22.01.2024
Консультация для родителей на тему:
«Играем пальчиками и развиваем речь»
Цель: повысить уровень осведомленности родителей
по использованию разных приемов и способов развития мелкой моторики рук у детей
дошкольного возраста.
Ход консультации
1.
Вводная беседа.
Движения пальцев
и кистей рук ребенка имеет особое развивающее воздействие. У новорожденного
кисти всегда сжаты в кулачки, и, если взрослый вкладывает свои указательные
пальцы в ладони ребенка, тот их плотно сжимает. Эти манипуляции ребенок
совершает на рефлекторном уровне, его действия еще не достигли высокого
мозгового контроля. По мере созревания мозга этот рефлекс переходит в умение
хватать и отпускать. Чем чаще у ребенка действует хватательный рефлекс, тем
эффективнее происходит эмоциональное и интеллектуальное развитие малыша.
До сих пор
недостаточно осмысленно взрослыми значение игр «Ладушки», «Коза рогатая» и др.
Многие родители видят в них развлекательное, а не развивающее, оздоравливающе
воздействие. Простые движения рук помогают убрать напряжение не только с самих
рук, но и с губ, снимают умственную усталость. Они способны улучшить
произношение многих звуков, а значит развивать речь ребенка. Развитие тонких
движений пальцев рук предшествует появлению артикуляции слогов. Благодаря
развитию пальцев в мозгу формируется проекция «схемы человеческого тела», а
речевые реакции находятся в прямой зависимости от тренированности пальцев.
2.
Значение
пальчиковых игр в развитии ребенка.
Выполнение
упражнений и ритмических движений пальцами приводит к возбуждению в речевых
центрах головного мозга и резкому усилению согласованной деятельности речевых
зон, что, в конечном итоге, стимулирует развитие речи.
Так же игры с
пальчиками создают благоприятный эмоциональный фон, развивают умение подражать
взрослому, учат вслушиваться и понимать смысл речи, повышают речевую активность
ребёнка.
Если ребёнок
будет выполнять упражнения, сопровождая их короткими стихотворными строчками,
то его речь станет более чёткой, ритмичной, яркой, и усилится контроль за
выполняемыми движениями.
Развивается
память ребёнка, так как он учится запоминать определённые положения рук и
последовательность движений.У малыша развивается воображение и фантазия.
Овладев всеми упражнениями, он сможет «рассказывать руками» целые истории. В
результате усвоения всех упражнений кисти рук и пальцы приобретут силу, хорошую
подвижность, а это в дальнейшем облегчит овладение навыком письма.
Практика работы с детьми показывает, что чем раньше начинается
работа по развитию мелкой моторики (с 3-4- месячного возраста), тем раньше
формируется речь.
В условиях детского сада мы много внимания уделяем тонким
движениям руки. Упражнения проводятся в течение 1-3 мин. на фронтальных
занятиях, в форме физминуток, а также во время игр и в другие режимные моменты.
Начинать пальчиковую игру следует с простых упражнений,
доступных, весёлых, чтобы заинтересовать малыша. Тот, кто не может
самостоятельно выполнить движения, выполняет их с помощью взрослого. На первых
занятиях все упражнения выполняются медленно, с правильной постановкой руки,
точностью переключения с одной позы на другую, дифференцированностью движений
пальцев, их синхронностью или последовательностью.
При затруднениях можно помогать ребёнку, позволять
поддерживать и направлять свободной рукой положение другой. При этом важно
оценивать действия детей, постоянно одобрять и подбадривать.
По мере усвоения того или иного упражнения темп выполнения
постепенно убыстряется. Одновременно продолжается работа над чёткостью,
плавностью, ритмичностью.
Дети, большие труженики, они с интересом включаются в любую
работу, только надо быть терпимее. Никогда не следует принуждать ребёнка играть
если игра ему понравится, он будет просить повторения. Если малыш показывает
движения по- своему, его не следует исправлять. Главное, чтобы он порадовался
своему успеху.
3.
Примеры
упражнений, мини-практикум с родителями.
Все упражнения
можно разделить на три группы.
Упражнения для кистей рук:
·
развивают
подражательную способность, достаточно простые и не требуют тонких
дифференцированных движений;
·
учат
напрягать и расслаблять мышцы;
·
развивают
умение сохранять положение пальцев некоторое время;
·
учат
переключаться с одного движения на другое.
«Солнце»
Солнце утром
рано встало, |
Ладошки скрестить, |
Всех детишек
приласкало. |
пальцы широко раздвинуть |
Упражнения для пальцев условно статические:
·
совершенствуют
полученные ранее навыки на более высоком уровне и требуют более точных
движений.
«Человечек»
«Топ-топ-топ!»
— топают ножки, |
Указательный и средний пальцы «ходят» по столу. |
Мальчик ходит
по дорожке. |
Упражнения для пальцев динамические:
·
развивают
точную координацию движений;
·
учат
сгибать и разгибать пальцы рук;
·
учат
противопоставлять большой палец остальным.
«Посчитаем»
Раз-два-три-четыре-пять! Будем пальчики
считать – |
Поочередно сгибать пальцы в кулачок, начиная с
большого. |
Крепкие,
дружные, Все такие
нужные… |
Поднять кисть руки вверх, широко раздвинуть
пальцы. |
«По кругу»
Покажи уменье
другу, |
Пальцы сжать в кулак, большой палец поднять вверх
и выполнять круговые движения. |
Покружись-ка ты
по кругу! |
«Здравствуй пальчик, старший брат»
По мере
улучшения координации движений можно предложить детям сделать упражнение двумя
руками одновременно.
Барсик сунул к
мышкам нос. «Мышки, есть
один вопрос: Может, знает
кто из вас, Скоро ль будет
тихий час?» |
На каждый ударный слог пальцы одной руки
соединяются с большим по порядку вперед и назад. После двустишия – смена руки. |
4.
Заключение.
Пальчиковые игры необходимо проводить
систематически по 2-5 минут ежедневно. Несмотря на то, что вначале многие
упражнения даются ребенку с трудом, они приносят много радости – достигаемые
результаты и эмоциональное общение с близкими. Пальчиковая гимнастика
способствует развитию мелкой моторики, речи, основных психических процессов, а
также коммуникативности. К концу дошкольного возраста кисти рук ребенка
становятся более подвижными и гибкими, что способствует успешному овладению
навыками письма в будущем.