5 лет
1 блок
Упражнения на координацию движений
1. Упражнение «Игра на рояле» - ведущей рукой поочередное
постукивание пальчиков по столу, начиная с мизинца.
2. Движение щепоть – ладонь, переходящее в ладонь – щепоть.
3. Упражнение «Кулак – ребро – ладонь» ведущей рукой.
4. Умение застегивать и расстегивать пуговицы, завязывать и
развязывать шнурки.
5. Нанизывание пуговиц средней величины.
2 блок.
Упражнения на повторение фигур из пальцев
1. Упражнение «Кольцо» - соединить большой и указательный пальцы,
остальные поднять вверх. Все пальцы в одном положении, удержать до 10с.
2. Одновременно вытянуть указательный и средний пальцы правой
руки, потом левой руки, затем обеих рук.
3 блок.
Работа с бумагой
1. Выполнить ножницами прямой разрез.
4 блок
Упражнения на дорисовывание
1. Умение рисовать прямые, ломаные, замкнутые линии.
2.5 Методические материалы
Методы и приёмы организации учебного процесса:
1.
Словесный (объяснение, беседа, диалог, рассказ, чтение
художественной литературы (стихи, загадки, пословицы), поощрение).
2.
Наглядный (демонстрация картин, рисунков, плакатов,
фотографий, схем; показ (исполнение)педагогом образца, тематическая
выставка).
3.
Практический (овладение приёмами работы и технологическими
процессами, практические задания, выполнение работ на заданную тему, по
инструкции, моделирование).
Подбор учебного материала для творчества отвечает принципам
дошкольной дидактики и возрастным особенностям обучающихся.
Оборудование:

Помещение (доска, столы, стулья).

Место для выставок детских работ (стенды, столы, полки).
21

Дидактические материалы:

Предметные и сюжетные картинки.

Карты-схемы.

Игры: мозаика, паззлы (крупные), разрезные картинки,
пальчиковые бассейны с различными наполнителями.
Художественные материалы:

Бумага должна быть плотной и немного шероховатой.

Простые карандаши средней мягкости («ТМ», «НВ»). Такой
карандаш хорошо стирается резинкой. В целях безопасности, не стоит
слишком остро точить карандаши.

Цветные карандаши. Мягкие карандаши в наборах 12-14 цветов и
оттенков.

Ластик. Мягкий, упругий и белого цвета.

Восковые мелки.

Фломастеры.
Материал для лепки:

Пластилин.

Доска для лепки.

Салфетка.
Материал для аппликаций:

Бумага разной фактуры.

Картон.

Кисть.

Подставка для кисти.

Клей.

Ножницы.

Простой карандаш.

Клеёнка для намазывания форм клеем.

Салфетка.
Материал для конструирования и игр с предметами:

Цветная бумага различной фактуры.

Цветной картон.

Белый картон.

Клей ПВА, клей-карандаш.

Ножницы.

Листья деревьев и кустарников.

Семена арбуза, дыни, подсолнечника.

Крупа, макароны различной формы.

Трубочки для коктейля.

Ватные палочки, ватные диски.

Пластиковые ложки.

Бумажные тарелки.
22






Контейнеры от киндер-сюрприза.
Крупные бисер, пуговицы.
Бумажные однотонные и цветные салфетки.
Цветные атласные ленты, шнурки.

2.6 Список литературы
Для педагогов:
1. Бревнова Ю.А. Художественный труд в детском саду. – М., 2013.
2. Воробьёва Т.А. 50 уроков для подготовки руки к письму для детей
4-6 лет. – С-Пб, 2011.
3. Гаврина С.Е. Развиваем руки – чтоб учиться и писать, и красиво
рисовать. – Ярославль, 2002.
4. Давыдова Г.Н. Пластилинография для малышей. – М., 2006.
5. Дыбина О.В. Рукотворный мир. Сценарии игр-занятий для
дошкольников. – М., 2001.
6. Комарова Т.С. Детское художественное творчество. – М., 2005.
7. Крулехт М.В. Дошкольник и рукотворный мир. – СПб, 2003.
8. Куцакова Л.В. Занятия с дошкольниками по конструированию и
ручному труду. – М., 1999.
9. Куцакова Л.В. Творим и мастерим. Ручной труд в детском саду и
дома: 4-7 лет. – М., 2010.
10. Лыкова И.А. Программа художественного воспитания, обучения и
развития детей 2-7 лет «Цветные ладошки». – М., 2007.
11. Лыкова И.А. Художественный труд в детском саду: 4-7 лет. –
М.,2006.
12. Малышева А.Н., Ермолаева Н.В. Аппликация в детском саду. –
Ярославль, 2010.
13. Нагибина Н.И. Природные дары для поделок и игры. – Ярославль,
2008.
14. Новикова И.В. Конструирование из природных материалов в
детском саду. – Ярославль,2008.
15. Петрова И.М. Объёмная аппликация. – СПб, 2002.
16. Смирнова Е.А. Система развития мелкой моторики у детей
дошкольного возраста. – М.,2013.
17. Соколова С.В. Оригами для самых маленьких. – М.,2010.
18. Тихомирова О.Ю., Лебедева Г.А. Пластилиновая картина. – М.,2012.
Для родителей:
1.
Халезова – Зацепина М.Б., Грибовская А.А. Лепка в детском
саду: 4-5 лет. – М.,2013.
2.
Халезова – Зацепина М.Б., Грибовская А.А. Лепка в детском
саду: 5-7 лет. – М., 2013.
23

Книги серии «Мастерилка»:
1. Лыкова И.А. Я вырезаю из бумаги. – М., 2007.
2. Лыкова И.А. Я леплю из пластилина. – М., 2007.
3. Лыкова И.А. Я делаю аппликации. – М., 2007.
4. Паламарчук В.П. Я создаю поделки. – М., 2007.
Книги из серии «Пальчиковая мастерская»:
1.
Чудесная аппликация. – М., 2014.
2.
Картинки из ваты. – М., 2014.
3.
Картинки из крупы и семян. – М., 2014.
4.
Объёмные картинки. – М., 2014.

24


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».