09.07.2021
20.10.2023
Родителей и воспитателей поражает иногда лживость их детей или
воспитанников. Чтобы понять причины и мотивы лживости ребенка, необходимо глубоко проникнуть в его внутренний мир, учитывая при этом общие и специфические для каждого возрастного периода психологические особенности. У ребенка до 6-7 лет доминирует эмоциональное восприятие действительности. Он вживается в воображаемые образы и роли: кнутик в его воображении – живая лошадка, кукла – ребенок, сказка – действительность. В этом смысле ранние детские «фантазии» и «лживость» не должны нас тревожить. Когда речь идет о детях дошкольного возраста, нельзя говорить о настоящей лживости, которая всегда предполагает сознательное искажение истины, чаще всего с корыстной целью (чтобы избежать наказания, получить подарок). Очень часто дети лгут, подражая. Ребенок хочет видеть в лице своих родителей и воспитателей авторитетный пример для подражания.
В других случаях причиной детской лживости могут быть неправильное воспитание, частые наказания за ничтожные проступки, вызывающие у ребенка чувство страха и неудовлетворенности. Вот почему дети создают себе выдуманный мир и живут в нем. Пренебрежительное отношение к ребенку также побуждает в нем стремление к самопроявлению, для чего он начинает «лгать», ставя себя в центр выдуманных событий.
Детская ложь в раннем возрасте –
невинное и обычно проходящее явление, но при неправильном воспитании она может
дать толчок более стойким состояниям, иногда болезненного характера. Все это и
говорит о необходимости проявлять такт, заботливость и умение при воспитании
детей.
При опросе детей в детском саду многие
из них, будучи единственными детьми в семье, на вопрос, есть ли у них братья и
сестры, отвечали утвердительно, называли их имена и даже описывали их
характеры. При проверке оказалось, что эти «братья и сестры» – их товарищи по
играм, двоюродные братья и сестры, реже выдуманные образы. Но желание иметь
брата или сестру заставило их «лгать».
Можно ли считать ответы детей в данном случае
ложью? Конечно, нет. Склонность ко лжи, искажение действительности и
фантазирование в дошкольном возрасте чаще всего указывают на неправильное
воспитание. В этот период ложь имеет иногда социально-оправданный или по
крайней мере понятный смысл. Например, слишком суровое воспитание бывает порой
причиной того, что ребенок становится скрытым и лживым.
Известный детский психиатр Л. Каннер
справедливо писал: «Чем строже «наказательные» меры родителей, тем больше
вероятность, что ребенок станет лгать». Такого же характера и ложь детей
разведенных родителей. Они с увлечением рассказывают об
отсутствующем родителе, наделяя его всевозможными
положительными качествами.
Болезненная лживость (так называемая
«мифомания») чаще всего встречается у единственных в семье детей, стоящих в
центре внимания и забот. Им свойственно непреодолимое стремление выдумать
события, в которых они играют центральную роль. Ложь и фантазирование дают им
возможность удовлетворить свою потребность в переживаниях, которых не может им
дать скучная и будничная действительность. «Ложь» и выдумки детей дошкольного
возраста, в сущности, невинны. Причины следует упорно искать, обнаруживать и
устранять. Профилактика и лечение такого состояния требуют создания атмосферы
искренности и доверия, развивающей у детей любовь к истине. Между словами и
делами родителей и воспитателей не должно быть противоречий. Очень важно
считаться с личностью и достоинством ребенка.
Сын Л. Толстого Илья вспоминал, что его
великий отец никогда не заставлял своих детей выполнять определенную работу,
но всегда получалось так, что они словно бы по собственному желанию и почину
делали то, что он хотел. Он знал все, и обманывать его – значило обманывать
себя.
Лживость детей всегда служит
показателем семейных неурядиц, недостатков и просчетов в воспитании.
Воспитание у ребенка правдивости, чувства ответственности и взаимного доверия –
наиболее правильный путь к устранению этого недостатка.
29.12.2023
Родители, уделяют больше внимания
интеллектуальному развитию детей и забывают про эмоциональное развитие и
самоконтроль. И получается, что дети не понимают своих и чужих эмоций, не
способны говорить о них и выражать свое самочувствие правильно. Это приводит к
эмоциональному срыву ребенка.
Как же быть?
1. Берегите ребёнка от испуга, не показывайте и
не читайте страшные истории, особенно на ночь. Перед сном посидите с ребёнком,
почитайте ему сказку или поговорите, поцелуйте.
2. Не рассказывайте при посторонних о тревогах
ребёнка. Главный путь преодолеть тревожность—тёплая, доверительная атмосфера в
семье, уверенность ребёнка в любви и защите.
3. Оценивайте поступки ребёнка, но не его
самого. Не грозите, что разлюбите или поменяете его на другого. Хвалите и
поощряйте только за конкретные поступки. Объясняйте, за что.
4. Будьте последовательны. Не запрещайте ребёнку
без причин то, что разрешали раньше.
5. Больше общайтесь с ребёнком. Устраивайте
совместные праздники, походы в театр, кино, прогулки в парк.
6. Используйте тактильный контакт с ребёнком.
Поглаживайте, обнимайте его. Это способствует снятию излишнего мышечного
напряжения.
7. Учитывайте возможности ребёнка. Не требуйте
того, что он не может выполнить. Помогайте, при любых успехах, хвалите.
8. Доверяйте ребенку. Будьте честными с ним.
Принимайте ребёнка таким какой он есть.