Оглавление № Мероприятия Страница Раздел № 1 « Комплекс основных характеристик программы» 1.1. Пояснительная записка 3 1.2. Цель и задачи общеразвивающей программы 6 1.3. Содержание общеразвивающей программы 6 1.4. Планируемые результаты 9 Раздел № 2 « Комплекс организационно – педагогических условий» 2.1. Условия реализации программы 10 2.2. Формы аттестации/ контроля и оценочные материалы 20 Список литературы 23 2 I. КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ПРОГРАММЫ 1.1 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА. Направленность общеразвивающей программы – социальнопедагогическая. Настоящая программа является авторской программой, социальнопсихологической направленности и реализуется в МДОУ ЦРР № 2 «Радуга Детства» с учётом образовательной программы дошкольного образования. Происходящие изменения в обществе выдвинули новые требования к системе образования. Дополнительное дошкольное учреждение призвано создать условия для интеллектуально-творческого, эмоционального, физического развития ребенка и осуществить его подготовку к школе. Для реализации этих целей я работаю по теме «Развитие мелкой моторики детей с применением социо-игровой технологии». Мелкая моторика – это точные, хорошо скоординированные движения, преимущественно небольшой амплитуды и силы. В социализированных движениях – это движения пальцев руки и органов артикуляционного аппарата, практически доказано, что на основе двигательного анализатора формируется речедвигательный анализатор. Речевые зоны Брокка и Вернике расположены непосредственно рядом с зоной, отвечающей за движения мелкой моторики, поэтому, стимулируя моторику, мы передаем импульсы в речевые центры, что и активизирует речь. Кончики пальцев рук — это «второй мозг». Еще великий немецкий философ И. Кант писал, что «рука является вышедшим наружу головным мозгом». Исследования отечественных физиологов также подтверждают связь развития рук с развитием мозга. Работы В.М. Бехтерева доказали влияние манипуляции рук на функции высшей нервной деятельности, развитие речи. Исследования М.М. Кольцовой доказали, что каждый палец руки имеет довольно обширное представительство в коре больших полушарий мозга. Развитие тонких движений пальцев рук предшествует появлению артикуляции слогов. Благодаря развитию пальцев в мозгу формируется проекция «схемы человеческого тела», речевые реакции находятся в прямой зависимости от тренировки пальцев. Целенаправленное воспитание двигательно-координационных способностей (включая упражнения на «ручную ловкость») воспитанников способствует коррекции нарушений психомоторного развития, а также улучшает умственную работоспособность, тем самым активно включает их в речевое общение. Наибольшее воздействие импульсации от мышц рук на развитие коры головного мозга происходит только в детском возрасте, пока идет формирование моторной области. Поэтому работа по развитию мелкой моторики пальцев рук в дошкольном и младшем школьном возрасте имеет особое значение. 3 В результате вышесказанного актуальность программы «Говорящие пальчики» для дошкольников необходима и продиктована временем. Учитывая значимость развития мелкой моторики дошкольников, была предпринята попытка создания системного подхода в обучении по указанному направлению. Специфика содержания образования позволяет детям в образной форме воспринимать общие связи и отношения, объективно существующие в окружающем мире: качество – количество, пространство – время, целое – часть, последовательность. Решающее значение в этом процессе я отвожу моделированию скрытых связей и отношений в форме наглядных образов, отражающих общее в единичном. Образное отражение позволяет малышам воспринимать мир в целостности и осваивать жизненное пространство. Обучение детей организую в форме игры и связанных с ней деятельностей, обеспечивающих эмоциональное взаимодействие и общение со взрослым. Создаю условия для свободного выбора ребёнком содержания деятельности и возникновения взаимообучения детей. Основное место занимает содержание взаимодействия и общение взрослого с детьми, основанное на понимании того, что каждый ребёнок обладает неповторимой индивидуальностью и ценностью, способен к непрерывному развитию. Учитываю особенность детей дошкольного возраста, отличающую его от других, последующих этапов развития: он обеспечивает именно общее развитие, служащее фундаментом для приобретения в дальнейшем любых специальных знаний и навыков усвоения различных видов деятельности. Формирую такие качества и свойства психики детей, которые определяют собой общий характер поведения ребенка, его отношение ко всему окружающему и представляют собой «заделы» на будущее, так как в дошкольном детстве складывается потенциал для дальнейшего познавательного, волевого и эмоционального развития ребёнка. Актуальность Актуальность в развитии навыков мелкой моторики важна потому, что вся дальнейшая жизнь ребенка потребует использования точных, координированных движений кистей и пальцев, которые необходимы, чтобы одеваться, рисовать и писать, а также выполнять множество разнообразных бытовых и учебных действий. Новизна программы заключается в том, что типовые программы дошкольного образования не предусматривают систематичности занятий по развития мелкой моторики. Данная программа предусматривает развитие мелкой моторики отдельным занятием. Используются самые разнообразные виды работ с учётом постепенного повышения сложности. В программе учтены стандарты дошкольного образования, обозначены целевые ориентиры развития дошкольников по образовательным областям. 4 Педагогическая целесообразность программы Игры с пальчиками создают благоприятный эмоциональный фон, развивают умение подражать взрослому, учат вслушиваться и понимать смысл речи, повышают речевую активность ребенка. Развивается память ребёнка, так как он учится запоминать определённые положения рук и последовательность движений. У малыша развивается воображение и фантазия. Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память, внимание, связная речь. Основные принципы программы: 1. Принцип деятельностного подхода. Деятельность — это совокупность действий, направленных на достижение целей (по С.Л.Рубинштейну). 2. Принцип индивидуализации и дифференциации используемых методов, приемов и средств с учетом имеющегося опыта детей. При общем задании могут совпадать целевые установки, но способы выполнения каждым ребенком могут быть различными и содержание задания может быть разным для отдельных детей в зависимости от уровня их развития. 3. Принцип активного привлечения ближайшего социального окружения к участию в работе. Развитие мелкой моторики у детей проходит с привлечением в работу родителей, которые с использованием игр и упражнений в домашних условиях помогают закрепить уже полученные навыки. 4. Принцип психологической комфортности. Занятия должны приносить детям радость, а личностные отношения взрослого и ребенка строится на основе доверия, взаимопонимания, доброжелательности. Доброжелательная атмосфера и позитивный настрой очень важны, так как ребёнку, которого хвалят и поощряют каждый раз, когда он выполняет чтолибо, получает дополнительный стимул для последующих усилий. Этому служат средства невербальной коммуникации: взгляд, улыбка, поглаживание, физический контакт. Объём программы: Количество часов в год – 39. Общее количество часов за 1 год – 39. Форма организации деятельности фронтальная. Форма проведения – подгрупповая. Занятия по данной программе состоят из: вводной части (развитие эластичности мышц; повышение подвижности суставов; развитие силы, гибкости пальцев; воспитание навыка удержания позы; «расковывание» руки ребенка; вызов положительных эмоций и стойкого интереса к деятельности), основной части (основная смысловая нагрузка всего занятия) и заключительная часть (физической усталости и морального напряжения во время занятия; подведение итогов занятия). 5 Адресат программы: В реализации программы участвуют дети в возрасте 4-5 лет. Режим занятий: Занятия проводятся из расчёта: 1 академический час, который равен 20 минутам, 1 раз в неделю. Форма обучения – очная. Для успешного выполнения образовательной программы рекомендуется, чтобы в группе было 5-8 человек. 1.2 ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ Цель: создание условий для развития мелкой моторики и координации движений пальцев рук детей дошкольного возраста. Цель конкретизируется в следующих задачах: развитие точности выполнения движений, уровня переключаемости, полноты объема движений пальцев рук, умения управлять мышцами-сгибателями при удержании пальцев рук; совершенствование координации движений руки и глаза; совершенствование лексической, произносительной стороны речи, развитие коммуникативных навыков; формирование интереса и положительной мотивации обучения; формирование умения действовать по словесным инструкциям, самостоятельно выполнять поставленные задачи. 1.3 СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ Программа рассчитана для детей 4-5 лет, занятия проводятся 1 раз в неделю, подгруппами 5-8 человек. Продолжительность занятия с детьми 20 минут. Срок реализации программы 1 год. Учебный план Возраст детей 4-5 лет Количество занятий/ Количество минут в неделю 1/20 Количество занятий/ Количество часов в год 39/39 Учебно-тематический план Средняя группа (4-5 лет) – 10 часов 6 № 1. 2. 3. 4. 5. Содержание Пальчиковая гимнастика Лепка Аппликация Графические упражнения Игры и действия с предметами Теория 2 2 2 2 2 Практика 5 6 6 5 7 Всего часов 7 часов 8 часов 8 часов 7 часов 9 часов 10 29 39 часов Содержание учебно-тематического плана Содержание курса Пальчиковая гимнастика 2 ч. Цель: развитие мелкой моторики рук для развития речи детей дошкольного возраста в процессе пальчиковых игр. Задачи: 1. Развивать игровые, познавательные, сенсорные, речевые способности, учитывая индивидуальные и возрастные особенности ребёнка. 2. Формировать овладение образно-игровыми и имитационными движениями в сочетании с речью. 3. Вызывать положительные эмоции; прививать устойчивый интерес к пальчиковым играм. Лепка 2 ч. Цель: способствовать развитию творческих способностей и фантазии детей, развитие мелкой моторики через использование различных технологий лепки. Задачи: 1. Познакомить детей с различными приёмами и техниками лепки. 2. Познакомить детей с техникой безопасности во время работы с пластилином. 3. Развивать творческие способности, воображение, память, внимание, образное и логическое мышление, мелкую моторику рук. 4. Воспитывать трудолюбие, терпение, аккуратность, стремление доводить начатое до конца. Аппликация 2 ч. Цель: научить детей пользоваться ножницами, кисточкой и клеем, познакомить с различными приёмами работы с бумагой (вырывание, сминание, разрезание, изготовление деталей по шаблону). Задачи: 1. Познакомить детей с техникой безопасности во время работы с ножницами и клеем. 2. Познакомить детей с видами и свойствами бумаги, приёмами работы с ней. 7 3. Развивать художественное воображение, конструктивное мышление и эстетический вкус. 4. Развивать мелкую моторику и тактильные ощущения. 5. Выучить цвета и формы. Графические упражнения 2 ч. Цель: формирование интереса к выполнению графических упражнений, развитие мелкой мышечной моторики и координации пальцев рук в подготовке к овладению письмом. Задачи: 1. Учить детей владеть графическими навыками (штриховки в разных направлениях по образцу, обводить контуры предметов по точкам, дорисовывать предметы, раскрашивать картинки, соблюдая правила). 2. Развивать способности координированной работы рук со зрительным восприятием. 3. Развивать мелкую моторику. 4. Воспитывать в детях аккуратность, усидчивость, добросовестное отношение к работе. Игры и действия с предметами 2 ч. Цель: развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста посредством дидактических игр и игр с предметами (крупы, карандаши, прищепки и пр.) Задачи: 1. Обогащать тактильный опыт детей: учить узнавать на ощупь предметы и материалы. 2. Развивать мелкую моторику рук, кинестетические ощущения в процессе предметно - практических действий. 3. Развивать способности координированной работы рук со зрительным восприятием. 4. Формировать умение строить деятельность по словесной инструкции. Содержание учебно-тематического плана Содержание курса Пальчиковая гимнастика 2 ч. Теория: разучивание рифмованных историй, сказок и движений пальцев рук. Практика: инсценировка рифмованных историй и сказок при помощи пальцев. Лепка 2 ч. Теория: знакомство с историей возникновения лепки, с приемами и техниками лепки. Инструктаж по технике безопасности во время работы с пластилином. 8 Практика: лепка предметов, простейших игрушек на основе шара, конуса, куба, цилиндра. Аппликация 2 ч. Теория: Знакомство с видами аппликации. Знакомство со свойствами и видами бумаги, и с приёмами работы с ней. Инструктаж по технике безопасности во время работы с ножницами, бумагой и клеем. Практика: Подготовка материала к работе. Изготовление поделки. Графические упражнения 2 ч. Теория: Объяснение как правильно держать карандаш, инструкция по выполнению задания. Показ образца. Практика: Выполнение графического задания. Игры и действия с предметами 2 ч. Теория: Инструктаж по технике безопасности во время игр с предметами. Знакомство с видами материала для игр (бусины, камешки, пуговицы, крупы и пр.). Инструкция по выполнению задания. Практика: Выполнение задания по образцу и словесной инструкции. 1.4 ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ К концу курса воспитанники должны знать: приемы самомассажа рук; названия 5-6 предметов из изучаемых обобщающих групп. Уметь: соизмерять, подчинять движения контролю взора; владеть разными приемами сцепления пальцев («замок», «мост», «корзиночка» и др.); выполнять различные движения кистями и пальцами рук («дождик идет», «пианино» и т.п.); пользоваться клеем, кисточкой, ножницами, стеком; изготавливать простейшие изделия из бумаги, пластилина, соленого теста, глины; работать с трафаретами; изготавливать детали по шаблону; застегивать, расстегивать пуговицы, кнопки, крючки; завязывать и развязывать ленты, шнурки, узелки. выполнять аппликации из различных материалов (ткань, бумага, природные материалы); лепить шар, цилиндр, диск, куб; строить симметричные фигуры, рисунки по координатам точек; изготавливать поделки в технике “аппликация”, по образцу; пользоваться ножницами, вырезать простейшие детали по контуру; 9 применять приемы лепки: расплющивание, сгибание, присоединение; плести косички из ниток; выполнять шнуровку. раскатывание, скатывание, II. КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИИ 2.1 КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК Форма обучения Общая продолжите льность календарны х дней Режим занятий (кол-во часов в день) Кол-во часов Теория (кол-во часов) Практика (кол-во часов) Итоговая диагностика (кол-во часов) Очная 184 1 39 10 29 3 Выставка работ Месяц С Е Н Т Я Б Р Ь № занятия Занятие №1 Занятие №2 Занятие №3 Тема Вводное занятие. Знакомство с группой, с правилами поведения на занятиях. Начальная диагностика мелкой моторики рук у детей. Массажный, колючий мяч – раскатываем в ладошках, сжимаем, расслабляем, обкатываем по столу. Пальчиковая гимнастика под муз. Е. Железновой – «мошка», «дятел», «дождик». С предметами: -шнуровка – учимся засовывать шнурок в дырочку, делать крестик. -коробочка с крупой – перебираем фасоль, горох и семечки Самомассаж еловыми шишками – раскатываем в ладошках, сжимаем, расслабляем, обкатываем по столу. Пальчиковая гимнастика под муз. Е. Железновой – «ква-ква», «гуси-гуси», «автобус». С предметами: - бельевые прищепки – учимся их правильно держать, открывать и нанизывать на форму. -знакомство с Блоками Дьёнеша: все формы, цвета, толстый и тонкий. - лепка из теста: «Еж» с помощью Количество минут 20 5 минут 5 минут 10минут 5 минут 5 минут 10 минут 10 Занятие №4 Занятие №5 Занятие №6 О К Т Я Б Р Ь Занятие №7 спичек делаем иголки. Самомассаж под песню Е.Железновой Пальчиковая гимнастика под муз. Е. Железновой – «мошка», «гуси-гуси», «дятел». С предметами: - шнуровка – повторяем «крестик», учимся делать узор «дождик» - знакомство с Палочками Кьюзенера: все размеры, цвета. - Аппликация: «Кораблик», активно работаем при приклеивании. Массажный, колючий мяч – раскатываем в ладошках, сжимаем, расслабляем, обкатываем по столу, дуем на него. Пальчиковая гимнастика под муз. Е. Железновой – «щенок», «жираф», «зайка». С предметами: - бельевые прищепки – учимся их правильно держать, открывать и нанизывать на форму, делаем «человечка» - Блоки Дьёнеша: альбом «Маленькие логики» 1стр. - раскраска «Груша» - учимся не выходить за границы рисунка Самомассаж с помощью грецкого ореха Пальчиковая гимнастика под муз. Е. Железновой – «автобус», «зверята», «крокодил». С предметами: - эспандер – учимся сжимать и разжимать под музыку. -пуговицы – делаем бусы, с разными по размеру и по цвету. - собираем маленькую пирамидку. Самомассаж с помощью колючего мяча Пальчиковая гимнастика под муз. Е. Железновой – «едем-едем», «ручки», «массаж». С предметами: -бельевые прищепки – учимся их правильно держать, открывать и нанизывать на форму, делаем «бычка». - Блоки Дьёнеша: альбом «Маленькие логики» 2,3стр. - лепка из теста: «Божья коровка» Самомассаж еловыми шишками – раскатываем в ладошках, сжимаем, 5 минут 5 минут 10 минут 5 минут 5 минут 10 минут 5 минут 5 минут 10 минут 5 минут 5 минут 10 минут 5 минут 11 Занятие №8 Занятие №9 Занятие №10 Н О Я Б Р Ь Занятие №11 Занятие №12 расслабляем, обкатываем по столу. Пальчиковая гимнастика под муз. Е. Железновой – «ква-ква», «гуси-гуси», «автобус». С предметами: -канцелярские скрепки – учимся их правильно держать, открывать и нанизывать на форму, делаем лучики у «солнца». - аппликация: «Грибы в корзинке». Самомассаж с помощью колючего мяча Пальчиковая гимнастика под муз. Е. Железновой – «ручки», «краб», «зайка». С предметами: - шнуровка – делаем дорожку - коробочка с крупой – перебираем фасоль, горох и семечки. -палочки Кьюзенера, делаем дорожку гусеничке. Самомассаж с помощью грецкого ореха. Пальчиковая гимнастика под муз. Е. Железновой – «автобус», «зверята», «крокодил». С предметами: - эспандер – учимся сжимать и разжимать под музыку. - пуговицы – делаем колеса и фары машине, с разными по размеру и по цвету. - собираем геометрический конструктор (малый): строим «Солнце». Колючий мяч – раскатываем в ладошках, сжимаем, расслабляем, обкатываем по столу, дуем на него. Пальчиковая гимнастика под муз. Е. Железновой – «щенок», «жираф», «зайка». С предметами: - бельевые прищепки – делаем «сороконожку». - Блоки Дьёнеша: альбом «Маленькие логики» 4,5стр. - разукрашка «Самолет»- учимся не выходить за границы рисунка, точно нажимать и правильно держать. Самомассаж с помощью еловых шишек. Пальчиковая гимнастика под муз. Е. Железновой – «ослик», «мошка», «дом». С предметами: 5 минут 10 минут 5 минут 5 минут 10 минут 5 минут 5 минут 10 минут 5 минут 5 минут 10 минут 5 минут 5 минут 10 минут 12 Занятие №13 Занятие №14 Д Е К А Б Р Ь Занятие №15 Занятие №16 -шнуровка – шнуруем ботинок (один) - соты Кайе: собираем только желтые соты - счетные цветные палочки: делаем заборчик и домик - лепка из теста: гусеничка (5 шариков) Самомассаж с помощью грецкого ореха. Пальчиковая гимнастика под муз. Е. Железновой – «автобус», «гуси-гуси», «пальчики». С предметами: - эспандер – сжимать и разжимать под музыку. - пуговицы – делаем части лица на картоне. - собираем геометрический конструктор (большой): строим «Пирамиду» Самомассаж еловыми шишками – раскатываем в ладошках, сжимаем, расслабляем, обкатываем по столу. Пальчиковая гимнастика под муз. Е. Железновой – «автобус», «зверята», «крокодил». С предметами: -канцелярские скрепки – делаем цепочку. - соты Кайе. – собираем половину синих, половину желтых сот. - аппликация: «Банка с соленностями». Самомассаж с помощью колючего мяча. Пальчиковая гимнастика под муз. Е. Железновой – «машина», «ручки», «массаж». С предметами: -бельевые прищепки – делаем длинную цепь. - Блоки Дьёнеша: альбом «Маленькие логики» 7стр. - лепка из теста: «тарелка с зернышками для курочки». Самомассаж с помощью грецкого ореха Пальчиковая гимнастика под муз. Е. Железновой – «автобус», «зверята», «крокодил». С предметами: - эспандер – учимся сжимать и разжимать под музыку. - пуговицы – делаем чешую рыбе. - знакомство с Кубиками Никитина: выкладываем только красный цвет. 5 минут 5 минут 10 минут 5 минут 5 минут 10 минут 5 минут 5 минут 10 минут 5 минут 5 минут 10 минут 13 Занятие №17 Занятие №18 Я Н В А Р Ь Занятие №19 Занятие №20 Занятие №21 Самомассаж с помощью еловых шишек. Пальчиковая гимнастика под муз. Е. Железновой – «ослик», «мошка», «дом». С предметами: -шнуровка – шнуруем ботинок (один) -соты Кайе: собираем только желтые соты и делаем синие окошки. - счетные цветные палочки: ставим к картонному солнцу лучики. -раскраска: закрашиваем пальчиками яблоко. Промежуточная диагностика мелкой моторики рук у детей. Самомассаж под песню Е.Железновой Пальчиковая гимнастика под муз. Е.Железновой – «мошка», «гуси-гуси», «дятел», «автобус». С предметами: - шнуровка – повторяем «крестик», «дождик». палочки Кьюзенера: альбом «Колокольчик», стр.5 - аппликация: «Тряпичный домик» ,активно работаем при приклеивании, создаем из лоскутков ткани. Массажный, колючий мяч – раскатываем в ладошках, сжимаем, расслабляем, обкатываем по столу, дуем на него. Пальчиковая гимнастика под муз. Е. Железновой – «щенок», «жираф», «зайка». С предметами: - бельевые прищепки – вставляем на более толстую опору. - Блоки Дьёнеша: альбом «Маленькие логики» 8стр. - кубики Никитина: делаем по образцукрасно-белый дом. Самомассаж с помощью теннисного мячика. Пальчиковая гимнастика под муз. Е. Железновой – «автобус», «зверята», «крокодил». С предметами: - эспандер – сжимать и разжимать под музыку. -пуговицы – отделяем больших от 5 минут 5 минут 10 минут 20 минут 5 минут 5 минут 10 минут 5 минут 5 минут 10 минут 5 минут 5 минут 10 минут 14 Занятие №22 Занятие №23 Ф Е В Р А Л Ь Занятие №24 Занятие №25 Занятие №26 маленьких - собираем маленькую пирамидку. Самомассаж с помощью колючего мяча Пальчиковая гимнастика под муз. Е. Железновой «игрушки-зверюшки», «две чашки», «массаж». С предметами: -канцелярские скрепки – делаем «бычка» - палочки Кьюзенера: выкладываем «Колокольчик. - лепка из теста: «Улитка». Самомассаж еловыми шишками – раскатываем в ладошках, сжимаем, расслабляем, обкатываем по столу. Пальчиковая гимнастика под муз. Е. Железновой – «ква-ква», «дождик», «автобус». С предметами: -мозаика мелкая: делаем цветок. - соты Кайе. – делаем стрелку синим. - аппликация из крупы и семечек: плодовое дерево. Пальчиковая гимнастика под муз. Е. Железновой – «ручки», «краб», «зайка». Самомассаж с помощью колючего мяча. С предметами: -шнуровка – делаем дорожку. -коробочка с крупой – перебираем фасоль, горох и семечки. - палочки Кьюзенера, и блоки Дьенеша альбом «Маленькие логики», делаем шарики в руках зайца. Самомассаж с помощью грецкого ореха. Пальчиковая гимнастика под муз. Е. Железновой – «автобус», «зверята», «крокодил». С предметами: - эспандер – сжимать и разжимать под музыку. -пуговицы – отделяем черные и белые пуговки. - кубиками Никитина: выкладываем узор по книжке. Самомассаж с помощью еловых шишек. Пальчиковая гимнастика под муз. Е. Железновой – «ослик», «мошка», «дом». С предметами: -шнуровка – шнуруем ботинок (один). 5 минут 5 минут 10 минут 5 минут 5 минут 10 минут 5 минут 5 минут 10 минут 5 минут 5 минут 10минут 5 минут 5 минут 10 минут 15 Занятие №27 М А Р Т Занятие №28 Занятие №29 Занятие №30 -соты Кайе: собираем только желтые соты и делаем синие окошки. - счетные цветные палочки: делаем зиг – заг. -рисуем пальчиками гусеничку, шмеля и дерево. Самомассаж под песню Е.Железновой. Пальчиковая гимнастика под муз. Е. Железновой – «мошка», «гуси-гуси», «дятел», «автобус». С предметами: - шнуровка – повторяем «крестик», «дождик», добавляем привязать предмет. - палочки Кьюзенера: выкладываем кораблик. - аппликация: «Золотая рыбка: с применением семечек тыквы. Массажный, колючий мяч – раскатываем в ладошках, сжимаем, расслабляем, обкатываем по столу, дуем на него. Пальчиковая гимнастика под муз. Е. Железновой – «щенок», «жираф», «зайка». С предметами: - бельевые прищепки – делаем осьминога. - Блоки Дьёнеша: альбом «Маленькие логики» 12стр. - кубики Никитина: делаем по образцу узор. Самомассаж с помощью теннисного мячика. Пальчиковая гимнастика под муз. Е. Железновой – «автобус», «зверята», «крокодил». С предметами: - эспандер – сжимать и разжимать под музыку. -пуговицы – отделяем большие от маленьких. - выкладываем узор из пуговиц по образцу. - геометрический конструктор (малый): делаем машину. Самомассаж еловыми шишками – раскатываем в ладошках, сжимаем, расслабляем, обкатываем по столу. Пальчиковая гимнастика под муз. Е. Железновой – «ква-ква», «дождик», «автобус». 5 минут 5 минут 10 минут 5 минут 5 минут 10 минут 5 минут 5 минут 10 минут 5 минут 5 минут 16 Занятие №31 А П Р Е Л Ь Занятие №32 Занятие №33 Занятие №34 С предметами: -мозаика мелкая: делаем грибы в корзине. - соты Кайе – делаем по образцу узор. - аппликация из манки и мака: «панда». Пальчиковая гимнастика под муз. Е. Железновой – «ручки», «краб», «зайка». Самомассаж с помощью колючего мяча. С предметами: -шнуровка – делаем косичку. -коробочка с крупой – перебираем фасоль, горох и семечки. - палочки Кьюзенера, и блоки Дьенеша альбом «Маленькие логики», цветы на лугу. Самомассаж с помощью грецкого ореха. Пальчиковая гимнастика под муз. Е. Железновой – «автобус», «зверята», «крокодил». С предметами: - эспандер – сжимать и разжимать под музыку. - пуговицы – сортируем по цветам (4 цвета). - кубиками Никитина: выкладываем узор по образцу. строительный конструктор: выкладываем по принципу домино. Самомассаж с помощью еловых шишек. Пальчиковая гимнастика под муз. Е. Железновой – «ослик», «мошка», «дом». С предметами: -шнуровка – шнуруем ботинок (один) -соты Кайе: делаем ромашку из желтых сот. - счетные цветные палочки: делаем параллельные дорожки. -рисуем пальчиками льва. Пальчиковая гимнастика под муз. Е. Железновой – «мошка», «гуси-гуси», «дятел», «автобус». Самомассаж под песню Е.Железновой. С предметами: - шнуровка – повторяем «косичку» - палочки Кьюзенера: выкладываем фигуры по образцу. - лепка из теста: делаем фигуры – шар, квадрат, овал. 10 минут 5 минут 5 минут 10 минут 5 минут 5 минут 10 минут 5 минут 5 минут 10 минут 5 минут 5 минут 10 минут 17 Занятие №35 М А Й Занятие №36 Занятие №37 Занятие №38 Занятие №39 Самомассаж с помощью колючего мяча. Пальчиковая гимнастика под муз. Е. Железновой – «машина», «ручки», «массаж». С предметами: - бельевые прищепки – делаем сороконожку. - Блоки Дьёнеша: альбом «Маленькие логики» 14стр. - раскраска, соедини точки: обводим рисунок по точкам и раскрашиваем. Пальчиковая гимнастика под муз. Е. Железновой – «автобус», «зверята», «крокодил». Самомассаж с помощью теннисного мячика. С предметами: - эспандер – сжимать и разжимать под музыку. -пуговицы – делаем браслет. - кубики Никитина: строим большие и маленькие башни. Пальчиковая гимнастика под муз. Е.Железновой – «ослик», «мошка», «дом». Самомассаж с помощью еловых шишек. С предметами: -шнуровка – учимся завязывать бант. -соты Кайе: собираем только желтые соты и делаем синие окошки. -счетные цветные палочки: выкладываем фигуры по образцу. -рисуем пальчиками: лошадка и наездник. Пальчиковая гимнастика под муз. Е. Железновой – «мошка», «гуси-гуси», «дятел», «автобус». Самомассаж под песню Е.Железновой. С предметами: - канцелярские скрепки – чередуем в цепи 3 цвета: красный, белый, зеленый. - палочки Кьюзенера: выкладывание по образцу. - аппликация: «Коллаж». Итоговая диагностика мелкой моторики рук у детей. 5 минут 5 минут 10 минут 5 минут 5 минут 10 минут 5 минут 5 минут 10 минут 5 минут 5 минут 10 минут 20 минут 2.2 Условия реализации программы Помещение, отводимое для занятий, должно отвечать санитарногигиеническим требованиям: быть сухим, светлым, тёплым, с 18 естественным доступом воздуха, хорошей вентиляцией, с площадью, достаточной для проведения занятий группы в 12-15 человек. Для проветривания помещений должны быть предусмотрены форточки. Проветривание помещений происходит в перерыве между занятиями Общее освещение кабинета лучше обеспечивать люминесцентными лампами в период, когда невозможно естественное освещение. Рабочие столы и стулья должны соответствовать ростовым нормам. Материально-техническое обеспечение Программа реализуется в условиях МДОУ ЦРР №2 «Радуга Детства» для детей средней группы. Занятия рассчитаны на детей 4-5 лет. Всего 39 занятий, кратность проведения 1 раз в неделю. Продолжительность каждого занятия 20 минут. Успешной реализации программы, достижению поставленных целей и задач способствует наличие в кабинете и использование на занятиях специального оборудования: разнообразных мелких предметов (пуговиц, бусинок, камешек, орешек, гороха, фасоли и др.); наборов счетных палочек; наборов цветных спичек; пробок от пластиковых бутылок разного цвета; мячей (колючих, каучуковых, рифленых); кистевых эспандеров; прищепок бельевых; трафаретов по лексическим темам; природного материала для самомассажа (грецких орехов, сосновых шишек); «сухих бассейнов» — емкостей, наполненных горохом или фасолью, — для самомассажа кистей. В кабинете в свободном доступе должно находиться множество игр, пособий и игрушек по развитию мелкой моторики, вызывающих у детей интерес и желание с ними играть в свободное время: на переменах и динамических часах: различные виды мозаики, конструкторов; паззлы; игрушки-шнуровки; наборы веревок и лент разной длины и толщины для завязывания и развязывания узлов, плетения косичек, завязывания бантов; различные виды застежек: крючки, пуговицы, шнурки, молнии. 19 Информационное обеспечение: Операционная система: Microsoft Windows 10 Professional Файловый менеджер: Cloud Commander Антивирусная программа: Avast Free Antivirus Программа-архиватор: WinRAR 6.01 Текстовый редактор: Microsoft Word Программа разработки презентаций: PowerPoint Браузер: Яндекс Кадровое обеспечение: Программу реализует учитель-дефектолог, соответствующий установленным требованиям к педагогическим работникам. 2.3. Формы аттестации В результате освоения программы происходит развитие личностных качеств, специальных знаний, умений и навыков (мелкая и крупная моторика), расширение словарного запаса детей. Контроль или проверка результатов обучения является обязательным компонентом процесса обучения: контроль имеет образовательную, воспитательную и развивающую функции. Кроме знаний, умений и навыков, содержанием проверки достижений является социальное и общепсихологическое развитие обучающихся, поскольку реализация программы не только формирует знания, но и воспитывает и развивает. Содержанием контроля является также сформированность мотивов учения и деятельности, такие социальные качества, как чувство ответственности, моральные нормы и поведение (наблюдение, диагностические методики). Формы промежуточной аттестации: педагогическое наблюдение или практическая работа. Контроль усвоенных знаний и навыков осуществляется раз в квартал. 2. Формы предъявления и демонстрации образовательных результатов: Выполнение творческих заданий. Выставка работ воспитанников. 2.4. Оценочные материалы Диагностирование мелкой моторики детей осуществляется 2 раза в год: в сентябре и в мае во время начального и итогового мониторинга. Поэтому специальных мероприятий диагностирования в кружке дополнительного образования проводить не нужно. Диагностика мелкой моторики рук детей 4-5 лет проводится в следующей форме: Задания для диагностики развития мелкой моторики рук 20 детей 4-5 лет 1 блок Упражнения на координацию движений 1. Упражнение «Игра на рояле» - ведущей рукой поочередное постукивание пальчиков по столу, начиная с мизинца. 2. Движение щепоть – ладонь, переходящее в ладонь – щепоть. 3. Упражнение «Кулак – ребро – ладонь» ведущей рукой. 4. Умение застегивать и расстегивать пуговицы, завязывать и развязывать шнурки. 5. Нанизывание пуговиц средней величины. 2 блок. Упражнения на повторение фигур из пальцев 1. Упражнение «Кольцо» - соединить большой и указательный пальцы, остальные поднять вверх. Все пальцы в одном положении, удержать до 10с. 2. Одновременно вытянуть указательный и средний пальцы правой руки, потом левой руки, затем обеих рук. 3 блок. Работа с бумагой 1. Выполнить ножницами прямой разрез. 4 блок Упражнения на дорисовывание 1. Умение рисовать прямые, ломаные, замкнутые линии. 2.5 Методические материалы Методы и приёмы организации учебного процесса: 1. Словесный (объяснение, беседа, диалог, рассказ, чтение художественной литературы (стихи, загадки, пословицы), поощрение). 2. Наглядный (демонстрация картин, рисунков, плакатов, фотографий, схем; показ (исполнение)педагогом образца, тематическая выставка). 3. Практический (овладение приёмами работы и технологическими процессами, практические задания, выполнение работ на заданную тему, по инструкции, моделирование). Подбор учебного материала для творчества отвечает принципам дошкольной дидактики и возрастным особенностям обучающихся. Оборудование: Помещение (доска, столы, стулья). Место для выставок детских работ (стенды, столы, полки). 21 Дидактические материалы: Предметные и сюжетные картинки. Карты-схемы. Игры: мозаика, паззлы (крупные), разрезные картинки, пальчиковые бассейны с различными наполнителями. Художественные материалы: Бумага должна быть плотной и немного шероховатой. Простые карандаши средней мягкости («ТМ», «НВ»). Такой карандаш хорошо стирается резинкой. В целях безопасности, не стоит слишком остро точить карандаши. Цветные карандаши. Мягкие карандаши в наборах 12-14 цветов и оттенков. Ластик. Мягкий, упругий и белого цвета. Восковые мелки. Фломастеры. Материал для лепки: Пластилин. Доска для лепки. Салфетка. Материал для аппликаций: Бумага разной фактуры. Картон. Кисть. Подставка для кисти. Клей. Ножницы. Простой карандаш. Клеёнка для намазывания форм клеем. Салфетка. Материал для конструирования и игр с предметами: Цветная бумага различной фактуры. Цветной картон. Белый картон. Клей ПВА, клей-карандаш. Ножницы. Листья деревьев и кустарников. Семена арбуза, дыни, подсолнечника. Крупа, макароны различной формы. Трубочки для коктейля. Ватные палочки, ватные диски. Пластиковые ложки. Бумажные тарелки. 22 Контейнеры от киндер-сюрприза. Крупные бисер, пуговицы. Бумажные однотонные и цветные салфетки. Цветные атласные ленты, шнурки. 2.6 Список литературы Для педагогов: 1. Бревнова Ю.А. Художественный труд в детском саду. – М., 2013. 2. Воробьёва Т.А. 50 уроков для подготовки руки к письму для детей 4-6 лет. – С-Пб, 2011. 3. Гаврина С.Е. Развиваем руки – чтоб учиться и писать, и красиво рисовать. – Ярославль, 2002. 4. Давыдова Г.Н. Пластилинография для малышей. – М., 2006. 5. Дыбина О.В. Рукотворный мир. Сценарии игр-занятий для дошкольников. – М., 2001. 6. Комарова Т.С. Детское художественное творчество. – М., 2005. 7. Крулехт М.В. Дошкольник и рукотворный мир. – СПб, 2003. 8. Куцакова Л.В. Занятия с дошкольниками по конструированию и ручному труду. – М., 1999. 9. Куцакова Л.В. Творим и мастерим. Ручной труд в детском саду и дома: 4-7 лет. – М., 2010. 10. Лыкова И.А. Программа художественного воспитания, обучения и развития детей 2-7 лет «Цветные ладошки». – М., 2007. 11. Лыкова И.А. Художественный труд в детском саду: 4-7 лет. – М.,2006. 12. Малышева А.Н., Ермолаева Н.В. Аппликация в детском саду. – Ярославль, 2010. 13. Нагибина Н.И. Природные дары для поделок и игры. – Ярославль, 2008. 14. Новикова И.В. Конструирование из природных материалов в детском саду. – Ярославль,2008. 15. Петрова И.М. Объёмная аппликация. – СПб, 2002. 16. Смирнова Е.А. Система развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста. – М.,2013. 17. Соколова С.В. Оригами для самых маленьких. – М.,2010. 18. Тихомирова О.Ю., Лебедева Г.А. Пластилиновая картина. – М.,2012. Для родителей: 1. Халезова – Зацепина М.Б., Грибовская А.А. Лепка в детском саду: 4-5 лет. – М.,2013. 2. Халезова – Зацепина М.Б., Грибовская А.А. Лепка в детском саду: 5-7 лет. – М., 2013. 23 Книги серии «Мастерилка»: 1. Лыкова И.А. Я вырезаю из бумаги. – М., 2007. 2. Лыкова И.А. Я леплю из пластилина. – М., 2007. 3. Лыкова И.А. Я делаю аппликации. – М., 2007. 4. Паламарчук В.П. Я создаю поделки. – М., 2007. Книги из серии «Пальчиковая мастерская»: 1. Чудесная аппликация. – М., 2014. 2. Картинки из ваты. – М., 2014. 3. Картинки из крупы и семян. – М., 2014. 4. Объёмные картинки. – М., 2014. 24