26.12.2022
Савченко Елена Васильевна
МДОУ ЦРР № «Радуга Детства»
elenasav1986@gmail.ru
«Родной язык является величайшим народным
наставником, учившим народ тогда, когда не было еще ни книг, ни
школ, и продолжающим учить его и тогда, когда появилась цивилизация»
К.Д.Ушинский.
К. Д. Ушинский высоко оценивал роль родного языка в духовном и
нравственном развитии человека. Пользуясь языком как средством общения, ребенок
впитывает в себя культуру поколений, познает окружающий мир и самого себя,
усваивает нормы социального взаимодействия. Владение культурой речи, умение
выражать содержательно и логично свои мысли являются необходимыми условиями
формирования интеллектуально и духовно развитой, социально-активной личности.
Именно поэтому в теории Ушинского родной язык выступает как один из основных
факторов воспитания и развития личности. Он указывал на неизмеримое значение
родного языка в формировании подрастающих поколений, которые вместе с языком
усваивают продукты духовного развития, пройденного народом в его«тысячелетнем
историческом движении». «Отнимите у народа все — и он все может вернуть, но
отнимите язык, и он никогда более уже не создаст его».
Первый опыт общения, указывал Ушинский, ребенок получает уже в
младенческом возрасте, поэтому все те, кто окружают ребенка с рождения,
являются его первыми учителями в освоении отечественного языка. Первые годы
жизни ребенка имеют решающее значение для дальнейшего развития его речи. Многие
из причин, обусловливающих задержку в этом развитии, и дефекты речи детей
в старшем возрасте кроются часто в условиях их жизни на этом раннем
этапе. К. Д. Ушинский отмечал, что речевая культура семьи зависит от ее
духовного мира, а не от социального положения родителей в обществе. Чем беднее
духовная сфера, в которой растет и развивается ребенок, тем скуднее его
словарный запас. Родителям с низким уровнем речевой культуры труднее передать
ребенку богатство мыслей, чувств, ощущений, объяснить ему причины различных
явлений и поступков. Чем выше уровень речевой культуры в семье, тем больше
возможностей в грамотном применении сложных языковых конструкций,
распространенных предложений и так далее. Изначально дети усваивают речь
подражанием в соответствии с тем, что слышат вокруг. В этом отношении они
непревзойденные мастера, соответственно проявления речевых особенностей
взрослых быстро становятся особенностями детской речи. Осознавая значение
собственного примера родителям необходимо соблюдать языковую норму, выбирать и
употреблять языковые средства в соответствии с требованиями коммуникативного,
этического компонента культуры речи, учитывая их социальный
характер. Язык, перенимаемый детьми у взрослых, не всегда безупречен:
«богатый в одном отношении, он бывает иногда чрезвычайно беден в другом,
испещрен неправильностями, недомолвками, варваризмами. Кроме того, в язык
ребенка входит множество уродливостей из окружающей его среды: в низшем классе
– это провинциализмы, а в высшем — чужеземные слова и обороты» Ушинский
отмечал, что в процессе общения со своими детьми родители передают им гораздо
больше, чем просто слова, предложения. Они показывают им пример взаимодействия
с другими людьми, умение решать определенные ситуации с помощью вербальных и
невербальных средств общения. На основании этого опыта у ребенка формируется
представление об окружающем его мире, осознание своего места в нем. Чем
раньше начинать грамотное и осознанное обучение родному языку, тем свободнее
ребенок будет им пользоваться в дальнейшем. При этом следует принимать во
внимание своеобразные и неповторимые особенности речи каждого ребенка,
проявляющиеся в способе выражения мыслей, умении использовать имеющиеся у него
в запасе речевые средства, а также в особенностях оформления высказывания
(мимика, интонация, жесты). Язык является одновременно и средством и
источником интеллектуального, нравственного, эстетического воспитания, который
формирует ребенка как личность. Грамотная речь служит залогом его
успешного обучения и развития. К. Д. Ушинский считал, что мировоззрение ребенка
формируют все учебные предметы, но, ведущая роль в этом бесспорно принадлежит
родному языку, так как «родное слово есть именно та духовная одежда, в которую
должно облечься всякое знание, чтобы сделаться истинной собственностью человеческого
сознания»
В педагогической системе К.Д. Ушинского центральное место занимает
учение о родном языке как основа в обучения и воспитания ребенка. Языку, его
роли в формировании личности он придавал огромное значение. Родной язык,
по Ушинскому, является хранилищем результатов познавательной деятельности
многих поколений, сокровищницей всех цветком всей духовной жизни
народа". В нем отражается вся история народа, его нравственные и
эстетические идеалы, его мысли и чувства, желания и надежды. В языке он
видел ту живую связь, которая соединяет прошлые, настоящие и будущие поколения
в единое целое. Посредством языка народ закрепляет в истории и передает в
наследие потомкам многовековой опыт своей трудовой и умственной деятельности,
результата духовной жизни. Язык - явление историческое, способное к
бесконечному развитию –Константин Дмитриевич подчеркивал исключительное
образовательное и воспитательное значение языка, называя его величайшим
народным наставником. В нем наиболее полно сохранились народная мудрость,
многовековым общественный опыт. Отражая в представлениях и понятиях природу
страны, историю народа, всю вообще объективную действительность, язык опомощью
своих форм передает учащимся большое количество реальных знаний. Осваивая
его неисчерпаемые богатства, дети приобщаются к подлинной жизни
народа. Язык для К.Д. Ушинского, как и для нас сейчас, - могучее средство
развития индивидуума. С его помощью ребенок добывает знания, развивает
мышление, общается с людьми. Наряду отрудовой деятельностью и другими факторами
воспитания он способствует развитию умственных сил ребенка, формирует
личность. Особенно К.Д. Ушинский подчеркивал роль языка, устного народного
творчества, литературы в деле воспитания у детей чувства патриотизма, любви к
родному краю, к своему народу, и его традициям, обычаям, его искусству,
культуре, истории - воспитание доброты, честности, гуманности, чувства
общественного долга, любви к природе, к труду, воспитатель широких эстетических
вкусов. Яркое отражение эти взгляды великого педагога нашли в его
классических учебниках "Детский мир" и "Родное олово".
Широко использованные в них образцы народного словесного творчества, удачно
подобранные отрывки из произведений выдающихся русских писателей, сочинения,
написанные для них самим автором, обладали гражданской устремленностью, служили
целям обучения и воспитания ребенка. Указания К.Д. Ушинского о роли
родного слова в развитии обучения и воспитания детой, о положительном
нравственном влиянии его на человека остаются жизненными, действенными и в наши
дни. В условиях острой идеологической борьбы, когда на Западе все большее
распространение получают "теории" дегуманизации современного
общества, воспитание у учащихся любви и уважения к родному языку, великому
русскому языку и языкам других народов нашей страны и воспитание у них
средствами родного языка высоких нравственных качеств имеет большое значение.
К.Д.Ушинский о целях
первоначального обучения русскому языку
К. Д. Ушинский в основу своей системы положил принцип народности,
являющийся ключом к пониманию его взглядов. Учение о родном языке занимает в
ней центральное место. В родном языке Ушинский видел величайшего народного
наставника, удивительного педагога, средство развития умственных и нравственных
сил ребенка. Язык помогает ребенку проникнуть в дух своего народа.
Родной язык учит многому, учит удивительно легко, по какому-то
недосягаемо облегчающему методу. Усваивая родной язык, ребенок усваивает не
одни только слова, их сложения и видоизменения, но бесконечное множество
понятий, воззрений на предметы, множество мыслей, чувств, художественных
образов, логику и философию языка. А главное – усваивает все это легко и скоро:
в 2–3 года столько, что и половины того не может усвоить в двадцать лет
последующего прилежного учения. Практическое освоение языка – необходимая
основа для изучения языка в школе. К. Д. Ушинский доказывал необходимость
воспитания и обучения на родном языке, широкого развития начальных школ для
народа, считал, что родной язык должен быть главным предметом первоначального
обучения. Это требование было прогрессивным, поскольку в России тех лет
наблюдалось преклонение перед иностранным языком и иностранными педагогами. К.
Д. Ушинский разработал и обосновал стройную систему обучения родному языку, без
которого «дитя долго, а может быть, и никогда не справится вполне с этим
громадным наследством – не сделает его действительно своим духовным
богатством». Преподавание отечественного языка имеет три цели: развитие дара
слова, т.е. умений выражать свои мысли в устной и письменной речи; усвоение
форм языка, выработанных как народом, так и художественной литературой;
усвоение грамматики, или логики, языка.
Для решения каждой цели Ушинский разработал систему упражнений,
отвечающих принципам наглядности, доступности, систематичности, последовательности
и постепенности, сознательности, развивающего обучения. Заслуга К. Д. Ушинского
состоит и в том, что он изменил содержание и методы первоначального обучения
родному языку, разработал звуковой аналитико-синтетический метод обучения
грамоте. Логические и речевые упражнения, тексты для чтения отражали доступный
и интересный детям мир народной жизни.
«Издавая руководство для учащихся по Родному слову, я имел в виду
не только школу, но и семью. У нас более чем где-нибудь распространено домашнее
первоначальное обучение, и дай Бог, чтобы оно распространялось и улучшалось.
Осмотрев множество заграничных школ для малолетних детей, я вынес из этого
осмотра полное убеждение, что первоначальное воспитание и учение детей, по
крайней мере до 8-летнего и даже до 10-летнего возраста, более на месте в
семье, чем в общественной школе, и что самая школа для малолетних детей тогда
только хороша, когда она вполне проникнута семейным характером и более похожа
на семью, чем на школу.
Я нередко любовался устройством малолетних школ за границею, но
всегда находил дурным, что они избавляют от необходимости заниматься с детьми
не только таких матерей, у которых весь день поглощен личным и тяжелым трудом,
но и таких, которые очень могли бы посвятить обучению своих малюток те немногие
часы или, лучше сказать, минуты дня, какие для этого нужны. С удивлением
заметил я потом, что в самой педагогической стране в мире вовсе не развиты в
женщине те педагогические наклонности, которые столь свойственны женской
природе.
Желал бы от всей души, чтобы на моей родине, рядом с устройством
малолетних школ для детей, не могущих, по каким-либо
уважительным причинам, пользоваться счастьем хорошего домашнего воспитания
и ученья, развивались в русской женщине наклонности и уменье самой заниматься
первоначальным воспитанием и обучением своих детей. Я желал бы, чтобы русская
женщина, испытав глубокое наслаждение самой учить и развивать своего ребенка,
не уступала этого наслаждения никому, без крайней необходимости. Что
женщине врождено стремление учить и развивать свое дитя, а вместе с
тем даны и необходимые для этого способности, – в этом не может быть
сомнения. И если многие матери, несмотря на все свое желание не
расставаться рано со своими детьми и учить их самим, тем не менее, поручают это
дело школе или чужим лицам, то это объясняется практическою неподготовленностью
матерей к делу первоначального обучения. Вот почему, назначая мой учебник не
только для школы, но и для семьи, я счел необходимым приложить к нему такое
руководство дляучащих, которое ведет их шаг за шагом в деле первоначального
обучения отечественному языку. Я в этой книге имел главною целью – помочь
начинающим учить и в особенности облегчить для матери и сделать для нее приятным
труд первоначального обучения». В своих «Воспоминаниях об обучении в
Новгород – Северской гимназии» К.Д. Ушинский рассказывал о неизгладимых
впечатлениях, которые оставила в его душе родная природа. Прекрасное
месторасположение родного дома, разнообразный, богатый ландшафт рано развили у
Ушинского любовь к родной природе. «Но как оживлялась и наполнялась
впечатлениями жизнь моя, — пишет он, — когда приближалась весна: я следил за
каждым ее шагом, за каждой малейшей переменой в борьбе зимы и лета. Тающий
снег, чернеющий лед реки… проталины в саду, земля… прилет птиц, оживающий лес,
шумно бегущие с гор ручьи – все было предметом моего страстного недремлющего
внимания». Форма и чинность, мучительная бессмыслица, официальный гул или
молчание, царящие в учебных заведениях больших городов, — во всем этом исчезает
личность. К.Д. Ушинский противопоставляет этому волю, простор, природу.
Воспитание высоких чувств и душевного благородства К.Д. Ушинский неизменно
связывал с воздействием на ребенка родной природы.
Использование природы в воспитании детей, а в более старшем
возрасте использование естествознания как науки о природе связано у К.Д.
Ушинского с идеей народности.
Воспитание, построенное на народности, должно углублять высокое
чувство любви к Отечеству. Необходимо хорошо знать свою родину, ее язык, ее
историю, ее природу.
Почему же К.Д. Ушинский остановил свое внимание именно на природе
в первоначальном обучении детей?
Прежде всего, этот выбор определяет наглядность предмета. Уже в
Предисловии к «Детскому миру» К.Д. Ушинский указывает, что наглядное обучение
должно предшествовать умственным упражнениям и начинаться в самом раннем
возрасте, еще прежде, чем ребенок выучится читать. Надо научить ребенка не
только думать, но и созерцать и «прежде даже созерцать, чем думать».
К.Д. Ушинского по праву признают основателем методики развития
речи детей как науки. Он научно обосновал основные цели, принципы и методы
первоначального обучения детей родному языку. Продолжая прогрессивные идеи
педагогов – демократов Ушинский считал, что процесс познания окружающего мира
осуществляется империческим методом (т.е. путем отражения
действительности внешнего мира в сознании человека), в ходе совместной
деятельности педагога и ребенка. Он отстаивал идею материального происхождения
языка, считал язык – следом духовной жизни народа. С усвоением языка дети
усваивают мысли и чувства предыдущих поколений – в этом проявляется роль языка
и мышления.
Основополагающая мысль Ушинского с том, что родной язык является
главным предметом изучения для ребенка, и все обучение основам наук должно
проходить только на родном языке после его усвоения. «Родное слово –
основа всякого умственного развития и сокровищница всех знаний» – подчеркивал
великий педагог. Обучение иностранному языку, по мнению Ушинского, способствует
развитию логики ума, расширяет сферу общения, но должно идти после усвоения
родного языка. Большое значение педагог придавал народному творчеству в
обучении родному языку и развитию чувств, эмоций и воображения ребенка,
подчеркивая красоту, меткость, образность малых форм фольклора и сказок.
Обосновывая методику первоначального обучения родному языку для
детей с 2-х до 7 лет, Ушинский определил принципы:
- обучение языку должно идти через непосредственное ознакомление с
окружающей жизнью;
- необходимы целенаправленное руководство взрослым и совместная
деятельность взрослого и ребенка;
- наглядность обучения (использование натуры, картин, моделей).
Большую роль в развитии речи он отводил художественной литературе:
определил круг детского чтения, сформулировал требования к детской литературе.
К.Д. Ушинский полагал, что литературное произведение «должно только
удовлетворять уже развивающемуся чувству в детях», потому выбор его для ребенка
достаточно затруднителен. Он предложил следующие принципы отбора пословиц,
поговорок, загадок и др. жанров: внешняя живописность, нравственный смысл,
доступность детскому пониманию.
Кроме того, Ушинский сам писал рассказы и сказки для детей,
которые и сегодня входят в программу детского чтения («Умей обождать», «Четыре
желания», «Утренние лучи»). Известны также народные сказки в его обработке.
Педагог выделил три основных
цели обучения родному языку:
- Развивать дар слова, т.е. обучить детей умению точно и
правильно называть словами предметы и явления окружающего мира, их признаки и
действия с ними;
- Учить облекать свои мысли в наилучшую форму. Это значит
научить детей рассказывать логически, последовательно. При этом ребенок может
сам выбрать тему рассказа сюжетного или описательного.
- Подготовить ребенка к изучению грамматики как науки путем
практических упражнений. Ушинский разработал серию упражнений со словами,
предложениями в занимательной игровой форме.
Наиболее полно весь литературный и дидактический материал для
обучения детей родному языку представлен в книге «Родное слово» (1864 г.).
Книга содержит три части:
- в первой дается дидактический материал по развитию словаря детей
(названия предметов по группам, неоконченные фразы и предложения, пословицы,
поговорки, потешки и картинки для занятий с детьми);
- во второй части приведен материал для чтения (сказки, рассказы)
и в системном порядке образцы словесных упражнений;
- в третьей части – литература для ознакомления детей с
литературой, культурой, традициями народа (легенды, думы).
Таким образом, «Родное слово» Ушинского можно считать первым
методическим пособием по развитию речи детей.
Большинство идей и рекомендаций К.Д. Ушинского легло в основу
дальнейших педагогических исследований разных сторон речевого развития ребенка.
Списоклитературы:
1. Казанская наука. №1
2013г
2. Ушинский К. Д. Педагогические сочинения: В 6 т. Т. 2.
Сост. С.Ф.Егоров. М.: Педагогика, 1998. 350с.
3. Шурыгина Ю. А. К. Д. Ушинский об изучении иностранных
языков. Актуальность, традиции, современность // Известия ПГПУ им. В.Г.
Белинского 2006 № 6.
4. Алексеева, М.М., Яшина, В.И. Методика развития речи и
обучения родному языку дошкольников / М.М. Алексеева, В.И. Яшина. – М. :
Академия, 2000. – 412 с.5
5. Ушинский, К.Д. Родное слово. Книга для учащихся /
К.Д. Ушинский // Избранные педагогические произведения. – М. :
Просвещение, 1968. – С. 89-151
6. Гоначаров Н.К. Педагогическая система Ушинского К.Д.
– М.: Педагогика, 1974.
7. Ушинский К.Д. Основы и система дидактики // Избранные
педагогические произведения. – М.: Просвещение, 1968.