22.01.2024
«Прекрасная сама по себе детская речь имеет,
кроме того, научную ценность, так как, исследуя
ее,
мы тем самым открываем причудливые
закономерности детского мышления».
К. И. Чуковский.
О
красивой, правильной речи своего ребёнка мечтает каждый родитель. Грамотная,
чёткая, чистая и ритмичная речь ребёнка — это не дар, она приобретается
благодаря совместным усилиям родителей, педагогов и многих других людей, в окружении
которых малыш растёт и развивается.
Детям
с недоразвитием речи значительно сложнее выражать связность своих мыслей как в
устной, так и, в будущем, в письменной речи (возникают нарушения письма
различной тяжести). Им трудно поддерживать диалог со сверстниками и взрослыми.
Отклонения в развитии речи отражаются на формировании всей психической жизни ребёнка.
Поэтому задача всех заботливых родителей - вовремя обратить внимание на речевое
развитие ребёнка.
Для
детей дошкольный возраст - это время энергичного развития речи, в частности
овладение грамотной речью. В первую очередь такая речь характеризуется правильным
произношением звуков.
1. ОСНОВНЫЕ
ПРАВИЛА «ВОСПИТАНИЯ»
ПРАВИЛЬНОЙ РЕЧИ РЕБЕНКА.
Речь ребёнка, в первую очередь,
становится по подражанию. Не подстраивайтесь к языку малыша (лепетание,
сюсюканье и другие искажения). Подобная манера общения не только не стимулирует
ребёнка к овладению правильным звукопроизношением, но и надолго закрепляет его
недостатки.Произносите всегда все слова чётко и правильно.
Большое место должны занимать игры и
занятия, направленные на выработку у детей чёткой дикции, правильного
звукопроизношения, развития слухового внимания и фонематического восприятия.
Полезны игры, основанные на
звукоподражании (как звенит колокольчик – дзинь, дзинь; как стучат колёса
поезда - тд, тд; как кричит кукушка - ку-ку и т. п.).
Для развития диалогической и
монологической речи хорошо использовать игровой метод в сочетании с приёмами
показа, пояснения, указания, с вопросами. Это может быть любая воображаемая
ситуация в развернутом виде, в котором присутствует сюжет и есть роли,
наделённые игровыми действиями. Например, в играх «Больница», «Магазин»,
«Строители». Желательно, чтобы ребёнок не был предоставлен в играх самому себе.
В сюжетные игры играйте вдвоём или всей семьёй.
Обогащая активный и пассивный
словарный запас ребёнка, используйте словесные методы в сочетании с
практическими наглядными. Основными словесными методами являются – беседа,
рассказ, чтение. Всё это можно использовать с ребёнком в игре, в транспорте, на
прогулках. Куда бы вы ни шли – общайтесь с ребёнком, объясняйте, поясняйте, что
вокруг вас, почему это так устроено и зачем это нужно. Такими действиями и приёмами
вы развиваете его внимательность, любознательность, мыслительные процессы.
Ребёнок будет стремиться к новым знаниям, если с детства у него вызывать
заинтересованность к окружающему миру через игру.
Используя пальчиковые игры, хорошо
развивать речь, память, внимание, мышление, мелкую моторику рук, координацию
движений.
2. АРТИКУЛЯЦИОННАЯ
ГИМНАСТИКА.
Для чистого звукопроизношения нужны
сильные, упругие и подвижные органы речи — язык, губы и мягкое нёбо. Все
речевые органы состоят из мышц, если можно тренировать мышцы рук, ног, то это
значит, что можно тренировать и мышцы языка и губ. Вот для этого и существует
артикуляционная гимнастика, помогающая укрепить мышцы органов речи и подготовить
базу для чистого звукопроизношения.
Артикуляционная гимнастика является
подготовительным этапом при постановке звуков. Несомненно, что постановкой и автоматизацией
звуков должен заниматься только логопед.
Проверив, какие звуки непроизносит Ваш
ребёнок, логопед подберёт комплекс упражнений именно для этого нарушения. Для
неговорящих детей и детей с большим количеством дефектных звуков, подойдёт
основной комплекс артикуляционной гимнастики.
При подборе и выполнении упражнений
необходимо соблюдать определённую последовательность:
·
от простого упражнения к сложному;
·
выполнение упражнения в медленном темпе — обязательно
перед зеркалом;
·
постепенное увеличение количества повторений до 10–15
раз;
·
ребёнок выполняет правильно движения — убираем
зеркало;
·
артикуляционную гимнастику ребёнку должен показать
взрослый, для этого он сам должен правильно выполнять все упражнения.
Проводить артикуляционную гимнастику надо ежедневно,
чтобы вырабатываемые у детей двигательные навыки закреплялись и становились
более прочными.Непосредственная работа над развитием артикуляционной моторики
должна занимать не менее 5, а всё занятие — 10–12 минут.
Артикуляционную гимнастику следует выполнять сидя
перед зеркалом, так как в таком положении у ребёнка прямая спина, он не напряжён,
руки и ноги находятся в спокойном состоянии. Если малыш выполняет упражнения с индивидуальным
зеркалом, предварительно он должен увидеть правильный образец, показанный
взрослым.
Некоторые упражнения проводятся под счёт, который
ведёт взрослый. Это необходимо для того, чтобы у ребёнка вырабатывалась
устойчивость наиболее важных положений губ и языка.
Упражнения выполняются ребёнком поэтапно: он улыбается,
показывает зубы, приоткрывает рот, поднимает кончик языка кбугоркам, произносит
звук т-т-т-т-т-т-т, затем делает губами широкую трубочку, приоткрывает рот,
превращает язычок в «чашечку», выдувает тёплую струю на ладошку.
Так же поэтапно следует проверять выполнение
упражнения. Это даёт возможность определить, что именно затрудняет ребёнка, и
отработать с ним данное движение.
Наберитесь терпения!
Помните, что выполнение артикуляционных упражнений — это
трудная работа для ребёнка.
Речевые навыки
формируются не за день и даже не за месяц. Но только ежедневные занятия помогут Вам воспитать правильную речь у своего
ребенка. Не укоряйте ребёнка, а хвалите. Поощрение придадут
малышу уверенность в своих силах и помогут быстрее овладеть правильным
звукопроизношением.