09.07.2021
09.07.2021
« Адаптация детей к детскому саду.
Рекомендации по созданию благоприятных условий
для её протекания».
Детский сад - новый период в
жизни ребенка. Для малыша это, прежде всего, первый опыт коллективного общения.
Новую обстановку, незнакомых людей не все дети принимают сразу и без проблем.
Большинство из них реагирует на детский сад плачем. Одни легко входят в группу,
но плачут вечером дома, капризничают.
Детям любого возраста очень непросто начинать посещать сад. В их жизни все
меняется кардинальным образом.
При адаптации у ребенка наблюдается:
• преобладание отрицательных эмоций, в том числе страха;
• нежелание вступать в контакт ни со сверстниками, ни со взрослыми;
• утрата навыков самообслуживания;
• нарушение сна;
• снижение аппетита;
• регрессия речи;
• изменения в двигательной активности, которая либо падает до заторможенного
состояния, либо возрастает до уровня гиперактивности;
• снижение иммунитета и многочисленные заболевания (последствия стрессовой
ситуации).
Для начала нужно отметить, что каждый ребенок индивидуально проживает
этот нелегкий период. Одни привыкают быстро – за 2 недели, другие дети
дольше – 2 месяца, некоторые не могут привыкнуть в течение года.
Сколько
это будет длиться?! Или когда наступит конец адаптации?
Выделяют
три степени адаптации:
•
легкую (15-30 дней);
•
среднюю (30-60 дней);
•
тяжелую (от 2 до 6 месяцев).
По
статистике, большинство детей, поступивших в ДОУ, переживают среднюю или
тяжелую адаптацию.
Концом периода адаптации принято считать момент, когда на смену отрицательным эмоциям приходят положительные и восстанавливаются регрессирующие функции.
Это означает, что:
• при утреннем расставании ребенок не плачет и с желанием идет в группу;
• ребенок все охотнее взаимодействует с воспитателем в группе, откликается
на его просьбы, следует режимным моментам;
• малыш ориентируется в пространстве группы, у него появляются любимые
игрушки;
• ребенок вспоминает забытые навыки самообслуживания; более того, у него
появляются новые достижения, которым он научился в саду;
• восстановилась речь и нормальная двигательная активность дома, а затем и
в детском саду;
• нормализуется сон как в детском саду, так и дома;
• восстанавливается аппетит.
С
какими трудностями приходится сталкиваться малышу?
Во-первых,
надо помнить, что до 2-3 лет ребенок не испытывает потребности общения со
сверстниками, она пока не сформировалась. В этом возрасте взрослый выступает
для ребенка как партнер по игре, образец для подражания.. Сверстники этого дать
не могут, поскольку сами нуждаются в том же.
Во-вторых,
дети 2-3 лет испытывают страхи перед незнакомыми людьми и новыми ситуациями
общения, что как раз и проявляется в полной мере в яслях. Эти страхи - одна из
причин затрудненной адаптации ребенка к яслям. Нередко боязнь новых людей и
ситуаций в яслях приводит тому, что ребенок становится более возбудимым, ранимым,
обидчивым, плаксивым, он чаще болеет, т. к. стресс истощает защитные силы
организма.
В-третьих,
дети раннего возраста эмоционально привязаны к матерям. Мама для них –
безопасный проводник на пути познания мира. Поэтому нормальный ребенок не может
быстро адаптироваться к яслям, поскольку сильно привязан к матери, и ее
исчезновение вызывает бурный протест ребенка, особенно если он впечатлительный
и эмоционально чувствительный.
В-четвертых,
дома к ребенку не предъявляют требований к самостоятельности: мама может и с
ложечки покормить, оденет и игрушки уберет на место. Придя в детский сад,
ребенок сталкивается с необходимостью делать некоторые вещи самостоятельно:
одеваться, есть ложкой, проситься и ходить на горшок и т.д. Если у ребенка не
развиты культурно-гигиенические навыки, то привыкание идет болезненно,
поскольку его потребность в постоянной опеке взрослого не будет удовлетворена
полностью.
И последнее, дольше привыкают дети, у которых сохранились
вредные привычки: сосать соску, ходить с подгузниками, пить из бутылки. Если
избавиться от вредных привычек до начала посещения детского сада, то адаптация
ребенка пройдет более гладко.
Существуют определенные причины, которые вызывают слезы у ребенка:
1. Тревога, связанная со
сменой обстановки.
2. Режим. Ребенку бывает
сложно принять нормы и правила жизни группы.
2. Психологическая
неготовность ребенка к детскому саду. Чаще всего это происходит, когда ребенку
не хватает эмоционального общения с мамой.
4. Избыток впечатлений. В
ДОУ малыш испытывает много новых позитивных и негативных переживаний, он может
переутомляться и вследствие этого - нервничать, плакать, капризничать.
5. Неумение занять себя игрушкой.
К
моменту поступления в детский сад ребенок должен уметь:
-
самостоятельно садиться на стул;
-
самостоятельно пить из чашки;
-
пользоваться ложкой;
-
активно участвовать в одевании, умывании.
К сожалению, иногда родители совершают серьезные ошибки, которые затрудняют
адаптацию ребенка.
Чего нельзя делать ни в коем случае
1. Нельзя наказывать или
сердиться на малыша за то, что он плачет при расставании или дома при
упоминании необходимости идти в сад! Помните, он имеет право на такую реакцию.
Строгое напоминание о том, что «он обещал не плакать», тоже абсолютно
неэффективно. Дети этого возраста пока не умеют держать слово. Лучше еще раз
напомните, что вы обязательно придете.
2. Нельзя пугать детским
садом («Вот будешь себя плохо вести, опять в детский сад пойдешь!»). Место,
которым пугают, никогда не станет ни любимым, ни безопасным.
3. Нельзя плохо отзываться
о воспитателях и саде при ребенке. Это может навести малыша на мысль, что сад -
нехорошее место и там его окружают плохие люди. Тогда тревога не пройдет
вообще.
4. Нельзя обманывать
ребенка, говоря, что вы придете очень скоро, если малышу, например, предстоит
оставаться в садике полдня или даже полный день. Пусть лучше он знает, что мама
придет нескоро, чем будет ждать ее целый день и может потерять доверие к самому
близкому человеку.
Способы
уменьшить стресс ребенка.
1. необходимо заранее создавать
дома для ребенка режим дня (сон, игры, прием пищи), соответствующий режиму ДОУ.
2. в первые дни не следует
оставлять малыша в детском саду больше 2-х часов. Время пребывания нужно
увеличивать постепенно.
3. каждый день необходимо
спрашивать у ребенка о том, как прошел день, какие он получил впечатления.
обязательно нужно акцентировать внимание на положительных моментах, так как
именно родители такими короткими замечаниями способны сформировать позитивное
отношение к ДОУ.
4. Желательно укладывать
ребенка спать пораньше, побыть с ним подольше перед сном, поговорить о садике.
Можно с вечера условиться, какие игрушки он возьмет с собой в садик, вместе
решить, какую одежду он наденет утром.
5. В выходные дни
придерживаться режима дня, принятого в ДОУ, повторять все виды деятельности.
6. Желательно дать ребенку
пару дней отдыха, если он категорически отказывается идти в детский сад. Все
это время надо рассказывать о садике, о том, как много интересного его ждет там.
Как помочь ребенку снять
эмоциональное напряжение?
В период адаптации к детскому
саду ребенок испытывает сильный стресс.
Почти всем детям хорошо помогают
справиться с дневным напряжением — игры на воде: наберите
в ванну немного теплой воды, включите теплый высокий душ. Вся усталость,
раздражение, напряжение – уйдет, как бы «стечет» с малыша. Игры
в воде подчиняются одному общему правилу – они должны быть нешумными,
спокойными.
Можно пускать мыльные пузыри, просто дать
две-три баночки, — и пусть переливает водичку туда-сюда. Через 15 –
20 минут ребенок успокоится.
Постарайтесь, чтобы малыш как можно больше времени находился на
свежем воздухе
Попробуйте исключить телевизор из вечерних
развлечений малыша. Мерцание экрана только усилит раздражение и нагрузку
на уставший мозг. Исключение можно сделать любимого тихого мультфильма. Перед
сном можно сделать малышу расслабляющий массаж, почитать сказку.
На этом все, если у вас возникнут
какие либо трудности или вопросы, вы можете обращаться ко мне в индивидуальном
порядке. Кабинет мой находится напротив.
17.03.2022
Усидчивостью называют возможность
концентрироваться на определенной деятельности нужное время. Этот навык
чрезвычайно важен. Он позволяет воспринимать информацию, получать знания,
необходимые как для успешного обучения в школе, так и в дальнейшей, взрослой
жизни. Чтобы непоседы научились сосредотачиваться и доводить начатое дело до
конца, потребуется помощь родителей или педагогов. Как развить усидчивость у
ребенка — расскажем далее.
Неусидчивость у детей: как определить наличие проблемы
Родители,
видя что малыш отличается от сверстников своей неуемной энергией и чрезмерной
любовью к активному времяпрепровождению, начинают бить тревогу, боясь, что он
вырастет неусидчивым и невнимательным. Существует ли проблема на самом деле,
легко проверить.
Для каждого
возраста существует норма времени, в течение которой ребенок способен
концентрировать внимание:
·
2-3 года —
15 минут;
·
4 года — 20
минут;
·
5 лет — 25
минут;
·
6 лет — 30
минут.
Эти
показатели соответствуют уровню психического развития малыша на определенном
возрастном этапе. Есть один нюанс: если занятие не интересно ребенку, ждать от
него выполнения «норматива» не стоит. Подберите малышу забаву по душе и
проверьте, насколько результат эксперимента будет отличаться от нормы. Если
разница существенна, нужно безотлагательно браться за развитие навыка, ведь это
довольно долгий процесс, требующий регулярных, систематических упражнений.
Как научить ребенка усидчивости: общие рекомендации
Чтобы
выработать усидчивость, в первую очередь, нужно составить распорядок дня и
приучить ребенка его соблюдать. Выполнение установленных правил воспитывает
ответственность и самостоятельность. Это в свою очередь влияет на
осознание того, как важно доводить начатое дело до конца, будь то утренние
гигиенические процедуры или наведение порядка в комнате перед сном. В
распорядок дня обязательно включите подвижные игры на свежем воздухе. Ведь,
чтобы суметь сосредоточиться, малыши, особенно гиперактивные, должны выплеснуть
накопившуюся энергию.
Не менее важно создать благоприятную для психического развития среду.
Мнение родителей очень важно для малыша. Дайте понять, что вам небезразличны
его достижения: хвалите за успехи, поддерживайте в случае неудачи. Выставляйте
на полке готовые поделки, вешайте на стену рисунки, с гордостью демонстрируйте
их родным и знакомым при каждом удобном случае.
Большое значение для выработки усидчивости имеет организация места для
занятий. Если малышу неудобно сидеть, он будет отвлекаться, беспрестанно меняя
положение тела. Конечно, некоторые игры предполагают их проведение на полу, но
для занятий рисованием, лепкой или рукоделием лучше приобрести детскую мебель:
стол и стул. Для лучшей освещенности рабочей поверхности установите настольную
лампу. Прежде чем усадить малыша за стол и начинать обучение, устраните все
отвлекающие факторы: выключите телевизор, уберите из поля зрения лишние
предметы, игрушки, гаджеты.
Игры,
развивающие усидчивость
Игра —
основной вид деятельности для детей, средство познания окружающего мира и
приобретения нужных навыков. Воспитать усидчивость, умение концентрировать
внимание, помогут знакомые всем игрушки:
·
Пазлы. Уже в 2 года
дети способны собрать картинку из 4-6 крупных фрагментов. По мере взросления
малышей им предлагают наборы с большим количеством элементов. Помимо числа
фрагментов и их размера при выборе пазлов надо учитывать способ соединения
элементов и само изображение. Для маленького ребенка важно, чтобы собранная картинка
была красочной, контрастной.
·
Танграм.
Игра-головоломка, состоящая всего из 7 геометрических фигур, позволяет собрать
тысячи различных изображений. Она хорошо подойдет для старших дошкольников
или детей 7-8 лет. Эта незамысловатая, на первый взгляд, игрушка обладает
поистине «магическим» воздействием на психику. Подбирая элементы, дети
тренируют воображение, мышление, внимательность и, конечно же, усидчивость.
·
Конструктор. Разнообразие
этих игрушек позволяет подобрать подходящий вариант для любого, даже самого
привередливого ребенка. Самым маленьким можно предложить построить башню из
блоков, а дети постарше с удовольствием сооружают дома, замки, гаражи и
используют их как реквизит для сюжетно-ролевых игр.
Для тренировки усидчивости подходят и другие развивающие игрушки:
мозаика, сортеры, логические пирамидки, шнуровки, бизиборды, счетный
материал.
Творческие занятия, развивающие усидчивость
Все дети по
натуре — творцы. Трудно найти ребенка, которому бы не нравилось рисовать,
раскрашивать или лепить. Они увлеченно творят, одновременно тренируя навык
концентрации на процессе. Включите в ежедневные занятия:
·
Рисование.
Им могут заниматься дети от года, используя в качестве инструмента пальчики или
ладошки. С 3 лет можно предлагать изображать определенные предметы или
раскрашивать картинки. В 7 лет дети могут уже использовать при рисовании
различные техники: штрихами, ватными палочками, свечой, солью, песком и т.д.
·
Поделки.
Пластилин, бумага, ткань, бисер, нитки, желуди, бобовые — самые удобные
материалы для занятий с детьми. Из них можно создавать плоские, объемные и даже
движущиеся поделки. Главное, чтобы задание не было слишком сложным для малыша,
иначе он быстро потеряет к нему интерес.Присмотритесь, что сыну или дочке
нравится больше, постарайтесь уделить максимум времени именно любимому занятию.
·
Чтение книг.
Если малыш еще не ходит в школу или не научился
читать, возьмите за правило уделять внимание книгам по 15-20 минут в день.
Чтобы ребенок слушал внимательно, с нетерпением ждал продолжения, заканчивайте
чтение на самом интересном месте. В четыре года мальчики и девочки уже помнят
содержание прочитанной накануне страницы. В крайнем случае, можно вкратце
пересказать сюжет. Следите за реакцией ребенка, стараясь постоянно удерживать
его внимание с помощью изменения интонаций, темпа, громкости произносимых слов.
Конечно же книга должна соответствовать возрасту ребенка, а также иметь
интересный сюжет. Один совет: нельзя браться за новую книгу, не дочитав
начатую. Вы ведь учите малыша доводить дело до конца.
При комплексном подходе к проблеме вы вскоре заметите
первые изменения в поведении ребенка. Не останавливайтесь на достигнутом, ведь
много усидчивости не бывает, а вот ослабеть без постоянной тренировки этот
навык может.
26.03.2024
Роль бабушек и
дедушек в воспитании чрезвычайна важна и ответственна. Бабушки и дедушки
относятся к внукам иначе, чем родители.
Бабушки и дедушки имеют
возможность просто любить своих внуков, делать им подарки, баловать их
вкусностями, читать им сказки, передавать семейные ценности, историю Рода и пр.
Дети, имеющие включенных в
их жизнь бабушек и дедушек отличаются от детей, у которых бабушек и дедушек нет
или их участие в воспитании внуков ограничивается редкими визитами и подарками
на Новый год и день рождение.
Кажется все замечательно,
родители занимаются решением основных вопросов жизнедеятельности, бабушки и
дедушки окружают внуков любовью, передавая им свой жизненный опыт, но во всей
этой идиллии появляется ложка дегтя, которая может перечеркнуть положительный
эффект участия старшего поколения в воспитании детей.
Бабушка
А как по мнению бабушек необходимо заботиться о ребенке, которого тебе доверили? Она должна ребенка накормить, проследить, чтобы он был тепло одет и имел хорошее настроение. В результате перекормленный ребенок, укутанный даже летом, как в 40 градусный мороз растет слабым и болезненным.
А если ребенок заболел — это уже целая трагедия. Бабушка приступает к лечению немедленно и радикальными средствами, не давая шансов ребенку укрепить свой иммунитет.
Занимаясь воспитанием внуков, бабушка полагает, что она лучше родителей знает, что нужно ребенку, поэтому может не соглашаться со взглядами родителей на воспитание. Она оспаривает их решения или поступает вопреки их указаниям, тем самым нанося вред родительскому авторитету.
Благодаря такому воспитанию у ребенка формируется уверенность, что запретов не существует. Он научается манипулировать взрослыми, ведь если родители что-то запретили, то можно попросить бабушку и она разрешит.
В результате в семье возникают конфликты, сопровождающиеся взаимными претензиями, ссорами и скандалами. Эти конфликты не только наносят вред воспитанию, но и разрушают семейную атмосферу и могут привести как к отстранению бабушек от воспитания, так и к распаду семьи.
Избежать конфликтов
Конфликты, связанные с воспитанием можно прекратить, если сразу распределить сферы влияния и договориться о зонах ответственности каждого участника воспитательного процесса. Очень большую помощь в нормализации семейной обстановки может сыграть именно бабушка, в силу своего житейского опыта и приобретенной мудрости. Зрелый человек по иному относится к детям, его чувства более ровные и он может многому научить молодых родителей.