19.01.2024
1.
Лексико-грамматические
занятия.
Логопедическая работа с детьми
проводится ежедневно: 3 дня в неделю логопедические фронтальные занятия со
всеми детьми; индивидуальные занятия проводятся ежедневно, 2 раза в неделю с
каждым ребенком.
Занятия проводятся по трём направлениям:
развитие фонетико-фонематической стороны речи, лексическо-грамматической
стороны речи и связной речи.
Формирование
фонетико-фонематической стороны речи включают в себя развитие
фонематического восприятия и навыков звукового анализа и синтеза, формирование
у детей правильного звукопроизношения. На занятиях дети учатся отличать гласные
и согласные звуки. Кроме того, вводятся понятия слова и слога (слово-часть
речи, имеющая смысловое значение; слог-часть слова, в которой есть гласный
звук, но не имеющая смыслового значения).На таких занятиях осуществляется
развитие фонематического слуха (т. е. дети учатся различать звук на слух,
вычленять его из речи) в форме упражнений. Например, «Доскажи словечко»,
«Повтори ряд звуков, слов в том же порядке», «Скажи наоборот» (глухой - звонкий
или твердый - мягкий звуки) и пр.
Лексико-грамматические
занятия. На
неделю берется определенная лексическая тема, в рамках которой проводится
работа:
•
по
расширению и активизации словаря детей;
•
по
отработке правильного употребления грамматических категорий (изменение
существительных по роду, числу, падежу; употребление глаголов в разных
временах; согласование существительных с прилагательными и числительными в
роде, числе, падеже);
•
по
выделению предлогов в речи, формированию пониманию их значения;
•
по
обучению отвечать полными предложениями на поставленный вопрос и т. д.
Занятия по развитию связной речи включают
обучение детей пересказу; рассказыванию по картинке или серии картинок, по
плану-схеме; заучивание стихотворений; отгадывание и заучивание загадок.
Игра с родителями.
А теперь, я предлагаю вам немного
отдохнуть, играя в игру, развивающую фонематическое восприятие ваших детей.
«Поймай звук» (выделение
звука из звукоряда, слогоряда, словоряда).
«Как только
услышите звук «К», хлопните в ладоши, поймайте его:
- А, У, К, Т, М,
П, К;
- ПА, МА, КА,
ИТ, ИШ, ИК;
- ДОМ, ТОМ, КОМ.
Внимание! Согласные звуки и буквы
называем не «КЭ, МЭ, СЭ…», а «К, М, С…». Правильное название предотвратить
ошибки при обучении чтению («МАМА, а не «МэАМэА»).
Развитие мелкой моторики рук происходит
на фронтальных занятиях и в индивидуальной работе в форме пальчиковых
гимнастик, на занятиях по ИЗО-деятельности, на занятиях воспитателей по графику
в старшей группе, по письму в подготовительной к школе группе.
Игра с родителями.
Еще одной целью логопедической работы
является развитие речедвигательных умений и навыков у детей, которые проводятся
в форме логоритмических упражнений и динамических пауз. Такую паузу проведем и
мы с вами.
Пальчиковая игра «Семья»:
Этот
пальчик – дедушка,
Этот
пальчик – бабушка,
Этот
пальчик – папа,
Этот
пальчик – мама,
Этот
пальчик – я,
Вот
и вся моя семья!
Начиная с мизинца, загибаем пальцы по -
одному. Ритмично сжимаем пальцы в кулак. Движения обязательно должны
сопровождаться словами. Сначала гимнастику делаем одной рукой, затем другой,
затем обеими руками.
Что касается индивидуальной работы, то
она проводится в следующих направлениях:
•
проверка,
отработка домашних заданий;
•
закрепление
материалов фронтальных занятий;
•
развитие
психических процессов восприятия, памяти, воображения, мышления, внимания;
•
артикуляционные
упражнения;
•
коррекция
звукопроизношения, включающая постановку, автоматизацию звука, его
дифференциацию от близких по звучанию звуков.
2. Работа в
домашних тетрадях.
Материал, который изучается за неделю на
занятиях, дается домой для закрепления в виде различных упражнений. Для детей
они новые, поэтому должны быть прочитаны родителями до конца, объяснены и
отработаны под родительским контролем. Еще раз хочется подчеркнуть, что ребенок
должен рисовать и штриховать в тетради своей рукой. Взрослый может показать,
объяснить, как выполнять задание. Не стремитесь делать из тетради образцово-показательную,
главное, чтобы ребенок тренировал свою руку, развивал мелкую моторику, готовил
руку к письму.
Что касается звукопроизношения, то чем
чаще вы будете заниматься, тем быстрее исправленный звук закрепится в речи.
Упражнения в идеале должны быть ежедневными. Задача логопеда – поставить звук,
автоматизировать его в слогах, словах, но если домашних занятий будет
недостаточно, то заметных подвижек может и не быть. Работу по автоматизации
исправленных звуков можно сравнить со спортом: результат зависит от тренировок.
3.
Результаты логопедической работы на данном этапе.
В целом, по прошествии промежутка
времени с сентября по декабрь, уже заметен прогресс в речевом развитии детей.
Это исправленные звуки в речи детей; это желание детей работать на занятиях, высказываться,
отвечать на вопросы (что называется речевой мотивацией); дети учатся слушать и
слышать обращенную к ним речь.
Как вы считаете, изменилось ли речевое
развитие детей? В чем это проявляется?