Материально-техническое обеспечение образовательной деятельности, в том числе в отношении инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья
Оборудованные учебные кабинеты
Сведения
о количестве оборудованных учебных кабинетов
Муниципального
дошкольного образовательного учреждения «Центр развития ребенка – детский сад №
2 «Радуга Детства»
В ДОУ оборудовано 12 групповых ячеек, информационно
– методический центр, кабинет дополнительного образования, кабинет педагога –
психолога, кабинет учителя – логопеда, кабинет инструктора по физической
культуре, кабинет музыкального руководителя, мини – лаборатория «Научные
забавы», кабинет по профилактике ПДД и пожарной безопасности.
В детском саду созданы условия для
организации воспитательно-образовательной работы с дошкольниками, где РППС
обеспечивает всестороннее развитие дошкольников по познавательному, речевому,
социально-коммуникативному, художественно-эстетическому и физическому направлению
в различных видах детской деятельности.
Групповые ячейки оборудованы мебелью и
игровым оборудованием в достаточном количестве. Развивающая
предметно-пространственная среда детского сада организована с учетом интересов
детей, отвечает их возрастным особенностям, а так же с учётом ФГОС ДО. В каждой
группе размещены уголки активности для всестороннего развития детей, имеется
спальная комната, туалетная комната, буфетная, раздевалка. Мебель для каждого
воспитанника подобрана с учетом его роста.
Развивающая предметно – пространственная среда в ДОО,
отвечающая требованиям ФГОС ДО: |
|
РППС ДОО старается обеспечивать
максимальную реализацию образовательного потенциала пространства Организации,
Группы, а также территории, прилегающей к Организации (далее - участок),
учебных кабинетов, материалов,
оборудования и инвентаря для развития детей дошкольного возраста в
соответствии с особенностями каждого возрастного этапа, охраны и укрепления
их здоровья, учета особенностей и коррекции недостатков их развития. |
|
РППС групп содержательно- насыщенная |
соответствует
возрастным возможностям детей и содержанию ОП. Образовательное
пространство оснащено средствами обучения и воспитания (в том числе
техническими), соответствующими материалами, в том числе расходным игровым,
спортивным, оздоровительным оборудованием, инвентарем (в соответствии со
спецификой ОП). обеспечивает: - игровую,
познавательную, исследовательскую и творческую активность всех воспитанников,
экспериментирование с доступными детям материалами (в том числе с песком и
водой); -
двигательную активность, в том числе развитие крупной и мелкой моторики,
участие в подвижных играх и соревнованиях; -
эмоциональное благополучие детей во взаимодействии с
предметно-пространственным окружением; возможность
самовыражения детей. Для детей
младенческого и раннего возраста образовательное пространство предоставляет возможности для движения, предметной и
игровой деятельности с разными материалами. |
трансформируема |
возможны изменения
предметно-пространственной среды в зависимости от образовательной ситуации, в
том числе и от меняющихся интересов и
возможностей детей; |
полифункциональна |
Имеется
возможность разнообразного использования различных составляющих предметной
среды, например, детской мебели, матов, мягких модулей, ширм и т.д.;
присутствует наличие в
Организации, Группе, кабинете полифункциональных (не обладающих жестко
закрепленным способом употребления) предметов, пригодных для использования в
разных видах детской активности. |
РППС вариативна |
Применяется
периодическая сменяемость игрового материала, появление новых предметов,
стимулирующих игровую, двигательную, познавательную и исследовательскую
активность детей. |
Доступна |
свободный
доступ детей, в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья, к
играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающим все основные виды
детской активности; исправность
и сохранность материалов и оборудования. |
Безопасна
|
Обеспечено
соответствие всех элементов РППС к
требованиям по обеспечению надежности и безопасности их использования.
|
В группах оборудованы центры разной
направленности для развития детей:
- центр двигательной
активности с физкультурным оборудованием;
-
центр математики (сенсорики) со специальными пособиями, оборудованием и играми;
- центр конструирования
с различными видами конструкторов;
- центр
опытно-экспериментальной и
исследовательской деятельности с необходимым оборудованием;
- центр природы;
- центр
безопасности;
- центр
изобразительной деятельности;
- центр театрализованной
деятельности;
- музыкальный
центр;
- центр «Читаем
сами».
В каждой группе имеется необходимый
разнообразный игровой материал, накоплено и систематизировано методическое
обеспечение реализуемой образовательной программы.
Объекты для проведения практических занятий
Кабинет ПДД - обучение детей навыкам безопасного поведения на дорогах
Мини-лаборатория "Научные забавы" - научно-исследовательская деятельность
Библиотека
Библиотека в детском саду располагается
в информационно – методическом центре и кабинете
дополнительного образования. Весь книжный фонд ДОУ можно условно разделен на
три части и включает в себя:
·
Книги для
педагогических работников (методическая и справочная литература),
·
Репродукции
картин, иллюстративный материал, дидактические пособия,
·
Книги для
воспитанников: произведения, рекомендованные программой, по которой работает
ДОУ, сборники сказок, малых фольклорных форм, познавательной литературы,
произведения русских и зарубежных поэтов и писателей;
·
Книги совместного
пользования.
Методическая литература размещена по разделам:
«Физическое развитие», «Социально-личностное развитие», «Игра», «Коммуникация»,
«Экологическое воспитание», «Музыкальное развитие», «Художественная
литература», «Продуктивная деятельность», «Конструирование», «Дошкольная
педагогика», «Психология», «Познавательное», «Справочная литература» (различные
энциклопедии, справочники).
Значительное место отводится в методическом кабинете
периодическим изданиям профессиональной направленности. Дошкольное
образовательное учреждение ежегодно оформляет подписку на периодическую печать
журналы: «Дошкольное воспитание», «Дошкольная педагогика», «Справочник
руководителя дошкольного учреждения», «Справочник старшего воспитателя»,
«Медицинское обслуживание и организация питания в ДОУ», «Музыкальный руководитель».
В библиотеку детской художественной литературы входят,
прежде всего, произведения, рекомендованные программой, по которой работает
ДОУ. Кроме того, в этот раздел входят сборники сказок, малых фольклорных форм,
познавательной литературы, произведения русских и зарубежных поэтов и
писателей. Чтобы педагоги не тратили много времени на поиски нужной книги,
созданы библиографические списки по темам (о Родине, о природе, о технике и
т.д.), по разделам, по методикам, по отдельным проблемам.
Ведется систематический каталог журнальных статей, в
которых освещаются актуальные вопросы воспитания детей дошкольного возраста.
Весь книжный фонд учитывается.
Объекты спорта
В
ДОУ имеется физкультурный зал и две спортивных площадки, центры двигательной
активности в группах, оборудованные всем необходимым оборудованием и
инвентарём, нестандартным физкультурным оборудованием, соответствующим правилам
охраны жизни и здоровья детей, требованиям гигиены и эстетики.
Оборудование физкультурного
зала составляют:
- гимнастическая стенка
(10);
-
гимнастическая скамейка (4);
-
щит баскетбольный (2);
-
футбольные ворота (1);
-
стойка для прыжков в высоту (1);
-
мат (2);
-
дуги для подлезания (высота
-
дуги для подлезания (высота
-
дуги для подлезания (высота
–
игровые детали-атрибуты;
-
мяч резиновый большой (30);
-
мяч с шипами (25);
-
мяч средний (25);
-
мяч маленький (40);
-
мяч футбольный (3);
-
кегли (4 набора);
-
кубики пластмассовые (60);
-
гантели (50);
-
скакалки (25);
-
полусфера с шипами (5);
-
коврик с шипами круглый (5);
-
флажки (50);
-
обруч большой (25);
-
обруч средний (25);
-
гимнастические коврики (25);
-
кольцебросы (2 набора);
-
мешочки с песком (50);
-
палка гимнастическая (25);
-
диск металлический (4);
-
буйки (8);
-
тоннель (2);
-
набор теннисный детский (2);
-
набор «Городки (3);
-
набор «Кегли большие» (1);
-
дорожки для плоскостопия (5);
-
игра «Кто быстрее».
Предусмотрено удобное размещение оборудования, чтобы дети имели возможность
подходить к нему с разных сторон, не мешая друг другу.
Спортивная площадка имеет:
-
яму с песком для прыжков в длину;
-
стойки для игры в баскетбол;
-
ворота для игры в футбол;
-
бревно для равновесия;
-
лабиринт;
-
дорожку для бега (30м);
-
мишени разных типов;
-
футбольное поле.
Средства обучения и воспитания
Средства обучения наряду с живым словом педагога являются важным компонентом образовательного процесса и элементом учебно-материальной базы ДОУ. Являясь компонентом учебно-воспитательного процесса, средства обучения оказывают большое влияние на все другие его компоненты— цели, содержание, формы, методы.
Средства обучения— это объекты, созданные человеком, а также предметы естественной природы, используемые в образовательном процессе в качестве носителей учебной информации и инструмента деятельности педагога и обучающихся для достижения поставленных целей обучения, воспитания и развития.
В ДОУ имеются следующие средства обучения :
- печатные (учебники и учебные пособия, книги для чтения, хрестоматии, рабочие тетради, атласы, раздаточный материал и т.д.);
- электронные образовательные ресурсы ( образовательные мультимедиа мультимедийные учебники, сетевые образовательные ресурсы, мультимедийные универсальные энциклопедии и т.п.);
- аудиовизуальные (презентации, видеофильмы образовательные, учебные кинофильмы, учебные фильмы на цифровых носителях;
- наглядные плоскостные (плакаты, карты настенные, иллюстрации настенные, магнитные доски);
- демонстрационные (гербарии, муляжи, макеты, стенды);
- учебные приборы (компас, барометр, осадкомер, снегомер, солнечные часы.ветряной рукав, флюгер, микроскопы, колбы, и т.д.);
- тренажёры и спортивное оборудование (автотренажёры, гимнастическое оборудование, спортивные снаряды, мячи и т.п.).
Наиболее эффективное воздействие на воспитанников оказывают современные аудиовизуальные и мультимедийные средства обучения (электронные образовательные ресурсы). Аудиовизуальные средства, а также средства мультимедиа являются наиболее эффективным средством обучения и воспитания.
Принципы использования средств обучения:
- учет возрастных и психологических особенностей обучающихся;
- гармоничное использование разнообразных средств обучения: традиционных и современных для комплексного, целенаправленного воздействия на эмоции, сознание, поведение ребёнка через визуальную, аудиальную, кинестетическую системы восприятия в образовательных целях;
- учет дидактических целей и принципов дидактики (принципа наглядности, доступности и т.д.);
- сотворчество педагога и обучающегося;
- приоритет правил безопасности в использовании средств обучения.
Средства обучения и воспитания, используемые в детском саду для обеспечения образовательной деятельности, рассматриваются в соответствии с ФГОС к условиям реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования как совокупность учебно-методических, материальных, дидактических ресурсов, обеспечивающих эффективное решение воспитательно-образовательных задач в оптимальных условиях.
Комплексное оснащение воспитательно-образовательного процесса обеспечивает возможность организации как совместной деятельности взрослого и воспитанников, так и самостоятельной деятельности воспитанников не только в рамках НОД по освоению Программы, но и при проведении режимных моментов.
Предметно-развивающая среда создана с учетом интеграции образовательных областей. Материалы и оборудование могут использоваться и в ходе реализации других областей. Подбор средств обучения и воспитания осуществляется для тех видов детской деятельности (игровая, продуктивная, познавательно-исследовательская, коммуникативная, трудовая, музыкально-художественная деятельности, восприятие художественной литературы), которые в наибольшей степени способствуют решению развивающих задач на уровне дошкольного образования, а также с целью активизации двигательной активности ребенка.
Оборудование отвечает санитарно-эпидемиологическим нормам, гигиеническим, педагогическим и эстетическим требованиям.
Для всестороннего развития детей в каждой возрастной группе имеются дидактические средства: альбомы, художественная литература, дидактические игры, различные сюжетные игровые наборы и игрушки.
Специально оборудованная развивающая среда создана во всех группах детского сада. Изолированные тематические уголки и зоны: игровая, продуктивная, познавательно-исследовательская, коммуникативная и т.д.
Для формирования математических представленийимеются демонстрационные и раздаточные материалы для обучения счету, количеству, развитию представлений (схемы, плакаты), временных представлений (часы, календари) и пр.
Для конструктивной деятельности: крупный (напольный) и мелкий (настольный) строительные материалы, деревянные, пластмассовые, конструкторы: «Лего», металлические, деревянные и пр.
Для развития речи и речевого общения: наборы книг, картин, развивающие игры, схемы для составления рассказов, фланелеграф, ширма, разнообразные виды кукольного театра, аудио- и видеоаппаратура, телевизор, энциклопедии и пр.
Дляразвития игровой деятельности: наборы мягкой мебели, игры и игрушки для сюжетно-ролевых игр (с учетом гендерного подхода): («Кухня», «Столовая», «Больница», «Магазин», «Пожарные», «Инспектор ДПС», «Школа» и др.), для подвижных игр (маски, дополнительный материал), дидактических игр.
Для познавательной деятельностив группах созданы исследовательские уголки, где имеются дидактические пособия и игры, познавательная литература, энциклопедии, карты, схемы.
Для физического развитияв группах оборудованыфизкультурно-оздоровительный центры (спортивные уголки в группах) , в которых имеются:массажные коврики для стоп, ребристые дорожки, различные гири,спортивные тренажеры, обручи, мячи разных размеров, скакалки, кегли,малый,кольцеброс, мяч баскетбольный, теннисные ракетки, маски и атрибуты для подвижных игр. Все материалы соответствуют экологическим и гигиеническим требованиям.центры здоровья и физкультуры, в которых имеется различное оборудование:
На участке детского сада оборудованаспортивная площадкадля занятий детей на улице, на которой имеютсяпособиядля равновесия, для укрепления мышц рук, развития ловкости, лазанья, беговая дорожка, яма для прыжков, баскетбольное кольцо, ворота для игры в футбол.
Игровые площадки оснащеныпесочницами, качелями, столиками для игр и занятий;растет множество видов деревьев, цветущие кустарники, разбиты цветники.
Коллектив ежегодно облагораживает игровые площадки, пополняя новыми постройками и спортивными сооружениями,малыми архитектурными формами для активной физической деятельности воспитанников.
Материалы и пособия, предназначенные детям, доступны и функциональны, обеспечивают необходимые условия для самореализации.
Доступ к информационным системам и информационно-телекоммуникационным сетям
С 1 сентября 2012 г. вступил в силу Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. N436-ФЗ"О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию", согласно которому содержание и художественное оформление информации, предназначенной для обучения детей вобразовательных учреждениях, должны соответствовать содержанию и художественномуоформлению информации для детей данного возраста.Информационная безопасность в целом и особенно детей — одна из центральных задач, которую необходимо решить для России.
Электронные образовательные ресурсы, к которым обеспечивается доступ обучающихся
Доступ обучающихся (воспитанников) в том числе инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья, к электронным образовательным ресурсам не предусмотрен.
В педагогическом процессе (в работе с детьми) используется мультимедийная установка для демонстрации учебно-тематических презентаций.
Обеспечение доступа в здания образовательной организации, в том числе в общежитие, интернат, приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
Разработан паспорт доступности учреждения с учетом всех категорий лиц с ограниченными возможностями здоровья; в групповых помещениях обеспечен свободный доступ к играм и игрушкам.
Наличие специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья
Для обеспечения «равного доступа к образованию» для всех воспитанников с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей, в нашем детском саду имеются специальные технические средства обучения коллективного и индивидуального пользования для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья - (мультимедийные установки (проектор, ноутбук);
- музыкальные центры;
- развивающее оборудование