22.01.2024
КОНСУЛЬТАЦИЯ: «ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ
УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА И ВОСПИТАТЕЛЯ. ВЕДЕНИЕ И ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ ПО ТЕТРАДИ
ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ»
Консультацию разработала и провела:
учитель – логопед: Елена
Васильевна Савченко
Успех коррекционно-воспитательной работы в группе компенсирующей
направленности для детей со сложным структурным дефектом определяется
продуманной системой работы всех
специалистов. Педагоги, создают у дошкольника своего рода «фундамент успешности», т. е. максимально развивают
высшие психические функции (мышление, память, восприятие, формируют эмоционально волевую сферу, развивают
творческий потенциал, корректируют и компенсируют трудности развития.
Эффективность работы учителя-логопеда напрямую
зависит от правильно поставленных целей и задач и слаженного взаимодействия с воспитателями, так
как они являются важными участниками коррекционно-развивающей работы с ребёнком.
Наше дошкольное учреждение посещают
разные категории детей с ОВЗ. Данная категория детей имеет различные нарушения
в физическом и психическом развитии. Поэтому для этих детей очень важно создать
благоприятные условия предметно-пространственной среды для быстрой адаптации в
группе. Они должны быть обеспечены специальными условиями воспитания и обучения, получить своевременную и квалифицированную
помощь всех специалистов дошкольного образовательного учреждения.
Взаимодействие
в работе учителя-логопеда и воспитателя начинается с начала учебного года, когда группа уже
сформирована. После проведения обследования
и заполнения документов составляются АОП, которые составляют все специалисты и
педагоги, которые работают с этими
детьми. Далее составляются лексические темы на учебный год и уточняются
наиболее рациональные приёмы проведения коррекции
речи у каждого ребёнка. Во многих случаях работа воспитателя предшествует логопедическим
занятиям,
обеспечивая необходимую базу для формирования речевых умений, в других
случаях воспитатель сосредоточивает
своё внимание на закрепление достигнутых на занятиях логопеда результатов.
Исходя из этого, функции логопеда
и воспитателя разделяются следующим образом:
*в совместной работе по формированию
лексико-грамматических средств речи
-воспитатель всем содержанием своей работы обеспечивает полное
практическое знакомство с предметами, с применением их в быту по назначению.
-логопед на своих занятиях углубляет
словарную работу,
формирование у детей лексико-грамматических категорий, а в ходе специальных
упражнений обеспечивает их сознательное применение в речевом общении;
*в совместной коррекционной работе по формированию
правильного произношения
-логопед формирует первичные речевые
навыки у воспитанников;
-воспитатель закрепляет сформированные
речевые навыки.
Основным из видов организации совместной
деятельности логопеда и воспитателя
является взаимодействие через тетрадь взаимосвязи. Задания заполняются
один раз в неделю после прохождения лексической темы, которая отрабатывается в
течение недели.
Коррекционно-развивающая
деятельность в индивидуальной форме проводится воспитателем, как в первой, так и во второй половине дня.
Ежедневно воспитатель занимается
с каждым ребёнком индивидуально, так как дети имеют разные особенности в
развитии.
Воспитатель перед зеркалом проводит
артикуляционную гимнастику, выполняет с ребенком задания по автоматизации и
дифференциации звуков, а также задания по тем разделам программы, которые дети
усваивают с большим трудом. В конце недели воспитатель передаёт тетради с заданиями родителям и даёт
рекомендацию по работе с заданиями,
если у родителей возникают вопросы. Задания, которые даёт учитель-логопед, не дублируются.
Рекомендации воспитателям по
выполнению заданий логопеда:
В соответствии с перспективным
планом логопедической работы логопед определяет лексическую тему на неделю для
закрепления с детьми материала воспитателями.
Описываются игры и упражнения для
занятий с детьми (с примерами выполнения)
Еженедельно логопед указывает игры и
упражнения, которые рекомендуется провести с детьми по данной лексической теме.
Воспитатель на свое усмотрение распределяет предложенные игры на неделю и
проводит их с детьми (желательно одну и ту же игру проводить несколько раз в
неделю для получения лучшего результата).
Кроме того, ежедневно логопед рекомендует
проводить с некоторыми детьми артикуляционные, дыхательные и другие
упражнения по индивидуальным планам работы (по индивидуальным тетрадям,
закрепляя выполненные на логопедическом занятии упражнения). Имена (и Фамилии)
этих детей указываются ежедневно. В случае, если воспитатель сомневается в
методике проведения того или иного упражнения, логопед консультирует
воспитателей.
Графа «Отметка о выполнении». В данной графе воспитатель
оценивает уровень выполнения упражнений ребенком (качество выполнения) и
записывает результат, например: «выполнено», «не справился», «отлично»,
«хорошо», «выполнил в полном объеме», «справился», «значительные трудности» и
др.
По необходимости провожу
консультации и мастер-классы с воспитателями и
родителями по выполнению домашних заданий и практическим показом
артикуляционной и артикуляторной гимнастики.
Таким образом, тесная взаимосвязь учителя-логопеда и воспитателя
через тетрадь взаимосвязи позволяет добиваться положительных
результатов в коррекционно-развивающей работе с детьми с ОВЗ.